Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6

Нерюнгри

2008 г.

  1. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста:

Дисциплина «Педагогическая практика в школе» является дисциплиной блока ДПП.

Выписка из стандарта.

Специальность 05070865 - педагогика и методика начального образования.

Виды практики:

I. Педагогическая практика

Педагогическая практика имеет целью сформировать у студентов профессиональные педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

Цели практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

  • выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

  • подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

  • подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;

  • отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

  • овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

  • анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.

Педагогическая практика проводится на базе начальной школы в учреждениях среднего общего образования.

Основные задачипедагогической практики:

  • формирование теоретической, практической и личностно-мотивационной готовности студентов к работе с учащимися;

  • овладение студентами-практикантами методикой психолого-педагогического изучения личности ученика;

  • формирование у студентов умения анализировать проводимую учителем работу по обучению учащихся.

Педагогическая практика «Пробные уроки и занятия» про­водится, как правило, на предпоследнем курсе обучения студентов и является этапом их непосредственной подготовки к профес­сионально-педагогической деятельности учителя. Она включает разнообразные виды учебно-воспитательной работы, осуществ­ляемые студентами в школе под руководством учителей и руко­водителей практики. Продолжительность и сроки проведения данного вида педагогической практики определяются учебными планами подготовки будущих учителей.

Цельпедагогической практики «Пробные уроки и занятия» состоит в том, чтобы сформировать у студентов личностную го­товность к работе учителем и умения профессионально-педаго­гической деятельности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины курса педагогическая практика в школе «Пробные уроки и занятия»

Педагог должен:

  • уметь дать психологическую характеристику личности;

  • знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

  • осуществлять практическую деятельность, связанную с использованием знаний и умений в области педагогики в общеобразовательных учреждениях.

3. Объем педагогической практики в часах.

Курс, семестр

4 курс, 8 семестр

Количество недель

4

Количество часов

4. Структура и содержание педагогической практики

В период прохождения педагогической практики студенты должны выполнить следующие задания:

1. Составление индивидуального календарного плана про­хождения педагогической практики.

  1. Изучение системы планирования учителем работы по обучению школьников.

  2. Посещение и анализ урока.

  3. Проведение пробных и зачетных уроков.

  4. Проведение с учащимися экскурсии.

  5. Проведение внеурочных учебно-воспитательных занятий по предмету.

  6. Изучение личности ученика и составление его психолого-педагогической характеристики.

  7. Выполнение задания по НИРС (научно-исследователь­ская работа студента).

В процессе подготовки к педагогической практике и ее про­ведения студенты-практиканты должны:

а) изучить:

  • содержание учебных программ по предмету;

  • структуру и содержание планирования учителем работы по обучению школьников;

  • типы, структуру и особенности уроков по учебному пред­мету, методику их подготовки и проведения;

  • методику подготовки и проведения экскурсии;

  • содержание и особенности организации учителем внеурочной работы по учебному предмету;

б) овладеть умением:

  • наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью учи­теля на уроке, осуществлять ее психолого-педагогический анализ;

  • определить цель и задачи урока, составить план-конспект и провести урок;

  • осуществлять психолого-педагогический анализ урока;

  • осуществлять учебно-воспитательную работу по предмету;

  • определить тему, подготовить и провести экскурсию с уча­щимися;

  • осуществлять изучение личности школьника и составлять его психолого-педагогическую характеристику;

  • использовать психолого-педагогические методы исследо­вания для изучения личности младшего школьника;

  • осуществлять научно-исследовательскую работу в школе;

  • анализировать свою педагогическую деятельность.

5. Организация педагогической практики.

  1. Для прохождения педагогической практики «Пробныеуроки и занятия» студенты прикрепляются по одному человекук классу, где выполняют весь объем работы, предусмотренныйпрограммой практики. Прикрепление студентов к классам проводит групповой руководитель совместно с руководством школы.

