Методическое пособие для библиотечных работников Содержание

Медиатека, как многофункциональный информационный центр должна обеспечивать следующие возможности:

  • автоматизацию работы с традиционной библиотекой (заказ, резервирование книг и медиа-источников, проверка наличия заказанных книг, бронирование книг на класс, контроль за сдачей литературы, учебников и при необходимости наложение ограничений на выдачу литературы.);

  • хранение и обновление учебных и общеобразовательных материалов в электронной форме с рубрикацией по предметам;

  • хранение и обновление учебных и справочно-информационных материалов в электронной форме (статей, книг, работ учащихся);

  • доступ к другим электронным библиотекам (сотрудники и учащиеся должны иметь доступ к российским и международным электронным библиотекам и сетевым ресурсам);

  • возможность хранения и оперативного просмотра разного рода аудио- и видеоматериалов;

  • поиск необходимой информации по неструктурированным запросам;

  • возможность оперативной работы с любым источником хранимой информации.

Медиатека

    1. Оборудование рабочих мест - мобильный класс Aquarius (15 ноутбуков, тележка для хранения и перевозки, ПО, коммутатор)

    2. Вещательный сервер HP с дисковым массивом

    3. Подсистема озвучивания в составе инновационных купольных акустических систем Localizer и усилителей

    4. Подсистема коммутации - комплект коммутационного оборудования, монтажных элементов, кабелей и стойки

Оборудование рабочих мест

Для работы с материалами используется мобильное компьютерное оборудование (мобильный класс Aquarius), включающее ноутбуки и тележку для их хранения, зарядки и транспортировки.

Медиасервер

Центральный сервер хранения данных. В библиотеке устанавливается сервер с дисковым массивом, на котором храняться книги, фильмы, музыка, учебные программы и другие мультимедийные материалы. Каждый ученик имеет доступ к материалам со своего ноутбука по беспроводной сети. Также имеется возможность организации централизованного вещания - например, на сервере запускается учебный фильм, а ученики могут смотреть его индивидуально на своих ноутбуках.

Оборудование для озвучивания

Для прослушивания различных материалов в библиотеке устанавливаются купольные акустические системы. Данные системы позволяют группам учащихся прослушивать звуковые материалы в одном помещении, не мешая друг другу.

Система звука. Купольные колонки с направленным звуком.

Звуковой купол позволяет локализовать звук в пространстве. Шаг в сторону - и вы уже почти ничего не слышите. Купольные колонки - альтернатива наушникам, которые легко могут быть повреждены (что приводит к регулярным расходам на замену), и негигиеничны в качестве инструмента коллективного пользования.

Кроме того, колонки позволяют озвучивать одновременно несколько "зон" на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга в одном помещении. Купольные колонки – это качественный стереозвук, локализованный на небольшом пространстве, отсутствие беспорядочного шума, обеспечение локального звука в требуемом месте при сохранении тишины в помещении в целом.

Оборудование для коммутации

Подсистема коммутации осуществляет сбор сигналов от источников информации и обеспечивает их распределение по средствам отображения. В состав коммутационного оборудования входят кабельные трассы, разъемы, сопутствующие аксессуары и коммутационная стойка.

Необходимо также не забыть программные средства, используемые для управления ресурсами медиатек. Впечатлением от одного из таких программных продуктов (программы Discobole от французской фирмы Mediadoc) делятся сотрудники медиатеки научной библиотеки РГГУ (г.Москва):

…Новая версия программы Discobole 5 установлена в залы электронных документов Национальной библиотеки Франции. Программы Discobole 4 и её новая версия Discobole 5 предназначены для эффективного управления средствами вычислительной техники, предназначенными для самостоятельной работы читателей и для снижения затрат на обслуживание техники. Программа организует рабочее место читателя таким образом, что он получает доступ только к разрешённым или необходимым ему ресурсам. Доступ варьируется по группам читателей, либо по отдельно взятым читателям. Существует режим предоставления читателям возможности самостоятельной, привычной ему настройки программного окружения, что может являться основой построения читательского модуля Интернет-портала.

