Лекция 6 (2 часа). Раздел Архитектура информационных систем предприятий

Лекция 6 (2 часа). Раздел 4. Архитектура информационных систем

предприятий.

4.1. Понятие и классификация ЭИС.

Методологическую основу проектирования экономических информационных систем (ЭИС) составляет системный подход, в соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Для системы характерно изменение состояний объектов, которое с течением времени происходит в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внешней средой.

С позиций кибернетики процесс управления системой как направленное воздействие на элементы системы для достижения цели можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и субъект управления. При этом субъект управления получает информацию от внешней среды и объекта управления, субъект управления анализирует эту информацию, вырабатывает управляющее воздействие на объект управления, отвечает на возмущения внешней среды и при необходимости модифицирует цель и структуру всей системы.

Структура экономической системы (промышленного предприятия, торговой организации, коммерческого банка, государственного учреждения и т.д.) с позиций кибернетики представлена на рис. 4.1, где основные информационные потоки между внешней средой, объектом и системой управления помечены метками над стрелками ИП1, ИП2, ИПЗ, ИП4 и связаны с поддерживающей их экономической информационной системой (ЭИС).

В экономической системе объект управления представляет собой подсистему материальных элементов экономической деятельности (на промышленном предприятии: сырье и материалы, оборудование, готовая продукция, работники и др.) и хозяйственных процессов (на промышленном предприятии: основное и вспомогательное производство, снабжение, сбыт и др.).

Субъект управления представляет собой совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном предприятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и другие отделы), осуществляющих следующие функции управления:

  • планирование - функция, определяющая цель функционирования экономической системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное планирование);

  • учет - функция, отображающая состояние объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;

  • контроль - функция, с помощью которой определяется отклонение учетных данных от плановых целей и нормативов;

  • оперативное управление - функция, осуществляющая регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и учетных данных;

  • анализ - функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.

Рис. 4.1. Информационные потоки в системе управления.

Экономическая информационная система (ИС предприятия, организации, учреждения) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации, предназначенной для выполнения функций управления.

ЭИС связывает объект и субъект управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:

ИП 1 - информационный поток из внешней среды в систему управления, который, с одной стороны, представляет поток нормативной информации, создаваемый государственными учреждениями в части законодательства, а, с другой стороны, - поток информации о конъюнктуре рынка, создаваемый конкурентами, потребителями, поставщиками;

ИП 2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду, а именно: отчетная информация, прежде всего финансовая информация в государственные органы, инвесторам, кредиторам, потребителям; маркетинговая информация потенциальным потребителям;

ИП З - информационный поток из системы управления на объект управления (прямая кибернетическая связь), представляющий совокупность плановой, нормативной и распорядительной информации для осуществления хозяйственных процессов;

ИП 4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная кибернетическая связь), который отражает учетную информацию о состоянии объекта управления экономической системой (сырья, материалов, денежных, энергетических, трудовых ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах) в результате выполнения хозяйственных процессов. ЭИС накапливает и перерабатывает поступающую учетную информацию и имеющиеся нормативы, и планы в аналитическую информацию, служащую основой для прогнозирования развития экономической системы, корректировки ее целей и создания планов для нового цикла воспроизводства.

К обработке информации в ЭИС предъявляются следующие требования:

  • полнота и достаточность информации для реализации функций управления;

  • своевременность предоставления информации;

  • обеспечение необходимой степени достоверности информации в зависимости от уровня управления;

  • экономичность обработки информации: затраты на обработку данных не должны превышать получаемый эффект;

  • адаптивность к изменяющимся информационным потребностям пользователей.

Типы информационных систем.

Реализация принципов реинжиниринга бизнес - процессов невозможна без использования современных информационных технологий. Во-первых, именно информационные технологии позволяют быстро связать участников бизнес - процессов, во-вторых, повышают качество принимаемых решений в ходе бизнес - процессов. Информационные технологии интегрируются в рамкахкорпоративных информационных систем.

