Методические рекомендации. Кисляков Н. Н., Директор моу сош №30, доцент кафедры управления развитием образования тоиуу

Публичный доклад директора ОУ.

Методические рекомендации.

Кисляков Н.Н.,

Директор МОУ СОШ №30, доцент кафедры управления развитием образования ТОИУУ.

Введение.

Понятия «открытость образования» или «открытость образовательной среды» - довольно новые термины в сфере образования. Однако они уже имеют множество различных трактовок. В интересующем нас понимании, открытость образования - это возможность получения информации об образовательном процессе и его результатах обучающимися и их родителями. С одной стороны, такое толкование является несколько зауженным в части субъектов получения информации. С другой оно выводит на более широкое осмысление открытости образования как социокультурного феномена. И речь уже может идти об открытости образовательной среды, как принципе образования, предусматривающем интеграцию образовательных учреждений и социума.

Постановка задачи обеспечения «открытости» системы образования обусловлена изменением механизмов управления и финансирования в современном образовании.

Образование – общественное благо. Его результаты важны для государства, общественности, работодателей. Все заинтересованы в высоком качестве образования. При этом представления о желаемом качестве у заинтересованных сторон различаются. Отсюда политика открытости системы образования направлена на построение механизмов эффективного учета социального заказа к системе образования, интересов потребителей образовательных услуг при разработке программы развития муниципальной системы образования, программ учреждений.

Образование финансируется государством из бюджета, формируемого за счет налогоплательщиков. С этих позиций представление открытой и объективной информации о состоянии и результатах функционирования системы реализует ответственность органов управления за эффективность использования полученных средств.

С другой стороны, сегодня все острее ощущается дефицит государственного финансирования, что ставит перед системой образования задачу поиска дополнительных ресурсов. В этих условиях политика «открытости» позволяет привлечь внимание общественности к проблемам образования и обеспечить ее деятельностное участие в их решении, в том числе инвестирование.

Ежегодные Доклады о состоянии и результатах деятельности системы образования на всех уровнях, включая отчеты общеобразовательных учреждений, позволяет сделать образование более открытом для общественности. С одной стороны, это даст возможность адекватнее оценить качество образовательных услуг, предоставляемых учреждениями и системами, а с другой – выявить инвестиционную привлекательность/непривлекательность различных образовательных проектов.

Публикация ежегодных Докладов способствует решению ряда стратегических и организационно-политических задач управления системой образования:

 повышения открытости системы образования;

  • вовлечения в диалог о направлениях развития систем образования на региональных и муниципальных уровнях различных социальных и профессиональных групп;

 осуществления общественной экспертизы принимаемых решений по развитию образовательной системы на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне образовательного учреждения;

 повышения информированности общества о целях, задачах и ожидаемых результатах проводимых преобразований;

 удовлетворения информационных потребностей различных групп пользователей (органов власти, педагогов, родителей, детей, работодателей СМИ);

 создания информационного обеспечения рынка образовательных услуг.

В 2004 г. мероприятия по развитию системы публичной отчетности образовательных учреждений были включены в состав Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 г., одобренных на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (направление "Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования"). Существенным стимулом развития практики подготовки публичных докладов стал национальный проект "Образование". В соответствии с приказом Минобрнауки России от 07.03.06 № 46 "Об утверждении порядка и критериев конкурсного отбора общеразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы", предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности учреждения, в т. ч., при наличии технической возможности, через интернет-сайт, рассматривается как один из критериев участия в конкурсном отборе.
Составной частью национального проекта «Образование» являются комплексные проекты модернизации региональных систем образования, которые предусматривают введение новой системы оплаты труда работников сферы образования, переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, развитие сети общеобразовательных учреждений региона, расширение общественного участия в управлении образованием. В рамках подготовки конкурса регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), показатель "Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности", включается в состав показателей заявки регионов на участие в конкурсе по направлению "Расширение общественного участия в управлении образованием". Наш регион принимает участие в данном конкурсе с года. На данный момент публичная отчетность уже выходит за рамки инновации, характерной для ограниченного количества образовательных учреждений, непосредственно включенных в проект модернизации, а становится неотъемлемым атрибутом современной школы.

