Программа вступительных экзаменов по дисциплине: история казань 2011

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

кафедра философии, политологии, социологи, и психологии

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

по дисциплине: ИСТОРИЯ

КАЗАНЬ 2011

Министерство внутренних дел Российской Федерации

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального обучения


Казанский юридический институт

Утверждаю

И.о. начальника КЮИ МВД России

генерал майор милиции

____________Ф.К. Зиннуров

" 19 " мая 2011 г.

ИСТОРИЯ

ПРОГРАММА ВСУПИТЕЛьнЫХ ЭкзаменОВ

для абитуриентов Казанского юридического института МВД России

КАЗАНЬ 2011

ББК 63.3

И 90

История: программа вступительных испытаний в КЮИ МВД России / сост. Н.А. Шмелева, М.Ю. Гребёнкин; под ред.Ф.К. Зиннурова. – Казань: КЮИ МВД России, 2011. - 20 с.

Рабочая программа подготовлена кандидатом исторических наук, профессором Н.А. Шмелевой; старшим преподавателем кафедры философии, политологии, социологии, психологии М.Ю. Гребёнкиным.

Под редакцией кандидата психологических наук Ф.К. Зиннурова.

Рецензенты:

  • к.и.н. доцент С.Н. Миронов

  • к.и.н. М.А. Шакирзянов

Одобрена ученым советом КЮИ МВД России «_____»________ 2011

Программа включает в себя пояснительную записку, программу курса, список рекомендуемой литературы.

Предназначена для абитуриентов Казанского юридического института МВД России.

ББК 63.3

© Казанский юридический институт МВД России, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………...

4

Программа курса …………………………………………………..

6

Рекомендательный список учебных пособий

для подготовки к экзамену ……………………………………….

16

Примерные экзаменационные вопросы ………………………..

17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по истории предназначена для подготовки к вступительному экзамену в Казанский юридический институт МВД России. В ее основе находится комплекс базовых знаний, охватывающих основные проблемы и этапы формирования отечественной государственности, взаимоотношения власти и общества, экономики и культуры народов страны, которым должен обладать каждый выпускник средней школы. Программа разработана в соответствии с действующими программами общеобразовательных школ и государственными стандартами образования и учитывает требования, предъявляемые на вступительных экзаменах в вузах.

Исходя из специфики вуза уделяется внимание важнейшим правовым памятникам Руси, России и СССР, Российской Федерации. Будущий юрист должен быть знаком с основными положениями Русской Правды, Соборного Уложения 1649 г., Конституций РСФСР, Союза ССР, Российской Федерации. Программа ориентирует абитуриента на знание нормативно-правовых актов.

Как показывает опыт вступительных экзаменов, наиболее слабые знания абитуриенты показывают по истории культуры, духовной жизни страны. Поэтому в программе сделан акцент на соответствующие разделы курса. При этом следует учесть, что ответы на вопросы по культуре нельзя сводить к простому перечислению отдельных фамилий ученых, писателей, художников и т.д. Поступающий должен продемонстрировать здесь не только определенные знания, но и умение "связать" события духовной жизни с общей ситуацией того или иного времени, продемонстрировать собственные эстетические познания.

История - не набор «объективно необходимых» фактов и событий, это и реальный вклад выдающихся личностей в ее развитие, без которых нельзя представить целостную картину развития событий.

В конце программы приводится рекомендательный список учебных пособий и современных обобщающих изданий по отечественной истории, способных оказать помощь абитуриентам. Значительное внимание уделяется вопросам развития материальной и духовной культуры народов Отечества, их взаимодействия. При изучении внимание следует уделить связям с учебным курсом «Обществознание».

Цель программы - сориентировать поступающих на углубленное изучение материала, стимулировать самостоятельную творческую подготовку к вступительным экзаменам, готовность отстаивать собственное понимание того или иного вопроса на основе знания конкретного исторического материала.

Задачей программы является:

  • ознакомление абитуриентов со структурой и объемом содержания программы вступительного экзамена по истории России;

  • научить самостоятельно формулировать структуру и содержание ответов по вопросам истории России.

В результате подготовки абитуриенты должны:

иметь представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, развитии общественной мысли, о роли народов России как представителей единой цивилизации;

знать основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до наших дней, роль России в мировой истории;

усвоить отечественный опыт исторического развития в контексте общецивилизационной перспективы, смысл духовных ценностей, хранимых народами Отечества;

уметь – знать основные исторические понятия, давать определения, раскрывать суть и содержание исторических явлений и процессов, применять полученные знания в качестве основы для ответов на вступительных экзаменах.

ПРОГРАММА

ТЕМА 1. ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ПЛЕМЕНА И ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА

Основные источники по древнейшей истории человечества.

Каменный век (палеолит, мезолит, неолит); появление человека в Евразии. Первые стоянки первобытных людей. Появление членораздельной речи. Зарождение родовой организации. Матриархат. Язычество. Появление производящего хозяйства, изменение в материале орудий труда.