В соответствии с характером обработки информации в ЭИС на различных уровнях управления (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем (рис. 4.2):

  • системы обработки данных (EDP - Electronic Data Processing);

  • информационная система управления (MIS – Management Information System);

  • система поддержки принятия решений (DSS - Decision Support System).

Рис. 4.2. Типы информационных систем.

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до нескольких дней, и реализует регистрацию и обработку событий, например, оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев). Например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Идеальной считается ЭИС, которая включает все три типа перечисленных информационных систем. В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные ЭИС.

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Она является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

Одним из основных свойств ЭИС является делимость на подсистемы, которая имеет ряд достоинств с точки зрения разработки и эксплуатации ЭИС, к которым относятся:

  • упрощение разработки и модернизации ЭИС в результате специализации групп проектировщиков по подсистемам;

  • упрощение внедрения и поставки готовых подсистем в соответствии с очередностью выполнения работ;

  • упрощение эксплуатации ЭИС вследствие специализации работников предметной области.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельности экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений экономической системы и (или) функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем, таких, как информационная, программная, математическая, техническая, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

Общими требованиями к созданию корпоративных экономических ИС, обеспечивающих эффективный реинжиниринг бизнес процессов предприятий, являются:

-модульность, предполагающая разработку и внедрение ЭИС по отдельным программным комплексам, которые автоматизируют определенные виды деятельности предприятия и комплексируются между собой;

-интегрируемость (интероперабельность), позволяющая реализовать информационный обмен между программными комплексами через общую базу данных, на основе стандартов представления форматов данных и интерфейсов;

-адаптивность, обеспечивающая настраиваемость программных комплексов на различные организации бизнес - процессов;

-масштабируемость позволяющая наращивать число автоматизированных мест ЭИС по мере внедрения программных комплексов;

-открытость (переносимость), реализующая сопряжение программных комплексов со стандартными программными приложениями через механизмы OLE (Object Linking and Embedding) – технологию связывания и встраивания объектов. Например, программами MS Office, и с внешними приложениями других информационных систем через API - интерфейсы (Application Programming Interface), например INTERNET – приложениями;

-конфиденциальность, предполагающая настройку прав доступа пользователей к информационной системе в зависимости от уровня компетенции.

Корпоративная ИС призвана:

-на оперативном уровне обеспечить ускорение протекания информационных потоков, связывающих участников деловых процессов, и улучшить синхронизацию одновременно выполняемых бизнес-процессов;

-на тактическом уровне способствовать повышению качества принимаемых решений, позволяющих адаптировать бизнес-процессы к изменению внешней среды;

-на стратегическом уровне обеспечивать процессы принятия решений относительно проектирования новых и модернизации существующих бизнес - процессов.

4.2. Оперативный уровень управления бизнес - процессами.

На оперативном уровне создаются системы обработки транзакций (OLTP – On-Line Transaction Processing), которые призваны упростить организацию и управляемость бизнес – процессами. Эти системы обслуживают в первую очередь текущую, повседневную деятельность отдельных подразделений компании: склад, бухгалтерию, кадры, документооборот и т.д. Для транзакционных систем характерными являются функции планирования и учета.

Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией. Так, например, при приеме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и оперативное планирование выполнения. В ходе оперативного планирования проверяется достаточность всех необходимых ресурсов, осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется общий план-график работ, создаются наряды - заказы на выполнение работ для производственных подразделений и снабжения, причем планирование работ выполняется автоматически с помощью последовательности взаимосвязанных процедур.

С помощью системы обработки транзакций осуществляется расширение зоны ответственности менеджеров за организацию и управление бизнес - процессами. В частности, система управления потоками работ оперативно связывает по локальной вычислительной сети операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес - процессы, которые контролируются менеджерами процессов как единым целым. Операции процесса выполняются в естественном порядке при допустимом распараллеливании работ.

