Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 10

Релятивистская и квантовая механика. Новейшие тенденции в развитии естественных наук, взаимодействие естественных и гуманитарных наук в ХХ веке, историческое развитие наук в перспективе социальных и гуманитарных проблем современности.

История физико-математических наук, история биологических наук, история геолого-географических наук, история медицины и наук о человеке, история технических наук.

История научных организаций: университетов, академий, лабораторий, исследовательских институтов, высших технических учебных заведений, научных библиотек, фондов.

История отечественной науки в ее взаимосвязи с развитием мировой науки.

Деятели русской науки. Наука «окраин» России. Опыт государственного управления наукой в России. Связь исследования и образования в исторической перспективе.

История науки в перспективе философии и социологии современной науки.

Проблема объективности историко-научного описания. Проблема исторического факта. Источниковедение. История науки в контексте научной политики, идеологии, культуры. История науки и религия.

Методология истории античной науки и науки средних веков.

Подходы к объяснению формирования науки нового времени: классический, марксистский (Б.М. Гессен, Дж. Бернал, Б.М. Кедров и др.), протестантско- этический (Р. Мертон, М. Вебер и др.), магико-герметический (Ф. Иейтс и др.).

Европоцентризм в истории науки. Проблема «колониальной науки».

Кумулятивистская концепция развития науки. Понятие научной революции.

Конвенционализм как историографическая концепция. «Внутренняя логика» и «социальные факторы». Интернализм и экстернализм. Фальсификационизм К. Поппера. Рациональная реконструкция истории науки и научно- исследовательские программы И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

История науки и социология знания. Сильная программа Д. Блора.

Социальный конструктивизм как методология историко-научного исследования. Понятия научного сообщества, мыслительного коллектива, дисциплины и исследовательской области. Дифференциация и интеграция знания. Научные революции.

Математическое моделирование развития науки. Наукометрия.

Дисциплинарная история науки. История математики, физики, механики, астрономии, химии, биологии, геологии, минералогии, географии, медицины, гуманитарных, технических и прикладных наук.

Наука в системе государственных институтов. Частные и корпоративные лаборатории. Научная политика. Управление наукой и финансирование науки.

История кардинальных проблем и проблемных ситуаций. Case studies.

Биографии ученых и деятелей науки.

Отрасль наук:

технические науки

химические науки

физико-математические науки

биологические науки

медицинские науки

сельскохозяйственные науки

исторические науки

геолого-минералогические науки

ветеринарные науки

географические науки

философские науки (за исследования по п. 12)

архитектура

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить образовательную программу подготовки аспиранта по данной отрасли наук, должны иметь высшее профессиональное образование по специальностям или направлениям подготовки в соответствии с таблицей:

Код

(шифр) научной спец-ти

Шифр специальностей научных работников

Наименование направления подготовки магистра и/или магистерских программ

Код (шифр)

научной специальности

07.00.10

Истрия науки и техники

511000-Геология

520600-Журналистика

520800-История

020700-История

020800-Историко-архивоведение

2.2. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру по результатам сдачи вступительных экзаменов на конкурсной основе. По решению экзаменационной комиссии лицам, имеющим достижения в научно-исследовательской деятельности, отраженные в научных публикациях, может быть предоставлено право преимущественного зачисления.

2.3. Порядок приема в аспирантуру и условия конкурсного отбора определяются действующим Положением о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

2.4. Программы вступительных испытаний в аспирантуру разработаны Поволжским государственным университетом сервиса в соответствии с государственными и федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования.

  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.10 - История науки и техники

    1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования Поволжским государственным университетом сервиса.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии*(1).

3.2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

3.3. Образовательная составляющая, включающая следующие разделы:

Обязательные дисциплины (ОД. А.00);

Факультативные дисциплины (ФД.А.00);

Практика (П.А.00).

3.4. Исследовательская составляющая, включающая следующие разделы:

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00);

Кандидатские экзамены (КЭ.А.00);

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук (ПД.А.00).

4. Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования в очной форме обучения не может превышать три года, в заочной форме - четыре года.

5. Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее составляющим и их разделам):

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.10 - История науки и техники.

Индекс

Наименование разделов и дисциплин

(модулей)

Трудоемкость

(в зачетных

единицах) *(2)

ОД.А.00

Обязательные дисциплины

11

ОД.А.01

История и философия науки

2

ОД.А.02

Иностранный язык

2

ОД.А.03

Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности

Общие и методологические проблемы историко -научных и историко-технических исследований

2

ОД.А.04, ОД.А.05,

ОД.А.06

Дисциплины по выбору аспиранта*(3)

Основные этапы развития естествознания и техники

Проблемы истории науки и техники

Особенности науки и техники

Психология и педагогика высшей школы

Современное развитие научной и технической мысли

Научно - техническое достижение человечества и современной эпохи

5

ФД.А.00

Факультативные дисциплины

13

П.А.00

Практика

3

Итого на образовательную составляющую

27

НИР.А.00

Научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (4)

165

КЭ.А.00

Кандидатские экзамены

3

КЭ.А.01

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1

КЭ.А.02

Кандидатский экзамен по иностранному языку

1

КЭ.А.03

Кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук

1

ПД.А.00

Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (5)

15

Итого на исследовательскую составляющую

183

Общий объём подготовки аспиранта (6)

210

*(1) На базе образовательной программы послевузовского профессионального образования по соответствующей специальности научных работников научным руководителем совместно с аспирантом разрабатывается индивидуальный план аспиранта.