Так как, прежде всего Discobole предназначен для использования в медиатеках, то в системе присутствуют мощные средства управления сетевыми ресурсами, доступом к Интернету, информационным ресурсами на CD и DVD-ROM, а также дисковым массивам и сетевым хранилищам данных. Программа позволяет организовать доступ пользователей к определенным CD и DVD-дискам (возможен доступ к образам дисков).

Существует возможность параметризации документов, Интернет-сайтов, различных оцифрованных документов по типовому или собственному тематическому рубрикатору. При работе в системе каждый пользователь получает свой профиль, согласно которому регламентируется его работа в системе. Подробно рассматривались вопросы описания электронных носителей, Интернет-сайтов и других документов. Интересно, что при описании СD-ROMа можно указать рекомендуемые видеорежимы и рабочее место читателя при работе с данным ресурсом автоматически переходит в нужный режим, после окончания работы, настройки рабочего места возвращаются в прежнее состояние. Обсуждались модули программы, связанные с ведением платных операций, таких как распечатка документов и вопросы безопасности работы системы. Под операционную систему, установленную на рабочем месте читателя, используются свои приложения по организации системы безопасности. Модуль статистики предоставляет полный спектр статистических данных как по документам, так и по пользователям и их действиям.

Данный программный продукт компактен, не загружает сеть, так как используется flash и все модули создаются во время открытия сессии, полностью настраиваем. Продукт построен по клиент-серверной технологии с тонким клиентом. В качестве сервера используется программная платформа Microsoft Windows 2000 Server + Microsoft SQL Server 7.0. Клиентом выступает компьютер с ОС семейства Microsoft.

Вообще в России пока нет продуктов, специально разработанных для медиатек - есть программное обеспечение для организации Интернет-кафе разного уровня, которое не подходит для решения задач функционирования университетских медиатек. В результате знакомства с программой Discobole 5 было принято решение о возможности установки её в медиатеке НБ РГГУ и, в формируемой в ходе проекта, медиатеке Историко-архивного института после русификации программы.

В России программу Discobole распространяет официальный дистрибьютор компании MediaDoc  ЗАО "КомпанияЛИБЭР".

В медиатеке компании Air France, медиатеке Экономического университета г. Лилль и в медиатеке г. Митри-Мори уже установлена программа Discobole 5. Национальная библиотека Франции (БНФ) до сегодняшнего дня использовала для управления залами электронных документов специализированное программное обеспечение, созданное специалистами БНФ, сейчас в БНФ устанавливается программа Discobole 5.

Для эффективного использования вычислительной техники и организации оперативного доступа читателей к фонду электронных носителей, электронным информационным ресурсам и техническим средствам надо не бояться перенести на читателей функции поиска, подбора документов и самостоятельной работы с техникой. Это возможно только при наличии качественного программного обеспечения, обеспечивающего как контроль самостоятельной работы читателей, так и организацию интуитивно-понятного интерфейса рабочего места. Для избежания возникновения внештатных ситуаций необходимо изолировать исполнительные блоки техники, используя для этого механические средства безопасности: запираемые контейнеры для системных блоков. Ударопрочные корпуса видеотехники, устройства кодового доступа на пользование техникой снимают с обслуживающего персонала нагрузку «по присмотру» за использованием техники. Надо предоставлять читателю максимально возможный открытый доступ к ресурсам, но с соблюдением принятых в медиатеке правил. При этом, контроль за точностью выполнения этих правил должен быть возложен на технические средства, а не на сотрудников.