Через распределенную базу данных работники предприятия обмениваются между собой информацией. Все изменения в базе данных отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес - процесса.

С помощью информационных технологий управления потоками работ появляется возможность динамического формирования рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят работники из различных структурных подразделений. Эти рабочие группы управляются независимо от структурной принадлежности исполнителей единственным менеджером процесса. Процессные рабочие группы обладают большей гибкостью с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не требуют сложных согласований при выполнении работ в рамках традиционной иерархической структуры управления. Примером гибкого формирования рабочей группы может служить группа для организации выпуска новой продукции на рынок, составленная из представителей отделов маркетинга, проектирования, производства и закупок, продаж.

Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяет сделать более прозрачным контроль исполнения процесса. В каждый момент времени можно узнать его состояние на конкретных рабочих местах.

Использование информационных технологий позволяет осуществлять эффективную координацию операций бизнес-процессов территориально распределенных структурных подразделений предприятия или предприятий-партнеров на основе глобальной вычислительной сети.

4.3. Тактический уровень управления бизнес - процессами.

На тактическом уровне управления решаются задачи оптимизации выполнения бизнес - процессов. Для этого используются информационные системы управления, которые должны позволять своевременно выявлять потребность бизнес - процессов в ресурсах и обеспечивать ее реализацию.

Такие системы получили название автоматизированных систем планирования ресурсов. В процессе своего развития они прошли ряд этапов:

  • MRP-I (Material Requirement Planning) - планирование потребности в материалах под производственную программу или производственный заказ;

  • MRP-II (Manufacturing Resource Planning) – планирование ресурсов производства, включая определение потребности в готовой продукции, материалах, производственных мощностях и трудовых ресурсах;

  • ERP (Enterprise Resource Planning) – комплексное планирование работы предприятия, включая обеспечение финансовыми ресурсами в соответствии с разрабатываемой производственной программой;

  • Extended ERP (ERP-II) – расширение системы планирования ресурсов на межорганизационный уровень взаимодействия предприятий.

Комплексный охват видов деятельности предприятия стандартом MRP-II представляет приведенный ниже обязательный набор программных модулей.

Перечень модулей MRP-II.

- Планирование продаж и операций (Sales and Operation Planning).

- Управление спросом (Demand Management).

- Главный календарный план производства (Master Production Scheduling).

- Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning).

- Ведение спецификаций изделий (Bill of Material Subsystem).

- Управление запасами (Inventory Transaction Subsystem).

- Управление запланированными поступлениями по открытым заказам (Scheduled Receipt Control).

- Оперативное управление производством (Shop Floor Control / Production Activity Control).

- Планирование потребности в мощностях (Capacity Requirement Planning).

- Управление входным/выходным потоком (Input/Output Control).

- Управление снабжением (Purchasing).

- Планирование ресурсов дистрибуции (Distribution Resource Planning).

- Интерфейс с финансовым планированием (Financial Planning Interface).

- Моделирование (Simulation).

- Оценка производительности (Performance Measurement).

ERP - системы расширяют стандарт MRP-II реализацией различных технологий организации основных бизнес - процессов и автоматизацией процессов инфраструктуры (финансовый менеджмент, управление персоналом, инновациями и др.). К особенностям применения современных ERP – систем относятся:

- автоматизация разнообразных методов планирования и управления бизнес - процессами от позаказного до массового производства с возможностью их рационального сочетания и настройки на особенности конкретного предприятия;

- интегрированное использование подсистем учета, анализа и планирования сбыта, производства, снабжения и финансирования в разрезе отдельных центров затрат и компании в целом;

- реализация современной технологии бюджетирования и обеспечения динамической увязки необходимых ресурсов по всему спектру бизнес-процессов на основе управленческого учета затрат и анализа консолидированной отчетности;

- бизнес-планирование и управление отдельными проектами с учетом возможных рисков во внешней среде и ресурсных ограничений предприятия;

- сокращение горизонта оперативного планирования до недель, дней и даже по мере появления каждого нового заказа.

