Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень основной литературы

  1. Волкова А.И. Основы психологии рекламы / А.И. Волкова, В.В. Пижугийда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 415 с.

  2. Капран В.И. Психология и разработка рекламной продукции- М- Академия- 2008-240с. Гриф УМО «Рекомендовано»

  3. Лебедев – Любимов А. Психология рекламы.- СПб- Питер- 2003- 369с. Гриф УМО «Рекомендовано»

  4. Психология в рекламе / под ред. П.К. Власова / 2-е издание. Дополненное, переработанное, исправленное. – Х.: Изд-во Гумагитарный Центр, 2007. –320с

  5. Психология и психоанализ рекламы: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. – 752с.

.

Перечень дополнительной литературы

  1. Багиров Э. Телевидение как средство массовой информации и ху­дожественная культура // Проблемы телевидения. — М.: Изда­тельство Московского университета, 1976.

  2. Бове К., Арене У. Современная реклама: Пер с англ. — Тольятти: Издательский дом «Довгань», 1997.

  3. Богомолова Н, Социальная психология печати, радио и телевиде­ния. — М.: Издательство Московского университета, 1991. Голядкин Н. Творческая телереклама. — М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.

  4. . Трушин Б. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. — М.: Политиздат, 1987.

  5. Дридзе Т. Текстовая деятельность в структуре социальной ком­муникации. — М.: Наука, 1984.

  6. Картер Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. — М.: Бизнес-ин-форм, 1998.

  7. Система средств массовой информации России. Учебное посо­бие для вузов / Под ред. Я. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2001. . Смирнова М. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах / Учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1984.

  8. Федотова Л. К вопросу о рейтинге телепередач // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 1991. — № 6.

  9. Федотова Л. Анализ содержания телевизионных передач. Учеб­ное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 1992. Федотова Л. Реклама в социальном пространстве: социологичес­кие эссе. — М.: Московское рекламное обозрение, 1996.

  10. Шариков А. Темпоральные закономерности городской телевизи­онной аудитории России (опыт мониторинговых исследований: 1994-96 гг.) // Мир России. - 1997. - № 1. - С. 79-106.

  11. Шерковин Ю. Психологические проблемы массовых информаци­онных процессов. — М.: Наука, 1973.

Методические указания студенту по подготовке к лекциям и практическим занятиям

Уважаемые студенты!

Изучение данной дисциплины приходится по учебному плану на 9 семестр вашего обучения. Это блок дисциплин, которые носят название – дисциплины специализации которые формируют углубленные представления о профессиональной деятельности и расширяют спектр профессиональных возможностей для будущего трудоустройства.

Данный курс позволит вам не только систематизировать полученные теоретические знания, укрепить исследовательские навыки, но и даст возможность ориентироваться в новом предметном поле. Это особенно важно для специализации «Психология труда и инженерная психология», так как рекламная деятельность является необходимой для любого предприятия или учреждения.

Реклама и услуги по её созданию и оценке являются одними из самых востребованных направлений деятельности. В рамках данного направления открываются широчайшие возможности для научного поиска, финансового благосостояния и профессионального роста.

В рамках курса «Психология рекламы» планируется изучить технологию её создания, механизмы построения рекламного сообщения, специфику его восприятия, основные психотехнические приёмы, используемые при его создании а также особенности каналов трансляции рекламы.

Кроме того, одной из задач данного курса является формирование умений по оценке рекламных продуктов. Студентам представится возможность ознакомиься с алгоритмом оценки рекламных сообщений и самостоятельно произвести их анализ (функциональный, мотивационный, семантический, сравнительный и проч.).

Помимо аналитических работ планируется выполнение исследовательских работ (на предмет изучения целевой аудитории, оценке эффективности рекламного ролика) и творческих видов деятельности. Так, каждый из студентов к концу изучения курса предоставляет авторский рекламный ролик созданный с учётом приобретённых знаний.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям обратите внимание на вид занятия и особенности его проведения.

Дисциплина «Психология рекламы» является прикладной, поэтому работа студентов на семинарских занятиях по данному курсу носит практико-ориентированный характер. Большое значение в этой связи уделяется самостоятельной работе студентов.

Поэтому семинарских занятий как таковых не много. Большинство практических занятий имеют характер защиты исследовательских или творческих работ, на которых осуществляется рефлексивная и аналитическая деятельность, производится контроль учебной деятельности и т. д.

В отдельных случаях для закрепления изученного материала предполагается использование деловых игр.

Раздел 1. Общие представления об объекте науки Психология рекламы

Лекционное занятие №1 Развитие прорекламной деятельности. Факторы развития прорекламной деятельности. Основные формы прорекламной деятельности в древние времена,  

Связь рекламы с историей развития общества. История рекламы в России и за рубежом. Рекламные тексты в античности. Формы рекламной деятельности в Западно-Европейском средневековье. Формирование средств рекламной деятельности в России в 17-18 веках. Эволюция рекламы в русской прессе 18-19 веков. Реклама в послереволюционной России (20-е годы 20 века). Особенности рекламы советского периода. Перестройка и реклама.