Бронзовый век. Появление металлических орудий труда. Патриархат.

Железный век. Возникновение простого товарного производства.

Ранние формы и структуры власти.

Образование в I тыс. до н.э. государств в Закавказье и Средней Азии. Урарту, Бактрия, Согдиана, Хорезм. Общественный и государственный строй. Культура.

Античные города-государства в Северном Причерноморье: Ольвия, Херсонес, Пантикапей.

Киммерийцы, скифы, сарматы, готы. Великое переселение народов.

Появление восточных славян в Евразии. Влияние природно-климатических факторов на становление славянской цивилизации.

ТЕМА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАСЦВЕТ ГОСУДАРСТВА КИЕВСКАЯ РУСЬ

Восточные славяне: происхождение, крупные племенные союзы, расселение, экономическое, общественное, культурное развитие.

Предпосылки образования Древнерусского государства. Призвание варягов. Рюрик. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства и ее критика.

Олег. Объединение Новгорода и Киева. Походы киевских князей. Полюдье. Игорь. Введение княгиней Ольгой "уроков" и "погостов". Святослав.

Крещение Руси и его значение. Владимир I.

Ярослав Мудрый (1019 - 1054). Расцвет Древнерусского государства. Русская Правда: источники, редакции, общая характеристика. Правовое положение населения, преступления и наказания, суд по Русской Правде.

Международные связи Руси: Византия, хазары, кочевники. Порядок престолонаследия и его изменение после Любечского съезда русских князей 1097 г.

Владимир Мономах. Распад Киевской Руси.

Культура Древней Руси. Ремесло. Изобразительное искусство. Зодчество. Устное народное творчество. Появление письменности. Просвещение, летописи. Литературные произведения. Религиозные верования. Обычаи и традиции.

ТЕМА 3. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII-середине XIШ вв.

Государственная раздробленность. Причины образования самостоятельных княжеств на территории Древней Руси. Политическая карта русских земель в XII-середине XIII вв.

Владимиро-Суздальское княжество. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Особенности становления политического строя Владимиро-Суздальской Руси.

Галицко-Волынское княжество. Особенности политического строя. Отношения князей и боярства. Участие в европейской политике.

Новгородская республика. Особенности ее политического и экономического развития.

Последствия государственной раздробленности.

Завоевания Чингисхана. Первые столкновения половцев, русских и булгар с монгольскими войсками. Битва на Калке 1223 г. Походы хана Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды и ее взаимоотношения с русскими княжествами. Ярлыки. Борьба за великое княжение.

Борьба Руси против экспансии с Запада. Разгром шведских войск на Неве. Александр Невский. Ледовое побоище.

Культура Руси в XII-XIII вв. Ремесло. Зодчество. Летописи. "Слово о полку Игореве".

ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

ГОСУДАРСТВА. РОССИЯ В XVI в.

Причины образования централизованного государства.

Возвышение Московского княжества. Первые московские князья и их политика. Иван Калита. Расширение территории и укрепление экономики княжества. Роль православной церкви в усилении московских князей. Митрополит Алексей.

Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Куликовская битва 1380 г.

Междоусобная война после смерти Дмитрия Донского и ее итоги. Василий II Темный.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Освобождение от власти Золотой Орды. Иван III. Василий III. Централизация политического строя.

Складывание поместной системы. Организация государственного управления и суда. Судебник 1497 г. Начало закрепощения крестьян. Юрьев день.

Иван IV-первый царь. Реформы 50-х гг. XVI в. Избранная рада. Земские соборы. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Опричнина и ее последствия.

Внешняя политика. Завоевание Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Поволжья, Урала и Западной Сибири. Ливонская война.

Культура XIV-XVI вв. Доктрина "Москва - третий Рим". Просвещение и книгопечатание. И.Федоров. Литература и публицистика. Иван Пересветов. Андрей Курбский. Устное народное творчество. Изобразительное искусство. Андрей Рублев. Зодчество. Ремесло.

ТЕМА 5. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII в.

Внутриполитическая ситуация в стране в 80-е -90-е гг. XVIв.

Прекращение династии Рюриковичей. Борис Годунов. Введение урочных лет.

Смутное время. Польско-шведская интервенция. Лжедмитрий I.

Василий Шуйский. Восстание И.Болотникова. Лжедмитрий II. Королевич Владислав. "Семибоярщина".

Борьба с иностранным вмешательством в дела России. Народные ополчения. К.Минин, Д.Пожарский.

Воцарение династии Романовых. Михаил Федорович. Филарет. Итоги Смутного времени.

Экономическое и политическое развитие России в XVII в. Развитие товарно-денежных отношений. Появление мануфактур.

Алексей Михайлович. Усиление самодержавной власти. Соборное Уложение 1649 г. – кодекс русского права.

Народные восстания XVII в.

Государство и церковь. Раскол. Никон. Протопоп Аввакум.

Внешняя политика России в XVII в. Переяславская Рада 1654 г. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Российско-польские отношения. Война 1654-1667 гг. Отношения с Турцией, крымские походы.

