Методическое пособие для библиотечных работников Содержание

Еще одним примером медиатеки является медиатека им. Габриэлы Мистраль, построенная по проекту молодого архитектора Ф. Гибера и открытая в Артиг-пре-Бордо в декабре 2002 г. в соответствии с пожеланиями и ожиданиями жителей. В частности, они хотели, чтобы их медиатека была построена по оригинальному архитектурному проекту и привлекала окружающих яркой цветовой гаммой, внушала радость, оптимизм и желание посетить ее. В медиатеке должно быть много света (включая хорошо продуманное искусственное освещение), а большие окна - выходить в сад. В ней должна царить атмосфера гостеприимства и благожелательности. Интерьер, выполненный на высоком художественном уровне, должен способствовать комфортному и непринужденному пребыванию в ней, общению и работе. Наличие в фонде интересных книг, дисков, аудио- и видеокассет и других видов документов - содействовать расширению кругозора взрослых, детей и подростков, а его содержание удовлетворять запросы читателей различных категорий: специалистов, студентов, школьников, пенсионеров и лиц с ограничениями в жизнедеятельности.

Программа разработана с учетом реальных особенностей развития административно-территориальных образований Франции. Она не предлагает новых моделей и образцов, а наоборот способствует развитию инициативы и самостоятельности на местах. Большое внимание уделяется изучению для последующего отбора проектам молодых архитекторов.

Их лучшие новаторские проекты были опубликованы, а также размещены на специально созданном сайте с целью популяризации, дальнейшего развития идей и поступления новых оригинальных проектов. Сайт информирует также о возможностях воплощения архитекторами своих замыслов, например, в практическом осуществлении архитектурных проектов медиатек, площадь которых не превышает 500 кв.м в условиях эксперимента. При этом проекты должны содержать оригинальные архитектурно-планировочные решения, в первую очередь, помещений и зон, предназначенных для приема, обслуживания посетителей, а также проведения культурно-массовых мероприятий в сочетании с возможностями технического оснащения, обеспечивающего доступ к Интернет и работу с электронными и мультимедийными документами. Рекомендуется также проявить новаторский подход в отношении служб социальной и административной направленности, в которых жители могли бы ознакомиться с информацией о деятельности и планах органов местного самоуправления, выразить свои пожелания и направить предложения с помощью "киоска гражданина". "Музыкальные" и "Книжные салоны", действующие на базе фондов медиатек, также должны найти свое место в структуре медиатеки.

Первые лауреаты подобных архитектурных проектов получили право на их осуществление в четырех административно-территориальных образованиях. Высокую оценку получили еще пять проектов, они предназначены для реализации в городских условиях. Отмечен ряд "смешанных проектов", по которым можно строить медиатеки в городских и сельских районах.

Правительством Франции создан режим наибольшего благоприятствования в области финансирования национальной программы. Вклад государства, наряду с субсидиями, выделяемыми на строительство и компьютерное оборудование этих медиатек регионами, департаментами, муниципалитетами и другими инстанциями и объединениями, составляет от 40% до 50%. Европейский союз также может предоставлять финансовую помощь на аналогичные цели.

Примерно также понимают концепцию медиатеки и в других странах.

Архитектора Тойо Ито, автор проекта медиатеки в Сендаи (Япония), разработал целую теорию о взаимодействии информации и архитектуры и создал здание, «являющееся прозрачной оболочкой информации, не препятствующей ее проникновению в окружающую среду и позволяющей привносить медиа в сам объект». Он считает, что в будущем исчезнут границы между такими типами общественных зданий, как музей, театр и библиотека. Именно эти источники, где человек издавна мог получить любую информацию, сольются воедино и образуют новый тип здания.

Новая публичная библиотека в Сиэтле тоже является результатом осмысления архитекторами проблемы создания медиатеки. В основе ее концепции лежит идея создания пространства, в котором все существующие на сегодняшний день виды информации представлены равномерно, а посетитель имеет возможность применять любые способы работы с ней.

Ж.-Ж. Донар, десять лет руководивший французской медиатекой в Москве, специально подчеркивал разницу в трактовке медиатеки у нас и во Франции: «В России тоже работает медиатека, но в ней выдают только аудиовизуальные средства. У нас же медиатека - библиотека, предоставляющая пользователям продукцию всех средств массовой информации, и печатных, и аудиовизуальных, и электронных. Ведь составная часть понятия «медиатека» - слово «медиа» - и обозначает: все средства массовой информации».

