Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

им. Зайнаб Биишевой

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«История русской литературы»

Учебно-методический комплекс Составители:

обсужден и утвержден к.ф.н., доц. Радь Э.А.,

на заседании кафедры к.ф.н., доц. Таракин П.М.,

«22» 10 2008 г. к.ф.н., ст. преп. Молодкина О.В.,

к.ф.н., доц. Ибатуллина Г.М.,

д. ф.н., проф. Беглов В.А.,

к.ф.н., ст. преп. Буксман Ю.А.,

асс. Карпова О.М.

Заведующий кафедрой _______________профессор И.Е. Карпухин

Стерлитамак 2008-09

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Выписка из государственного образовательного стандарта…………………………3

  2. Учебная программа………………………………………………………………..……3

    1. 2.1 Введение………………………………………………………………………..……3

    2. 2.2 Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………....4

    3. 2.3 Содержание дисциплины………………………………..………………………….4

    4. 2.4.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……………………………………………………………………………………37

2.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………..37

  1. Рабочие программы (древнерусская литература, история русской литературы 18 в., история русской литературы 19 в. -1, П, Ш, 1У четверти)

    1. Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов…………………….

    2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.д.) и методические указания студентам (рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, выполнение самостоятельной работы, курсовых работ и т.д.).

Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации, установленными образовательными стандартами ВПО). Контрольные задания по проверке остаточных знаний студентов……………………………………………………………..…..57

  1. Тексты (конспекты) лекций………………………………………………………….320

  2. Электронный носитель с текстами (конспектами) лекций.

1. Выписка из государственного образовательного стандарта

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 032900 Русский язык и литература

Квалификация учитель русского языка и литературы

Вводится в действие с момента переутверждения вместо

ранее утвержденного (14.04.2000 г., 367пед/сп)

Стандарт соответствует требованиям федеральных законов Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с учетом новых поправок, предложенных Минобрнауки России).

ДПП.Ф.12

История русской литературы

Древнерусская литература: периодизация, основные жанры, поэтика. Русская литература XVIII в. Барокко. Классицизм. Реформа стихосложения, эволюция жанров и стилей. Сентиментализм. Русская литература XIX в. Романтизм. Реализм. Классический русский роман. Лирика. Драматургия и театр. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы “серебряного века”. Многообразие творческих индивидуальностей. Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы.

История русской литературной критики

Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики.

854

2. Учебная программа дисциплины ИСТОРИЯ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ рекомендуется Министерством образования и науки Российской Федерации для специальности 032900 – Русский язык и литература

2.1. Введение

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература.

Программа одобрена на заседании Учебно-методической комиссии по русскому языку и литературе УМО по специальностям педагогического образования от 28.06.04 г., протокол № 6

Председатель Совета УМО

по специальностям

педагогического образования

член-корр. РАН, академик РАО В.Л. Матросов

СОГЛАСОВАНО:

Зам. начальника отдела

педагогического образования

и образовательных технологий Н.Л. Гунявина

Сотрудник, курирующий направление,

ведущий специалист отдела

педагогического образования

и образовательных технологий С.В. Васильева

2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

782

2-10

Аудиторные занятия

391

Лекции

Х

Практические занятия (семинары)

Х

Лабораторные работы

--

Самостоятельная работа

391

Курсовые работы/рефераты

Х

Вид итогового контроля

экзамен

2.3.Содержание дисциплины

п/п

Тематический план

Л

ПЗ/С

ЛР

Древнерусская литература

1

Научные отрасли, помогающие понима­нию древнерусской литературы. Общее источниковедение. Текстология и история произведений

2

Проблема периодизации древнерусской литературы

3

Древнерусская словесность как особый тип литературы («Средневековая литература»)

4

Литература Киевской руси

5

Митрополит Илларион и его творения

6

Писательское мастерство Владимира Мономаха

7

Житийная литература

8

Паломническая литература

9

«Слово о полку Игореве» и эпос. «Сло­во» и стиль монументального историз­ма. Богатство образно-словесной симво­лики произведения

10

Переводные произведения. Своды есте­ственнонаучных и этических сведений в «Шестодневе» Иоанна, «Физиологе» и «Пчеле»

11

Литература средневековой феодальной раздробленности Руси XIII – XIV вв. «Житие Александра Невского», «Моление Даниила Заточника»

12

Литература периода объединения севе­ро-восточной Руси и образования рус­ского централизованного государства. (XIV-XVI)

13

Литература, возникшая преимуществен­но на Московской почве. «Задонщина» Житийная литература конца XIV-XV вв. «Житие Сергия Радонеж­ского»

14

Московское летописание

15

«Ходение за три моря» Афанасия Ники­тина. Маршрут небывалого путешествия

16

Литература с преобладающими област­ническими тенденциями (Новгородская, Тверская, Смоленская. Псковская)

17

Литература периода укрепления русско­го централизованного государства (XVI-XVII). «Великие Четьи Минеи» митрополита Макария, «Степенная кни­га». «Домострой»

18

Послания и другие сочинения Ивана Грозного. Зарубежное творчество князя Андрея Михайловича Курбского