ERP-системы второго поколения развивают концепции гибкой адаптации бизнес- процессов к потребностям рынка и осуществляют встраивание в процесс планирования деятельности предприятий поставщиков, партнеров и заказчиков:

- развитые системы планирования (Advanced Planning Scheduling -APS) ориентированы на планирование выполнения заказов точно в срок, которое предполагает перепланирование выполнения портфеля, заказав потребителей в зависимости от его динамического обновления и получаемых алгоритмов и ограничений;

- системами управления цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM) и электронной торговли между предприятиями (Business to Business) включает модули совместного планирования производства с учетом свободных ресурсов определенных партнеров;

- системы управления отношениями с клиентами (Customer Relationship Management - CRM) и электронной коммерции (Business to Customer) направлены на прогнозирование потребностей клиентов, оперативный маркетинг и рекламу, разработку адресных коммерческих предложений;

- системы, поддерживающие сотрудничество с предприятиями отрасли по обслуживанию определенного сегмента рынка C-Commerce (Collaborative Commerce), создание электронных площадок, виртуальных предприятий, продолжают развивать методы динамического планирования любых родственных предприятий на самоорганизующейся основе.

4.4. Стратегический уровень управления бизнес – процессами.

На стратегическом уровне обоснование принятия решений по выпуску новой или модернизации старой продукции, расширению или сокращению финансово - хозяйственной деятельности, инжинирингу или реинжинирингу бизнес - процессов предполагает широкое использование систем поддержки принятия решений (СППР).

СППР должны решать задачи, для которых трудно заранее подготовить алгоритм решения, выполняемый на регулярной основе. Характер же реинжиниринга бизнес - процессов вызывает необходимость решения проблем, требующих разработки либо оригинальной модели решения, либо подбора информации, которая в явном виде не содержится в базе оперативных данных.

СППР представляют собой человеко-машинные системы, которые дают лицу, принимающему решения (ЛПР) возможность использовать данные, знания, объективные и субъективные модели для анализа и решения слабо структурированных и неструктурированных проблем.

К слабо структурированным проблемам относятся такие, которые содержат как количественные, так и качественные переменные, причем качественные доминируют.

Неструктурированные проблемы имеют лишь качественное описание.

Обычно в СППР количественные методы подготовки решений выполняются компьютерными программами, а качественные методы - человеком. В некоторых случаях возможно применение методов искусственного интеллекта, позволяющих автоматизировать методы качественного анализа и синтеза решений. Принятие решений включает выполнение следующих основных этапов:

  • формулирование постановки проблемы предполагающее определение цели решения задачи, критериев оценки и допустимых ограничений;

  • генерацию решений на основе использования различных методов;

  • оценку и выбор решения из сгенерированных альтернатив.

Структурированность проблемы принятия решений определяется также способностью формализации процесса решения задач на указанных выше этапах.

Обычно первый этап представляет построение модели проблемы вручную. Более того, результат построения модели не всегда получает строгое математическое выражение, т.е. мы имеем дело с качественным описанием проблемы, и, стало быть, неструктурированным характером задачи принятия решения.

Генерация решений по сформулированной задаче зависит от выбранного метода, поэтому вначале должна быть выполнена задача выбора метода решения, которая также в основе носит неформализованный характер.

