Методическое пособие для библиотечных работников Содержание

Технологии 21 века для
библиотек: новые тенденции автоматизации

Методическое

пособие для библиотечных работников

Содержание

Предисловие. 3

Страницы истории автоматизации российских библиотек 4

Корпоративная каталогизация и виртуальные АБИС. 11

Комплексная автоматизация библиотеки или библиотека самообслуживания. 41

Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина - прообраз библиотеки будущего? 54

Заключение 58

Использованная и рекомендуемая литература 63

Предисловие.

Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно. В этом процессе не стали исключением и библиотечные системы.

Автоматизация библиотечных процессов – это использование технических средств и систем автоматизации в технологических библиотечно-библиографических процессах, частично или полностью освобождающих работников библиотеки от ручного труда, с целью повышения точности и полноты удовлетворения читательских запросов.

Массовая автоматизация библиотек, начавшаяся в конце 80-х - начале 90-х годов, повлекла за собой преобразование всей библиотечной сферы. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы обслуживания, принципы взаимодействия библиотек друг с другом. Библиотечные фонды пополняются новыми видами ресурсов – электронными. Заметное место в библиотечном обслуживании все больше занимает Интернет. Частично на смену традиционным библиотеками приходят «гибридные» и «виртуальные», а также медиатеки. Реальностью становится удаленное обслуживание пользователей, а также библиотеки самообслуживания.

В рамках данного пособия мы вспомним основные направления, по которым вот уже более 20 лет развивается библиотечная автоматизация, рассмотрим современные тенденции, намеченные и уже реализованные в данной сфере и познакомим с некоторыми проектами полной автоматизации работы библиотеки. Конечно не останется в стороне и новая национальная библиотека – Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина, которая позиционируется как прообраз библиотеки будущего.

Страницы истории автоматизации российских библиотек

Внедрение автоматизированных технологий в библиотеки переживало разные этапы. Сначала компьютер использовался вместо печатной машинки и библиографическая запись вводилась целиком с клавиатуры и размещалась на отдельном документе. Стало возможным искать книгу по любому элементу библиографической записи (например, по третьему слову в заглавии, по заглавию серии и т.п.), соответственно активизировалась работа по созданию электронных каталогов. Но увеличение объёма такого каталога привело к снижению скорости поиска при отборе заданных записей (поиск автора проводился не только в строке «автор», но и в заглавии, в области выходных данных и т.д.). Поиск в каталоге проводился прямым образом, т.е. аналогично поиску заданного слова в документе (или на странице).

На следующем этапе было принято решение разделить запись на отдельные элементы (поля), а знаки между областями ставить автоматически (согласно схеме). Это позволило организовать библиографическую запись как совокупность отдельных индексных файлов, каждый из которых содержал однотипные сведения (автор, заглавие, количественные характеристики и т.п.). Таким образом, каталогизатор при обработке документа должен был разделить элементы библиографической записи по соответствующим полям, а система при поиске обращалась только к тому файлу, по которому задан поиск.

В 1960-е годы произошла научно-техническая революция, которая во много раз увеличила информационный и документный поток, и библиотека физически не могла приобрести все документы по заданной теме. В литературе начинают разделять процессы комплектования и сбора информации. В первую очередь процесс сбора информации коснулся крупных научных библиотек, поскольку пользователи-специалисты нуждались в максимально полном информировании о существующих документах независимо от языка, размещения и т.п. Библиотеки приняли решение обмениваться библиографическими описаниями документов, создавать сводные каталоги (в первую очередь – научно-технической тематики). Для обмена данными в электронном виде (а научные библиотеки к тому моменту активно занимались организацией электронных каталогов) началась разработка специального коммуникативного формата.

Формат – совокупность правил записи и представления данных. Цель создания формата – стандартизация библиографического описания в машиночитаемой форме и свободный обмен записями. По сути дела, речь идёт о маркировке (разметке) библиографической записи таким образом, чтобы её воспринимала компьютерная программа, – подобно тому, как библиотекарь по знакам предписанной пунктуации (разделительным знакам) отличает область заглавия от серии или выходных данных.

По назначению различают:

  • Коммуникативные (обменные) форматы, обеспечивающие возможности обмена данными между системами. Эти форматы являются результатом соглашения, которое касается описания структуры и характера записей в массивах баз данных, предназначенных для обмена. Их принято делить по статусу (области распространения): международные (UNIMARC, MARC 21), государственные (USMARC, RUSMARC, Monocle, UNISIST), корпоративные (обеспечивают обмен данными внутри группы организаций).

  • Внутрисистемные форматы,предназначенные для решения служебных и пользовательских задач конкретной системы. Их принято делить по содержанию записываемых данных: формат для библиографических записей (данных) – базовый формат, применяемый для описания документов любого вида; формат для авторитетных данных – содержит важнейшую информацию о точках доступа в библиографических записях (имена лиц, унифицированные заглавия, названия организаций, географические и предметные термины); формат для общественной информации – содержит фактические данные (например, описание характера деятельности организации, контактную информацию и т.п.); формат для классификационных данных – содержит информацию о классификационных индексах, присваиваемых документу (сами индексы, пояснительные термины, ссылки и пр.).

MARC – от английского Machine-Readable Catalogue or Cataloguing (машиночитаемый каталог или каталогизация).