19

«Повесть о Петре и Февронии» как шедевр литературы

20

Литература XVII в. Стихотворная «По­весть о Горе и Злосчастии» – одно из вершинных произведений древнерус­ской литературы. Методы типизации в повести. Повесть о Савве Грудцыне как зачаток русского романа

21

Сатирическая литература. «Повесть о Ерше Ершовиче». «Повесть о Шемяки­ном суде»

22

Переводы и переработки западной по­вести

23

Проблема русского барокко. Поэтика барокко. Формирование «светской» художествен­ной литературы нового типа

24

Симеон Полоцкий и его литературное творчество

25

Художественное новаторство Авваку­ма-прозаика, его психологизм

26

Старообрядческая литература XVII ве­ка. Художественные открытия русской средневековой литературы. Метод (рели­гиозный символизм) и стиль древнерус­ской литературы. Достижения русской мидиевистики

Русская литература XVIII в.

1

Русская литература XVIII века как яв­ление переходной культурно-историче­ской эпохи

2

Жанр «путешествий» и связь его разви­тия с процессом «европеизации» поли­тической и общественной жизни Рос­сии. «Путешествие стольника П. А. Тол­стого по Европе» «Гистория о российском матросе Васи­лии Кориотском» как авантюрно-бел­летристический вариант произведения «путевой» литературы

3

«Повесть о Фроле Скобееве». Традиция плутовского романа

4

Органическая связь литературы первых десятилетий века с литературой второй половины XVII столетия. Стиль барокко

5

Жизненный и творческий путь Феофана Прокоповича

б

Жизненный и творческий путь князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. Сати­ры как жанр в его творчестве

7

Проблема барокко и классицизма в рус­ской литературе XVIII века

8

В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков – три крупнейших по­эта-современника. Их литературное со­перничество. Книга «Три оды парафра­стические, чрез трех стихотворцев со­ставленные» (1743)

9

Поэтическое творчество и филологиче­ская работа В. К. Тредиаковского

10

Стихотворное творчество Ломоносо­ва-поэта по новым силлабо-тоническим принципам - основной его вклад в ре­форму русского стихосложения

11

Многообразие литературной деятельно­сти Сумарокова: знаменитый драматург и энергичный театральный деятель, ли­рик и сатирик. Сумароков как теоретик классицизма

12

Херасков-драматург. Литературная тех­ника «стихотворной прозы»

13

Поэты кружка Хераскова. Поэтические эксперименты Ржевского (фигурные стихи, перевертени и т.п., опыты со строфикой и ритмикой, их влияние на технику русских поэтов)

14

Творчество В. И. Майкова. Ирония в стиле его произведений различных жанров

15

Творческий путь И.Ф. Богдановича. Его «легкий слог», сюжетное мастерство, влияние на развитие русской литерату­ры

16

«Мещанский» сентиментализм в прозе и драматургии

17

Жизненный и творческий путь А.Н. Ра­дищева. «Путешествие из Петербурга в Москву», его общественно-историческое значение и его воздействие на русскую литературу XIX века

18

Просветительская деятельность Н.И. Новикова

19

Место В. П. Петрова в русской литературе XVIII века как яркого лирика

20

Жизненный и творческий путь Г. Р. Державина. Теоретические воззре­ния Державина на литературу. Тради­ции Г. Р. Державина в русской литературе последующих эпох

21

Поэты кружка Державина – В. В. Кап­нист. Н.А. Львов, И. И. Хемницер

22

Драматургия Д. И. Фонвизина. Стихи и проза. Письма из Италии к сестре как яркий образец прозы XVIII в.

23

Поэтическое творчество Е.И. Кострова

24

Драматурги последней четверти XVIII века (В. В. Капнист, Я. Б. Княжнин, М.И. Попов, А.А. Аблесимов, Н.П. Николаев и др.)

25

Жанр басни в поэзии XVIII века и твор­чество И. А. Крылова

26

Сентиментализм («сентиментальный ро­мантизм») в русской словесности

27

Творчество Н.М. Карамзина. Его роль в развитии русской литературы. Итоги развития русской литературы XVIII в.

Русская литература XIX в.

1

Культурно-исторические процессы гра­ни XVIII-XIX веков. Журналы 1800-1810-х годов

2

Творчество В. Т. Нарежного. Драматургия В. А. Озерова

3

Эволюция русского сентиментализма. Полемика вокруг вопросов языка в стиле. «Дружина славян» и писате­ли-карамзинисты. «Трудный слог» и «легкая поэзия»

4

Поэзия С. С. Боброва

5

Поэзия С. А. Ширинского-Шихматова

6

Личность и деятельность А.С. Шишко­ва. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»

7

Значение победы в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе рус­ской армии (1813-1814) для развития национального самосознания русского народа

8

Творчество писателей-декабристов

9

Возникновение русского романтизма (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков).

