На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ

Тема 1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГТ.

Нормативно-правовые основания разработки новых ФГТ (федеральных государственных требований) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Необходимость введения новых требований, их отличие от старых требований. Значение новых федеральных государственных требований для функционирования системы дошкольного образования.

Теоретические (психологические и дидактические) аспекты обновления дошкольного образования.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, её соответствие ФГТ и значение для профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП ДО), требования к её разработке, структуре и содержанию, излагаемые в ФГТ. Результаты освоения ООП ДО, Необходимость мониторинга результатов освоения.

Тема 2. Методика разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в ДОУ с учетом ФГТ.

Права и обязанности ДОУ в разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Структура и варианты программ. Роль воспитателя в разработке ООП ДО.

Две части программы. Их соотношение и содержание. Направления и образовательные области программы.

Структура ООП ДО, разрабатываемой в ДОУ. Индивидуальные и общие разделы программы.

Главные принципы реализации ФГТ, отражаемые в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разрабатываемой в ДОУ.

Создание рабочей группы в ДОУ для разработки программы. Планирование и организация работы группы. Участие воспитателя в работе группы.

Использование примерной программы «Успех», других образовательных программ для разработки ООП ДО в ДОУ.

Оформление программы.

Тема 3. Мониторинг результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом ФГТ.

Сущность понятий «педагогический срез», «педагогическая диагностика», «мониторинг педагогического процесса». Общее и отличительное понятий.

Разделы основной общеобразовательной программы «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы».

Система мониторинга в профессиональной деятельности педагога ДОУ, её разработка и функционирование. Оценка промежуточных и итоговых результатов.

Специфика формируемых интегративных качеств ребенка на каждой возрастной ступени его развития.

Карта развития ребенка. Две задачи карты – оценивание успешности развития ребенка и оценивание успешности освоения образовательной программы. Заполнение карты.

Влияние результатов мониторинга на организацию педагогического процесса в ДОУ.

Контрольная процедура

Выявление профессиональных затруднений и потребностей слушателей курсов, а также контроль усвоения ими изучаемого материала осуществляется на практических занятиях, в собеседовании по итогам выполнения самостоятельной работы.

Литература

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655 // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2010, №3.

2. Белая К.Ю. Образовательная программа ДОУ с учётом федеральных государственных требований// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2010, №9.

3. Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. Программа «Успех»: мониторинг результатов освоения образовательной программы // Психологическая наука и образование, 2011, № 1 (электронный журнал), / ISSN: 2074-5885

4. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Письмо Минобрнауки РФ от 21.10.2010г. № 03-248.

2. Модуль: «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами новых технологий и методик с учетом ФГТ»

(6 часов)

Цель курса: формирование у слушателей профессиональной компетентности в реализации образовательной области «Познание»

Задачи курса:

  1. формирование представлений о содержании и задачах образовательной области «Познание»;

  2. развитие профессиональных компетентностей воспитателей ДОУ по формированию интеллектуальных способностей дошкольников с учетом ФГТ;

  3. минимизация профессиональных затруднений воспитателей ДОУ по реализации образовательной области «Познание».

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов по видам занятий

всего

лекц.

сем.

практ.

тесты

дел. игра

сам. раб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Содержание и задачи образовательной области «Познание»

2

2

Интеллектуальное развитие дошкольников: практические рекомендации и проблемы применения с учетом ФГТ

4

4

ИТОГО

6

2

4

Тема 1. Содержание и задачи образовательной области «Познание».

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. N 655, зарегистрирован в Минюсте России 08 февраля 2010 г. N 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года.) о содержании и задачах образовательной области «Познание». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Тема 2. Интеллектуальное развитие дошкольников: практические рекомендации и проблемы применения с учетом ФГТ.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются:

- блоки Дьенеша;

- цветные цифры Х. Кюизенера;

- развивающие игры В. Воскобовича, А. Столяра, А. Зака;

- уроки Г. Домана;

- система раннего развития М. Монтессори.

Реализация индивидуального подхода в интеллектуальном развитии дошкольников. Использование современных технологий, методик, приемов и средств интеллектуального развития дошкольников. Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями при планировании образовательного процесса с учётом ФГТ.

Контрольная процедура

Предусматривает продуктивное действие на основе самостоятельной трансформации известной информации о новых технологиях и методиках, обеспечивающих интеллектуальное развитие дошкольников, в разработку рабочего плана-конспекта на один день. Зачёт.

Вопросы к зачету

  1. Охарактеризуйте содержание и задачи образовательной области «Познание» с учётом ФГТ.

  2. Назовите составляющие компоненты блоков Дьенеша.

  3. Охарактеризуйте систему раннего развития М. Монтессори.

  4. Перечислите особенности развивающих игр В. Воскобовича, А. Столяра, А. Зака.

  5. Роль «Цветных чисел» Х. Кюизенера в развитии детей старшего дошкольного возраста.

  6. Перечислите особенности уроков Г. Домана.

  7. Особенности развития интеллектуальных способностей дошкольников в разных возрастных группах.

  8. Использование развивающих игр в ДОУ, их влияние на развитие интеллектуального потенциала дошкольников.

Список литературы

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Учебно-методическое пособие СПб 2001.

  2. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3 -7 лет. Сказочные лабиринты игры. СПб 1996.

  3. Зак А. З. Путешествие в сообразилию. НПО «Перспектива», 1993.

  4. Носова, Е.А., Непомнящая, Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб 2000.

  5. Орлова Д.Большая книга Монтессори/ Д. Орлова.- СПб .: прайм-ЕВРОЗНАК,2007.- 185 с.1. Охарактеризуйте содержание и задачи образовательной области «Здоровье» с учётом ФГТ.

  6. Папи Ж., Папи Ф. Дети и графы. Обучение детей шестилетнего возраста математическим понятиям. Брюссель — Монреаль — Париж, «Педагогика» ,- 192 с.

  7. Повидайчик И.М. Цветные числа Кюизенера в элементарной математике. Воронеж, 1996.

  8. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91 об утверждении САНПМН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23 ноября 2009 г. N 655, зарегистрирован в Минюсте России 08 февраля 2010 г. N 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года.

  10. Уроки Домана.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.- (Воспитай меня правильно).

  11. Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик» - игровой обучающий комплекс.

  1. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (5)

    Программа
    Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования создан в 1929 году.
  2. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (7)

    Программа
    Своим появлением валеология обязана всё более чёткому осознанию того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения и укрепления достижения научно–технического прогресса.
  3. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (10)

    Программа
    Результаты освоения программы повышения квалификации По результатам повышения квалификации по программе «Экономика образования» будут сформированы следующие компетенции:
  4. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (11)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Обухова Людмила Александровна, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования; Горькова Людмила Григорьевна, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования;
  5. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (15)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Н.Н. Лихолет, к.п.н., доцент; В.В. Машненков, доцент; О.В. Сергеева, учитель ВКК; Л.С. Грошева, учитель ВКК СОШ №48; Т.
  6. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (1)

    Программа
    Лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам повышения квалификации – серия А №209359, регистрационный № ГУО-2346 от 18 января 2007 г.
  7. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (2)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Лемяскина Н.А., зав. кафедрой педагогики и методики начального общего образования, доктор филол. наук, профессор, Жиренко О.
  8. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (4)

    Программа
    Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области – учителей начальных классов общеобразовательных школ
  9. На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ (6)

    Программа
    Разработчики программы повышения квалификации – Корниенко Наталия Григорьевна, доцент, заведующая кафедрой; Загоровская Ольга Владимировна, профессор кафедры; Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков.

Другие похожие документы..