А как у нас с медиатеками?

В России вопросы медиатеки и принципа медиатеки были поставлены в 1994 году в брошюре Е.Н.Ястребцовой «Медиатека: как создать в школе медиатеку». В 2005 году была защищена диссертация И.Г.Пузиковой по теме: «Создание и использование школьной медиатеки на основе распределения информационного ресурса».

Анализ результатов поиска Яндекса по запросу «Медиатека в библиотеке» показал, что у нас под этим словом в основном подразумевается школьная библиотека и большинство ссылок ведет к публикациям на тему создания медиатек в школьных библиотеках. Это понятно, т.к. наибольшей эффективности в современном образовании можно добиться только с использованием мультимедиа. Правда, здесь разгораются нешуточные дискуссии о будущем школьных библиотек и замене их медиатеками.

В понимании профессиональных библиотекарей, медиатека – это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс совместно с библиотекой. Такое понимание присуще как школьным библиотекарям, так и сотрудникам массовых библиотек.

В рамках данного пособия нас больше интересуют медиатеки в массовых и специализированных библиотеках. Здесь меньше публикаций и дискуссий, но уже довольно много опыта, которым и делятся сотрудники данных медиатек.

Ниже приведены примеры медиатек, созданных в городских, районных, областных и специализированных библиотеках. Информация о деятельности этих медиатек бралась из материалов различных библиотечных конференций, а также со страниц сайтов указанных библиотек.

Возможно данный опыт пригодится в организации ваших собственных медиатек.

ЦГБ им. Маяковского, г. Чебоксары

Медиатека ЦГБ им. Маяковского в г. Чебоксары, создана в 2000 году. На момент открытия в ее фондах насчитывалось 2354 экз., в том числе: аудиокассет - 5, видеофильмов - 20, CD-ROMов - 17, грампластинок - 1426, диафильмов - 886. На 01.01.2004 фонд медиатеки достиг 3165 экз. документов. Проведенные исследования книговыдачи свидетельствуют о том, что диафильмы и грампластинки в настоящее время не пользуются спросом. Приоритет при комплектовании фонда медиатеки отдается видео и электронным документам, они более всего востребованы. При комплектовании предпочтение отдается образовательным и учебным программам, мультимедийным энциклопедиям. В 2003 году медиатеку посетило 10211 пользователей и средняя посещаемость составила - 12,2 (по системе - 8,7), это подтверждает, что интерес к информации на нетрадиционных носителях очень высок. Причем 69% пользователей медиатеки - молодежь до 30 лет. Можно утверждать, что при большем количестве видео и электронных документов в фонде - показатели были бы намного выше, но все упирается в отсутствие необходимых финансовых средств. Медиатека - главный источник поступлений от платных услуг ЦБС. В 2003 году пользователям Медиатеки было оказано платных услуг на сумму 113255 руб., что составило 23% от заработанных средств в целом по ЦБС (кроме ксерокса и платного абонемента). Самыми востребованными видами платных услуг являются сервисные услуги, выполняемые с помощью компьютерной техники. На втором месте по популярности у пользователей - выдача мультимедийных и видео-документов. Большим спросом пользуются экранизации классических произведений, а также фильмы из «Золотой серии» и учебные видеофильмы по различным предметам. Из дисков наиболее популярны прикладные программы, CD-приложения к журналу «Компьютер-пресс», учебные издания.

Весь фонд медиатеки отражен в электронном каталоге. Созданы и пополняются библиографические базы данных: «Видеофильмы», «Диафильмы», «Грампластинки», «CD-ROM в библиотеке», «Звукозаписи». Поиск можно осуществлять по нескольким параметрам - по ключевым словам, по автору и заглавию. В электронной записи отражена вся информация о документе: авторах музыки, режиссерах, актерах, художниках, аннотациях и др.

Аудиовизуальные и электронные документы доступны всем пользователям, с ними можно позаниматься в библиотеке (вся необходимая техника для работы имеется), они выдаются на дом по ночному абонементу.