Вводное семинарское занятие №1.

Тема: Роль рекламы в современной действительности

Цель: сформировать собственное отношение учащихся о рекламе и её роли в современной действительности.

Метод: «дискуссионная игра»:

учащимся предлагается разделиться, в зависимости от отношения к указанной проблематике (в целом положительного или отрицательного отношения к феномену рекламы) разделиться на две команды.

По одному представителю от каждой группы поочерёдно выходят на «ринг»

Они должны выдвигать аргументы в пользу рекламы и против неё.

На каждый аргумент соперника «за» представитель второй команды должен найти контраргумент или аргумент «против». У кого быстрей заканчиваются аргументы, считается проигравшим. Члены команды при необходимости могут поддерживать своего представителя.

Список вопросов для обсуждения:

  1. Влияет ли реклама на жизненные ценности людей? Каким образом? Каков характер этого влияния? Каковы негативные и позитивные моменты этого влияния?

  2. Какова взаимосвязь рекламы со СМИ? Что из них является определяющим?

Каковы положительные и отрицательные аспекты этого влияния?

  1. Этична ли современная реклама? Уместны ли её количество, её тематика, её форма?

  2. Как реклама отражается на наших представлениях о себе и других? Положительные и отрицательные стороны

  3. Пропагандистская реклама (рекламирование идей).Польза и угроза.

Литература:

Ч. Сэндидж, В. Фрайцбургер. К. Ротцолл гл. «Изучение потребителей» фрагмент из книги «Психология и психоанализ рекламы: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №1:

Написание эссэ на тему «Роль рекламы в современном мире», с обозначение собственной позиции по следующим аспектам:

  1. какова роль психологии в изучении рекламной деятельности?

  2. какие направления изучения рекламной деятельности являются наиболее перспективными?

  3. какие вопросы изучения рекламной деятельности являются наиболее дискуссионными.

  4. какова цель науки психология рекламы и её функции.

  5. каковы основные преимущества и опасности рекламной деятельности.

Лекционное занятие №2 Сущность и функции рекламы

Понятие рекламы, специфические черты как социо - культурного и психологического феномена. Роли и функции рекламы, структурные элементы рекламы, их характеристика, типология рекламы, основные направление рекламной деятельности

Практическое занятие № 2

по теме технология создания рекламы

цель: сформировать умения конструирования замысла рекламного сообщения и закрепить навыки исследовательской деятельности.

Составление замысла будущего рекламного продукта.

1. Определение рекламного объекта, и целевой аудитории (выбирается очень локализованный, специфический сегмент для возможности его дальнейшего изучения например: первокурсники гуманитарного факультета или преподаватели кафедры иностранных языков.

2. Групповая разработка программы психологического исследования целевой аудитории по направлениям:

- социально – демографические характеристики

- базовые ценности

- потребительские предпочтения

- отношения к рекламируемому объекту и т.д.

Проекты представляются к защите, коллективному обсуждению и рефлексивной оценке проделанной работы

Вопросы и задания для самостоятельной работы 2.

На основе рекомендованной литературы Вам необходимо письменно подготовить ответы на предложенные вопросы для последующей их проверки:

    1. По какому принципу выбирается целевая аудитория дли рекламного объекта?

    2. Какие принципы лежат в основе её изучения?

    3. Какими способами происходит изучение целевой аудитории?

    4. По каким направлениям происходит её изучение?

    5. С какими основными ошибками сталкивается исследователь?

Литература:

Сэндидж Чарльз, Фрайбургер Вернон, Ротцолл Ким. Реклама. Теория и практика. - М.; Прогресс, - 1989,

Бове Корланд, Аренс Вильям. Современная реклама.- Тольятти, Издательский дом "Довгань",1995

Феофанов О.А. США: реклама и общество. - М.: Мысль, - 1974

Ромат Е.В. Реклама.- Учебное пособие. -Изд. 2-е. Харьков- НВФ "Студцентр", 1996

Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., Изд-во "Центр", 1996

II. Разработать систему рекомендаций для исследования целевой аудитории рекламы

Раздел 2 Технология создания рекламы.

Лекционное занятие №3. Разработка рекламной концепции

Понятие концепции, сущность и особенности рекламной концепции. Определение рекламной концепции. Роль, функции рекламной концепции. Структурные элементы: объект и уровни его описания, предмет и основания для его определения, целевая аудитория и способы её конструирования, цель рекламной концепции и её разновидности, подходы к разработке концепции рекламы.

