Методическое пособие для библиотечных работников Содержание

Медиатека в библиотеке

Методическое

пособие для библиотечных работников

Содержание

Предисловие. Что такое «медиатека»? 3

Медиатека: как ее понимают во Франции. 7

А как у нас с медиатеками? 16

Как создать медиатеку? 35

Заключение 53

Использованная и рекомендуемая литература 55

Предисловие. Что такое «медиатека»?

Печатное слово давно уже не является единственным источником информации и, соответственно, знания. В 20 веке ему в дополнение пришло понятие «мультимедиа», т.е. сочетание текстовой, визуальной и аудиоинформации. Мультимедиа (multimedia, от англ. multi - много и media - носитель, среда). Да и фонды традиционных библиотек все больше и больше пополняются нетрадиционными носителями информации, часть которых в библиотеках же и создается.

Слово «медиатека», как и «библиотека», сложносоставное. Оно включает в себя два слова «медиа» и «тека».
Древнегреческое слово «тека» означает «хранилище», «массив каких-либо предметов», «помещение для хранения этого массива». Не менее древнее греческое слово «библион» переводится как «книга», понимая в расширительном значении: библиотека этимологически не только собственно книгохранилище, но и хранилище журналов, газет, кассет, дисков - словом, всех видов документов, составляющих библиотечный фонд. «Медиатека» - более позднее словообразование. Латинское слово media означает «средства», «способы». Новый словарь иностранных слов приводит два общепринятых значения этого слова: Медиа - от английских слов mass media - средства массовой информации в т.ч. Интернет, то же, что массмедиа). «Медиа» - первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к средствам массовой информации, напр.: медиабизнес, медиапрограмма, медиасоюз, медиатека, метафорум.

Термин «медиатека» возник в нашем языке сравнительно недавно, и различные специалисты толкуют его по-разному. При этом возникают существенные различия не столько в словарном значении, сколько в представлении о том, что включает в себя понятие «медиатека».

Авторы публикаций по рассматриваемой теме, например Е. Ястребцева (одна из первых разработчиков проекта школьной медиатеки), определяют медиатеку как «предметно-информационную среду», позволяющую работать с любого вида информацией, на любом носителе - в виде книги, аудио, видео, компьютера и др.».

В Библиотечной энциклопедии «медиатека» определяется как современное название тех публичных библиотек, фонды которых содержат самые разнообразные виды документов: от печатного – до электронного и мультимедийных, имеют оборудование, необходимое для хранения и воспроизведения последних, а также обеспечивают доступ к названым документам через информационные сети, включая Интернет.

Иногда (как, например, в Штутгарте), медиатеки входят в состав библиотечных систем, иногда (как, например, во Франции) создаются отдельно и становятся новыми культурными центрами городов и регионов.

В нашей стране, понятие «медиатека» в основном ассоциируется со школьной библиотекой по примеру США, где эти понятия уже являются синонимами. Уже проявились два основных варианта организации медиатек в наших школах. Первый: библиотека – информационный центр, частью которого является медиатека. Второй: медиатека как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении учителей информатики. Есть еще Шведский вариант, который почти не используется в нашей стране, возможно, потому, что не описан в литературе. Смысл его заключается в том, что школа экономит на помещении для медиатеки и количестве компьютеров, размещая по соседству библиотеку с фондом на всех видах носителей и компьютерный класс. Требования к библиотекарям в этом варианте предъявляются достаточно высокие, т.к. в основном они преподают в школе компьютерную и информационную грамотность.

Поскольку тема организации медиатек является достаточно актуальной, а для нашей страны и довольно новой, то с января 2006 г. в Российской государственной библиотеке предпринято издание журнала «Медиатека» (сейчас называется «Медиатека и мир»), посвященного опыту медиатек, медиаресурсам и медиатехнологиям во Франции и России. Журнал цветной, объем его - 44 стр., формат А4. В журнале публикуются: переводы статей российских и французских авторов по проблемам медиатек, медиаобразования, информационной грамотности, информационного общества, равенства прав на свободный доступ к информации, и др. Раскрываются основные термины, связанные с новыми технологиями и работой медиатек в России и за рубежом. Представляется продукция медиаиздательств, современные медиаресурсы, полезные для библиотек. Раскрываются инновации в организации работы медиазалов в публичных библиотеках и самостоятельных медиатек во Франции и в России, новые информационные и мультимедийные технологии в библиотечном деле.

Медиатеки, как новый тип библиотечного подразделения были представлены на выставке «Год чтения», которая проходила в июле 2007 г. на территории Всероссийского выставочного центра в Москве.

В рамках данного пособия мы не будем разбираться в научных спорах о правомерности самого термина «медиатека» и о том как понимать это слово, а также не будем останавливаться на школьных медиатеках. Все эти вопросы подробно освещены в литературе, список которой приводится в конце. Мы покажем опыт Франции как страны-родоначальника медиатек и попробуем понять как французы понимают медиатеку, а также приведем опыт российских коллег по организации медиатек. Возможно французский или российский опыт помогут вам создать собственные медиатеки.

