Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

филологического факультета

Председатель________________________

«_____»_______________________200__г.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)

по дисциплине Русская литература ХХ века

для специальности 050118 – Русский язык и литература

форма обучения дневная

Всего 3 кредита

Курс 4

Семестр 7

Лекций 30 часов

Практических занятий 15 часов

Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов,

Экзамен 7 семестр

Всего аудиторных 90 часов

Всего внеаудиторных 45 часов

Общая трудоемкость 135 часов

Усть-Каменогорск, 200__

Силлабус составлен доцентом ВКГУ кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной рабочей программы

Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы

«____»______________200____ г. Протокол №____

Зав. кафедрой ­­­­­­­­______________ Васильченко Л.В.

Название и код дисциплины: Русская литература ХХ века BRL.207

Данные о преподавателе: Джилкибаева Алма Ахмеджановна, доцент ВКГУ

Контактная информация:

Место и время проведения занятий: 9 корпус ВКГУ им. С.Аманжолова, ауд. 311, кафедра русского языка и литературы

время пребывания на кафедре­­­­­­­­ по расписанию занятий

телефон 57-10-52 (р.),

электронный адрес __almadzhi@ ____

Количество кредитов: 3 – 2 лекции, 1 семинар и 3 СРСП в неделю

Дата:7 семестр 2009-2010 учебного года

Цель преподавания дисциплины: Сформировать и закрепить у студентов представление о характерных особенностях историко-литературного процесса в XХ веке.

Задачи изучения дисциплины:

- овладение понятийно-терминологическим аппаратом;

- углубление представлений об эстетических принципах реализма, модернизма, соцреализма;

- приобретение навыков работы с научной литературой по творчеству писателей данного периода;

- углубление и систематизация знаний студентов по творчеству писателей данного периода;

- уяснение историко-литературных закономерностей;

- приобретение умений и навыков самостоятельного историко-литературного анализа;

- умение соотнести конкретный материал с логической структурой отдельной темы и курса в целом.

Описание курса: Курс «Русская литература XХ века» является составной частью мировой литературы и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направле­ний, как модернизм, реализм, социалистический реализм, романтизм. Курс дает представление о характере историко-литературного процесса данного периода, устанавливает тесную связь с общеисторическим развитием, дает научное представление о наличии разных творческих методов на всех этапах развития русской литературы советского периода, определяет место литературы социалистического реализма в литературно-художественном процессе данного периода, раскрывает творческие индивидуальности выдающихся мастеров слова 20 - 80-х годов ХХ века.

По завершении курса студент должен знать:

  • о структуре самой дисциплины, которая включает общетеоретические и историко-литературные сведения о русской литературе 20 века,

  • базовые знания о методологической основе курса (основные монографии, труды, статьи),

  • Студент должен уметь:

  • употреблять литературоведческие термины как при практическом анализе, так и при теоретическом описании явлений, особенностей литературного развития;

-уметь анализировать литературоведческие теоретические труды;

  • уметь анализировать художественные тексты в соответствии с идеологическим содержанием эпохи и мировоззрением писателя;

  • уметь составлять библиографию, аннотации и рефераты по заданным темам курса;

Пререквизиты: Студент должен знать черты и особенности русской литературы 18 века, первой и второй половины 19 века, начала 20 века; иметь представления о схеме литературного развития, о смене культур­ных эпох, об их месте в контексте мирового литературного про­цесса. Студент должен знать художественные тексты изученных произведений, традиции и новаторства писателей предшествую­щих эпох; владеть навыками литературоведческого анализа.

Постреквизиты: Знание, умения и навыки, приобретенные в курсе «Русская литература 20 века» необходимы при изучении следующих дисциплин: современный литературный процесс, теория литературы, история русской литературной критики, зарубежная литература, эстетика, история философии; культурология.