10

Новаторство Жуковского в разработке художественных средств лирического психологизма («Невыразимое», «Пе­вец», «Море») Переводы Жуковского. Жуковский-кри­тик

11

Жизненный и творческий путь К.Н. Ба­тюшкова

12

И.А. Крылов – баснописец и комедио­граф. Значение творчества Крылова в русской литературе первой трети века

13

Литературные взгляды А.С. Грибоедова. Художественно-образный смысл синтак­сического строя комедии «Горе от ума». Стих «Горя от ума». Проблема творче­ской истории комедии

14

А.С. Пушкин – классик русской лите­ратуры Периодизация творчества. Пушкин – лирик. Поэмы и роман в стихах «Евге­ний Онегин». Проза Пушкина. Открытия Пушкина в драматических жанрах. Пушкин кри­тик и публицист. Пушкинская линия в русской поэзии

15

Творчество поэтов «пушкинской плея­ды»

16

Проза 1820-30-х годов. Творчество князя В.Ф. Одоевского

17

Жизненный и творческий путь Н.В. Го­голя. Мастерство Гоголя комедиографа. Гоголь т- прозаик. Стиль поэмы «Мерт­вые души»

18

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Эволюция Лермонто­ва от романтизма к реализму. Лермон­тов – лирик и автор поэм. Драма «Мас­карад». Новаторство Лермонтова в ро­мане «Герой нашего времени»

19

Песенное «народно-подражательное» на­чало в творчестве Ф.Н. Слепушкина Е.И. Алипанова, Н.Г. Цыганова. Демо­кратические тенденции в развитии рус­ской литературы

20

Место А. В. Кольцова в русской поэзии

21

«Неистовый романтизм» в литературе 1830-х годов

22

1840-е годы («десятилетие прозаиков») как особый период послепушкинского литературного развития

23

Русская «натуральная школа» и запад­ный натурализм. В. Г. Белинский как теоретик «натуральной школы». Жанр «Физиологического очерка»

24

Художественная проза 1840-х гг. А.И. Герцена. «Былое и думы» (1852-1867), особенности жанра. Худо­жественное и документально-автобио­графическое в произведении

25

И.А. Гончаров – прозаик и критик. Ро­манное творчество писателя

Творческое наследие и стиль Аксакова

26

И. С. Тургенев как поэт-лирик, автор по­вествовательных сюжетных поэм, проза­ик. Повести и романы Тургенева. Герой. Конфликт. Слог. Тургенев как «поэт в стихах» и как «поэт в прозе»

Проза С. Т. Аксакова

27

Творчество А.Ф. Писемского – прозаи­ка и драматурга. «Антинигилистиче­ский» роман «Взбаламученное море» (1863). Смысловая взаимопроекция на­звания и структуры произведения. Его образная система

28

Художественное творчество Н.Г. Черны­шевского. Роман «Что делать?» и влия­ние на русское общество второй полови­ны XIX- начала XX вв.

29

Русский «антинигилистический роман» 1860-начала 1880-х гг. Его основные представители

30

Ф.И. Тютчев – лирик

31

А. А. Фет – лирик, публицист, перево­дчик Шопенгауэра

32

Творчество А.А. Григорьева – поэта и критика

33

Творчество Я. П. Полонского – поэта и прозаика

34

Творчество графа А.К. Толстого – по­эта, прозаика и драматурга

35

А.Н. Островский – драматург. Перио­дизация творчества. Стиль драмы. Ге­рой. Конфликт

36

Н.А. Некрасов – великий русский по­эт, редактор журнала «Современник». Реформатор поэтической речи. Лирика и поэмы. Проблематика и стиль

37

К. К. Павлова – поэт, выдающаяся пе­реводчица, знакомившая Западную Ев­ропу с лирикой Пушкина, Языкова, Хо­мякова. Возрождение символистами се­ребряного века интереса к творчеству Павловой

38

Творчество М.Е. Салтыкова (Николая Щедрина) прозаика, критика и публи­циста. Стиль сказок. Роман «История одного города» (1870) как шедевр рус­ской сатиры. Роман «Господа Головлевы»

39

Творческий путь Г. И. Успенского

40

Ф.М. Достоевский – прозаик, публи­цист. Периодизация творчества. Повес­ти Достоевского. Романное творчество. Психологизм Достоевского. Роман-эпо­пея «Братья Карамазовы». Место Досто­евского в истории русской и мировой литературы

41

Л.Н. Толстой. Открытия писателя в прозаических жанрах. Периодизация творчества. Стиль романа Л.Н. Толсто­го. Драмы Толстого. История глазами писателя. Роман-эпопея. Особенности толстовского реализма. Толстой и его эпоха

  1. Носитель (1)

    Документ
    Комплекс “1С: Репетитор. Русский язык” предлагает обучение всем разделам курса “Русский язык”. Адресован всем абитуриентам, которым предстоит письменный экзамен, а поступающим на филологические факультеты поможет подготовиться и к
  2. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 2 / 3 )» для 4 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: «история русской литературы XX века ( 3 / 3 )» для 5 курса бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    В данном разделе содержится описание блока историко-литературных курсов, преподаваемых студентам башкирско-русского отделения. Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература»,

Другие похожие документы..