Методическое пособие для библиотечных работников Содержание

Как создать медиатеку?

Любой проект начинается с разработки концепции. В качестве примера приведем здесь выдержки из

«Концепции создания медиатеки в Центральной библиотеке в 2005-2006гг.», созданной в Центральной библиотеке им. М.А.Шолохова Централизованной библиотечной системы № 1 (ЦБС) Восточного административного округа г. Москвы

«I. Введение

     … Широкое распространение информационных технологий привело к возникновению в библиотеках качественно новых подразделений - медиатек, располагающих организованным фондом видео- и аудиоматериалов, электронных изданий на магнитных и оптических носителях, включая компьютерные и аудио- компакт-диски (CD-ROM, DVD и др.), а также техническими средствами для работы с ними и средствами связи для работы с Интернет.

Центральная библиотека им. М.А.Шолохова, являющаяся информационным интеллект-центром, стремительно внедряет новейшие информационные технологии. Универсальные книжные фонды пополняются новыми носителями информации - мультимедийными изданиями. Внимание к ним вызвано тем, что в интерактивном продукте содержится комплексное электронное представление информации, включающее несколько ее видов: текст, изображение, анимацию, аудио- и видеофрагменты. Формирование такого фонда требует серьезной работы по изучению мультимедийного рынка. С этой целью в отделе информационных технологий создается специализированное подразделение – медиатека. Ее задача – изучить уникальную базу данных электронного издательства «Кордис и Медиа», аннотированный каталог CD ЦБС «Киевская» и др. для создания активно действующего фонда в помощь образованию, самообразованию, развитию науки, культуры, искусства...

Социологический опрос позволил библиотеке определить пользовательскую аудиторию, которой необходимы мультимедийные издания, – это дети, школьники, студенты, абитуриенты, специалисты различного профиля, лица, занимающиеся бизнесом, самообразованием, желающие получить другую профессию.

Для решения задач организации комплексного информационного обслуживания посетителей с внедрением электронных носителей информации Центральная библиотека разработала настоящую концепцию по созданию медиатеки в отделе информационных технологий.

II. Структура медиатеки

Отдел информационных технологий, в состав которого вошли Интернет-класс и компьютерный класс, создан в ЦБ им. М.А.Шолохова в 2001 году. Пользователям предлагаются русскоязычные поисковые системы и справочники ресурсов Интернет. Отдел предоставляет пользователям деловую, культурную и общеобразовательную информацию в созданных ЦБС базах данных из справочных, библиографических и полнотекстовых документов. Пользователь имеет доступ к информационному массиву справочно-правовой системы «Консультант+».

В компьютерном классе оказывают следующие услуги:
     - предоставление компьютерного времени;
     - скачивание информации на дискету;
     - запись информации на диск;
     - подготовка печатного текста;
     - распечатка на лазерном принтере (черно-белом и цветном);
     - сканирование печатного текста.

В Интернет- и компьютерном классах работают грамотные специалисты, готовые в любой момент оказать помощь посетителям в поиске необходимой информации, дать квалифицированную консультацию по использованию программ... Сотрудники компьютерного класса учат посетителей грамотному использованию компьютерной техники, прививают культуру работы за компьютером и воспитывают бережное отношение к технике.

В среднем ежемесячно компьютерные классы посещает 600 человек, в том числе студентов 60%, школьников – 30%, других групп населения – 10%...

Фонды постоянно комплектуются информационными ресурсами на печатных и электронных носителях. В связи с увеличением фонда видео- и аудиоматериалов, электронных изданий на магнитных и оптических носителях, включая компьютерные и аудио- компакт-диски (CD-ROM, DVD и др.), возникает необходимость в создании в отделе информационных технологий специализированного подразделения – медиатеки, задачи которой состоят в следующем:

     - разработка каталога мультимедиа-продуктов для библиотеки;
     - комплектование и организация фонда;
     - ведение необходимой документации по учету фонда медиатеки;
     - ведение справочно-библиографического аппарата с учетом запросов потребителей информации;
     - организация работы по сохранности фонда;
     - обслуживание потребителей;
     - культурно-воспитательная функция;
     - информационные услуги;
     - аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности медиатеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы;
     - изучение рынка электронных издательств;
     - отслеживание новинок мультимедийного рынка;
     - проведение выставок новых поступлений;
     - изучение спроса пользователей.