Заключение

Сегодня в мире ширится сеть медиатек – специальных публичных библиотек, собирающих, хранящих и предоставляющих всем желающим так называемые нетрадиционные, хотя и давно ставшие привычными, материалы досугового, учебного, творческого характера. Популярность медиатек растет из года в год, от страны к стране в силу целого ряда их преимуществ:

  • будучи муниципальными учреждениями, они дают возможность любому посетителю получать бесплатный доступ к необходимым материалам в стенах самой медиатеки;

  • предоставляя материалы во временное пользование за весьма разумную плату, они позволяют потребителям регулировать состав личных собраний;

  • целенаправленно формируя свои фонды материалами высокого качества – как с технической, так и с содержательной точки зрения – они влияют на развитие культуры досуга, содействуют творчеству и самообразованию, оказывают положительное и очень эффективное воспитательное воздействие;

  • пропагандируя новейшие формы представления информации, они формируют технически и технологически продвинутые сообщества пользователей;

  • работая только с лицензионными материалами, они способствуют защите прав производителей информации и развитию правовой культуры у ее потребителей;

  • постоянно изучая спрос потребителей, они способны помогать производителям корректировать содержательную и технологическую политику;

а также выполняют многие другие функции.

Сегодня уже на многочисленных примерах в миреможно выявить и проследить тенденции изменений, которые происходят с библиотекой, как понятием, так и архитектурным объектом. Начиная с названия («медиатека» - от электронного информационного центра, существующего только в виртуальном пространстве и на мультимедийных дисках) и заканчивая медиа-фасадами.

Внутреннее содержание библиотеки тоже меняется, оно раздвигает границы и превращается в центр общения, работы и отдыха. Современная медиатека стремится предложить потребителю посетить свои экспозиционные площади, сходить в кино, посмотреть медиа-представление, пообедать, поработать в своем инфо-блоке, или прослушать лекцию в одном из своих зальных пространств. При этом услуги предоставляются всем желающим, без исключения, независимо от пола, возраста, национальности и физических возможностей. Основным лозунгом медиатеки можно считать изменчивость, адаптивность и восприимчивость. Но при всем многообразии проектов пока еще рано говорить о научно обоснованной, универсальной концепции медиатеки, воплощенной в архитектурной форме и способной адаптироваться под любые требования места, времени и социальных факторов.

Но все же функционирование медиатеки - одно из направлений развития современной библиотеки. Это новый имидж библиотеки, которая предоставит любую информацию читателю, позаботится об ее сохранности и повысит информационную культуру пользователей.

Использованная и рекомендуемая литература

  1. Авермейт Т. Медиатека в Сендаи: [Архитектура, строительство, интерьер медиатеки] / Т. Авермейт, Т. Дэниелс // Проект International 1+2. – 2001. – N 1. – С. 49-78.

  2. Акимов С.И., Хохлов Ю.Е. Проект "Инфоград Москва": использование информационных и коммуникационных технологий в социальной сфере // Информационное общество. – 2000. – Вып. 2. – С. 4 – 13.

  3. Алешин Л.И. Аудио+видео в библиотеке [Электронный ресурс] // Алешин Леонид Ильич : [персон. сайт]. – М., 2006. – URL: /avtech.htm (09.10.07).

  4. Алешин Л.И. Электронные издания : способы формирования и возможности использования // Библиогр. – 2004. – № 6. – С. 3-5.

  5. Афанасьев В. Медиацентр лицея // Профессионал. – 2005. – № 3. – С. 10-12.

  6. Бабуров В. Раздвигая границы : медиатека - шаг в новое информационное пространство // Библиотечное дело. — 2007. — № 1. — С. 34-35.

  7. Баринова Е. Арт-медиа-ресурсы в библиотеках // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 35. – С. 22-24.

  8. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. Гл. ред. Ю.А. Гриханов; сост.: Е. И. Ратникова, Л.Н. Уланова. – М.: Пашков дом, 2007. – 1300 с.: ил.

  9. Брюнле Э. Штутгардская медиатека // Библиотека.- 1995.- №5.- С.66-72.

  10. Володин Б. Медиатека и утопия : французская модель библиотечной информатизации // Библиотечное дело. – 2003. – № 5. – С. 39-41.

  11. Гаскюэль Ж. Пространство для книги: Руководство для всех тех, кто строит, оборудует или обновляет библиотеку. – М. : Рудомино, 1995. – 303 с.

