Общее языкознание: предмет и задачи курса

  1. Общее языкознание: предмет и задачи курса.

Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м. быть присущи отдельным конкретным языкам или их группам. Наряду с такими частными закономерностями в каждом языке мира м. быть вскрыты некоторые общие закономерности, присущие всем или большинству языков человечества. Поэтому предмет курса «Общее язык-е» соотносится с такими понятиями как «частное» и «общее» язык-е. Частное – изучает отд. язык или группу языков: русистика, славистика. Изуч-ся внутр. устройство, отличительные особенные условия, в оторванности от внешнего мира. Общее – изучает универсалии, то, что объединяет разные языки. Если рассматривать язык с точки зр-я языковой и внеязыковой, то Внешняя лингвистика изучает то, как язык соотносится с внешними факторами (социолингвистика, психолингв., этнолингв., прагмалингв.). Внутренняя линвистика изучает внутр. устройство: яз ед-цы, уровни языка, особенности внутр. развития языка (законы).

Также можно рассматривать язык в диахроническом и синхроническом аспекте. Диахроническое – рассматривает состояние языка на протяжении всей истории, а синхроническое – только на определённом этапе.

Кроме того, языкоз-е может быть практическим, теоретич., прикладным. Практическое – заним-ся конкретными языками с целью их использ-я как ср-ва общения. Теоретическое – изучает сущность языка как системы, его ед-цы и соотношение м/ду ними, природу грамматич. Категорий и проч. Прикладное – отрасль заним-ся разработкой и приложениейм лингвистич. данных к потребностям общ-ва.

Т.о., общее яз-е изучает закономерности, хар-ые д/всех языков. Общие закономерности – это чел. язык в целом, язык как соц. явл-е, как ср-во познания, язык в его связи с мышлением, язык как явл-е культуры, язык как системи знаков, язык как особая структура. Общее яз-е – дисциплина теоретическая, внешняя и обычно синхронич. В современном мире намечаются тенденции расширения объекта лингвистики. Всё больше внешних факторов входит в объект яз-я: 1) гендерный, 2) национально-культ., 3) психологич., 4) социологич. Т.о., яз-е заним-ся внутренним устройством языка, вместе с факторами, обусловливающими его ф-ционир-е и развитие.

Основные проблемы курса: 1) установить объект лингвистики, го границы, отделение от смежных наук. 2) проблема внутр. членения языка и внутр. связей, 3) особенности ф-ционир-я языка, его внешние связи, 4) проблема развития языка, 5) проблема знаковости языка и его место среди других знаковых систем, 6) проблема типологии языков мира, 7) проблема яз-х универсалий, 8) проблема методов, методик изуч-я языка.

2. Проблема природы и сущности языка.

Природа и сущность – понятия весьма близкие, но различать их следует. Под природой понимается исток, природа – это то, откуда берётся суть предмета. Сущность же – это внутренняя основа, содержательный смысл, сама суть чего-либо. Многокачественная природа языка подразумевает под собой объединение 3х факторов: биологический, психологический, социальный. 1. Язык биологичен и с этой точки зр-я – язык явление врождённое. Придерживались этого взгляда: Якоб Гримм, В. Гумбольдт. Язык без сомнения биологическое явление, т.к. связан с физиологическими процессами, протекающими в организме человека, деятельностью органов человеческого организма. Не будь у человека языка (как органа производства речи) или любого другого физиологич. компонента, человек при всём своём желании в социальном плане реализоваться, при абсолютной работе мышления, логической способности постоения мысли не сможет произвести ни одного звука. Речевая деят-сть, способность к обучению непосредственно связаны с биологич. особенностями, с работой головного мозга. 2. С точки зр-я психологии – язык психическое явл-е. В. Гумбольдт: язык – результат духовной жизни, деятельности всего народа, выражение разума (коллективного). А.А. Потебня, В. Вундт: в сущности языка лежат психологич. категории, результат мышления. И.А. Бодуэн де Куртенэ, Щерба: язык – фактор говорящего человека, язык связан со всеми псиич. процессами. Психологическая составляющая природы языка также связана с работой головного мозга, с особенностями психики. Чтобы речь порождалась, необходимо чтобы из головного мозга поступали соответствующие нервные импульсы. Их логичность и своевременность обеспечивается правильной работой мозга, способностью накапливать и отражать знания, логичностью мышления, нервной системой. Психологический аспект изучается в курсе когнетивной лингвистики.