Медиатека работает под руководством зав. отделом информационных технологий. Руководит медиатекой библиотекарь 13 разряда, который должен знать фонд, уметь работать с техникой, быть специалистом в области информационных технологий, уметь осуществлять содержательный поиск, в том числе по базам данных и в Интернет.

III. Документы медиатеки

Работники медиатеки руководствуются нормативными актами, положением и должностными инструкциями, утвержденными зав. отделом информационных технологий, осуществляют свою деятельность по утвержденным планам, соблюдают периодическую отчетность. В медиатеке ведется журнал учета посещений.

IV. Комплектование фондов медиатеки

Первым этапом технологического цикла формирования фонда электронных ресурсов в библиотеке является процесс комплектования, предполагающий изучение информационных потребностей пользователей и рынка электронной продукции. Результатом анализа этих составляющих является отбор необходимых документов в фонд медиатеки.

Так как ЦБ им. М.Шолохова является публичной библиотекой, то и медиатека в ней рассчитана на широкий круг пользователей с различными информационными потребностями:

     - дети дошкольного возраста;
     - учащиеся школ;
     - студенты;
     - абитуриенты;
     - молодежь;
     - специалисты;
     - люди различных социальных групп.

В связи с этим диапазон тематики информационного продукта должен быть достаточно широк, чтобы, по мере возможности, охватить интересы всех пользователей…

Тематика электронных изданий постоянно расширяется с учетом рекомендаций организаций, учебных заведений, за счет компьютерного рынка и по результатам изучения спроса пользователей.

Целевое назначение изданий, составляющих медиатеку, должно отражать следующие направления:
     - образование и самообразование;
     - патриотическое воспитание;
     - справочно-информационное;
     - развивающие;
     - обучающие;
     - повышение культурного уровня;
     - профилактика наркомании, преступности и вредных привычек среди несовершеннолетних и молодежи;
     - привлечение к чтению классических и нравственно-художественных произведений;
     - приобщение к искусству;
     - повышение интереса к изучению истории и исторических личностей;
     - приобретение опыта работы с новыми информационными технологиями и с различными носителями информации;
     - обучение техники поиска информации в компьютерных базах данных, в справочных и энциклопедических изданиях.

V. Обработка фондов и создание каталогов и картотек

Справочно-библиографический аппарат (СБА) медиатеки является составной частью СБА библиотеки и предназначается для полного, всестороннего и многоаспектного раскрытия фонда.

В СБА медиатеки отражаются виды носителей информации, хранящиеся в фонде (оптические компакт-диски, музыкальные диски, видеофильмы, DVD, CD).

СБА медиатеки формируется на двух уровнях:

     - на библиотечном – карточки с библиографическим описанием материалов медиатеки включаются в общие каталоги книг, в зависимости от содержания документа;
     - в рамках медиатеки ведутся картотеки, отражающие все виды документов, составляющие фонд.

Функции СБА медиатеки следующие:

     1. информационная (установление наличия конкретного документа в фонде медиатеки)
     2. адресная (установление местонахождения искомого документа)
     3. ценностно-ориентирующая (подбор материала по определенной теме, проблеме, задаче).

СБА Медиатеки должен удовлетворять следующим требованиям:

     • полнота и адекватность фонду;
     • раскрытие фонда в разных аспектах;
     • соответствие библиографических описаний документов действующим стандартам;
     • своевременное пополнение и редактирование (текущее, плановое);
     • взаимосвязь элементов СБА между собой и связь с СБА библиотеки;
     • доступность для пользователей.

Справочно-библиографический аппарат к фонду Медиатеки состоит из:

     • тематической картотеки;
     • алфавитно-видовой картотеки;
     • виртуального СБА.

Тематическая картотека построена на основе аналитического описания. Она призвана раскрыть фонд с точки зрения его содержания, вне зависимости от того, на каком из носителей закреплена интересующая потребителя информация. Тематическая картотека формируется на основе разработанного рубрикатора.

В тематической картотеке может отражаться как единица хранения, так и отдельные документы, находящиеся на одном носителе (например, сборник обучающих программ). Библиографические описания документов, имеющих политематическое содержание, дублируются во всех необходимых рубриках тематической картотеки.

Алфавитно-видовая картотека отражает издание в целом. Она призвана раскрыть фонд по видам входящих в него носителей информации. Основой первого уровня деления является вид носителя: видеофильм, CD, DVD, виртуальный продукт и др. Внутри каждого вида материалы располагаются в алфавите названий. Дублирование библиографических описаний в алфавитно-видовой картотеке не предусматривается.

