Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №10 г. Ессентуки Ставропольского края

Утверждена

на заседании педагогического совета МОУ СОШ №10 (протокол №4 от 30.03.2011г.) и на заседании управляющего совета МОУ СОШ №10 (протокол №1 от 01.04.2011г.)

Основная образовательная программа начального общего образования

МОУ СОШ №10 г.Ессентуки Ставропольского края

г.Ессентуки

2011 год

I. Пояснительная записка

к Основной образовательной программе

начального общего образования МОУ СОШ №10

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №10 (далее – ООП) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) к структуре основной образовательной программы. ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности. При разработке ООП учитывались рекомендации Примерной основной образовательной программы начального общего образования, особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы обучающихся, а также концептуальные положения УМК «Перспективная начальная школа».

Нормативно-правовой базой ООП являются следующие нормативные документы:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

  • ФГОС.

  • Устав школы, локальные акты учреждения.

При разработке ООП учтены:

  • Возможности образовательной среды школы.

  • Уровень готовности учителей к реализации программы.

  • Материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

  • Традиции, сложившиеся в школе.

При разработке ООП использовалась следующая литература:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов] – 2 е изд., переработанное – М.: Просвещение, 2010.

  • Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. (УМК «Перспективная начальная школа»).

ООПопределяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

    • формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

    • создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации ООП является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения ООП отнесены:

  • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты – освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных);

  • предметные результаты – освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Одной из основных целей развивающей личностно-ориентированной системы обучения, реализованной в УМК «Перспективная начальная школа», является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (с учетом возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования предусмотрено решение задач:

  • Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся.

  • Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: определять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

  • Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания; лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

На ступени начального общего образования средствами УМК «Перспективная начальная школа» осуществляется решение следующихзадач:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению;

  • формирование желания и умения учиться,

  • освоениеосновополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и опытаего применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

МОУ СОШ №10 является опорной школой по гуманитарному направлению. В связи с этим одним из ведущих направлений деятельности является гуманитарное образование учащихся, направленное на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Особое место отведено художественно-эстетическому и духовно-нравственному, общекультурному направлениям деятельности.

Большое внимание уделяется инновационным формам и методам проведения уроков, внеклассных мероприятий, организации исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим отводится большая роль организации проектной деятельности, научно-познавательному направлению и общественно-полезной деятельности.

Воспитательная деятельность школы направлена на формирование гражданских позиций, культуросообразного поведения учащихся, толерантности. При проектирование планируемых результатов освоения ООП особое внимание уделяется развитию личности учащихся, формированию нравственно-этических ориентаций, способности к самоопределению, в учебный план включены такие предметы, как «Литература Ставропольского края», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Изучаем родной край».

При разработке ООП учитывались следующие принципы:

  • Равные возможности получения качественного начального общего образования.

  • Преемственность основных образовательных программ.

  • Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового многонационального наследия РФ.

  • Единство образовательного пространства.

  • Демократизация образования.

УМК «Перспективная начальная школа» направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучающимся с учетом разновозрастного зачисления в первый класс, разного уровня дошкольной подготовки, разного уровня владения русским языком.

Основными принципами развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» являются:

1.Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условияхобучения, идущего впереди развития. Предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка.

2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которые позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов , способности их применять в условиях решения учебных задач практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь) и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации; умений работать в сотрудничестве (в малой и большой группах), в разном качестве ; способности работать самостоятельно.

4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Использование разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников, а более подготовленные учащиеся имеют шанс расширить свои знания .

5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного к пониманию общего, и затем от общего к частному. Это требование предполагает продуманную систему повторения.

6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.Предполагается создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

ООП предусматривает:

  • Достижение планируемых результатов освоения ООП всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровнего подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

  • Выявление и развитие способностей обучающихся, включая одаренных детей, через систему клубов, секций, студий, кружков, организацию общественно полезной деятельности.

  • Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности.

  • Участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной среды на основе выработки единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся.

  • Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения.

  • Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

  • Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального действия.

Участниками реализации ООП являются:

Учащиеся 1-4 классов

Педагоги школы

Родители

  1. Приказ №72/1 от 31 августа 2009г. Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» с п. Шалушка

    Образовательная программа
    Создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности в избранной
  2. Структура публичного отчета

    Содержательный отчет
    1.1. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 6
  3. Публичный доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №6

    Доклад
    МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов имеет лицензию серия А № 294448, рег. № 408 от 21.10.2009г., выданную Министерством образования Ставропольского края на право осуществления образовательной деятельности
  4. Правительство ставропольского края постановление от 28 сентября 2009 г. N 258-п о долгосрочной краевой целевой адресной инвестиционной программе на 2010 2012 годы

    Документ
    2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Шаповалова В.
  5. В закон Ставропольского края

    Закон
    В общей тематике принятых законодательных актов 36,4 % – вопросы экономического развития, собственности, инвестиций, промышленности, финансовой и налоговой политики, межбюджетных отношений, массовых коммуникаций, 27,3 % занимают законы,
  6. Пояснительная записка к информации о реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ за 9 месяцев 2008 года

    Пояснительная записка
    В 2008 году на территории Ставропольского края действуют 38 целевых программ, в том числе 20 краевых целевых программ (далее – КЦП) и 18 ведомственных целевых программ (далее - ВЦП).
  7. Рассмотрено Принято «Утверждаю»

    Образовательная программа
    Создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности в избранной
  8. Xxxiii научно-практическая конференция донская академия наук

    Документ
    Бермус Александр Григорьевич – доктор педагогических наук, профессор Педагогического института ЮФУ, председатель Ростовского регионального отделения Общероссийской движения творческих педагогов «Исследователь»;
  9. Xvi международные рождественские образовательные чтения

    Документ
    сектором церковно-приходс- кого образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, председатель совета директоров православных школ, к.

Другие похожие документы..