Содержание дисциплины. Особенности развития литературы послеоктябрьского периода. Основные этапы развития русской литературы советского периода. Литературная борьба 20-х годов. Основные литобъединения и группировки. Поэзия В.Маяковского. Героическая лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш»). Своеобразие темы любви в поэмах «Люблю», «Про это». Драматургия Маяковского. Поэзия С.Есенина. «Радуница». Поэма «Инония». Есенин и имажинизм. «Москва кабацкая» Концепция поэтического образа в трактате «Ключи Марии». «Анна Снегина». «Персидские мотивы». Поэма «Черный человек». Творчество Б.Пастернака. Целостность книги «Сестра моя - жизнь» Кн. «Второе рождение» - новый этап в творчестве. Творческая история р. «Доктор Живаго». Концепция личности и ее роли в истории. Творчество А.Ахматовой. Традиции классической поэзии и фольклора в кн. «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini». Поэма «Реквием» - история создания, структура, мотивы. Проза 20-х гг. Б.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции, полифонизм, лейтмотивы. Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны». И.Бабель «Одесские рассказы». «Конармия». Творчество Е.Замятина. Новеллистика. Жанровая природа романа «Мы». Влияние романа на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.). Творчество М.Горького. «Несвоевременные мысли»: история создания, проблематика. «Жизнь Клима Самгина»: жанровое своеобразие, идейно-нравственные искания. Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»). Творчество М.Шолохов. Драматизм «Донских рассказов». «Тихий Дон»: творческая история, жанр, язык. Роман в критике. «Поднятая целина»: проблема исторической правды. Особенности литературы 30-50-х. I съезд советских писателей. Соц. реализм: вчера и сегодня. Проза 30-50-х г.г. Жанровая и проблемно-тематическая дифференциация прозы (Ю.Тынянов, М.Зощенко, Д.Хармс). А.Платонов и его место в литературе ХХ века. Роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Джан». Своеобразие творческого метода, стиля, языка. М.Булгаков. Сатирические повести 20-х годов. «Мастер и Маргарита»: композиция, проблематика, художественное своеобразие. Драматургия Булгакова. А.Толстой. Повести и рассказы 20-х годов. «Хождение по мукам». Тема Петра в прозе Толстого, ее эволюция. Роман «Петр I». Л. Леонов. Жанровое разнообразие творчества 20-х годов. «Русский лес», драматургия Леонова. Поэзия 30-50-х годов: «массовая песня», поэтический «авангард» (Д. Хармс, А. Введенский и др.), развитие классических поэтических традиций (А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам). Литература 50-80-х, активизация литературной жизни в период «оттепели». «Новый мир» Твардовского. Хронологические рубежи внутри периода. А.Т. Твардовский. Художественное осмысление периода коллективизации в поэмах «Страна Муравия» и «По праву памяти». «Василий Теркин»: творческая история, своеобразие жанра, композиции, языка. «За далью даль». А.И. Солженицын. «Один день И. Д.», «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ». Историческая концепция романа «Красное колесо». Публицистика Солженицына. «Военная проза» 60-70-х годов. «Деревенская проза» как особая творческая общность. В.П.Астафьев. Понимание войны как трагедии («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Проблема «человек и природа» в творчестве Астафьева («Царь-рыба»). В.Г.Распутин. Мотив памяти в повестях «Живи и помни», «Последний срок», «Прощание с Матерой». Публицистичность п. «Пожар». Публицистическое начало в творчестве писателя 80-х годов.

Календарно-тематический план

Лекции:

Шифр и наименование модуля

Лекция

Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред.

по

неделям

Литература

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I.

Литература 20-х гг. ХХ в.

1

Особенности развития русской литературы послеоктябрьского периода. Основные этапы развития литературы советского периода. Лит. борьба 20-х годов. Основные литобъединения и группировки.

1

1

1,2,6,7,5,8

2

Поэзия 20-х годов. Основные темы, образы, мотивы, стилевые особенности. Поэзия В.В.Маяковского(1893-1930). Маяковский и ЛЕФ. Героическая лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш»). Тема поэта и поэзии. Сатира, драматургия. Маяковского.

1

2

1,2,6,9, 24,27.

3

Поэзия С.А.Есенина (1895-1925). Первая книга стихов «Радуница». Поэма «Инония». Есенин и имажинизм. «Москва кабацкая» Концепция творчества и поэтического образа в трактате «Ключи Марии». «Живое» и «железное» в лирике 20-х гг. Поэма «Анна Снегина». «Персидские мотивы». Поэма «Черный человек».