К современным системам поддержки принятия решений предъявляются следующие требования:

  • интеграция внешних и внутренних источников маркетинговой, производственной и финансовой информации для анализа и прогнозирования изменений бизнес - процессов;

  • повышение оперативности анализа эффективности бизнес - процессов и прогнозирования их развития;

  • расширение сферы охвата лиц, участвующих в подготовке и принятии решений;

  • гибкое формулирование информационных потребностей для анализа и прогнозирования бизнес - процессов непосредственно ЛПР;

  • использование разнообразных методов анализа и прогнозирования бизнес - процессов;

  • автоматизация извлечения знаний о закономерностях в развитии ситуаций для принятия своевременных решений;

  • взаимосвязанность процессов решения задач, в которых отдельные этапы итеративно связаны между собой;

  • множественность источников знаний, рассматривающих процесс принятия решений с различных точек зрения;

  • использование интегрированных информационных хранилищ, определяющих набор показателей для многокритериальной оценки;

  • качественная интерпретация объемных количественных данных, содержащихся в информационных хранилищах;

  • сочетание формализованных и эвристических методов решения задач, когда эвристические методы упрощают перебор вариантов, уточняют полученные формализованными методами решения или восполняют пробелы в знаниях;

  • изменение характера построения диалога «человек - ЭВМ» в сторону большей активности пользователя, варьирующего своими целями и ограничениями.

Таким образом, набор инструментальных методов принятия решений в слабоструктурированных проблемных областях может охватывать как математические, так и эвристические методы.

В неструктурированных проблемах возможно применение только методов информационного обеспечения принятия решений, задача которого заключается в подборе относящихся к делу (релевантных) источников знаний, содержащих описание решения сходных проблем. Условимся называть первые СППР модельно - ориентированными, а вторые - ориентированными на информационный анализ. Такая классификация обусловлена тем, что в структурированных или слабо структурированных проблемных областях лицо, принимающее решение, может, по крайней мере, поставить задачу, для которой возможно подобрать модель решения задачи.

Для неструктурированных задач сама их постановка может быть сделана после поиска обоснования выбора цели и определения ограничений.

4.4.1. Модельно - ориентированные СППР.

Модельно - ориентированные СППР генерируют и анализируют множество альтернативных решений, среди которых выбирается оптимальный или рациональный вариант.

Различают следующие виды модельно - ориентированных СППР.

Оптимизационные модели автоматически генерируют варианты для заданной целевой функции и ограничений и отыскивают наилучшее решение.

Имитационные модели реализуют анализ « что, если ».

При этом ЛПР формирует варианты решений, путем задания значений параметров, а система рассчитывает значения целевой функции. Здесь прерогатива выбора принадлежит ЛПР.

Различают аналитические имитационные модели и динамические имитационные модели с непрерывным или дискретным характером отражаемых процессов. Динамические имитационные модели особенно хорошо используются в целях реинжиниринга бизнес - процессов.

Эвристические модели оперируют качественными оценками и могут формировать решения в условиях неполноты и неопределенности данных. При этом различают модели оценки иерархий целей на основе экспертных оценок и экспертные системы. В первом случае конкретный вариант решения и оценки исходных факторов задает ЛПР (аналогично имитационной модели), а во втором – варианты решений генерируются из базы знаний, обычно правил (аналогично оптимизационной модели).

Преимущество экспертных систем, связанных с анализом, диагностикой, прогнозированием, планированием и проектированием, заключается в накоплении опыта и автоматизации работы эксперта.

Таким образом, к особенностям создания модельно - ориентированных СППР относятся следующие.

Неформальный итеративный процесс построения модели, так как не просто найти консенсус в группе людей по идентификации проблемы. Для моделей и баз знаний требуется большое время тестирования.

Прототипный подход- разработка, начиная с малой модели, быстрая обратная связь с пользователем, поддержка интереса к проекту, включение конечного пользователя в процессе проектирования. Главный критерий - быстрота и простота построения модели. Создание множества версий моделей, обеспечивающих множество сценариев.

Наличие программной интегрированной среды (оболочки), быстро настраиваемой, адаптируемой к конкретной проблемной области, разработка моделей без участия или с минимальным участием аналитика.

4.4.2. Системы ППР, ориентированные на анализ знаний.

СППР, ориентированные на информационный анализ, представляют собой инструмент обобщения информации в произвольных разрезах для принятия решений.

Возможность составления гибких информационных запросов руководителями без привлечения специального персонала обусловила название таких систем, как информационные системы руководителя (ИСР).