3. Язык также социален. Ф-ция общения для языка – главная, господствующая ф-ция. Именно в этой своей ф-ции язык нужен людям, нужен обществу. Язык появляется из необходимости людей в процессе трудовой деятельности. Об этом уже высказывались мысли в работах В. Гумбольдта и Гегеля, в американской лингвистике соц. аспекты языка привлекали внимание Э. Сепира и Б. Уорфа. В отечественном яз-ии проблему «Язык и общ-во» осмысливали под разными углами зрения В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба и др. учёные.

3. Вопрос о происхождении языка: основные гипотезы.

Вопрос о происхождении языка явл-ся не решённым. Он даже снимается с обсуждения на конференциях. Нужно, чтобы люди накопили знания. Одни связывают появление языка с магической заинтересованностью людей (религиозный феномен), другие – с социальными факторами, третьи – с биологическими основами, четвёртые – с психологией и проч. Среди гипотез о происхождении выделяются: 1) легенды и сказания, 2) религиозные гипотезы, 3) научные гипотезы: а) античные теории (школы Фюзей и Тесей, стоики), б) теории Нового времени (Лейбниц, Ж.Ж. Руссо).

Так, например, внечеловеческое появление языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Античные мыслители и «отцы церкви» в раннем средневековье сомневались, как мог Бог обучить людей грамматике. Возникла формула: Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов. Но есть и другие теории: Т. Фюзей – язык имеет природное происхождение (Гераклит Эфесский, 1 в до н.э.). « Имена – это тени, отражения вещей» Тот, кто называет вещь, открывает созданное природой, правильное имя. Учёные вновь и вновь обращались к этой теории. Особенно, когда выявляли сходства корней слов в разных языках. Потебня возвращ-ся к этой теории: «Есть внутренняя форма, идущая изнутри вещи».

В советское время наука больше поддерживала Т. Тесей – имена устанавливаются согласно договору м/ду людьми или обычаю. Можно объяснить тем, что в языке много немотивированных слов.

Т. звукоподражания идёт от стоиков, получила поддержку в 19 и даже 20 вв. Суть: «безъязычный чел-к», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом. Пр: ку-ку, кап-кап.. Но таких слов оч мало. И звукоподражать можно только звучащему, как же тогда назвать безгласное: дом, камень. Отрицать теорию нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным способом возник язык, было бы неправильным. Т. междометий идёт от эпикурейцев, противников стоиков. Её суть: первобытные люди инстинктивные животные вопли превращали в «естественные звуки» - междометия, кот сопровождали эмоции. Отсюда и произошли все ост слова. Эту точку зр-я в 18 в. поддерживал Руссо. Междометия входят в состав любого языка, но снова таких слов оч немного. Причина появл-я языка сторонниками этой теории связ-ся с экспрессивной ф-цией. Но есть многое в языке, что не связано с экспрессией. Т. трудовых выкриков возникла в 19 в. в трудах вульгарных материалистов (Л. Нуаре, К. Бюхер): язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но труд. выкрики ничего не выражают, даже эмоций. Т. соц. договора – с сер. 18в. – сторонник А. Смит. Суть: люди договорились об использовании языка, условились как-то называть предметы. Но как?? Для этого нужно другое ср-во общ-я, на кот. должен был состояться договор.

4. Функции языка.

