Аналитическая информация о состоянии охраны труда в субъектах Российской Федерации по итогам I полугодия 2007 года

Аналитическая информация

о состоянии охраны труда в субъектах Российской Федерации по итогам I полугодия 2007 года

В соответствии со статьей 216 Трудового кодекса Российской Федерации государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

По решению президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 28 марта
2007 г. № 17) Минздравсоцразвития России разрабатывается программа действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить собственные мероприятия по снижению смертности населения от предотвратимых причин.

На запрос Минздравсоцразвития России (№ 169-МЗ от 28.06.07) из 78 регионов были получены материалы о подготовке соответствующих программ по улучшению условий и охраны труда, снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По информации субъектов Российской Федерации, практически во всех регионах приняты и реализуются целевые программы улучшения условий и охраны труда. В качестве приоритетных целей данных программ определены: повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основными задачами программ являются:

- формирование экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателем здоровых и безопасных условий труда;

- развитие государственной системы управления охраной труда;

- снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшение состояния условий и охраны труда;

- совершенствование организации обучения в области охраны труда;

- совершенствование социального партнерства в области охраны труда субъектов социально-трудовых отношений.

Мероприятиями региональных программ предусмотрено совершенствование государственного управления охраной труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, государственной экспертизы условий труда, обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В программах ставятся следующие целевых показатели (индикаторы):

- снижение процента работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам от общей численности работников в экономике;

- сокращение количества пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих и профзаболеваемости в расчете на 10 тысяч работающих;

- численность пострадавших от несчастных случаев на производстве в расчете на 1000 работающих;

- число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами
(чел./дней);

- численность лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием (чел.);

- снижение численности работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;

- увеличение количества аттестованных рабочих мест;

- удельный вес работников, занятых в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;

- удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом.

Ожидаемые конечные результаты реализации программ (индикаторы оценки результата) и показатели социально-экономической эффективности:

- снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- снижение численности пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих;

- снижение удельного веса рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;

- улучшение условий и охраны труда;

- повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающих, сокращение вследствие этого государственных расходов и непроизводственных затрат работодателей.

Социальный эффект от реализации программных мероприятий выражается в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении уровня безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работника, в усилении внимания к вопросам охраны труда всех участников этого процесса.

Экономический эффект от реализации программ обусловлен снижением затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью, повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени, снижением затрат на выплату компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.

В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере охраны труда в субъектах Российской Федерации действуют центры по охране труда, которые специализируются на оказании услуг в сфере труда.

Основными направлениями деятельности центров по охране труда являются:

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

- сертификация работ по охране труда в организациях;

- обеспечение предприятий и организаций нормативно-технической литературой по охране труда;

- обучение руководителей и отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда и трудового законодательства в рамках реализации Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В I полугодии 2007 г. вопросы улучшения условий и охраны труда рассматривались на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

Во всех региональных соглашениях предусмотрен раздел «Охрана труда», в котором определены совместные обязательства сторон по вопросам защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности, а также предусмотрены дополнительные меры по улучшению ус­ловий и охраны труда.

В коллективные договоры также включены разделы по охране труда, в которых предусматривается обязанность работодателей по обеспечению охраны труда в организациях, включающая в себя дополнительные отпуска за вредные условия труда; ненормированный рабочий день; своевременную выплату льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда; обучение и инструктаж, проверку знаний работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях; приобретение и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; выдачу молока и др. равноценных продуктов питания лицам, занятым во вредных условиях труда и др.

В отчетном периоде координация взаимодействия по вопросам охраны труда в субъектах Федерации осуществлялась межведомственными комиссиями и координационными советами по охране труда, деятельность которых была направлена на рассмотрение вопросов и подготовку предложений по реализации государственной политики в сфере охраны труда.

По информации органов по труду субъектов Федерации, на заседаниях комиссий в I полугодии 2007 года были рассмотрены следующие вопросы:

- о состоянии условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях в 2006 году и мерах по их улучшению;

- о состоянии охраны труда и производственного травматизма в организациях по итогам 2006 года;

- о соблюдении законодательства об охране труда;

- о соблюдении требований пожарной, промышленной и электробезопасности;

- об итогах работы по проведению дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за 2006 год и о ходе работы по проведению углубленных медицинских осмотров в 2007 году;

- об итогах смотров-конкурсов на лучшее состояние условий и охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях;

- о Всемирном дне охраны труда;

- о состоянии и мерах по повышению эффективности общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях.

Приложение

Охрана труда в субъектах Российской Федерации

Центральный федеральный округ

В Белгородской области с учетом задач, обозначенных в п. 5 Протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 28 марта 2007 года № 17 реализуется Программа улучшения условий и охраны труда в Белгородской области на 2006-2010 годы.

Программой предусмотрено развитие нормативной базы в сфере охраны труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда работодателей, специалистов, отдельных категорий застрахованных, информационное обеспечение охраны труда, аттестация рабочих мест по охране труда с последующей сертификацией работ по охране труда. На реализацию программы запланировано около 252 млн. руб.