  2. Каждый студент-практикант обязан являться в школу за10—15 минут до начала учебных занятий и работать в классе доконца уроков и воспитательных мероприятий (но не более 6 часов). В отдельных случаях студент может быть отпущен из школыгрупповым руководителем практики для работы в библиотеке либо кабинете педагогики или частных методик с целью подготовки к урокам и внеурочным учебно-воспитательным занятиям.

  1. Студенты-практиканты обязаны подчиняться общему рас­порядку школы, выполнять поручения руководителей практикии учителей.

  2. Каждый студент-практикант к концу первой недели на весь период практики составляет индивидуальный календарный план работы, который утверждается групповым руководителем.

  3. По вопросам проведения уроков, внеурочных учебно-вос­питательных занятий по предмету студенты получают консуль­тации у группового руководителя, преподавателей педагогики, психологии, частных методик, а также учителей. Для проведе­ния уроков и учебно-воспитательных занятий студенты-практи­канты заранее пишут подробные планы-конспекты, которые проверяются и утверждаются руководителями педагогической практики.

  4. С целью более эффективного овладения методикой учеб­но-воспитательной работы по предмету в подгруппе студен­тов-практикантов проводятся деловые игры, на которых «про­игрываются» уроки, внеурочные учебно-воспитательные заня­тия по предмету. Это «проигрывание» организует групповой руководитель практики, преподаватели педагогики и частных методик.

  5. Пробные и зачетные уроки, внеурочные учебно-воспита­тельные занятия по предмету студенты проводят в присутствии руководителей практики, а также свободных от уроков студен­тов. Проведенные уроки и учебно-воспитательные занятия де­тально анализируются и оцениваются. При этом дифференцированная оценка выставляется в специальную ведомость. Дифференцированно оцениваются также психолого-педагоги­ческий анализ урока и составленная студентом психолого-педа­гогическая характеристика ученика.

  1. В течение всей практики студенты ведут дневник, в кото­ром описывают свои наблюдения, содержание выполненной работы, фиксируют материалы изучения одного из учеников класса для составления его психолого-педагогической характеристики.

  2. В подгруппе студентов на весь период педагогической практики составляется график проведения уроков и внеурочных учебно-воспитательных занятий по предмету; по одному экзем­пляру его сдается в деканат факультета и на выпускающую кафедру.

  3. В каждой подгруппе студентов-практикантов назначаетсястароста, который отвечает за ведение журнала педагогическойпрактики, учет посещаемости школы студентами, а также вы­полняет отдельные поручения руководителей практики.

Отчетная документация по педагогической практике

К окончанию педагогической практики (к ее защите) сту­денты-практиканты представляют групповому руководителю сле­дующую документацию:

  1. Письменный отчет по педагогической практике.

  2. Дневник педагогической практики.

  3. Планы-конспекты проведенных зачетных уроков и вне­урочных учебно-воспитательных занятий по предмету.

  4. Психолого-педагогический анализ урока.

  5. Характеристику одного из учеников класса.

Защита и оценка педагогической практики студентов

К защите педагогической практики допускаются студенты, полностью выполнившие все ее задания и представившие груп­повому руководителю необходимую отчетную документацию. За­щита проводится после прохождения практики в форме конференции. В ней участвуют студенты и руководители педагогической прак­тики (групповой руководитель, преподаватели педагогики, пси­хологии, частных методик, учителя), представители администрации школы.

Порядок защиты педагогической практики:

  1. Отчет студента-практиканта о проделанной работе по плану:

  • Класс.

  • Количество проведенных и посещенных уроков.

  • Самое трудное для меня было…….

  • Самый…..момент…..

  • Что у меня лучше всего получалось.

  • Изменилось ли мое отношение к будущей профессии и почему?

  • Методическая копилка.

  1. Выступления руководителей практики с анализом работы практикантов.

Дифференцированный зачет по педагогической практике выставляется студентам исходя из среднего балла отметок, полу­ченных за психолого-педагогический анализ урока, составленную психолого-педагогическую характеристику ученика, а также за проведение зачетных уроков и внеурочных учебно-воспитатель­ных занятий.