Как видно из нормативных документов, первоначальной и основной задачей публичного доклада образовательного учреждения являлось повышение инвестиционной привлекательности школы. В условиях перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, обострения конкурентной борьбы школ за ученика, добавилась задача повышения конкурентоспособности образовательного учреждения, в том числе путем создания системы специфической социальной рекламы образовательных услуг, предоставляемых данной конкретной школой, то, что на языке бизнеса называется «брендинг». Решение этих задач невозможно без развития системы связей и отношений с социумом - родительской общественностью, социальными партнерами, местным сообществом. Основой же эффективных отношений и партнерского сотрудничества служит взаимный обмен информацией. Поэтому образовательное учреждение в современных условиях вынуждено формировать систему информационной работы с общественностью. Этого же требует процесс становления системы государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В этой системе публичный доклад играет ключевую роль, имеет значение ведущего общедоступного источника актуальной и достоверной информации об образовательном учреждении. При этом можно прогнозировать, что в ближайшем будущем роль его будет постоянно возрастать по мере роста информационной грамотности населения и расширения доступности информационных ресурсов.

Публичный доклад представляет собой результаты проведенного комплексного анализа системы образования на основе данных государственной статистической отчетности и специальных мониторинговых исследований. Поэтому его подготовка предлагает серьезную работу по сбору данных, их интерпретации и анализу, что способствует:

  • актуализации имеющейся информации для управленцев;

  • выявлению дефицита достоверной информации и принятии мер к его восполнению;

  • организации коллективного управленческого анализа ситуации с использованием эмпирических данных;

  • выявлению объективных тенденций развития системы;

  • пониманию проблем развития системы и определению перспективных путей их решения.

Сочетание в структуре Доклада, принципах и механизмах его подготовки – ответственной самооценки и внешней оценки, фиксирующих возможные недостатки, «точки роста», перспективы развития позволяют рассматривать Доклад как инструмент управления качеством образования.

Периодичность подготовки Докладов (ежегодные) позволяет осуществлять мониторинг функционирования и развития системы образования, отслеживать результативность реализации управленческих решений.

Такие аспекты подготовки Докладов, как утверждения структуры Доклада органом государственно-общественного управления и представления проекта Доклада на его расширенном заседании для обсуждения, привлечение членов органов государственно- общественного управления к подготовке Доклада раскрывают значение Доклада как важного элемента системы государственно – общественного управления.

Что такое Публичный доклад школы?

Публичный доклад школы – ежегодное аналитическое издание, содержащее комплексную характеристику актуального состояния образовательного учреждения, содержания его деятельности за отчетный (годичный) период динамики основных показателей развития.

Публичность Доклада выражается в обязательном его представлении общественности – родителям, социальным партнерам, представителям власти, всем заинтересованным лицами: в виде отдельного издания, через СМИ, в сети Интернет.

Основное назначение Доклада школы:

  • привлечение дополнительного социального ресурса – ресурса доверия и поддержки (что позволит затем привлекать и дополнительный материальный ресурс);

  • повышение качества образования (за счёт учёта требований потребителя);

  • достижение договоренности с общественностью относительно целей развития школы (механизм согласования);

  • распределение ответственности за судьбу ребенка между родителями и школой;

  • повышение прозрачности правил и процедур регламентирующих уклад жизни школы;

  • выработка и корректировка плана работы школы на новый учебный год – программы изменений и развития;

  • отчет о выполнении обязательств перед общественностью, которая брала школа в текущем году.

Целевые группы Доклада.

Основными целевыми группами, для которых готовится Доклад образовательного учреждения, являются родители, социальные партнёры, местная общественность, учредитель, обучающиеся.