*(2) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объём учебной нагрузки аспиранта, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

*(3) Дисциплины по выбору аспиранта (ОД. А.04, ОД.А.05, ОД.А.06 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.

*(4) При обучении по отдельным специальностям научных работников технических, естественных отраслей наук, срок обучения по которым составляет четыре года в очной форме, трудоемкость научно-исследовательской работы аспиранта и выполнение диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (НИР.А.00) увеличиваются на 55 зачетных единиц.

*(5) Подготовка к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук (ПД.А.00) включает оформление диссертационной работы и представление её на кафедру (в научный совет, отдел, лабораторию, сектор) или в совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

*(6) Без учета каникул.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.10 - История науки и техники

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки аспиранта при очной форме обучения 156 недель, в том числе:

  • образовательная программа подготовки – 20 недель (1080 часов);

  • программа научно-исследовательской подготовки, включая оформление и представление диссертации – 120 недель (6480 часов);

  • каникулы не менее – 16 недель.

5.2. Лицам, окончившим аспирантуру, предоставляется месячный отпуск в случае выполнения следующих требований:

  • полностью выполнен индивидуальный учебный план;

  • сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

  • завершена работа над диссертацией и оформленная диссертация представлена в Диссертационный совет.

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

по специальности 07.00.10 - История науки и техники

6.1. Основная образовательная программа подготовки аспирантов сформирована с учетом следующего: максимальный объем учебной нагрузки аспиранта в период теоретического обучения устанавливается в размере 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

6.2. Условия реализации основной образовательной программы аспиранта.

6.2.1. Кадровое обеспечение.

Научное руководство аспирантами и соискателями осуществляют 4 доктора наук, 4 кандидата наук по специальности 07.00.10 - История науки и техники, входящие в штат кафедры «Философии и культурологи», кафедры «Социально-культурный сервис», кафедры «Туризма и рекреации» Поволжского государственного университета сервиса: д.и.н., проф., зав. кафедрой Овсянников Валерий Петрович; д.филол.н., проф. Суворова Палема Егоровна; к.ф.н., доцент Селиванов Вячеслав Михайлович;. д.филос.н., доцент Ельчанинов Михаил Семёнович; д.и.н., доцент Якунин Вадим Николаевич; к.и.н., доцент Ямашев Владимир Михайлович; к.искусств., доцент Бурая Инна Викторовна; к.и.н., доцент Баженова Светлана Степановна.

6.2.2. Учебно-методическое обеспечение.

Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы.

Поволжский государственный университет сервиса обеспечивает каждого аспиранта основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам лицензируемых образовательных программ, в соответствии с требованиями к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования и паспортом специальностей ВАК.

Собственная библиотека университета удовлетворяет требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27.04.2000 № 1246.

В университете функционирует электронная библиотечная система (ЭБС), которая обеспечивает авторизованный доступ к электронным изданиям по основным изучаемым дисциплинам из любой точки, в которой имеется подключение к сети Интернет по адресу: http:/.

Контент ЭБС насчитывает 5010 документов и включает:

- электронные эквиваленты печатных учебных и учебно-методических документов: рабочие учебные программы, учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, учебно-методические пособия, практикумы, методические пособия, методические рекомендации, учебно-методические комплексы, методические указания;

- электронные эквиваленты печатных научных изданий: монографии, сборники тезисов научно-практических конференций, материалы межвузовских научно-методических семинаров, межвузовские сборники научных трудов, научные журналы Поволжского государственного университета сервиса, сборники статей научно-практических конференций, сборники научных трудов поволжского государственного университете сервиса;

- электронные учебные пособия, электронные учебные пособия, электронные учебники, электронные учебные курсы.

Полнотекстовые электронные докуметы представлены в графических, текстовых (doc, html, pdt), мультимедийных форматах.

Для пользователей доступны дополнительные сервисы работы с полнотекстовой базой данных:

- электронный каталог, обеспечивающий параметрический поиск документов. Реализован поиск по дисциплинам, специальностям. Интерфейс поиска позволяет пользователю произвести настройку поисковых параметров, фильтров, режимов сортировки результатов поиска. Данные выводятся согласно ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Ссылка на полный текст электронного документа включается в форму вывода данных и подсвечивается. Обеспечивается стандартный набор операций с найденными записями,

- личный кабинет пользователя, где реализована возможность создания корзин отобранных документов по темам с последующим формированием и печатью списков литературы. сервис доступен только для зарегистрированных пользователей.