Ф-ция языка – это роль языка в человеческом общ-ве., это практическое проявление сущности языка. Учёные выделяют разные ф-ции языка, некоторые сходятся в своих трактовках, некоторые нет, и тем самым дополняют друг друга. Но все они сходятся на том, что язык – это средство общения людей. Т.е. перво наперво главной ф-цией языка явл-ся 1. коммуникативная ф-ция. Эту ф-цию выделяет, например, Б. Ганеев, В.И. Кодухов, Б.Н. Головин, Кард Бюлер, Б.Ю. Норман. Кроме этой ф-ции Ганеев выделяет ещё 2) мыслеформирующую: язык – это ср-во мышления в форме слов. 3) когнитивную (гносеологическую): язык – ср-во познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и следующим поколниям. Помимо этих Кодухов выделяет ещё 4) экспрессивную ф-цию - способность передавать инф-цию и оказывать на собеседника воздействие. Эту ф-цию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная ф-ция), чувств и эмоций (эмотивная ф-ция), волеизъявления говорящего (волюнтативная ф-ция). Данную экспрессивную ф-цию Ганеев относит к речи, а не к языку. Кроме неё к ф-ции речи он относит: референтивную (передача сообщения с ориентацией на контекст), поэтичекую (эстетическая, где главное – форма сообщения), апеллятивную (директивная – говорящий пытается вызвать реакцию адресата), фатическую (контактоустанавливающую) и метаязыковую (где предметом речи является сам код).

  1. Язык и общество.

Связь м/ду языком и обществом очевидна как д/учёных, так и д/рядовых носителей языка. Это связано с само проблемой возникновения языка. Язык- ср-во согласования действий людей. Коммуникативная (соц.) природа языка явл-ся доказанной в науке. Однако, язык нельзя сводить только к социальному и его нельзя отождествлять с другими соц. явл-ями, потому что: 1) любое соц. явл-е хронологически ограничено, а язык изначален и вечен, пока сущ-ет общ-во. 2) Язык неотделим от всех и любых проявл-й общественной жизни. 3) язык имеет надклассовый хар-р. Законы его изменения, развития не нах-ся в прямой зависимости от соц. расслоения общ-ва. 4) Язык – предпосылка общественного сознания и явл-ся фундаментом для разных форм обществ. сознания (религии, культуры, философии, науки). 5) язык опосредованно связан с бытием и общественной жизнью. 6) язык не относится к идеологии, не явл-ся ею, в отличие от политики, морали, религии. 7) язык в большей степени, чем все другие явл-я, независим от соц. истории общ-ва (ассимиляция языка не всегда входит в пользу страны завоевательницы). В истории существовали слишком крайние подходы к проблеме соотнош-я языка и мышления. Так использовались идеи Гумбольдта о том, что язык отражает дух народа, и допускалось, что язык диктует видение мира. Другая односторонняя трактовка сводится к преувеличению психологич св-в языка. Шахматов: Язык – это язык индивидуумов. Здесь преуменьшение общественного в языка. Марр предложил социалогизированную Т. языка: отождествлял развитие языка с развитием экономич. формаций, игнорируя собственные законы языка. Это показывает полное непонимание историч. развития языка. В 70е гг Б.А. Серебренников выделили неск. направлений в соотношении языка и общ-ва: 1. роль общ-ва в создании и формир-и языка; 2. раскрыть зависимость развития языка от развития и состояния общ-ва; 3. выражение языком обществ. сознания; 4. специфика обслуживания общ-ва языком. Так, Ю.С. Степанов говорит о роли общ-ва в создании и формир-и языка, раскрывает зависимость языка от состояния общ-ва. 1) В первобытно-общ. строе (родоплеменном), когда в социальных проявлениях услеживалось разделение рода на м. и ж., старших и младших, одушевление окруж. природы, культ животного предка, создание племенных отнош-й, в языке происходило различение групповых языко, муж. и жен. речи, языка старш. и младш, быстрое накопление словаря, смешение языков того времени. 2) Рабовладельч. строй, когда образ-сь гос-во, формир-ся общий ЛЯ, кот. не был суммой диалектов, хотя и впитывал отд. черты; склад-ся понятие СТИЛЬ. 3) Феод. строй, с укреплением гос-ва и соц расслоением общ-ва, приходит жёсткая тенденция к унификации языка; но с др. стороны – тенденция к 2-язычию: лит и нелит язык; страшная диалектн. раздробленность на окраинах. 4) Капиталистич. строй, когда формир-е нации, выработка соц, экономич, правовых, образ-х норм, формирует и единый нац язык, усил-ся роль лит письменного языка.