По итогам педагогической практики на факультете прово­дится заключительная конференция, на которой выступают сту­денты с тематическими сообщениями, анализируются результаты практики. К конференции готовится выставка детских рисун­ков, изделий, творческих работ учащихся, выполненных на уро­ках и внеурочных занятиях; организуются конкурсы на лучшие наглядные пособия, изготовленные студентами.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Скок Г.Б.Как анализировать собственную педагогическую деятель­ность / Г.Б. Скок. М.: Российск. пед. общество, 2000.

Чепиков В.Т.Педагогика: Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. М.: Но­вое знание, 2003.

Дополнительная литература:

Букатов В.М.Педагогические таинства дидактических игр / В.М. Букатов. М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997.

Зверева В. И.Образовательная программа школы: Структура, содержа­ние, технология разработки / В.И. Зверева. М.: Центр «Педагогический поиск», 1998.

Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / С.Н. Лысенкова. Мн.: Нар. асвета, 1990.

Селевко Г.К.Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Якутский государственный университет им. М.К.Аммосова»

Технический институт (филиал) в г.Нерюнгри

Рабочая программа

педагогической практики в школе

(5 курс)

для направления подготовки дипломированного специалиста по

специальности 05070865 – Педагогика и методика начального образования

Дневная форма обучения

Составитель:

к.п.н., доцент кафедры ПиМНО

Т.А. Шаманова

Нерюнгри 2008

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста:

Дисциплина «Педагогическая практика в школе» является дисциплиной блока ДПП.

Выписка из стандарта.

Специальность 05070865 - педагогика и методика начального образования.

Виды практики:

I. Педагогическая практика

Педагогическая практика имеет целью сформировать у студентов профессиональные педагогические умения и навыки самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

Цели практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста;

  • выработка навыков самостоятельного проведения учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с учетом их индивидуальных особенностей, заботы об охране здоровья школьников;

  • подготовка к самостоятельному проведению учебной и внеучебной работы по всем предметам начального образования с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей;

  • подготовка к выполнению функций классного руководителя, воспитателя группы продленного дня;

  • отработка методов установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс;

  • овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста;

  • анализ и обобщение передового педагогического опыта, использование его в самостоятельной педагогической деятельности.

Педагогическая практика проводится на базе начальной школы в учреждениях среднего общего образования.

Преддипломная (стажерская) педагогическая практика проводится на последнем курсе обучения студентов и представляет собой завершающий этап профессиональной подготовки буду­щих учителей к самостоятельной учебно-воспитательной работе в школе.

Цельэтой практики состоит не только в том, чтобы продолжить совершенствование у будущих учителей педагогических умений и навыков, но и определить степень их готовности к са­мостоятельной профессионально-педагогической деятельности.

Основные задачи преддипломной педагогической практики:

  • дальнейшее формирование и совершенствование педагогических умений и навыков студентов по осуществлению учебно-воспитательной работы в школе;

  • включение студентов в выполнение следующих видов профессионально-педагогической деятельности учителя:

  • учебной (проведение уроков и внеурочных занятий по предмету);

  • воспитательной (планирование воспитательной работы и ее проведение с учащимися класса);

  • методической (подготовка наглядных пособий и дидактического материала, участие в работе методического объединения учителей);

исследовательской (проведение педагогического эксперимента и сбор фактического материала для курсовых и дипломных работ, а также выполнение заданий по спецкурсам и спецсеминарам.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины курса педагогическая практика в школе (стажерская).

Педагог должен:

  • уметь дать психологическую характеристику личности;

  • знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

  • осуществлять практическую деятельность, связанную с использованием знаний и умений в области педагогики в общеобразовательных учреждениях.

3. Объем педагогической практики в часах.