С помощью Доклада родители смогут получить информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условия обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования внебюджетных средств.

Социальным партнерам школы Доклад позволит конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в его развитие.

Местной общественности доклад дает представление об активности школы в социуме, о достижениях школы и ее учащихся, приносящих «славу», а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности.

Для учредителя доклад позволяет получить более широкое представление о школе, чем то, которое формируется на основе традиционных форм отчетности, оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации ею стратегии развития.

Доклад полезен для работников школы, которые далеко не всегда в полной мере информированы о деятельности учреждения.

Знакомство с докладом, а в идеале включение в процесс его обсуждения важно для учащихся школы, позволяет им сознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни.

Выгоды и риски публикации доклада.

Для принятия окончательного решения о подготовке доклада администрации школы следует учесть возможные выгоды и риски. В приведённой ниже таблице указаны наиболее явные из них.

Возможные выгоды и риски публикации открытого Доклада.

Выгоды

Риски

1. Получение общественного признания

1. При публикации важной для общественности информации возможны санкции со стороны органа управления образованием (например, информация о дополнительных занятиях может быть расценена как перегрузка учащихся и т.п.)

2.Привлечение внимания общественности и власти к деятельности школы, её проблемам и успехом

2. Опасность негативного отношения к школе после открытия некоторой информации. Вместо поддержки можно получить порицание давление и т.п.

3.Получение ресурса доверия и поддержки школы от различных общественных групп

3. Утрата контроля и ослабление власти школьной администрации

4. Возможность защиты от непродуманных решений органов власти (за счет формирования общественного мнения)

4. Негативное отношение самих работников школы, так как по итогам информирования им придётся вести дополнительную деятельность по работе с представителями общественности и устранению существующих недостатков

5. Создание системы внешней оценки деятельности школы и её использования в целях развития школы

  1. Методическое сопровождение подготовки к внедрению фгос стр Совершенствование профессионального уровня педагогов стр

    Документ
    Публичный отчет (далее Отчет) МБОУ «Муниципальный методический центр» (далее ММЦ) – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности ММЦ, форма информирования общественности, социальных партнеров о
  2. Комплексная программа научно-исследовательских работ уро рао «образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций»

    Программа
    Те­ма­ти­ка про­ек­тной де­ятель­нос­ти по прог­рам­ме «Об­ра­зо­ва­ние в Уральском ре­ги­оне: на­уч­ные ос­но­вы раз­ви­тия и ин­но­ва­ций» 2011–2013 гг.
  3. Материалы Всероссийской научно-практической конференции Часть I москва Челябинск 2010

    Документ
    Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч.
  4. Программы Раздел Организация воспитательной работы в школе и анализ педагогического руководства деятельностью ученического самоуправления

    Анализ
    В школе имеются все необходимые условия для эффективного функционирования и дальнейшего развития. Школа рассчитана на 1 ученических мест. Учащиеся обучаются в общеобразовательных классах в одну смену в режиме пятидневной учебной недели.
  5. Алматы — астана — баку — гродно — киев — кишенев — коламбия люденшайд — минск — невинномысск — ташкент — харьков — элиста 2010

    Документ
    Во втором томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, России, Польши, Узбекистана, Украины, посвященных проблемам филологии и юриспруденции.
  6. Г. С. Захарова Ответственные за выпуск

    Документ
    Оренбургский край, как самостоятельная административно-территориальная единица Российского государства, сложился в середине XIII века. С самого начала своего становления он привлекал ярких личностей насыщенной коренными преобразованиями эпохи.
  7. Отчет о результатах самообследования специальности (3)

    Содержательный отчет
    2.3. Организация взаимодействия факультета по специальности 050706.65 «Педагогика и психология» с другими структурными подразделениями СГПИ и образовательными учреждениями 5
  8. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012 (2)

    Программа

Другие похожие документы..