Практическое занятие №3

по теме Разработка рекламной концепции

цель: сформировать умения конструирования концепции рекламного сообщения

Предполагает на основе материалов лекций и изучении дополнительной литературы определиться с замыслом будущего рекламного ролика. Разработать его концепцию, которая предполагает:

описание объекта рекламы по уровням (аксиологический, динамический, статический)

определение целевой аудитории (описание её социально-демографических, психологических характеристик, особенностей отношения к объекту рекламы (установок, ассоциаций, стереотипов восприятия и т.д.)

определение цели рекламы (её конкретная формулировка)

определения предмета рекламы (конкретного содержания которое нужно донести до потребителя).

На семинарском занятии концепция представляется к защите, коллективному обсуждению и рефлексивной оценке проделанной работы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №3

Необходимо произвести анализ концепций предложенных рекламных роликов.

  1. Cоca-cоla

  2. Pepsy-cola

  3. Fanta

  4. Gazer

  5. Квас Никола

Критерии для анализа:

- объекты (что выступает в качестве объекта рекламы),

- предметы (Какой из уровней описание предмета проработан лучше? На каком акцентировано внимание? В каком из роликов лучше всего проработан предмет?)

-рекламные цели (Какая цель положена в основание ролика и какими средствами она достигается, какой из роликов является наиболее целесообразным и почему?)

- целевые аудитории (Чья целевая аудитория является наиболее специфической? Насколько однородны целевые аудитории данных роликов, по какому критерию они выделены, насколько хорошо учтены интересы целевых групп?)

- ориентация на внешние условия. (Есть ли указание в роликах на актуальные события действительности? Присутствуют ли они в роликах прямо или косвенно?)

Сделать вывод о качестве рекламных концепций каждого из предложенных рекламных роликов и определить рекламу с самой проработанной концепцией. Ответ аргументировать.

Лекционное занятие4. Разработка рекламной стратегии

Рекламная стратегия. Понятие, сущность. Цель, задачи рекламной стратегии. Гипотеза и её разновидности. Алгоритм построения рекламной стратегии. Требования к разработке рекламной стратегии.

Практическое занятие №4.

По теме Разработка рекламной концепции

цель: сформировать умения конструирования концепции рекламного сообщения закрепление навыков исследовательской деятельности

Предоставление результатов исследования целевой аудитории. Публичная защита с последующим обсуждением и оценкой.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №4

Составление рекламных стратегий для продвижения аналогичных товаров разным целевым аудиториям.

Этапы работы

    1. выбор товара или услуги

    2. определение и описание предполагаемой целевой аудитории (принять во внимание следующие параметры: социально-демографические характеристики, базовые потребительские установки, ценности и стереотипы восприятия)

    3. на основе общей концепции разработка различных стратегий продвижения.

    4. предоставление результатов в табличной форме.

Лекционное занятие №5. Разработка рекламного плана.

Рекламный план. Понятие. Характеристика, специфика, функциональное предназначение. Параметры рекламного плана. Правила и особенности построения: Разработка медиа - плана, разработка тематико-финансового плана,

Практическое занятие №5

по теме Разработка рекламной стратегии и рекламного плана

цель: сформировать умения конструирования стратегии рекламного сообщения закрепление навыков исследовательской деятельности

В рамках данного семинара происходит защита рекламной стратегии.

Студенты должны предоставить разработку рекламной стратегии которая включает указание способов реализации рекламной концепции

  1. Среди задач определение главных и второстепенных

  2. Определение последовательности решаемых задач

  3. Определение способов решения каждой из задач

- выбираем канал коммуникации

- определяемся с интенсивностью выхода рекламы, её объём

- выбираем способ конструирования рекламного сообщения

Определяем способы и критерии мониторинга

К стратегии в письменном виде прилагается план с графиком выполнения всех видов работ, распределением полномочий, подписями ответственных лиц.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №5

Задание: разработать КОМПЛЕКСНУЮ рекламную кампанию товара/фирм

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» для студентов очного отделения специальности 350700 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций. Цели и общие требования к рекламе. Функции рекламы. Реклама и общество. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие, их взаимодействие.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины телефонное консультирование Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Телефонное консультирование» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины аналитика Интернет проектов Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Понятия «интернет-аналитика», «веб-аналитика». Развитие технологии и практики в анализе посещаемости сайтов и оценке эффективности интернет-проектов в целом.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины: Этика и эстетика Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Этика и эстетика: Познакомить слушателей с понятиями «этика и эстетика». Выявить этические нормы в учениях учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммада.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология сми и Public relation Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология СМИ и Public Relation» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Cоциальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины отечественная история для студентов специальностей: 032401 «Реклама»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы рекламы» опережающего профессионального обучения и повышения квалификации (опо и пк)

    Учебно-методический комплекс
    В рамках данной программы реклама рассматривается как одна из форм коммуникации, что предполагает знакомство с основными этапами истории развития рекламы, понимание таких явлений как реклама и современный культурный контекст, реклама

Другие похожие документы..