Курс, семестр

5 курс, 9 семестр

Количество недель

5

4. Структура и содержание педагогической практики

В процессе прохождения преддипломной педагогической практики студенты должны выполнить следующие задания:

1. Ознакомление с учебными программами, учебниками и методической литературой по всем учебным предметам того класса, в котором будет проводиться практика, подготовка необходимых наглядных пособий и дидактического материала.

  1. Изучение календарно-тематического плана и плана вос­питательной работы учителя на период педагогической практи­ки и составление индивидуального календарного плана работы.

  2. Самостоятельная подготовка и проведение по всем пред­метам учебного плана школы не менее 50 уроков.

  3. Планирование и проведение внеурочных занятий по пред­мету (не менее двух).

  4. Определение ведущей воспитательной задачи, составление по ее реализации плана воспитательной работы и проведение ее с учениками класса.

  5. Регулярная проверка тетрадей учащихся, проведение по учебному предмету контрольной работы.

  6. Подготовка и проведение родительского собрания.

  7. Участие в работе педагогического совета школы.

  8. Изучение системы методической работы с учителями и участие в работе их методического объединения.

  1. Изучение коллектива учащихся класса и составление его психолого-педагогической характеристики.

  2. Выполнение задание по НИРС

В процессе прохождения педагогической практики студенты должны:

а) изучить:

  • содержание работы и полномочия педагогического совета школы;

  • систему методической работы с учителями;

  • содержание работы методического объединения учителей;

  • деловую (формальную) и личностную (неформальную) структуры коллектива учащихся;

  • содержание коллективной деятельности младших школь­ников;

б) усовершенствовать умения:

  • подготовить к урокам необходимый дидактический мате­риал и наглядные пособия;

  • планировать учебно-воспитательную работу с учащимися;

  • проектировать и осуществлять формирование и развитие личности школьника в процессе обучения и воспитания;

  • определять цель и задачи урока и в соответствии с ними отбирать содержание и методы обучения;

  • организовывать и стимулировать учебно-познавательную деятельность школьников по усвоению содержания учеб­ного материала;

  • использовать разнообразные методы и формы организа­ции обучения и воспитания учащихся; осуществлять диагностику воспитанности школьников, анализировать ее результаты и использовать их в своей пе­дагогической деятельности;

  • организовывать практическую деятельность и общение уча­щихся;

  • определять эффективность проводимой учебно-воспита­тельной работы, осуществлять ее коррекцию;

  • учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития школьников;

  • организовывать совместную работу с родителями по вос­питанию учащихся и добиваться вместе с ними педагоги­чески целесообразного воздействия на ребенка;

  • использовать разнообразные методы педагогического ис­следования для изучения личности и коллектива учащихся;

  • осуществлять научно-исследовательскую работу и исполь­зовать ее результаты в обучении и воспитании учащихся;

  • анализировать свою педагогическую деятельность.

5. Организация педагогической практики.

  1. Для прохождения педагогической практики студенты по согласованию с администрацией школы прикрепляются по одному человеку к классу и выполняют весь объем работы, предусмотренной программой преддипломной педагогической практики.

  2. Каждый студент-практикант в период практики ежедневно работает в школе не менее 6 часов. В отдельных случаях с согласия руководителей практики студент может быть отпущен из школы для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям. В случае болезни практикант представляет соответствующую медицинскую справку.

  3. По вопросам организации и методики проведения учебно-воспитательной работы в школе студенты консультируются у учителей, группового руководителя практики, преподавателей педагогики, психологии, частных методик.

  4. Все уроки, внеурочные занятия по предметам, воспитательные мероприятия студенты-практиканты проводят в присутствии учителей. Отдельные уроки и учебно-воспитательные мероприятия посещаются, анализируются и оцениваются групповым руководителем, преподавателями педагогики, психологии и частных методик.

  1. В течение педагогической практики каждый студент ведет дневник, в котором ежедневно фиксирует содержание всей проводимой учебно-воспитательной работы, делает ее анализ, а также накапливает материалы по изучению коллектива учащихся класса для написания психолого-педагогической характеристики.

