Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

УДК 374.3

гос. регистрацииИнв. № 22

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по НР и РСФ

профессор, доктор техн. наук

Е.Е. Нечаев

«___» декабря 2010г.

О Т Ч Е Т

по договору № 75 от 02.11.2010 г.

на выполнению цикла мероприятий по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг

Мероприятие 75.2:

Разработка научно-методического обеспечения для создания на базе МГТУГА образовательных структур для обучения лиц с ограниченными возможностями.

Раздел 75.2.2.

Разработка научно-методического обеспечения развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями на основе повышения квалификации учителей по циклу социогуманитарных дисциплин с включением профильного авиационно-технического материала.

Научный руководитель работ по Договору № 75/2010

проф., д.ю.н. Б.П. Елисеев

Ответственный исполнитель работ по Договору № 75/2010

проф., д.ф.-м.н. А.И. Козлов

Научный руководитель мероприятия 75.2.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Заместитель научного руководителя мероприятия 75.2.

проф., д.т.н. А.В. Самохин

Руководитель научно-образовательного

коллектива раздела 75.2.2.

проф., д.ф.н. О.Д. Гаранина

Москва 2010г.

Коллектив исполнителей работ по разделу 75.2.2

Научно-образовательный коллектив

1. Руководитель коллектива   

   проф., д.ф.н.,  Гаранина О.Д.

2. доц., к.и.н. Бакланова И.С.

3.  Козлова Е.Н.

4. доц., к.э.н. Купрюхина Л.И.

5. доц., к.э.н. Меланин В.А.

6. доц., к.т.н.Невельская О.В.

8. проф., д.т.н. Чинючин Ю.М.

К выполнению организационной работы (сбор информационной и статистической информации, подбор литературы, оформительская работа, расчет заработной платы и т.д.) привлекались также

1. Иванина В.А.

2. Кузнецова Е.А.

3. Макарова А.А.

4. Нагель К.А.

РЕФЕРАТ

Определены целевые приоритеты современного среднего образования, обоснованы задачи гуманитарного развития педагогического потенциала специализированных школ для детей с ограниченными возможностями. Разработаны программы повышения квалификации учителей этих школ по циклу социогуманитарных дисциплин; предложены методики преподавания истории, обществознания и экономики с элементами профильного (авиационно-технического обучения).

стр. 246, литература 26 наименований, приложений – 3.

Ключевые слова

Повышение квалификации, обучение детей с ограниченными возможностями, история, обществознание, экономика, методика преподавания.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Список исполнителей ……………………………………………...

Реферат…………………………………………………………….

Оглавление………………………………………………………..

Введение……………………………………………………………

1. Этап 1.  Разработка НИМ по организации работы по повышению квалификации учителей специализированных школ для детей с ограниченными возможностями по истории, обществознанию, экономике с элементами профильного (авиационно-технического) обучения…………………………………………………………………….

1.1. Гуманитарные приоритеты развития среднего образования в начале XXI века…………………………………………………………….

1.2. Ценностные ориентиры среднего образования как

ведущего института социализации личности в российском обществе….

1.3. Формирование гуманитарной культуры учителя в

условиях новой системы повышения квалификации……………………

1.4. Организация преподавания истории и обществознания в средней школе…………………………………………..…….……………………...

1.5. Новые подходы к историческому образованию школьников в XXI веке………………………………………………………………………….

1.6. Информационно-технологическое обеспечение работы учителя в процессе обучения лиц с ограниченными возможностями в средней школе………………………………………………………………………...

1.6.1. Опыт применения информационных технологий в организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями…...

1.6.2. Предложения по организации работы по дистанционному преподаванию экономики в специализированных школах для детей с ограниченными возможностями на базе МГТУГА………………………

1.6.3. Перечень информационных ресурсов для организации работы по повышению квалификации учителей специализированных школ для детей с ограниченными возможностями………………………………….

2. Этап II.  Разработка НОМ по повышению квалификации учителей специализированных школ для детей с ограниченными возможностями по истории, обществознанию, экономике с элементами профильного (авиационно-технического) обучения…..

2.1. Программа повышения квалификации учителей истории средних школ с элементами профильного (авиационно-технического) обучения…………………………………………………………………….

2.2. Планы занятий по повышению квалификации учителей средних школ и методические рекомендации по проведению уроков по истории……………………………………………………………………...

2.3. Программа повышения квалификации учителей обществознания

(модуль «Введение в философию. Раздел «Философское учение о человеке. Человеческий фактор в гражданской авиации»)……………...

2.4. Программа по экономике для среднего (полного) образования, ориентированная на гражданскую авиацию (для повышения квалификации учителей специализированных школ)…………………...

3. Этап III.  Апробация разработанных НИМ и НОМ в педагогических коллективах специализированных школ для детей с ограниченными возможностями

3.1. Методика организации уроков по предметам гуманитарного цикла………………………………………………………………………...