  12. Гениева Е. Вторжение электронных изданий: Плюсы и минусы // Библиотека. – 1997. – №8. – С.14-16.

  13. Гизенко Е.И., Надольская Т.В. Проблема формирования фондов кинофотодокументами // Сов. библиотековедение.-1992.-№8.- С.50-54.

  14. Горелова Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования // Пед. информатика. – 2006. – № 3. – С. 28-31.

  15. Громова О. Книжкин дом - медиатека - информационный центр // Нар. образование. – 2006. – № 8. – C. 160-171.

  16. Давыдова Н. Фонды электронных документов библиотеки : [на примере Рос. гос. б-ки] // Науч. и техн. б-ки. – 2005.– № 2. – С. 60-65.

  17. Де Лассаль М. Парадоксы успеха политики публичного чтения // Петербургская библиотечная школа. – 1999. – № 2. – С. 74.

  18. Диковская Е. Организация пользования изданиями на CD-ROM персонального содержания // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 56-60.

  19. Донар Ж.-Ж. Французская библиотека в Москве // Библиотековедение. – 2002. – №4. – С. 90

  20. Донар Ж.-Ж. Французская медиатека в Москве // Медиатека. – 2006. – № 1. – С. 17-21.

  21. Елисина Е. Проблемы формирования фонда отечественных изданий на оптических компакт-дисках в РГБ // Актуальные проблемы комплектования и депонирования документов библиотечно-информационного фонда РФ : Всерос. науч.-практ. семинар, Москва, 19-21 окт. 2004 г. : сб. материалов. – М., 2004. – С. 32-34.

  22. Идеи развития в практику библиотек : материалы рос. науч.-практ. конф., 6-10 дек. 2004 г. – Екатеринбург : [б. и.], 2005. – 141 с. : ил.

  23. Казаченкова Л. Информатизация по-американски // Библиотека. – 1997. – №8. – С.46-52.

  24. Качалина В.В. Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов // Библиотека в эпоху перемен : (филос.-культурол. и неформ. аспекты) : информ. сб. / Рос. гос. б-ка, НИЦ КИ Информкультура. – М., 2006. – Вып. 1. – С. 93-100.

  25. Козик Т. Школьная медиатека : первый опыт // Школьная б-ка. – 2005. – № 1/2. – С. 89-91.

  26. Колпаков А.О. Комплектование фонда аудиовизуальных материалов (консультация) // Массовая библиотека, 92 : теория и практика : сб. / Рос. гос. б-ка. – М., 1992. – С. 107-113.

  27. Концепция создания медиатеки в Центральной библиотеке в 2005-2006 гг. [Электронный ресурс] // Централизованная библиотечная система № 1 Восточного административного округа : [сервер]. – М., 2006. – URL: /cbsmed.htm (31.01.07.).

  28. Кочнева М. Медиатеки : культурные узлы города [Электронный ресурс] // ZAART : [интернет-журн.]. – Екатеринбург. – 03.08.06. – URL: /index.php?id=183&article=730 (31.01.07.).

  29. Кулыгина Н.Ю. Библиотека + Медиатека = // Камертон : альманах. – М., 2003. – № 2. – С. 6-8.

  30. Кустова Н. Создаем медиатеку / Н. Кустова, А. Корзина // Библиотека. – 2006. – № 3. – С. 33-35.

  31. Лесных Л.Г. Медиатека – не экзотика, а насущная потребность // Библиотека. – 2005. – № 3. – С. 33-34.

  32. Майстрович Т. Все определяет воля к победе, или что такое Медиатека // Библиотека.- 1997.-№10.- С.32-34.

  33. Майстрович Т.В. Возможности использования оптических компакт-дисков в библиотеках// Науч. и техн. б-ки.-1997.-№5.-С.9-14.

  34. Майстрович Т.В. Синдром CD-ROM // Библиогр. – 1996. – № 5. – С. 3-6.