Аналогичные программы приняты и реализуются в городском округе и всех муниципальных районах области.

В части реализации мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения от предотвратимых причин в области сформирована рабочая группа для разработки на 2008 год территориальной программы неотложных мероприятий по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений.

В Брянской области ведется работа по подготовке ведомственной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в организациях Брянской области на 2008-2010 годы». В числе основных мероприятий программы: совершенствование нормативной правовой базы охраны труда; обеспечение взаимодействия с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей в проведении государственной политики в области охраны труда; осуществление анализа информации о состоянии условий и охраны труда; участие управления труда в проведении сертификации работ по охране труда, в расследовании несчастных случаев на производстве.

Одной из профилактических мер по предупреждению нарушений требований норм и правил охраны труда, снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний является обязательное прохождение обучения по охране труда и проверки знаний требованиям охраны труда всеми работниками организации, в т.ч. ее руководителем.

Мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда в организациях области основаны на разработке и внедрении в организациях области системы управления охраной труда (СУОТ). Внедрение СУОТ, соответствующей новой модели стандарта по управлению охраной труда базируется на принципиально новых подходах к формированию корпоративной культуры охраны труда.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда являются важнейшими техническими мероприятиями Программы, результаты которых используются для улучшения условий и охраны труда работников и приведения в соответствие с требованиями норм охраны труда рабочих мест в организациях.

Реализация мероприятий Программы позволит снизить риски несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшить условия и охрану труда в организациях области.

В Воронежской области программой «Улучшение условий и охраны труда в Воронежской области на 2007-2010 годы» предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работающего населения, которые реализуются на 8755 объектах социально-трудовой сферы.

В разделах программы: «Санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое обеспечение охраны труда», «Развитие системы санаторной и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве», «Совершенствование системы оказания организациям области комплекса услуг по оценке производственных рисков, обеспечению безопасности производства, обучения персонала по охране и безопасности труда, оказанию первой помощи при травмах и неотложных состояниях» содержится комплекс мер, направленных на профилактику и предупреждение производственного травматизма, сокращение рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, усиление корпоративной социальной ответственности за формирование системы управления профессиональными рисками.

Особое внимание уделяется развитию социального партнерства между субъектами социально-трудовых отношений, развитию системы оказания учреждениями здравоохранения области профпатологической помощи, системы медицинской реабилитации пострадавших на производстве от профессиональных заболеваний.

В области формируется система поэтапной реабилитации пострадавших в результате производственных травм и профессиональных заболеваний, которая позволит оценивать эффективность и качество реабилитационных мероприятий, своевременно проводить их коррекцию. Участниками этой системы являются государственное учреждение Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, учреждения медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактические учреждения, отделение профпатологии ГУЗ «Воронежская областная клиническая больница №1», санаторно-курортные учреждения, ФГУП «Воронежское протезно-ортопедическое предприятие», Областной модельный центр профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Создан и ведется реестр профессиональных заболеваний, создана база данных для проведения социально-гигиенического мониторинга по условиям труда и профессиональной заболеваемости работающих на промышленных и сельскохозяйственных объектах.

В области совершенствуется система обучения по вопросам условий и охраны труда. В нее включены 9 обучающих центров, которые постоянно развивают и совершенствуют формы обучения, в том числе с применением новых информационных технологий, в центрах прошли обучение 9201 руководителей и специалистов различных категорий.

В ходе реализации мероприятий областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2007-2010 годы» планируется:

  • снижение производственного травматизма на 15% за весь период реализации Программы, в том числе со смертельным исходом на 15%;

  1. 2007 нормативные правовые документы правительства российской федерации правительство российской федерации постановление от 5 марта 2007 года n 144 Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году

    Документ
    В целях обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей в 2007 году и в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" Правительство Российской
  2. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2010 года

    Документ
    В первом полугодии 2010 года деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях выхода из кризиса, результатов принятых Правительством
  3. Информационно-аналитический доклад о деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике за I полугодие 2011 года

    Доклад
  4. Субъектов российской федерации (2)

    Закон
    В сборнике приведены законодательные и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере культуры и извлечений из них в части культуры, являющиеся законодательной базой деятельности организаций культуры, примеры государственного
  5. Информаци я о ходе выполнения Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации в 2006 году

    Документ
    Разработать комплексную программу по стимулированию широкомасштабного внедрения современных технологий перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо.
  6. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2006-2008 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области по итогам 2007 года

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению
  7. Информация о деятельности комитетов тпп РФ в первом полугодии 2009 года

    Документ
    В первом полугодии 2009 года деятельность Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса была сосредоточена на анализе ситуации в сфере МСП в условиях кризиса и подготовке на этой основе предложений
  8. Торгово-промышленная палата Российской Федерации (2)

    Документ
    Комитет ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них
  9. Информация о работе Тульской областной Думы за I полугодие 2009 года Тула

    Документ
    2. Взаимодействие Тульской областной Думы с федеральными органами, органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и местного самоуправления Тульской области,

Другие похожие документы..