Программа дисциплины «Политическая философия» Для направления 030200. 62 Политология Курс III

Санкт-Петербургский филиал

Государственного Университета –

Высшей школы экономики

Кафедра Прикладной политологии

ПРОГРАММА дисциплины

«Политическая философия»

Для направления 030200.62 Политология

Курс III

Автор: Засл. деятель науки РФ, д. филос. наук,

профессор Тульчинский Григорий Львович

Согласовано УМО Одобрено на заседании кафедры

________________ Зав. кафедрой __________

«___» ____________ 200_г.

«__» ___________ 200_ г.

Утверждено Советом Факультета

__________________

Председатель

__________________

«__» ___________ 200_ г.

Санкт – Петербург

2010

I. Пояснительная записка

Курс «Политическая философия» предназначен для подготовки бакалавров специальности «Политология». Данная программа включает в себя: содержание дисциплины, перечень основной и дополнительной литературы, рекомендуемой студентам к самостоятельному изучению, а также перечень вопросов для подготовки к экзамену.

Программа предназначена для методического обеспечения учебного процесса по очной, заочной формам обучения. Прежде всего, данная программа призвана ориентировать студентов на самостоятельную работу по изучению дисциплины, определяет основные направления этой работы, а также основные методы её проведения.

Представленная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Политология». Пособие подготовлено на основе действующего законода­тельства Российской Федерации.

Изучение данной учебной дисциплины представляет собой составную неотъемлемую часть подготовки квалифицированных специалистов. Курс «Политическая философия» представляет собой одно из профилирующих дисциплин, предусматривающую изучение природы и содержания политической культуры, динамики ее развития.

Понимание сути политической культуры, основных теоретических концепций ее осмысления, знание закономерностей ее развития, ее структуры и современных форм, а также знание обстоятельств его становления в современной России является одним из важных аспектов подготовки современного специалиста по прикладной политологии.

Содержание программы курса основывается на работах отечественных и зарубежных классиков политической философии, на материалах современных исследований и публикаций, в том числе и выполненных автором курса.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины, включает в себя знакомство с основами философии, истории политических учений, а также стандартных курсов по обществознанию, отечественной и зарубежной истории.

Основными целями изучения курса являются:

- формирование у студентов научных представлений о сущности концепций политической философии, об источниках и исторических формах политической культуры, ее исторической динамике, особенностях и перспективах российской политической культуры.

- приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности;

- расширение у них политологического и профессионального кругозора.

Изучение курса осуществляется на основе проведения взаимосвязанных между собой видов учебных занятий и форм обуче­ния, к числу которых относятся лекционные, семинарские занятия, групповые дискуссии, деловые игры и самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы студентов. Особое значение придается самостоятельной работе студентов, которая предусматривает: повторение пройденного материала с использованием конспектов лекций, ознакомление с рекомендованной по каждой учебной теме литературой; в том числе и с использованием возможностей Интернета, подготовку и сообщений согласно тематике планов проведения семинаров и групповых дискуссий.

Виды и формы и контроля знаний.

● Текущий контроль знаний студентов: посещаемость, семинарские занятия, реферат с докладом по его содержанию.

● Промежуточный контроль: контрольная работа, домашнее задание.

● Итоговый контроль – экзамен.

Итоговая оценка складывается из оценок, полученных на семинарских занятиях, за контрольную работу, оценки за написание и презентацию реферата, ответа на экзамене.

Итоговая оценка складывается накопительным образом из всех перечисленных оценок с соответствующими весами от максимальных 10 баллов: посещаемость – 10%; за семинарские занятия (не менее 2-х сообщений) – 30 %; реферат с публичным докладом по его содержанию – 30%; контрольная работа (промежуточная аттестация) – 20%; домашнее задание – 10%.

Методика формирования результирующей оценки.

Оценивание знаний проводится по десятибалльной шкале и по накопительной системе.

В накопительной системе итоговая оценка может быть получена накоплением баллов за все формы текущего и промежуточного контроля, а также возможного ответа на экзамене.

Оценка по каждой форме контроля имеет свой вес в итоговой оценке.

- оценка за посещаемость составит пропорцию фактической посещаемости от 10% итоговой оценки,

- оценка за работу на семинарских занятиях составит пропорцию от 30% итоговой оценки,

- оценка за реферат с докладом – пропорцию от 30% итоговой оценки (без доклада – пропорцию от 15% итоговой оценки);

- оценка за контрольную работу (промежуточную аттестацию) – пропорцию от 20% итоговой оценки;

- оценка за домашнее задание – пропорция от 10% итоговой оценки;

Итоговая оценка будет представлять сумму оценок по каждому виду контроля.

Если студент будет согласен с накопленной оценкой, то она становится результирующей оценкой и выставляется в ведомость в 10-балльной шкале.

Если же студент не согласен или не накопил необходимое количество баллов, он сдает экзамен. Успешно сданный экзамен может увеличить итоговую оценку максимально на 1 балл. Экзаменационная оценка, таким образом, составляет пропорцию от 10% итоговой оценки. В этом случае, итоговая оценка состоит из накопленной оценки и оценки за экзамен.