3.1.1. Методика организации уроков по обществознанию (модуль «Введение в философию. Раздел «Философское учение о человеке»)…

3.1.2. Методика организации уроков по обществознанию (модуль «Экономика»)………………………………………………………………

3.2. Методические рекомендации по проведению проблемного урока……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Литература……………………………………………................................

Приложение 1.  Электронная презентация курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»……………………………………………..

Приложение 2.  Электронная презентация темы «Философское учение о человеке»…………………………………………………………………

Приложение 3.  Электронная презентация темы «Предмет и методы экономической теории ……………………………………………………

1

3

4

6

8

8

11

20

30

40

48

48

65

71

79

79

90

128

177

187

182

212

228

242

244

246

ВВЕДЕНИЕ

Кардинальные изменения в российском обществе влекут за собой модернизацию всей образовательной системы страны и одной из ее составляющих – повышения квалификации учителей. Успешность решения этой важной проблемы зависит от разработки теоретической и практической обоснованности процесса повышения квалификации педагогических кадров.

В последние 10-15 лет система исторических и социальных наук в Российской Федерации вступила в новую фазу своего развития. В общественных науках произошла переоценка целого ряда ключевых событий мировой и отечественной истории. Российские историки, опираясь на множество новых документов, в том числе и архивных, постепенно подходят к выработке общей позиции по целому ряду проблем истории России в XX столетии. Следствием этого стало активное использование иных подходов при рассмотрении социальных теорий и исторических концепций. Вместе с тем, многие проблемы до сих пор остаются дискуссионными как для профессионального сообщества, так и для общественности.

В современных условиях возникает объективная потребность в разработке теоретических основ совершенствования системы повышения квалификации учителей и обосновании механизмов их реализации на практике. В настоящее время разработка научных основ содержания профессионально-образовательных программ повышения квалификации учителей и адекватных этому содержанию методов и технологий обучения требует анализа и обобщения передового отечественного опыта, накопленного в системе постдипломного образования учителей. Комплексность и широта задач реформирования российской системы повышения квалификации учителей требуют также учета мирового опыта современных подходов к обучению в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Однако в отечественной теории и методике профессионального образования недостаточно исследований, посвященных изучению опыта повышения квалификации учителей. Целесообразность и актуальность таких исследований определяются включением России в Болонский процесс, который на первый план выводит стандартизацию и профессионализацию систем повышения квалификация педагогических кадров. В связи с тем, что сегодня отчетливо просматривается процесс развития международных отношений, утверждение партнерства как основной формы сотрудничества, изучение опыта модернизации систем повышения квалификации представляется достаточно актуальной задачей. В этих условиях школьной практике должен был быть предложен ориентир, который определяет пути и способы овладения содержанием образования, целесообразные уровни его изложения и усвоения, а также оптимальный состав учебно-методического и информационного сопровождения.

Ведущую роль в качестве такого ориентира должны сыграть новые учебно-методические комплекты, в которых воплощены не только современные научные представления о содержании общего среднего обществоведческого образования, представлены основные события и факты новейшей российской истории, но и предоставлены возможности и созданы условия для формирования к ним собственного отношения и анализа основных тенденций развития общества, а также предусмотрено овладение школьниками базовыми социальными, интеллектуальными и коммуникативными умениями на уровне функциональной грамотности в рамках специально организованной деятельности.

Одним из путей решения проблемы подготовки учителя, способного решать задачи современного исторического и обществоведческого образования является организация повышения квалификации учителей с использованием специально разработанных программ и учебно-методических материалов, отражающих современные подходы в преподавании каждого предмета, технологии использования в учебном процессе УМК нового поколения.

1. РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ПО ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ЭКОНОМИКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОФИЛЬНОГО

(АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО) ОБУЧЕНИЯ

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (4)

    Документ
    Разработка и внедрение комплекса специализированных образовательных программ инженерного профиля в рамках повышения квалификации работников Московского аэроузла на основе организации системы дополнительного обучения кадров
  3. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (2)

    Документ
    Развитие учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе «МГТУГА - средние школы САО г. Москвы», направленного на повышение качества подготовки учащихся,
  4. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (13)

    Документ
  5. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (12)

    Документ
  6. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (8)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  7. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (11)

    Документ
    Проведено совершенствование научно-методической базы проведения профильных олимпиад в соответствии с основными целями и принципами государственной научно-технической политики с учетом действующих школьных программ; разработаны новые
  8. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (5)

    Документ
    75.1.2.1. Этап 1. Создание НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Молекулярная физика и термодинамика») для учащихся спец. классов средних школ, гимназий и лицеев.
  9. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации (10)

    Документ
    Разработаны специализированные методические материалы по подготовке к олимпиадам для лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом возможностей дистанционного образования посредством сети Интернет.

Другие похожие документы..