Освоение Сибирь и Дальнего Востока. Землепроходцы и мореходы.

Светское и духовное направления в культуре XVII в. Просвещение и научные знания. Общественная мысль. Литература и устное народное творчество.

Изобразительное искусство. Зодчество. Расширение культурных связей с другими странами.

ТЕМА 6. РОССИЯ В XVIII в.

Приход к власти Петра I. Азовские походы. "Великое посольство". Предпосылки преобразований.

Начало Северной войны. Битва под Нарвой. Основание Санкт-Петербурга. Полтавское сражение. Победы российского флота. Ништадтский мир. Итоги и значение войны.

Военные реформы. Реформы государственного управления. Сенат. Коллегии. Реформа церковного управления. "Табель о рангах". Подушная подать. "Указ о единонаследии". "Указ о престолонаследии". Мануфактуры и торговля.

Изменения культуры и быта в первой четверти XVIII в.

Значение преобразований Петра I.

Дворцовые перевороты.

Участие России в Семилетней войне.

Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II. Уложенная комиссия.

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

Внешняя политика во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны 1768-1774гг. и 1787-1791 гг. и их результаты. П.Румянцев, А.Суворов. Ф.Ушаков.

Участие России в разделах Речи Посполитой. Участие России в коалициях против Франции.

Правление Павла I и его политика.

Культура второй половины XVIII в. Развитие образования. Наука и техника. М.Ломоносов. Основание Московского университета. Живопись и скульптура. Архитектура. Театр и музыка. Крепостное искусство. И.Новиков, А.Радищев. Д.Фонвизин, Г.Державин, Ф.Волков.

ТЕМА 7. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Внутренняя политика России в начале XIX в. Реформы Александра I. Программа реформ М.Сперанского. Консервативные явления во внутренней политике. А.Аракчеев.

Отечественная война 1812 г.: причины, характер, итоги. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс и "Священный Союз".

Развитие общественного движения. Северное и Южное общества. "Конституция" Н.Муравьева. "Русская Правда" П.Пестеля. Восстание декабристов.

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в. Приход к власти Николая I. Создание III Отделения Собственной Его императорского Величества Канцелярии. Реформа государственных крестьян П.Киселева.

Кодификация законодательства.

Общественное движение 30-50-х гг. XIX в. Петрашевцы. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. В. Белинский «Общинный социализм» А.Герцена.

Россия – «жандарм Европы». Кавказская война. Восточный вопрос. Крымская война. Оборона Севастополя и ее герои. Парижский мир. Причины поражения России.

Культура первой половины XIX в. Реформы в области образования. Развитие отечественной науки. Н.Лобачевский. "Золотой век" русской литературы. В.Жуковский, К.Рылеев, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, Н.Некрасов, И.Тургенев. Живопись. Архитектура. Театр и музыка.

  1. Программа вступительных экзаменов по дисциплине: Оперативно-розыскная деятельность и специальная техника органов внутренних дел для подготовки слушателей заочной формы обучения по специальности 030900.

    Программа
    Оперативно-розыскная деятельность и специальная техника органов внутренних дел: программа вступительных экзаменов для подготовки абитуриентов, готовящихся к поступлению на заочную форму обучения в Казанском юридическом институте МВД
  2. Программа вступительного испытания во Владивостокский филиал Российской таможенной академии (1)

    Программа
    А.П. Ботнарь, cтарший преподаватель кафедры отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, кандидат исторических наук
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  4. Программа вступительных экзаменов казань 201 1 Министерство внутренних дел Российской Федерации федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

    Программа
    Обществознание: программа вступительных экзаменов в КЮИ МВД России / сост.: к.и.н., профессор Н.А. Шмелева, к.ф.н., доцент Ф.Ф. Фаткуллин, к.ф.н., доцент М.
  5. Программы вступительных экзаменов в аспирантуру Орловского государственного института искусств и культуры

    Документ
  6. Программа вступительного экзамена по специальности 12. 00. 08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

    Программа
    1. Вступительный экзамен в аспирантуру по специальности 12.00.08 - «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право» включает в себя тематику общепрофессиональной дисциплины «Уголовное право Российской Федерации.
  7. Программа вступительных испытаний по программе магистратуры (1)

    Программа
    отличающие его от общественной власти родового строя Типология государства: основные подходы Классовая трактовка природы государства Культурологический подход к сущности государства Социологические концепции государства Нормативистские
  8. Программа вступительных испытаний по программе магистратуры (2)

    Программа
    отличающие его от общественной власти родового строя Типология государства: основные подходы Классовая трактовка природы государства Культурологический подход к сущности государства Социологические концепции государства Нормативистские
  9. Программа вступительного экзамена по направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (магистр)

    Программа
    Программа экзамена включает вопросы по теории, истории и практике музейного дела, освоению и сохранению природного и культурного наследия, рассматриваемые в контексте общеисторических и культурных процессов.

Другие похожие документы..