Учебно-методический комплекс сравнительная типология немецкого и русского языков для специальности: 033200 Иностранный язык (квалификация специалиста учитель немецкого языка)

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Факультет иностранных языков

Кафедра немецкой филологии

Учебно-методический комплекс

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ

НЕМЕЦКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

для специальности: 033200 – Иностранный язык

(квалификация специалиста – учитель немецкого языка)

Елабуга 2010

УДК 81’1

ББК 81.002.1

С34

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ

от 23.09.2010 г. протокол №6

Рецензенты:Шакирова Р.Д., доктор филологических наук, профессор

Гизатуллина А.В., кандидат педагогических наук, доцент

кафедры немецкой филологии ЕГПУ

Сибгатуллина А.А.

С34 Сравнительная типология немецкого и русского языков: учебно-методический комплекс / А.А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010. – 20с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры немецкой филологии

«19» мая 2010 г, протокол № 9

Одобрен на УМС факультета «25» мая 2010 г. протокол № 4

Утвержден на УМС ЕГПУ «17» июня 2010 г. протокол № 8

Предназначен для студентов специальности 033200 – Иностранный язык

УДК 81’1

ББК 81.002.1

  ЕГПУ, 2010

Содержание:

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

  2. Рабочая программа дисциплины «сравнительная типология» для специальности № 033200 – Иностранный язык (квалификация специалиста – учитель немецкого языка).

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Содержание практических занятий.

  4. Список базовых терминов по курсу «Сравнительная типология»

  5. Примерные материалы для проведения промежуточных и итоговой аттестации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

специальность 033200 Иностранный язык

квалификация – учитель иностранного языка

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника

ДПП.Ф.09 Сравнительная типология

Место сравнительной типологии среди других отраслей языкознания. Языковые универсалии; всеобщее, общее и особенное в языках. Понятие типа. Виды типологических исследований. Задачи сравнительной типологии. Методика типологических исследований. Сравнительная фонетика и сравнительная фонология. Способы грамматического выражения. Основные типы сходства и расхождений между языками в плане форм, значений и функционирования грамматических категорий. Типы синтаксической связи. Члены предложения и части речи в языках. Порядок слов. Номинативные средства языка. Словообразование. Объём значения слова. Мотивированное слово в языках. Ассиметрия лексического знака. Фразеология. Специфические модели фразеологизмов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Сравнительная типология немецкого и русского языков

для специальности № 033200 – ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

(квалификация специалиста – учитель немецкого языка)

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • ознакомление студентов с важнейшими общими понятиями типологии;

  • ознакомление студентов с наиболее важными проблемами современной типологии немецкого и русского языка.

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

  • выработка научно обоснованных представлений как об общих для родного и изучаемого иностранного языков, так и об их индивидуальных типологических характеристиках;

  • получение необходимых для дальнейшей работы с языком сведений о межъязыковых соответствиях выразительных средств сравниваемых языков и о зонах возможной интерференции родного языка на изучаемый иностранный язык;

  • изучение универсальных типологических категорий, свойственных человеческому языку как некоторой абстракции.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен

ЗНАТЬ:

  • теоретический материал в объеме учебной программы по курсу «Сравнительная типология немецкого и русского языков»;

  • основные понятия и термины, которыми оперирует дисциплина «Сравнительная типология немецкого и русского языков»;

УМЕТЬ:

  • соотносить изученные ранее теоретические и практические дисциплины с положениями сравнительной типологии;

  • различать понятия современной типологии;

  • использовать их в теоретических работах и применять их в будущей профессиональной деятельности.

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Всего часов

9 семестр

Общая трудоёмкость

108

108

Аудиторные занятия

16

16

Лекции

10

10

Практические занятия

6

6

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

92

92

Курсовые работы и рефераты

-

-

Вид итогового контроля

экзамен

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1 РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛЕКЦИЙ

ПРАК ЗАН

ЛАБ РАБ

САМРАБ

1

Введение в курс сравнительной типологии немецкого и русского языков. Сравнительно -типологическое описание фонемных систем немецкого и русского языка.

2

2

-

20

2

Сравнительная типология обязательных категорий в немецком и русском языках.

2

2

-

20

3

Особенности взаимодействия средств разных уровней при выражении языковых значений.

2

-

-

20

4

Типология словарного состава.

2

1

-

20

5

Элементы синтаксической типологии.

