Инструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2009-2010 учебном году

Департамент образования, культуры и молодежной политики

Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

В 2009-2010 учебном году обучение биологии в общеобразовательных учреждениях области осуществлялось в условиях завершения реализации программы модернизации Российского образования.

Перед школой была поставлена задача постепенного обновления структуры и содержания общего среднего образования, создания равных возможностей в получении качественного образования.

Основными результатами модернизации в биологическом образовании области можно назвать следующие.

1. Усиление вариативности обучения.

Усиление вариативности наблюдается в возможности использования различных УМК по биологии, различных методов и технологий обучения.

Учителя имеют возможность выбирать пути повышения профессионального роста и квалификации.

Произошли изменения как в структуре, так и в содержании биологического образования области.

В структуресоздание благоприятствующей обучению биологии нормативной базы, введение 2-х уровневого обучения в старшей школе: базового (1 час в нед.) и профильного (3 часа в нед.) уровней;

В содержании - введение новой системы оценки качества биологического образования (ЕГЭ); разработка и активное использование элективных курсов по биологии. В образовательных учреждениях Белгородской области используются такие элективные курсы, как «Будь здоров! Всегда здоров!», «Тайны живой природы», «Почему мы не похожи друг на друга», «Приусадебный участок» и многие другие.

Пути дальнейшего совершенствования содержания биологического образования и процесса обучения биологии заключаются в следующих направлениях:

  • ориентация на стандарты нового поколения и отражение в курсе классических и современных достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру (открытия в области генетики, молекулярной биологии, расшифровка генома человека);

  • повышение внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем, связанных с познанием человеком «самого себя», значимых для самого ученика и востребованных в повседневной жизни, составляющих основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья;

  • расширение знаний по санитарии и гигиене как основы здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространения СПИД(а);

  • усиление прикладной направленности содержания за счет раскрытия связи теории с практикой, показ применения научных достижений в реальной жизни (защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия и др.);

  • разгрузка содержания биологического образования, сокращение описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесение сложных теоретических понятий из основной школы в старшую школу.

2. Расширение возможностей индивидуализации процесса обучения.

Это реализуется через разработку программ для одаренных детей, дистанционные программы для разнообразных категорий детей.

С целью предоставления возможности каждому обучающемуся развить свои индивидуальные возможности в области ежегодно проводятся районные (городские) и областные олимпиады по биологии.

3. Развитие интегративности и комплексности.

Интеграция естественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов биологических взаимодействий обеспечивает взаимодействие всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащихся. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сути.

Так, на территории Белгородской области ряд школ проводит интегрированные уроки биологии с литературой, иностранным языком, историей и др. предметами.

4. Крезультатам модернизации в биологическом образовании области можно отнести открытость, предполагающую доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля через систему регионального мониторинга.

5. Прогностичность актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества, проектировать условия сохранения генофонда биосферы и здоровья человеческих популяций.

6. Растущая настоятельная потребность педагогов в повышении уровня профессиональной компетенции, удовлетворяемая через:

  • курсы повышения квалификации по новым программам;

  • дистанционное обучение;

  • использование учебных компьютерных программ.

7. Развитие опытно-экспериментальной (научно-исследовательской) работы.

Практикоориентированный подход в преподавании биологии требует усиление внимания к организации самостоятельной познавательной деятельности школьников в ходе проведения лабораторных и практических работ, выполнения исследовательских заданий. Так, в примерной программе предусмотрено увеличение числа лабораторных и практических работ, которые целесообразно проводить при изучении нового материала, организуя исследовательскую (а не репродуктивную) деятельность учащихся.

Научно-исследовательская работа школьника во многом может дать объективную оценку его знаний. В настоящее время требуется не обучать знаниям, а обучать творческим умениям их приобретения. Итогом урока должен быть продукт деятельности ученика: гипотеза, карта, знак, образ, план, опорный конспект. Интересным и значимым становится то занятие, на котором школьник открывает для себя законы, закономерности, понятия, принципы построения, гипотезы, теории биологической науки. Полезным оказывается использование триады вопросов: «Что? Как? Почему?», а также внедрение метода проектов.

8. Увеличивается число школ, использующихмультимедийные технологии при обучении биологии.

Состояние дел в сфере общего среднего образования кардинально изменилось в связи с принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании», который закрепил новые тенденции в развитии российской школы: многообразие форм обучения, вариативность учебных планов и программ, учебников и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

9. Непрерывность и преемственность, которые вытекают из постепенности и поэтапности формирования биологической ответственности личности. Следовательно, это предписывает организацию обучения, воспитания и развития подрастающего поколения по вопросам окружающей человека среды на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования, их преемственной связи и развитии. Преемственность прослеживается и в использовании УМК.

Цели биологического образования

В основной и полной школе (на базовом уровне) биологическое образование направлено на освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности.

На профильном уровне в полной средней школе биологическое образование направлено на подготовку учащихся к продолжению биологического образования, овладение знаниями и умениями, необходимыми и достаточными для поступления в вуз.

В силу названного в системе школьного образования возникла проблема обеспечения единства образовательного пространства России при сохранении разнообразия общеобразовательных учреждений и моделей образования. Ряд федеральных и региональных документов призваны решить эту проблему.

  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя биологии

Федеральные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г № 2783;

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

  3. Приказ Минобрнауки РФ от от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  5. Федеральные примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Региональные нормативные документы, обеспечивающие единство образовательного пространства

  1. Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  2. Закон Белгородской области «О внесении изменений в закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

  3. Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 25.06.2008г. №1345 «Об утверждении Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области и организационного плана ее реализации»;

  5. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. №935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

  6. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области 13.05.2010 год № 9-06/2729-ВА «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году»;

  7. Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области» 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА;

  8. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Об утверждении положения по рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения» от 23 марта 2010г № 819;

  9. Методические письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов о преподавании предметов в 2010-2011 учебном году.

10. Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 27.02.2009г. № 9-06/547-ИВ «Об использовании в работе инструктивно-методического письма по ведению классных журналов»

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

    Инструктивно-методическое письмо
    Основной задачей иноязычного школьного образования в XXI веке стало создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности, в то время как его целью - достижение базового (порогового по общеевропейской
  2. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Введение

    Инструктивно-методическое письмо
    Школьное химическое образование за последние десять лет претерпело значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт; ГИА и ЕГЭ являются
  3. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа с. Лозное чернянского района белгородской области» на 2010-2011 учебный год I

    Документ
    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛОЗНОЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
  4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» I

    Инструктивно-методическое письмо
    Биологическое образование в общеобразовательной школе вносит существенный вклад в достижение общей педагогической цели школы, обеспечивая развитие научного мировоззрения школьников, их мыслительных и творческих способностей.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» I

    Инструктивно-методическое письмо
    Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
  6. Приказ №87 от «1» сентября 2010 г. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

    Образовательная программа
    Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов »
  7. 2 раздел «Особенности образовательного процесса»

    Документ
    Образовательную деятельность школа осущест-вляет на основании лицензии , в соответствии с которой реализует общеобразовательные прог-раммы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  8. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Вязовская средняя общеобразовательная школа»

    Закон
    Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы ( СанПиН 2.4.2.№1178-02), зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный номер 3997;
  9. Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5»

    Документ
    Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели (кроме начальных классов) общая нагрузка учащихся в неделю выдержана в соответствии с базисным планом и требованиями СанПиН: от 20 часов в начальной школе до 36 часов в старшем звене.

Другие похожие документы..