1

3

1,2,9,12,15,18,

4

Творчество Б.Л.Пастернака (1890-1960). Целостность книги «Сестра моя - жизнь»(1922). Книга «Второе рождение» - новый этап в творчестве.Творческая история, замысел и его воплощение в р. «Доктор Живаго». Концепция личности и ее роли в истории. Своеобразие композиции, «Стихотворения Юрия Живаго» (25)

1

4

1,2,6,8, 24,28

5

Проза 20-х гг. Б.А.Пильняк (1894-1938). Роман «Голый год» - первый роман о революции, полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство «метельность». Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны». И.Э.Бабель «Одесские рассказы». «Конармия»: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.

1

5

1,2,6,28

6

Творчество Е.И.Замятина (1884-1937). Новеллистика, ее притчевость. Замятин и «Серапионовы братья». Жанровая природа романа «Мы», дневниковая форма, проблема «личность и государство» в антиутопии, сатира и гротеск. Влияние романа на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).

1

6

2,4,5, 17,32

7

Творчество М.Горького. Публицистика 20-х гг. «Несвоевременные мысли»: история создания, проблематика «Жизнь Клима Самгина»: жанровое своеобразие, идейно-нравственные искания, система образов, стиль Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).

1

7

2,4,5,18,24,29

Модуль 2

Литература 30-70-х гг. ХХ века.

8

Творчество М.А.Шолохов (1905-1984).Драматизм «Донских рассказов». «Тихий Дон»: творческая история, жанр, язык. Истоки трагедии Григория Мелехова. Роман в критике. «Поднятая целина»: проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.

1

8

3,5,8, 14,23,30

9

А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века. Роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Джан». Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова. Особенности творчества 40-х г.г.

1

9

3,5,8,18, 23,26,30

10

М.А. Булгаков. Сатирические повести 20-х годов и проблема антиутопии в прозе 20-х годов. «Мастер и Маргарита»: творческая история, многоплановость композиции, проблематика, художественное своеобразие. Драматургия Булгакова, ее жанровое своеобразие.

1

10

1,4,5,9, 13,19,20

11

А.Н. Толстой. Повести и рассказы 20-х годов. «Хождение по мукам». Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция. Роман «Петр I», идейно-художественное своеобразие романа.

1

11

3,6,8,10, 17,23

12

Литература второй половины 50-80-х годов., ее связь с историческими переменами в жизни общества (ХХ съезд), активизация литературной жизни в период «оттепели». «Новый мир» Твардовского. Хронологические рубежи внутри периода, жанровое и стилевое многообразие литературы данного периода. «Громкая» и «тихая» поэзия.

1

12

3,4,5, 21, 25,33

13

А.Т. Твардовский. Художественное осмысление периода коллективизации в поэмах «Страна Муравия» и «По праву памяти». «Василий Теркин»: творческая история, своеобразие жанра, композиции, языка, героя. Публицистические и лирико-исповедальные черты стиля «За далью даль».

1

13

3,4,5, 21, 25,33

14

А.И. Солженицын. Первые публикации в «Новом мире»: «Один день И. Д.», «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ». Историческая концепция романа «Красное колесо». Особенности поэтики, традиции и художественные открытия. Публицистика Солженицына.

1

14

4,5,6,11, 22,23,25

15

«Деревенская проза» как особая творческая общность. Генезис «деревенской прозы». Общечеловеческая проблематика, художественно-стилевые особенности. Пафос исторической памяти, исследование русского национального характера (В.Шукшин, В.Белов, С.Залыгин)

15

4,5,6,11, 22,23,25

Итого

15

График самостоятельной работы студентов (СРС):

  1. Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в.» для специальности 050118 «русский язык и литература» форма обучения дневная Всего- 1 кредит

    Программа
    ние идейно-эстетического богатства и творческих достижений ведущих худож-ников слова. В рамках творческой парадигмы отдельного автора – выявление строя художественного сознания, определение особенностей мировидения, за-кономерностей
  2. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (1)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  3. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита (2)

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  4. Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (2 пол.) для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита

    Программа
    Цель курса – формирование целостного представления об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; о связи с предшествующими курсами истории русской литературы, западноевропейской литературы,
  5. Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и эпохи Возрождения для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит

    Программа
    Цель курса – изучение художественного наследия литературы Средних веков и эпохи Возрождения с позиции становления и развития жанровой системы. Задачи курса применительно специальности:

Другие похожие документы..