2

1

-

12

4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Введение в курс сравнительной типологии немецкого и русского языков.

Типология как раздел языкознания. Основные разделы современной типологии: универсология и характерология. Метод типологии. Место предмета в системе профессиональной подготовки студентов. Основные понятия современной типологии.

2. Сравнительно-типологическое описание фонемных систем немецкого и русского языка.

Сегментные и суперсегментные единицы сравниваемых языков. Система гласных фонем в немецком и русском языках. Дистинктивные признаки фонем. Система согласных фонем в немецком и русском языках. Характер словесного ударения. Особенности фразового ударения. Интонация немецкого и русского предложения.

3. Сравнительная типология обязательных категорий в немецком и русском языках.

Типологическое сравнение на морфологическом уровне. Категориальное значение как отправной момент в типологическом сравнении.Поле категории падежа.Поле категории числа.Поле категории определённости.Поле категории степени качества.Поле категории вида и времени.Поле категории залога.Поле категории модальности.Поле категории лица.

4. Особенности взаимодействия средств разных уровней при выражении языковых значений.

Взаимодействие единиц разных уровней и сфер.Связь грамматических категорий с частями речи и подклассами слов.Валентное взаимодействие слов. Основные явления избыточности – плеоназма.

5. Типология словарного состава.

Общие элементы в словарном составе. Морфологический состав слова. Средства словообразования в немецком и русском языках (перенос значения, производное словообразование, словосложение). Многозначность, омонимия, синонимия и антонимия в немецком и русском языках. Фразеологические единства. Лексико-семантические поля. Группировка слов (части речи, их классификация).

6. Элементы синтаксической типологии.

Понятия глубинной и поверхностной структур. Особенности предложения в немецком и русском языках. Полнота предложения. Особенности эллиптического усечения в немецком и русском языках. Функции порядка слов, его особенности. Место главных и второстепенных членов предложения.

4.3 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Абрамов Б.А. Теоретическая грамматика немецкого языка. Сопоставительная типология немецкого и русского языков: Учеб. для студ.вузов / Под ред. Н.Н.Семенюк, О.А.Радченко, Л.И.Гришаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Голубев А.П., Смирнова И.Б. Сравнительная фонетика английского, немецкого и французского языков: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

3. Зеленецкий А.Л., Монахов П.Ф. Сравнительная типология немецкого и русского языков: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Иностр.яз.». – М.: Просвещение, 1983.

4. Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004.

5. Зиндер Л.Р. Теоретический курс фонетики современного немецкого языка / Л.Р. Зиндер. - М.: ACADEMIA, 2003.

6. Казанцева, Ю.М. Новая грамматика немецкого языка. Теория и упражнения: Учебник/ Ю.М. Казанцева, С. Ю. Полякова. - М.: Высшая школа, 2006.

7. Левковская К.А. Немецкий язык: Фонетика, грамматика, лексика: Учебник. – М.: Академия. 2006.

8. Москальская О.И. Grammatik der deutschen Gegenwartssprache (Теоретическая грамматика современного немецкого языка). - М, 2005.

9. Ольшанский И.Г. Лексикология. Современный немецкий язык: учебник. – М.: Академия, 2006.



  1. Учебно-методический комплекс по курсу «теория и методика обучения иностранным языкам» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «история языка» Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Предмет истории языка. Основные законы исторического развития языка. Сравнительно-исторический метод изучения языков. Основные этапы исторического развития изучаемого языка, становление национального литературного языка в связи со становлением нации.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (35)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  4. Практический курс немецкого языка Учебно-методический комплекс дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Д. Практический курс немецкого языка как основного [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины/ Сост.: Кузьмина И.Н.; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  5. Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009

    Документ
    Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: обучение культуре и обучение, ориентированное на сдачу экзамена / Урал.
  6. Факультет иностранных языков (1)

    Документ
    Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт : материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Теория и методика обучения иностранным языкам в свете межкультурной коммуникации / отв.
  7. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25
  8. Справка (11)

    Документ
    3.5. Использование новых форм и методов, информационных технологий в процессе обучения студентов и в управлении кафедрой, использование интернет-технологий 21
  9. Информационный бюллетень новых поступлений (1)

    Информационный бюллетень
    Обращаем Ваше внимание, что издания по методике преподавания предметов можно найти как в разделе «Педагогика», так и в разделе соответствующей дисциплины.

Другие похожие документы..