Первые машиночитаемые форматы появились в США в начале 1960-х годов. В 1966 году Библиотека Конгресса США создала формат MARC I с целью стандартизации записей в машиночитаемой форме. В 1968 году в результате американо-британского сотрудничества был создан общий коммуникативный формат MARC II. С начала 1970-х и до конца 1990-х годов в мире появилось более 50 MARC-подобных форматов, которые представляют собой как самостоятельные разработки. Созданные коммуникативные форматы отражают правила каталогизации, принятые в каждой стране, и не совпадают между собой. Кроме того, не все страны работают в формате MARC-группы, в ряде государств разработали свои национальные коммуникативные форматы.

Из-за наличия многочисленных форматов возникла необходимость в формате-посреднике – для использования мировым сообществом в целях обмена информацией. В 1977 году Рабочей группой IFLA был создан международный универсальный коммуникативный формат – UNIMARC. Для перевода в международный формат страны-участницы разработали специальные программы-конверторы (переводчики из национального коммуникативного формата).

Национальная версия России – RUSMARC – создана на основе UNIMARC по заказу Министерства культуры РФ под эгидой Российской библиотечной ассоциации и представлена Российской национальной библиотекой в 1998 году.

Семейство MARC-форматов постоянно развивается, дополняется новыми руководствами; помимо библиографических, обеспечивается машиночитаемая обработка данных авторитетного, классификационного и других типов. Имеются изменения коммуникативного формата, связанные с различными процессами, происходящими в области распространения информации: появление новых видов документов, новых носителей информации, усовершенствование автоматизации большого количества библиотечных процессов, способов кодировки данных и обмена информацией, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и пр. О влиянии коммуникативного формата на развитие стандартизированных библиотечных процессов свидетельствует, например, следующее:

  • появление формата представления библиографической записи по полям привело к изменению правил описания документов (повтор имени первого автора после косой черты в сведениях об ответственности). Это изменение связано с возможностью поиска по любому имени, независимо от того, является автор первым, вторым или, к примеру, пятым.

  • создание сводных баз и банков данных и выделение центров каталогизации, откуда можно заимствовать записи для собственных каталогов. Единый коммуникативный формат позволяет активно использовать правило интегрированной системы – однократный ввод и многократное применение.

  • создание авторитетных записей, позволяющих расширить информационные возможности автоматизированной системы, учесть принятые методические решения, проследить историю развития предмета (организации) и т.п.

В начале 1990-х годов в Интернете стал появляться доступ к электронным ресурсам библиотек. Наиболее ценными в тот момент были электронные каталоги библиотек, решающие задачу поиска необходимого источника информации, определения его наличия в фондах конкретной библиотеки. Это казалось огромной роскошью: нет необходимости идти непосредственно в библиотеку или вести переписку (переговоры) с библиотекой в другом городе, чтобы уточнить информацию о наличии книги в фонде или правильно записать порядок следования элементов библиографической записи.

Сегодня электронный каталог библиотеки – это норма, и основной акцент уже делается на полноту отражения фондов и наличие полнотекстового доступа к документу (или на услугу электронной доставки этого документа).

Для создания полноценных, построенных по всем правилам электронных каталогов с использованием MARC-форматов, необходимо специализированное программное обеспечение или автоматизированная библиотечно-информационная система (АИБС). АИБС - это основа автоматизации библиотеки. Без нее невозможно полноценное раскрытие фондов библиотеки, поиск информации и все виды библиографического обслуживания, а также создание полнотекстовых коллекций и книговыдача.

На сегодняшний день российский рынок АИБС это:

  • «OPAC-Global» от компании «ДИТ-М» (Москва)

  • «Моя библиотека» + «Эйдос» от компании «Библиотечная Компьютерная Сеть» («БКС») МГУ (Москва) /

  • «МАРК» от НПО «Информ-система» (Москва) /

  • «ИРБИС» от ГПНТБ (Москва)

  • «Руслан» от компании «Открытые библиотечные системы» (Санкт-Петербург) /rus/olsc/ruslan/doc/ruslan.html

  • «АС-Библиотека-3» от ГИВЦ Министерства культуры

  • и др., не имеющие столь массового распространения или созданные в отдельных библиотеках.

В рамках данного пособия мы не будем подробно останавливаться на особенностях каждой из перечисленных АБИС, тем более, что построены они по общим правилам, которые реализованы в них с большим или меньшим успехом.

В настоящее время функции традиционных АБИС становятся гораздо шире. Например, в связи с тем, что реализовано и реализуется множество проектов по созданию электронных библиотек, то к современным автоматизированным библиотечным системам предъявляются требования наличия средств эффективного полнотекстового поиска, а также возможность отображения и воспроизведения графической, видео- и аудио-информации. И конечно любая из АБИС должна уметь работать в корпоративной среде.

  1. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (1)

    Информационно-методическое пособие
    Печатное слово давно уже не является единственным источником информации и, соответственно, знания. В 20 веке ему в дополнение пришло понятие «мультимедиа», т.
  2. Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

    Методические рекомендации
    О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П.
  3. Методическое пособие для нпо содержание Введение

    Информационно-методическое пособие
    Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов.
  4. Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

    Информационно-методическое пособие
    В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами
  5. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  6. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  7. Методическое пособие для вожатых Профессиональное самоопределение II

    Информационно-методическое пособие
    ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности(0 — вовсе нет, I— пожалуй так,
  8. Методическое пособие для выполнения курсовых работ для студентов экономических специальностей Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие для выполнения курсовых работ составлено доцентом кафедры Л.Е. Красильниковой. Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.
  9. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Другие похожие документы..