О выражении языком общ сознания: мышление универсально д/всех членов общ-ва, значит мышл-е имеет соц хар-р. Язык и мышл-е связаны, значит язык выражает общественное, а не индивид-е. всё содерж-е общественного опята становится достоянием. В языке фиксир-ся наиб значимый опят людей; частотные явл-я; актуальные явл-я; явл-я, изменённые по отнош-ю к предыдущему. Социальные факторы языка склад-ся как повторяющиеся индивид-е. Влияние общества на язык осущ-ся посредством: 1) формир-я норм (это решает именно общ-во), 2) госуд политики в области языка, 3) системой информир-я в общ-ве, 4) образованием.

6. Проблема взаимосвязи языка и мышления.

Язык и мышление неразрывно связаны м/ду собой. Язык явл-ся особым условием возникновения мышл-я, формой его сущ-я и способом ф-ционир-я. Мышление и язык склад-ся в единый речемыслит. комплекс.

В истории языкознания соотношение языка и мышления осмысливалось по-разному. А. Шлейхер, Мюллер, Ф. де Соссюр, Л. Блумфилд говорили о равенстве, равноправии языка и мышления; Аристотель и И.П. Павлов отмечали, что мышление шире языка; Гумбольдт и Уорф, наоборот, говорили, что язык шире мышления; наконец, в современности утверждается равное взаимодействие и взаимообусловленность языка и мышления. Намечаются следующие аспекты рассмотрения этого вопроса: 1) логический, 2) физиологический, 3) философский, 4) психологич, 5) лингвистич.

Физиологич. аспект. Язык и мышление связаны. Это обусловлено двуполушарным строением мозга – ф-циональная асимметрия. Левое полушарие: связанность речи, логич мышление, абстрактные категории. Контролирует анализ, расчленение на омпоненты. Психологич. хар-ки: ясность видения мира, оптимистичность. Правое: наглядно-образное, визуальное, несловесное, источник интуиции, отвечает за интонацию, мелодику речи, уд-е. Могут возникать афазии – полные/ частичные утраты способности к устойчивому реч общению. Философский аспект. Здесь популярна теория отражения (в 19в) – воспроизведение признаков, св-в и отношений отображаемого объекта. Это всеобщее св-во материи. Отражение – высшая форма активного отображения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное (т.е. ч/з знаки), обобщённое (Ч. Пирс). Ф. Энгельс: «Язык возникает лишь из необходимости общения с другими людьми». Психологический аспект. Мышление – познавательная деятельность индивида, хар-ся обобщённым и опосредованным отображением действит-сти. Виды мышл-я зависят от факторов: 1) уровни общ-я, 2) их новизна, 3) степень активности, 4) адекватность действит-сти. Мышление гл образом оперирует понятиями как логическими значениями языковых знаков. Строго говоря, проблема значения слова связана не только с мышлением, но и с сознанием. Ведь кроме логич. значений яз-х знаков сущ-ют также эмоциональные и эстетические. Сознание включает чувственно-наглядные и абстрактные представления (ассоциации, память, символы, мифы – нерациональные звенья). Логический аспект. Логика – наука о правильном мышлении. Она опирается на понятия, суждения, умозаключения. Логика и язык не совпадают: 1) грам категорий больше логических, 2) логика универсальна, а яз категории в разных языках не совпадают, 3) логич содержание ед-ц не всегда совпадает с языковым, 4) логика проще, язык сложнее, 5) язык опирается не только на логику, но и на эмоции. Психо-лингвистический аспект (Выготский, Сепир). Язы необходим не только для выражения мысли, но и для её формирования. Речь – сложный психофизиологич процесс, осуществляющийся в коммуникации. Язык – это не ярлык, налагаемый на готовую мысль, это заранее приготовленный путь.