Медиатека: как ее понимают во Франции.

В нашу страну слово «медиатека» пришло из Франции. Французы, как известно, своим языком очень дорожат. От тех же греческих и латинских корней они образовали внешне то же самое слово «медиатека», но наполнили его иным смыслом. У них слово «медиатека» стало многозначным.

В одном значении медиатека - это часть библиотеки, касающаяся электронного фонда и всей его инфраструктуры. Публичная информационная библиотека Центра Жоржа Пампиду, открытая в 1977 г., с фондом на 116 языках и диалектах, имеет в своей структуре множество подразделений: в том числе видеотеку, детскую библиотеку и телефонную справочную службу. Одним из рядовых отделов в ней является медиатека.

Если фонд состоит только из мультимедийных документов, мы имеем дело с Мультимедиабиблиотекой (например, в городе Лимож).

Медиатекой во Франции называют и хранилище разных специальных документов, например Национальный центр комиксов и анимации в Ангулене и его окрестностях.

В третьем значении медиатека - более широкое понятие, чем библиотека. Как разъяснял бывший директор французской медиатеки в Москве Жан-Жак Донар, «во Франции медиатеки заменили собой дома культуры, стали культурными центрами - учебными, образовательными, досуговыми и деловой информации». Медиатеками новые учреждения называют и исходя из понимания медиа как средства - безотносительно к виду информации и природе носителя. Поэтому под медиатекой подразумевают «интегрированные библиотеки». В англоязычных странах для них выдуман термин «гибридные библиотеки».

Участие библиотек в информатизации общества расценивается во Франции как деятельность, оказывающая большое влияние на социум. Информатизация самих библиотек рассматривалась, прежде всего, как процесс качественного, точнее, революционного их изменения - и внутреннего, и внешнего. Имеет место следующий алгоритм перехода к информационному обществу: меняется библиотека —> измененная библиотека определяет развитие информатизации —> информатизация качественно изменяет общество.

Суть библиотечной информатизации заключалась в подчинении всех процессов распространения аудиовизуальных документов в библиотеке для установления некоего культурного контроля за их распространением и использованием. С этой же целью ставилась и задача опережения проявлений возможных негативных процессов. И в период формирования новой идеологии библиотека не только приобрела дополнительные «модные» функции, но и взяла на себя ответственность за обеспечение контроля над воздействием новых технологий на общество.

Последнее обстоятельство было воспринято профессиональным библиотечным сообществом достаточно болезненно. Впоследствии в специальной литературе не раз отмечалось, что этот парадокс - отказ от самого термина «библиотека» - стал возможным в одной из самых развитых библиотечных стран мира. Сторонники отказа от «устаревшего» понятия «библиотека» использовали и такие аргументы, как требование заменить книгу другими информационными носителями (в связи с необходимостью сохранять леса), а также вопрос адекватной реакции на тот факт, что люди перестают читать и все более увлекаются видео, телевидением и другими видами досуга.

Другой важный элемент идеологии французской библиотечной информатизации заключался в стремлении преодолеть два основных противоречия, которые стали так очевидны в конце XX в. Первое было связано с потребностью еще большей специализации библиотек. Еще в эпоху Просвещения именно во Франции возникла идея энциклопедии как свода всех имеющихся знаний. Она породила желание воплотить на практике идею создания «энциклопедической библиотеки», которая собрала бы на своих полках все издания, выходящие в мире.

По мере развития библиотечного дела эта идея становилась все более утопичной. Но с появлением новых технологий возник замысел ее воплощения в новом качестве - путем создания национальных и международных сетей. А решение этой проблемы позволило бы решить противоречие между желанием читателя иметь в своем распоряжении всю библиотеку и желанием библиотекаря жестко контролировать использование фондов.

Для решения вечного противоречия между доступностью и сохранностью нужны были новые технологии. А это, в свою очередь, означало, что принципиально должна была измениться роль библиотекаря.

Идея «энциклопедической библиотеки» была последовательно воплощена именно во Франции, где она появилась в новом качестве - как совокупность фондов Национальной библиотеки и региональных библиотечных систем страны. Основу новой «энциклопедической библиотеки» составил Национальный сводный каталог.

Эталонами информатизации стали две столичные библиотеки - Информационная публичная библиотека Центра Жоржа Помпиду и Медиатека Центра науки и промышленности Ла Вилет, расположенная в одноименном районе.

Первая из них стала библиотекой энциклопедической информации, «домом книги, изображения и звука». Ежедневно ее посещают более 13 тыс. человек. В частности, здесь имеется 28 специально оборудованных пунктов для работы с аудиодокументами, 52 - для работы с аудиовизуальными документами, 40 индивидуальных кабин для просмотра кинофильмов. Предмет особой гордости - уникальная лаборатория для изучения более 120 иностранных языков.