  2. В каждой подгруппе студентов на весь период практики назначается староста, который ведет журнал и выполняет поручения руководителей практики.

  3. В отдельных случаях по просьбе органов управления образованием и администрации школы с разрешения деканата студенты могут проходить педагогическую практику в школе по месту жительства или предстоящей после окончания вуза работы.

Отчетная документация по педагогической практике

К окончанию практики (не менее чем за два дня) студенты представляют групповому руководителю следующую отчетную документацию:

  1. Письменный отчет по педагогической практике.

  2. Дневник педагогической практики.

  3. Планы проведенных уроков и внеурочных занятий по предметам.

  4. Планы-конспекты проведенных воспитательных мероприятий.

  5. Психолого-педагогическую характеристику коллектива учащихся класса.

  6. Характеристику учебно-воспитательной работы студента с оценкой по практике, заверенную администрацией школы.

Защита педагогической практики

После окончания педагогической практики и обработки сданной студентами документации, проводится ее защита в форме конференции. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие групповому руководителю необходимые отчетные документы.

Порядок защиты педагогической практики:

1. Отчет студента-практиканта о проделанной работе по плану:

  • Класс.

  • Количество проведенных и посещенных уроков.

  • Самое трудное для меня было…….

  • Самый…..момент…..

  • Что у меня лучше всего получалось.

  • Изменилось ли мое отношение к будущей профессии и почему?

  • Методическая копилка.

Групповой руководитель совместно с учителями дают подробную характеристику учебно-воспитательной работе каждого студента-практиканта, в которой оценивают его готовность к са­мостоятельной педагогической деятельности, степень сформированности профессионально-педагогических умений и навыков, профессиональной направленности и социальной активности (интерес к педагогической деятельности, ответ­ственность, творческое отношение к работе и т.д.).

По итогам педагогической практики на факультете проводится заключительная конференция, на которой анализируются результаты преддипломной педагогической практики студентов. К конференции готовится выставка детских рисунков и изделий, выполненных детьми на уроках и дома, а также организуется выставка и проводится конкурс на лучшее наглядное посо­бие, изготовленное студентами.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Андриади И.П.Основы педагогического мастерства / И.П. Андриади. М: Академа, 1999.

Зверева О.Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зве­рева, А.Н. Ганичева. М.: АкаЛепиа, 1999.

Дополнительная литература:

Селевко Г.К.Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.

Сергеева В. П.Классный руководитель: Планирование и организация работы от А до Я / В.П. Сергеева. М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2001.

Справочник администрации школы по организации учебно-воспита­тельного процесса: В 2 ч. / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. Ч. 2.

Чепиков В. Т.Педагогика: Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. М.: Но­
вое знание, 2003.

Шуркова Н.Е.Классное руководство / Н.Е. Щуркова. М.: Педагогиче­ское общество России, 2000.

  1. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 6 (2)

    Документ
    6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО 9
  2. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 5

    Документ
    Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  3. Задачи профессиональной деятельности выпускника Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению 220700 Автоматизация технологических процессов и производств и профилю подготовки

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 220700 Автоматизация технологических процессов и производств и профилю подготовки Автоматизация технологических процессов и производств
  4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);
  5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ (компетентностная модель выпускника) (4)

    Документ
    Выпускник по направлению подготовки Теология с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
  6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Документ
    самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
  7. Требования к результатам освоения основной образовательной программы (2)

    Документ
    Магистр по направлению подготовки «Журналистика» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению,
  8. Требования к результатам освоения основной образовательной программы магистратуры

    Документ
    Область профессиональной деятельности магистров включает: знание законодательной базы пищевой промышленности; организацию и ведение технологических процессов; организацию и анализ полученных данных по входному контролю качества сырья и вспомогательных
  9. Основная образовательная программа 050100. 62 «педагогическое оразование» профиль подготовки правовое образование требования к результатам освоения основной образовательной программы (1)

    Основная образовательная программа
    -способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности,

Другие похожие документы..