  35. Майстрович Т.В. Электронный документ как объект библиотечного дела / Т.В. Майстрович. – М. : Пашков Дом, 2004. – 274 с. – Библиогр.: с. 213-247 (397 назв.). Рец.: Федоров В. Апология электронного документа // Мир библиогр. – 2005. – № 1. – С. 75-78.

  36. Матвеева И.Ю. Юношеская библиотека: инновационно-библиографический аспект : науч.-практ. пособие / И.Ю. Матвеева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 224 с. : ил. – (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : 100 выпусков ; № 77).

  37. "Медиакультура новой России". Материалы Международной научной конференции. Том II / Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. – Екатеринбург–Москва: Академический проект, 2007. – 512 с.

  38. Мотульский Р. Как вас теперь называть? Информотека, медиатека, гибридная или просто библиотека? // Библиотека. – 2002. – № 3. – С. 48-52.

  39. Недашковская Т. А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом: Сб. / ВГБИЛ. Ред. Е. А. Азарова, С. В. Пушкова. – М., 2001. – С. 56-72.

  40. Недашковская Т. Как это делается во Франции: медиатеки нового поколения // Библиополе. — 2006. — № 2. — С. 9-11.

  41. Недашковская Т.А. Публичные библиотеки и медиатеки Франции : тенденции развития // Библиотековедение. – 2003. -№ 3. – С. 98-105.

  42. Никанорова Л. На пути к медиатеке // Библиотека. – 2001. – № 1. – С. 37-38.

  43. Новое тысячелетие: библиотека, чтение, юношество : материалы Третьей Всерос. творч. лаб. юношеских б-к / [сост. С.Н. Фоменко ; ред. В.И. Яковлев]. – Краснодар : Краснод. краев. Юношеская б-ка, 2003. – 200 с.

  44. Олефир С.В. Факторы формирования информационно-образовательной среды библиотеки для детей и юношества наукограда : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Олефир С.В. ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – М., 2003. – 18 с.

  45. Пантюхова, Т.В. Как вас теперь величать? /Т.В. Пантюхова // Библиотека в школе. – 2006. – № 23. – С.8-9

  46. Плахина Г. От фонотеки к медиатеке : [на примере Кемер. обл. науч. б-ки им. В.Д. Федорова] // АиФ. Новая б-ка. – 2004. – № 9. – С. 32-34.

  47. Полозок Н.А. Комплектование [Российской национальной библиотеки] аудиовизуальными материалами // Материалы XXXIII научной конференции молодых специалистов (30-31 марта 1998 г.), [Санкт-Петербург] / Рос. нац. б-ка ; науч. ред. В.Р. Фирсов. – СПб., 1999. – С. 22-26.

  48. Пранулис Ю. Графотека, медиатека и другие чудеса Штутгарта // Библиотека.- 1997.- №1.- С.86-87.

  49. Пузикова И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса : автореф. дис. … канд. пед. наук / Пузикова Ирина Геннадьевна ; [Ин-т информатизации образования РАО]. – М., 2005. – 23 с.

  50. Седякин В.П. Возможно ли развитие российских библиотек без российских CD-ROM? : [о комплектовании б-к материалами на нетрадиц. носителях] // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – № 11. – С. 9-12.

  51. Сергеенко В.С. Использование аудиовизуальных средств в библиотеке : учеб. пособие для студентов ин-тов культуры по курсу «Техн. средства в библ. работе» / В.С. Сергеенко. – Л. : ЛГИК, 1983. – 87 с. : ил.

  52. Современная городская школьная медиатека : (Модель техн. оснащения и возмож. формы орг. работы) : метод. рекомендации / НИИ средств обучения и учеб. кн. ; [Батюкова З.И. и др.] ; общ. ред. Ястребцевой Е.Н. – М. : НИИСОИУК, 1992. – 76 с. : ил.

  53. Соляник А. Электронное документоснабжение библиотек // Книга : исслед. и материалы. – М., 2005. – Сб. 83. – С. 100-106.