Виртуальный справочно-библиографический аппарат состоит из ссылок на справочные, библиографические, полнотекстовые источники, находящиеся за пределами библиотеки:

     • используется в режиме удаленного доступа;
     • является дополнением к традиционному СПА;
     • собираются Web-адреса информационных центров, отдельных библиотек (в том числе стран ближнего и дальнего зарубежья).

VI. Информационно-библиографический аппарат

Развитие компьютерных технологий ведет к существенному обновлению состава информационных ресурсов библиотек. В связи с увеличением потока информационных ресурсов на электронных носителях, а также различной электронной информации в режиме локального и удаленного доступа, возникла потребность в выработке специфических решений для их библиографического учета и каталогизации.

Важной вехой развития библиографического описания для различных видов документов является появление стандартного международного библиографического описания (ISBD), в котором сформулированы базовые принципы и единые подходы к методике унифицированного библиографического описания. Применительно к библиографическому описанию электронных ресурсов на международном уровне рабочей группой ИФЛА было разработано специальное «Международное библиографическое описание электронных ресурсов» - ISBD (CF).

Методика библиографирования электронных ресурсов изложена в методических рекомендациях, подготовленных специалистами Российской государственной библиотеки с участием экспертов – членов Межрегионального комитета по каталогизации (МКК).

VII. Состав оборудования и его функции

Структура медиатеки предусматривает наличие техники: компьютерной, средств отображения информации, аудио- и видео- техники. В состав оборудования медиатеки должны входить:

     1. Компьютеры с наушниками,
     2. Телевизор,
     3. Воспроизводящая и записывающая компьютерная и видеотехника (HDD, DVD, DV.VHS),
     4. Сервер хранения данных (медиаданных),
     5. Отказоустойчивый Raid-массив.

VIII. Координация и кооперация с другими отделами и службами

Организация структуры медиатеки должна предусматривать следующие взаимосвязанные направления:

     1. Программное и методическое обеспечение – организационно-методический отдел.
     2. Техническое обеспечение - администрация.
     3. Повышение квалификации сотрудников медиатеки - администрация.
     4. Информационное обеспечение – информационно-библиографический отдел.

IX. Научно-методическая работа

Отделу информационных технологий совместно с отделами автоматизации, информационно-библиографическим, организационно-методическим провести изучение различных функций медиатеки для создания активно действующей структуры:

     1. организационно-корпоративной – формирование единой централизованной сети медиатеки с другими подразделениями;
     2. информационно-технологической – осуществить ряд организационных и технологических преобразований медиатеки;
     3. кумулятивной – изучить приобретение, систематизацию, хранение информационных ресурсов медиатеки;
     4. сервисной – социологическое изучение обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение доступности удаленных информационных ресурсов;
     5. учебно-воспитательной – организовать ряд занятий для повышения уровня общей информационной культуры сотрудников и посетителей медиатеки по специальным программам;
     6. научно-методической – провести научные исследования в области информационных потребностей различных социальных групп, разработать методологию и методику информационного обслуживания для обеспечения оперативного и релевантного поиска информации в базах, созданных Центральной библиотекой им. М.А.Шолохова.

Изучить роль и значение медиатеки в общем потоке информации, методы и средства модернизации ее работы, адаптации к возросшим информационным потребностям пользователей.

X. Реклама медиатеки

Медиатека осуществляет рекламную деятельность, связанную с основными направлениями деятельности медиатеки, с наличием в библиотеке электронных ресурсов и с новыми поступлениями через пресс-релизы, через районную газету...»

А теперь приведем пример технического решения медиатеки, предлагаемый московской фирмойPolymedia для школьной медиатеки. Такой же вариант можно использовать и в массовой библиотеке:

  1. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  2. Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

    Методические рекомендации
    О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П.
  3. Методическое пособие для нпо содержание Введение

    Информационно-методическое пособие
    Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов.
  4. Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

    Информационно-методическое пособие
    В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами
  5. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  6. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  7. Методическое пособие для вожатых Профессиональное самоопределение II

    Информационно-методическое пособие
    ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности(0 — вовсе нет, I— пожалуй так,
  8. Методическое пособие для выполнения курсовых работ для студентов экономических специальностей Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие для выполнения курсовых работ составлено доцентом кафедры Л.Е. Красильниковой. Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.
  9. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Другие похожие документы..