Вторая - медиатека в Ла Вилет - идеально дополняла мир передовых технологий, которые раскрывал своим посетителям Центр науки и промышленности, демонстрируя, что библиотека относится к самым передовым институтам общества. Медиатеку ежедневно посещают около четырех тысяч человек. Ее посетители, в частности, могут пользоваться видеодисками и смотреть фильмы в двух версиях - на французском и языке оригинала. Причем видеодиски не выдаются на руки, а передаются с центрального пульта управления на дисплей автоматизированного места пользователя - 170 таких мест размещены в медиатеке для взрослых на трех этажах.

Неизменной оставалась и традиционная для Франции ориентация на совершенствование системы образования. Но в данном случае ставилась принципиально иная, глобальная задача - приблизить библиотеки к пользователям на всех уровнях - от школьника до ученого. В связи с этим библиотеки рассматривались как часть общей стратегии развития университетов.

Во Франции также ставилась задача равномерного и сбалансированного размещения библиотек для наиболее полного охвата обслуживанием жителей центров крупных городов, которая уже в основном решена. В настоящее время большое внимание уделяется строительству библиотек и других учреждений культуры в сельских районах, небольших коммунах и удаленных от центра городских кварталах.

Кроме этого разработана национальная программа строительства медиатек нового поколения в сельских районах и удаленных от центра городских кварталах для организации библиотечного обслуживания жителей в непосредственной близости от мест их проживания. Ее реализация позволит значительно улучшить инфраструктуру библиотек Франции, повысить эффективность обслуживания каждого гражданина страны, в том числе путем укрепления кадрового состава специалистами с библиотечным образованием, которые будут более квалифицированно формировать и использовать библиотечные фонды, широко привлекая интернет-ресурсы и мультимедийные документы, например, цифровые многофункциональные диски (DVD).

Программа осуществляется в соответствии с концепцией близости библиотеки к читателям в прямом и переносном смысле слова. По материалам многочисленных социологических опросов, «близость» в представлении самих читателей - это расположение библиотеки в 15 минутах ходьбы от их дома, возможность для каждого читателя (независимо от возраста, социального положения, профессиональной принадлежности и проживания в городской или сельской местности) получить в ней индивидуальное результативное и благожелательное обслуживание, пройти курс обучения пользованию библиотечными и интернет-ресурсами, осуществить информационный поиск в персональном (лучше в домашнем) компьютере необходимых документов и, установив их местонахождение, сделать заказ на их получение в своей ближайшей библиотеке. Посещение читателями близлежащей библиотеки не ограничивается только потребностью в источниках информации. Для них она является также излюбленным местом встреч с друзьями, с библиотекарями, развития с их помощью своих творческих способностей через овладение новыми информационными и коммуникационными технологиями, а также проведения культурно-массовых мероприятий и др.

Огромную роль в решении всех задач библиотечной информатизации играют государственные структуры Франции.

В 1997 году в синдикате (объединение нескольких коммун) Валь д'Эроп представители власти высказались в пользу создания и дальнейшего развития сети медиатек. Созданная в ходе этого проекта центральная медиатека города Валь д'Эроп, стала образцом медиатеки во французском понимании этого слова. Для медиатеки работала команда архитекторов, дизайнеров, психологов, технических специалистов и библиотекарей. На ее строительство и оснащение было потрачено около 10 млн. евро. Медиатека открылась в 2007 году насчитывает 2300 кв. метров пространства для пользователей всех возрастов и социальных категорий, в т.ч. инвалидов, 100 рабочих мест, аудиторию на 119 мест, залы для мероприятий и встреч, 20 мультимедийных пунктов, 5 языковых лабораторий, 8 пунктов самообразования и 10 образовательных пунктов, вспомогательные приспособления для инвалидов, в т.ч. весь комплекс технических средств для инвалидов по зрению, фонд более 50 тыс. документов. Сейчас медиатека – один из главных культурно-образовательных центров города и всего округа.

Франция в 1990-е гг. также стала одним из мировых лидеров в строительстве новых и реконструкции старых библиотечных зданий.

Последние два десятилетия во Франции наблюдается настоящий бум в строительстве медиатек. Здания в Ниме (проект Нормана Фостера) и Лионе (проект Доминика Перро), Орлеанская медиатека в Париже. В области строительства медиатек французские архитекторы пытаются найти все новые и новые решения соответствующие современной трактовке библиотеки как интеллектуального пространства. Теперь библиотечное пространство все чаще представляет собой не систему изолированных помещений, а перетекающие одна в другую функциональные зоны, сочетающие образование и развлечения.

  1. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  2. Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

    Методические рекомендации
    О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П.
  3. Методическое пособие для нпо содержание Введение

    Информационно-методическое пособие
    Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов.
  4. Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

    Информационно-методическое пособие
    В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами
  5. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  6. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  7. Методическое пособие для вожатых Профессиональное самоопределение II

    Информационно-методическое пособие
    ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности(0 — вовсе нет, I— пожалуй так,
  8. Методическое пособие для выполнения курсовых работ для студентов экономических специальностей Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие для выполнения курсовых работ составлено доцентом кафедры Л.Е. Красильниковой. Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.
  9. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Другие похожие документы..