В области умений, приобретаемых студентом в процессе изучения дисциплины, студент должен уметь:

- характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную политическую информацию, выявляя общие черты и различия в политической жизни, устанавливать соответствия между политическими событиями и явлениями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных политических явлений, включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов политической жизни;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия политической философии;

- осуществлять поиск информации в различных информационных системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную политическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов политической жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, политической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по политической проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания а процессе решения познавательных задач по актуальным политическим проблемам.

В качестве важного практического результата изучения политической философии могут быть следующие требования, согласно которым студенты должны быть способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами политической жизни;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных политических действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с политической точки зрения;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В связи с тем, что требования к предметным умениям выступают конкретизацией, применительно к обществоведческому материалу общеучебных умений, целесообразно осуществлять анализ уровня умений студентов по следующим основным направлениям:

  • анализ мыслительных умений: выделение главной мысли, идеи в лекции либо в письменном тексте, умение анализировать явление, сравнивать, обобщать, делать выводы, осуществлять перенос знаний (внутрипредметные и. межпредметные связи, связь с современностью, с личным жизненным опытом и т.д.), умение определять собственное позицию в отношении к получаемым на занятии сведениям, четко формулировать ее, аргументировать свою точку зрения, высказывать оценочные суждения, осуществлять самоанализ;

  • анализ коммуникативных умений: владение устной и письменной речью, умение вести диалог, участвовать в дискуссии; в развернутой монологической речи раскрывать содержание изучаемой проблемы, выступать с сообщениями и докладами;

  • анализ информационных умений: воспринимать сведения на слух, фиксировать их в виде записей; умения работать с письменными текстами, самостоятельно извлекая из них информацию и оформляя ее в виде цитат, извлечений, тезисов, конспектов и др.; умение систематизировать информацию в виде составления и заполнения таблиц, графиков, схем и др.;

  • анализ умений самоорганизации: умение планировать самостоятельную работу в процессе внеурочной деятельности по подготовке к семинару, коллоквиуму, диспуту; умение работать на занятии в группах сменного состава, участвовать в групповых формах деятельности; умение определять задачи самообразования и реализовывать их.

Выполнение требования: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в процессе изучения студентами данного курса может быть обеспечено на занятиях лишь частично (например, при проведении деловых игр, моделирующих жизненные ситуации, выполнении практических заданий и др.). Наиболее полный результат может быть достигнут лишь на основе их активного участия в жизни вуза, местного сообщества, общественной и политической деятельности в целом. Одной из форм учета этой стороны подготовки студентов может стать создание индивидуальных портофолио.

  1. Программа дисциплины «Политическое поведение» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы программы (1)

    Программа дисциплины
    Авторы курса: доктор политических наук, профессор и заведующий кафедрой политического поведения НИУ ВШЭ Урнов Марк Юрьевич, бакалавр политологии, преподаватель кафедры политического поведения НИУ ВШЭ Бахметьев Ярослав Александрович.
  2. Программа дисциплины «Политическое поведение» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Авторы программы (2)

    Программа дисциплины
  3. Программа дисциплины «Политическая конфликтология» Для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра Автор: к и. н. Каширских О. Н

    Программа дисциплины
    Цель курса - сформировать представление студентов об объекте, предмете, методах политической конфликтологии, генезисе взглядов на конфликт в тех или иных философских системах.
  4. Программа дисциплины «Политическое консультирование» для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор к ф. н. Матвейчев О. А

    Программа дисциплины
    Курс «Политическое консультирование» представляет собой авторскую программу, разработанную практикующим политическим консультантом на основании опыта, прежде всего, российских избирательных кампаний.
  5. Программа дисциплины «Политическая регионалистика» Для направления 030200. 62 «Политология» Подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Наличие базовых знаний по темам «политические институты и процессы», «политические элиты», «федерализм» и «региональная политика». Знание общих (в т.ч.
  6. Программа дисциплины Политическая конфликтология Для направления 030200. 62 Политология Автор Кириллина В. Н. д ф. н., профессор

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению данного курса, студенты должны обладать знаниями по курсу общей социологии, политологии и конфликтологии, владеть понятийным аппаратом, иметь представление о ведущих социологических и политологических теориях,
  7. Программа дисциплины Культура деловой и политической аргументации Для направления 030200. 62 Политология Курс III

    Программа дисциплины
    Аргументация – деятельность (теория и искусство), связанная с обоснованием конкретных утверждений, положений или мнений. Такое обоснование может включать анализ, критику, доказательство своей точки зрения, своего понимания проблемы
  8. Программа дисциплины Политическая регионалистика для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра Автор: профессор, д полит н

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Наличие базовых знаний по темам «политические институты и процессы», «политические элиты», «федерализм» и «региональная политика».
  9. Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 030200. 62 Политология, подготовки бакалавра, 031600. 62 Реклама и связь с общественностью (1)

    Программа дисциплины
    В различные периоды свой истории они испытывала колоссальное воздействие со стороны западных и восточных цивилизационных и макросоциоэкономических структур.

Другие похожие документы..