Ч. Огден и А. Ричардс предлагают теорию, представленную треугольником в вершинах которого лежат: предмет – мысль – слово. Соотношение языка и понятия: 1) они связаны, на основе языка происходит уточнение и обогащение осн. категорий мышления; 2) при помощи языка происходит проверка знаний, применение к условиям общения; 3) при помощи языка происходит класс-ция понятий; 4) слово и понятие не совпадают (междометия соотн-ся с эмоциями; ассиметричные и противоположные отнош-я м/ду словами и понятиями; словами выраж-ся не только понятия – отнош-я к предметам -, у слов есть доп. оттенки). Выготский: Мысль не выражается в слове, а совершается в слове. Внутренняя речь – особая форма реч деят-сти, реч мышления, возникающее из внешней речи. Смысловая сторона речи развив-ся от целого к части, а внешняя сторона речи идёт от части к целому. Сравнивая Внутреннюю и внешнюю речь: 1) синтаксис мысли – Словесный синтаксис; 2) Речь д/себы – речь д/других; 3) Процесс испарения речи в мысль – процесс превращения мысли в слово; 4) Свёрнутость – Развёрнутость, 5) Идеоматичность – Структурность, 6) Ед-цы универсального предметного кода – Ед-цы знаки языка.

  1. Предмет и задачи курса «срля»

    Документ
    Курс «Современный русский литературный язык» содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества А.
  2. Тема: Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”

    Лекция
    Введение. Предмет, цель, задачи курса “Общее языкознание”. Его место в системе лингвистических дисциплин, его связь с другими науками. Основные разделы “Общего языкознания”.
  3. Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики

    План-конспект
    Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний.
  4. Задачи курса: раскрыть философские представления о развитии науки и научного познания, сущности человека и его развитии и показать влияние этих представлений на развитие современной педагогики как науки и практики образования;

    Документ
    - раскрыть философские представления о развитии науки и научного познания, сущности человека и его развитии и показать влияние этих представлений на развитие современной педагогики как науки и практики образования;
  5. Учебная программа дисциплины дисциплина Общее языкознание Укрупненная группа 030000

    Программа дисциплины
    Место курса общего языкознания в системе филологического образования определяется в первую очередь его методологической значимостью. Содержание курса, его структура, принципы организации обусловлены двумя факторами.
  6. Учебно методический комплекс по дисциплине «Теория языка (Общее языкознание)» Составитель к ф. н., доцент В. Я. Пастухова

    Самостоятельная работа
    Язык как знаковая система. Понятие об уровнях языка. Система и структура языка. Язык и мышление. Язык и речь. Язык и общество. Синхрония и диахрония. Язык как важнейшее средство коммуникации.
  7. Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» (1)

    Методические рекомендации
    Лекционный курс “Общее языкознание”, читающийся на IV курсе, продолжает на новом уровне задачи, ставившиеся на первом году обучения курсом “Введение в языкознание”.
  8. Методические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология» (2)

    Методические рекомендации
    Если курс “Введение в языкознание” основной своей целью имеет знакомство с понятийно-терминологическим аппаратом языкознания, то завершающий курс “Общее языкознание” суммирует знания о языке/языках, полученные на предыдущих курсах,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория языка» для студентов 5-го курса дневного отделения специальности 032900 «Русский язык и литература»

    Учебно-методический комплекс
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальностям 032900 «Русский язык и литература», вве-дённый в действие 31 января 2005 г.

Другие похожие документы..