Сотрудники библиотек-филиалов, где имеется техника, проводят групповые просмотры видеофильмов по школьной программе. Практически ни одно крупное мероприятие не обходится без использования медиатеки. Отрывки из видеофильмов, аудиозаписи являются отличным иллюстративным блоком мероприятий. Очень часто просмотр видеофильма становится составной частью мероприятия.

ЦГБ формирует также коллекцию аудио-бесед краеведческой тематики, подготовленных и записанных сотрудниками библиотеки. Например, радиобеседу «Символы Чувашии» транслировали практически во всех филиалах ЦБС в День государственного гимна, герба, флага Чувашии. Организуются также радио-беседы о выдающихся деятелях республики. Приобретен домашний кинотеатр с экраном 86 см с DVD-приставкой, который позволяет более качественно демонстрировать документы медиатеки.

Медиатека в «Доме А.Ф. Лосева», г. Москва

23 сентября 2004 г., в день рождения Алексея Федоровича Лосева, в доме на Арбате, где А.Ф. Лосев, прожил почти полвека, состоялось официальное открытие государственной Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Медиатека - самостоятельный отдел библиотеки. Медиатека формирует фонд справочной литературы, аудио- и видео-материалов, CD-дисков, обеспечивает доступ к Интернет-ресурсам. Ее фонд невелик и тщательно подобран: электронные издания по философии, истории, религиоведению, искусствоведению, филологии, краеведению, электронные энциклопедии и обучающие программы, аудиокниги и классическая музыка, электронные копии редких книг. В медиатеке хранится и часть книг из мемориального собрания А.Ф. Лосева.

Фонд медиатеки полностью отражен в электронном каталоге, доступном не только в библиотеке, но и на интернет-сайте , где размещены эксклюзивные ресурсы по русской философии. Выходом в интернет снабжены все компьютеры; пользователи могут получить доступ к удаленным базам данных (например: полнотекстовая база публикаций из гуманитарных журналов, Электронная библиотека диссертаций РГБ).

В медиатеке используются новые оригинальные формы работы с читателями: проводятся «медиа-минутки» (мини-презентации дисков) и «Час медиатеки» - подробная демонстрация возможностей отдельных электронных изданий. Благодаря сотрудничеству с телеканалами («Культура», «Столица» и др.) регулярно проходят кинопоказы.

Медиатека в «Доме А.Ф. Лосева» обслуживает не только читателей, но и другие подразделения библиотеки, активно участвует в просветительской и мемориальной деятельности. В медиатеке создаются тематические слайдшоу, презентации, видеоролики, оригинал-макеты полиграфической продукции; оформляются выставки и интернет-сайт; выполняются рассылки новостей и др. Для наиболее интересных книжных выставок создаются медиаверсии, и читатели могут познакомиться с прошедшими выставками даже после смены экспозиции.

Одна из важнейших задач медиатеки - фотосъемка, аудиозапись научных докладов и формирование электронных архивов библиотеки. Посетители, пропустившие интересное выступление, уже на следующий день могут прослушать в медиатеке его аудиозапись, посмотреть фотографии. Востребованность этой услуги определяет перспективное направление работы медиатеки - создание цикла компакт-дисков «Лекторий Библиотеки «Дом А.Ф. Лосева».

В медиатеке можно прослушать аудиозаписи (с 2006 г.) или просмотреть видеозаписи (начиная с февраля 2009 г.) семинаров, встреч с исследователями, докладов, лекций и презентаций книг, проходивших в Библиотеке.

Медиатека в Российской государственной библиотеке для молодежи, г. Москва

Медиатека открылась в сентябре 2003 г. как особое подразделение РГЮБ. В концепции медиатеки была реализована идея комплексной структуры, включающей в себя функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях информации. Такой подход позволяет:

  • обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам пользователям;

  • осуществлять процесс комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем библиотеки, обеспечивая его полноту и целесообразность;

  • максимально полно удовлетворять тематические запросы.

Сотрудник медиатеки должен не только хорошо знать свой фонд, но и уметь работать с техникой, быть специалистом в области информационных технологии, уметь осуществлять содержательный поиск, в том числе по базам данных (БД) и в интернете, в достаточной мере владеть английским языком. Сейчас в медиатеке работают три сотрудника.