К основным видам СППР информационного анализа относятся:

  • информационно- справочные системы с возможностью генерации произвольных отчетов и запросов или гибкой системы меню на основе использования обычных баз оперативных данных, которым свойственен интерактивный характер решений;

  • информационные хранилища (Data Warehouse), куда отбирается и фильтруется обобщенная информация, на основе которой реализуются многомерные статистические группировки. На основе информационных хранилищ создаются системы оперативного анализа данных (OLAP-On-Line Analytical Processing) и интеллектуального анализа данных (Data Mining), реализующего статистические методы (регрессионный, кластерный и другие методы анализа), индуктивные методы обучения на примерах, нейронные сети. В последнем случае речь идет об автоматическом извлечении знаний (моделей решения задач) из данных. Таким образом, речь идёт о построении гибридных СППР, ориентированных и на данные, и на модели;

  • системы управления знаниями, включающие в себя наряду с информационными хранилищами источники знаний текстовой информации, базы структурированных знаний, профили знаний экспертов.

Литература

1. Смирнова Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Под ред. Тельнова Ю.Ф. – Финансы и статистика, 2003.-512 с.: ил.

2. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес - процессов. - М.: Финансы и статистика, 2003.-256с.: ил.

Оглавление

Лекция 6. Раздел 4. Архитектура информационных систем предприятий.

4.1. Понятие и классификация ЭИС.

4.2. Оперативный уровень управления бизнес - процессами.

4.3. Тактический уровень управления бизнес - процессами.

4.4. Стратегический уровень управления бизнес – процессами.

4.4.1. Модельно - ориентированные СППР.

4.4.2. Системы ППР, ориентированные на анализ знаний.

Рис. 4.1; 4.2.

  1. Лекция 7 (2 часа). Раздел Архитектура информационных систем предприятий

    Лекция
    Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов (связей) между задачами. При этом под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным
  2. Лекция 1 Особенности функционирования и цели создания экономических информационных систем

    Лекция
    Экономика страны, ее отрасли и первичные хозяйствующие объекты могут рассматриваться как экономические системы (ЭС), характеризующиеся большим количеством включаемых в них элементов, сложной структурой, а также наличием множест­ва
  3. Учебно-методический комплекс «Разработка архитектуры предприятия»

    Образовательная программа
    В самом общем виде под архитектурой предприятия (ЕА - Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех его ключевых элементов и межэлементных отношений.
  4. Лекция 5 (4 часа). Раздел Архитектура предприятия

    Лекция
    Существует несколько определений и моделей архитектуры, предлагаемых в различных национальных и международных стандартах. Приведем одно из них, дополнив комментариями из других, которые расширяют и уточняют понятие архитектуры.
  5. Лекция №1 Основные понятия информационных систем

    Лекция
    Возникновение системы управления (СУ) обосновано следующими двумя объективными предпосылками: 1) Необходимостью осуществления постоянного роста производительности труда; 2) Разрешением противоречия между постоянно растущими сложностью
  6. Основная образовательная программа Направление 230700- прикладная информатика Разработала кафедра информационных систем в экономике Утверждено на заседании кафедры исвЭ

    Основная образовательная программа
    Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г.
  7. Информационные технологии в экономике и управлении (1)

    Документ
    С начала шестидесятых годов в развитых странах мира начали реализовываться проекты создания компьютерных сетей для отработки технологий надежного обмена информацией между компьютерами и совместного использования сетевых ресурсов.
  8. Информационные технологии в экономике и управлении (2)

    Документ
    Национальное правительственное агентство NSF всячески поощряло деятельность сетей - компонентов NSFNET по поиску коммерческих партнеров и предоставлению им платных услуг.
  9. Программа дисциплины "Проектирование информационных систем" (2)

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины "Проектирование информационных систем" по специальности 230201 "Информационные системы и технологии": Учебная программа.

Другие похожие документы..