ЭБС обеспечивает оперативное информационное и библиотечное обслуживание обучающихся университета всех форм обучения, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета, других категорий пользователей.

Дополнительная литература и информационные базы дисциплин учебного плана являются современными и отвечают требованиям. Главное предназначение данных разработок – выполнение информационно-справочной и обучающей функций. Аспиранты имеют возможность при изучении дисциплин использовать выход в международные и российские сети Internet.

В качестве периодических изданий библиотекой университета ежегодно выписываются следующие журналы:

  • Science

  • Альма матер

  • Вестник Московского университета 

  • Серия 8. История

  • Вопросы филоcофии

  • Высшее образование в России

  • Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки

  • Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика

  • Известия Самарского научного центра РАН

  • Инновации

  • История науки и техники

  • Научные и технические библиотеки

  • Наука и жизнь

  • Общественные науки и современность 

  • СОЦИС

  • Социально-гуманитарные знания

  • Ученый совет

  • Школа университетской науки: парадигма развития

6.2.3. Материально-техническое обеспечение.

При осуществлении учебного процесса кафедра использует современную материально-техническую базу университета, компьютерную технику, сосредоточенную в специализированных компьютерных классах (всего в университете 28 компьютерных классов, из них 25 оборудованы мультимедиа проекторами). Аспирантами широко используется система Internet (скорость подключения выше 2 Мбит/сек).

На кафедре функционирует кабинет курсового и дипломного проектирования, имеется библиотека учебно-методических материалов, создана электронная библиотека учебно-методических материалов.

ВУЗ располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательских работ аспирантов, предусмотренных учебным планом, имеется компьютерный класс и кабинет информатики, лаборатория-кабинет проблем социальной работы и методики преподавания дисциплин направления в высшей школе.

В учебном процессе используются специализированные учебные лаборатории

  • центр информационного и компьютерного обучения университета

  • занятия по циклу дисциплин ДНМ проводятся в учебных аудиториях, предназначенных для лекционных и семинарских занятий и специализированных лабораториях, а также в специально оборудованных аудиториях с применением аудио-видео техники, мультимедийных обучающих программ;

Таким образом, материально-техническая база и учебно-лабораторное обеспечение находится на достаточном уровне и позволяет осуществлять подготовку аспирантов на уровне, соответствующем требованиями ФГТ.

7. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

07.00.10 - История науки и техники.

7.1. Требования к знаниям и умениям выпускника аспирантуры

7.1.1. Общие требования к выпускнику аспирантуры:

Выпускник аспирантуры должен быть широко эрудирован, иметь фундаментальную научную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь самостоятельно формировать научную тематику, организовывать и вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности.

7.1.2.Требования к научно-исследовательской работе аспиранта.

Научно-исследовательская часть программы должна:

  • соответствовать основной проблематике научной специальности, по которой защищается кандидатская диссертация;

  • быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

  • основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;

  • использовать современную методику научных исследований;

  • базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;

  • содержать теоретические (методические, практические) разделы, согласованные с научными положениями, защищаемыми в кандидатской диссертации.

7.1.3. Требования к выпускнику аспирантуры по специальным дисциплинам, иностранному языку, истории и философии науки определяются программами кандидатских экзаменов и требованиями к квалификационной работе (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации аспиранта.

7.2.1. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет.

  • Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливаются Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. ПВГУС включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности.

  • Требования к содержанию и оформлению диссертационной работы определяются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

7.2.2.Требования к итоговой государственной аттестации (порядок представления и защиты диссертации на соискание степени кандидата наук) разрабатываются Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации (ВАК России).

8. ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА

8.1. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу при обучении в аспирантуре в образовательных учреждениях и научных организациях, реализующих программы послевузовского профессионального образования, и прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение.

8.2. Лицам, полностью выполнившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (защитившим диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.

  1. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 07 Педагогическая психология по отрасли

    Образовательная программа
    «Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)», утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 16 марта 2011г.
  3. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  4. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 19. 00. 13 Психология развития, акмеология по отрасли

    Образовательная программа
    «Положение о порядке присуждения учёных степеней», постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г.
  5. Рабочая программа по дисциплине «Методика и методология истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

    Рабочая программа
    программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.
  6. Рабочая программа по дисциплине «Источниковедение истории России» послевузовского профессионального образования по специальности 07. 00. 02 Отечественная история Институт Экономики и управления

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 07.00.02 – Отечественная история, утвержденной проректором по научной работе Дальрыбвтуза.
  7. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 01. 00. 00 Физико-математические науки

    Документ
    1.1. Временные требования к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (далее – Временные требования) по отрасли наук Физико-математические науки вводятся в соответствии с постановлением Правительства
  8. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности (2)

    Образовательная программа
    1.1. Ученая степень, присуждаемая при условии освоения основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени
  9. Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (1)

    Основная образовательная программа
    Программа содержит тематический план и систематизированный перечень проблем онтологии и теории познания, изучение которых предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации.

Другие похожие документы..