  54. Социокультурная адаптация молодежи: юношеские библиотеки как центры информации, образования, культуры и духовного просвещения : межрегион. науч.-практ. конф. (29 октября 2003 г., г. Казань) : материалы конф. / [сост.: Г.А. Калантарова и др. ; отв. ред.: Г.А. Калантарова]. – Казань : РИЦ "Школа", 2004. – 151 с.

  55. Столяров Ю. Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой / Ю. Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2006. – № 2. – С. 59–63.

  56. Творческий поиск в повседневности : Опыт работы юношес. б-к России / Рос. гос. юношес. б-ка, Науч.-метод. отд. ; [сост.: Н.А. Петрова ; ред.: Л.М. Инькова]. – М. : РГЮБ, 2003. – 83 с. : ил.

  57. Урбанас В. Микрофильмы в библиотеках // НТБ.- 1995.- №9.- С.83-86.

  58. Харрисон Э. Отбор материалов в аудиовизуальные фонды // Мир библиотек. – 1995. – Вып. 1. – С. 50-57.

  59. Харрисон Э. Отбор материалов в аудиовизуальные фонды // Мир библиотек сегодня. Вып.1.- М., 1995.- С.50-57.

  60. Через библиотеки – к будущему : сб. материалов по формированию дет.-юнош. информ. политики: (по материалам конф. Программы ЮНЕСКО "Информация для всех") : в 2 ч. Ч. 2 / ЮНИСЕФ, Рос. комитет программы ЮНЕСКО "Информация для всех", сост. А. Демидов, О. Старовойтова. – М. : Школьная б-ка, 2004. – 248 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: /window_catalog/pdf2txt?p_id=13512&p_page=8 (25.11.08).

  61. Широков А. Н. Французско-русский словарь информационно-библиотечной и документивной терминологии / А. Н. Широков, Ж.-Ж. Донар. – М., 2005. – С. 49.

  62. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа : учеб. пособие / О.В. Шлыкова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 414 с. : ил. – (Специальный издательский проект для библиотек). – Библиогр.: с. 382-397 (278 назв.) Рец.: Музыкант В. С любовью к мультимедиа / В. Музыкант, М. Шибаева // Библиогр. – 2004. – № 5. – С. 82-84.

  63. Юмашева Ю.Ю. Медиатека – библиотеке // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире : новые технологии и новые формы сотрудничества : материалы IX междунар. конф «Крым-2002» (08-16 июня, 2002 г.). – Судак, 2002. – Т. 1 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: /win/inter-events/crimea2002/trud/sec3/Doc5.HTML (31.01.07.).

  64. Юмашева Ю.Ю. Медиатека – в библиотеке // Библиотековедение. – 2004. – № 5. – С. 51-56.

  65. Ястребова Е.Н. Женская медиатека в Кельне - прорыв в XXI век // Библиотека. – 1997. – № 3. – С. 81-84 .

  66. Ястребцева Е.Н. Медиатека - что это? // Веч. сред. шк. – 1996. – № 1. – С. 52-54.

  67. Ястребцева Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку / Е.Н. Ястребцева. – М.: Информатика и образование,1994. – 47 с.

  68. Ястребцева Е.Н. Что же такое медиатека? // Медиатека. – 2006. – № 1. – С. 26-30.

  69. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр : от идеи до воплощения / Е.Н. Ястребцева. – М., 2002. – 128 с.

  1. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  2. Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

    Методические рекомендации
    О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П.
  3. Методическое пособие для нпо содержание Введение

    Информационно-методическое пособие
    Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов.
  4. Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

    Информационно-методическое пособие
    В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами
  5. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  6. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  7. Методическое пособие для вожатых Профессиональное самоопределение II

    Информационно-методическое пособие
    ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности(0 — вовсе нет, I— пожалуй так,
  8. Методическое пособие для выполнения курсовых работ для студентов экономических специальностей Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие для выполнения курсовых работ составлено доцентом кафедры Л.Е. Красильниковой. Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.
  9. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Другие похожие документы..