Медиатека имела на начальном этапе два автоматизированных рабочих места пользователей, кроме того, одно место для работы с книгами и журналами. Все компьютеры медиатеки объединены в сеть и подключены к общебиблиотечной сети, имеют выход в интернет. Обслуживание CD-ROM-дисками осуществляется локально. В автоматизированном режиме ведется запись в медиатеку, учет посещаемости, обработка статистических данных. Медиатека выполняет комплекс услуг по копированию, сканированию и распечатке информации.

Здесь собираются информационные продукты универсального характера, рассчитанные на молодежь. Они систематизируются в соответствии с разделами ББК.

Накапливая фонд дисков CD-ROM и расширяя парк медиатеки, сотрудники встали перед необходимостью разработки системы автоматизированного обслуживания дисками CD-ROM, которая существенно облегчит сотрудникам библиотеки процесс обслуживания читателей информацией на этом виде носителей. Проблема заключается в том, что разные фирмы сопровождают свои издания на дисках CD-ROM информационно-поисковой системой, которую в большинстве случаев приходится установить на жесткий диск компьютера, прежде чем пользователь получит возможность работать с информацией, записанной на данном диске. Эти информационно-поисковые системы имеют разный пользовательский интерфейс, работают в разных операционных системах. При обслуживании пользователей такими дисками сотрудник библиотеки должен не только найти среди многочисленных поддиректорий жесткого диска соответствующую данному CD-ROM инсталляционную программу, правильно ее запустить, но и ориентироваться в возможностях CD-ROM для оказания консультаций пользователям, которые работают в этой системе.

Для организации многопользовательской системы доступа к информационным ресурсам на CD-ROM решено организовать сервер дисков CD-ROM, который будет выполнять функцию координатора доступа к дискам с рабочих мест в сети. Сервер CD-ROM позволит клиентам работать с несколькими одновременно загруженными дисками и даже с одним диском с нескольких рабочих станций, а также обеспечит доступ к информационным ресурсам CD-ROM из глобальной сети.

  1. Методическое пособие для библиотечных работников Содержание (2)

    Информационно-методическое пособие
    Наступившее тысячелетие принято называть «информационным веком» или веком компьютерных технологий. Действительно, их главенствующее влияние, которое оказывается практически на все отрасли человеческой деятельности наглядно и очевидно.
  2. Методические рекомендации для библиотечных работников и ценителей книги Смоленск, 2005 г

    Методические рекомендации
    О различных аспектах проблемы «личная библиотека» писали многие. Этому вопросу посвящены интересные книги, брошюры, статьи. Среди авторов - В. Акимова, П.
  3. Методическое пособие для нпо содержание Введение

    Информационно-методическое пособие
    Если рассматривать гражданское общество в советский период, то разделения на государство и общество не наблюдалось и общественное благо ставилось выше всех остальных интересов.
  4. Методическое пособие для студентов библиотечного факультета

    Информационно-методическое пособие
    В конце 60-х годов в учебный план факультетов был введен курс "Основы научно-технической информации". В программе этого курса предусматривалось изучение главным образом средств малой механизации, а также знакомство со средствами
  5. Методическое пособие для студентов и аспирантов орел -2011

    Информационно-методическое пособие
    В современном мире, как в реальной, так и в виртуальной среде ежедневно появляется огромное количество новой информации, и вместе с ней растет объем и уровень сложности навыков еѐ поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза.
  6. Методическое пособие для студентов специальности 220501 «Управление качеством» Великий Новгород

    Информационно-методическое пособие
    Исаев В.А. Выпускная квалификационная работа: процесс подготовки и защиты дипломного проекта (работы). Методическое пособие для студентов специальности «Управление качеством».
  7. Методическое пособие для вожатых Профессиональное самоопределение II

    Информационно-методическое пособие
    ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельности(0 — вовсе нет, I— пожалуй так,
  8. Методическое пособие для выполнения курсовых работ для студентов экономических специальностей Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Методическое пособие для выполнения курсовых работ составлено доцентом кафедры Л.Е. Красильниковой. Методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения экономических специальностей.
  9. Методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 0710401 «Социально-культурная деятельность» Пермь 2009

    Информационно-методическое пособие
    Настоящее методическое пособие содержит основные требования по организации, выполнению и защите курсовых работ для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность».

Другие похожие документы..