Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В.Л. Хмылёв

СОВРЕМЕННЫЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Рекомендовано в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета

Издательство

Томского политехнического университета

2010

УДК 327(075.8)

ББК Ф4(О)я73

Х671

Х671

Хмылёв В.Л.

Современные международные отношения: учебное пособие / В.Л. Хмылёв; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 210 с.

Рассмотрены основные проблемы современных международных отношений и внешней политики России – ведущие теории международных отношений, военная и экономическая безопасность, информационные процессы в международных отношениях, международные организации, политика крупнейших государств, принципы и основные направления внешней политики России.

Пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации, соответствует государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов ИДО, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью».

УДК 327(075.8)

ББК Ф4(О)я73

Рецензенты

Кандидат исторических наук,

доцент кафедры мировой политики ИФ ТГУ

С.Н. Мирошников

Кандидат исторических наук,

доцент кафедры мировой политики ИФ ТГУ

С.М. Юн

© ГОУ ВПО «Национальный
исследовательский Томский
политехнический университет», 2010

© Хмылёв В.Л., 2010

© Оформление. Издательство Томского
политехнического университета, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Современные международные отношения характеризуют новейший период истории международных отношений, начало которого относится к рубежу 80–90-х гг. XX в. Его содержанием являются динамичные и непредсказуемые процессы, которые охватывают практически всю совокупность отношений субъектов общественной жизни. В этой сложной и противоречивой реальности пытается определить свое место наша страна, которая после распада СССР была вынуждена не только заново строить отношения с ведущими странами мира, но и организовывать дипломатические контакты с новыми независимыми государствами – бывшими республиками СССР.

Проблемы современных международных отношений подробно исследуются как в научной, так и в учебной литературе. Говоря о последней, в первую очередь следует назвать фундаментальный учебник «Современные международные отношения и мировая политика» (2005), написанный авторским коллективом под редакцией проф. А.В. Торкунова, который охватывает весь круг международных вопросов. Другим примером качественного анализа международной проблематики являются учебные пособия М.М. Лебедевой «Мировая политика» (2006) и «Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации» (2008), в которых сложные теоретические вопросы обсуждаются в весьма доступной форме. Не менее ценной для освоения данной дисциплины является и монография А.Д. Богатурова «Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ» (2005). К числу известных можно отнести и учебное пособие С.А. Ланцова и В.А. Ачкасова «Мировая политика и международные отношения» (2006).

Ведущими изданиями в области отношений современной России с внешним миром являются: четырехтомная хрестоматия «Внешняя политика и безопасность современной России 1991–2002» под общей редакцией А.В. Торкунова (составитель Т.А. Шаклеина) (2002), «Десять лет внешней политики России: материалы Первого конвента Российской ассоциации международных исследований» под редакцией А.В. Торкунова (2003), двухтомный сборник И.С. Иванова «Россия в современном мире. Ответы на вызовы XXI века: статьи и выступления» (2004), монография Е.М. Примакова «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость» (2009).

Среди периодических изданий по международной проблематике можно выделить журналы «Международная жизнь», «Космополис», «Россия в глобальной политике» (/).

Существующие учебники и учебные пособия написаны для специальностей «Международные отношения» и «Политология» и напрямую не адресованы специальности «Связи с общественностью». Формально соответствуя её стандарту, они зачастую являются информационно избыточными. Для специальности «Связи с общественностью» учебного пособия по курсу «Современные международные отношения» в доступной литературе нет.

Предлагаемое пособие направлено на восполнение этого пробела. Оно организовано по тематическому принципу, состоит из введения, двух разделов, заключения, списка основной и дополнительной литературы.

Первый его раздел посвящен проблемам международных отношений после окончания холодной войны (конец 80-х гг. ХХ в.). Это – военная и экономическая безопасность, информационные технологии в контексте международных отношений, роль международных организаций во внутренней и внешней политике современных государств и ряд других вопросов.

Второй раздел охватывает проблемы внешней политики постсоветской России. Среди них – внешнеполитический потенциал России, преемственность и новации во внешней политике нашей страны, международные источники угроз для российского государства и общества. Кроме этого, на фактической основе показаны отношения современной России со странами ближнего и крупнейшими государствами дальнего зарубежья.

Список литературы содержит основную (имеющуюся в фондах НТБ ТПУ) и дополнительную литературу. Обновляемая электронная копия данного учебного пособия находится на сайте: в разделе «Учебно-методическое обеспечение», а также на персональном сайте автора в портале ТПУ: /SHARED/v/VLH/hg/ww

Автор выражает благодарность профессорам А.П. Моисеевой, Е.Ю. Лицаревой, В.Г. Ланкину, С.Г. Сычевой, доцентам С.М. Юну, А.Г. Тимошенко, С.А. Наумовой за ценные замечания и предложения. Особые слова благодарности – доценту кафедры мировой политики ИФ ТГУ С.Н. Мирошникову.

Раздел I
Международные отношения
как объект исследования
И реалии современного мира

Глава 1
Развитие теории международных отношений

1.1. К истории и методологии понятия международных отношений

Несмотря на то, что к изучению международных отношений люди обращались еще во времена Античности, понятие международных отношений сложилось относительно недавно – на рубеже XVIII–XIX вв. Его автором стал английский философ Дж. Бентам. Задержка понятийного оформления международных отношений была вызвана, вероятно, как неразвитостью гуманитарных наук, формирование которых завершилось в Европе лишь в середине позапрошлого века, так и относительной слабостью национальных государств – с начала XIX в. главных действующих лиц (акторов) международных отношений.

По определению Бентама, международные отношения – это прежде всего стихийно организованные отношения крупных национальных государств. Их сердцевиной выступали международные политические отношения (т. е. отношения, затрагивающие самый высокий уровень государственной власти), которые в этом качестве в истории международных отношений просуществовали примерно до начала 70-х гг. ХХ в. С этого времени на ведущие позиции начинает выходить та модель международных отношений, в которой государства оставались ведущими, но не господствующими субъектами международной жизни, а мировое пространство предстало не разорванным на многочисленные фрагменты, а тесно связанным.

Наиболее адекватно содержание современных международных отношений раскрывает термин «мировая политика», который отражает глобальный размах, сложность, многовекторность и многосубъектность обозначаемого предмета. «Мировая политика, – отмечал С.А. Ланцов, – включает и международную политику, но не сводится к ней, она шире по своей проблематике и по числу задействованных в ней субъектов»1. По мнению М.М. Лебедевой, «мировая политика… в качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признает в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т. п.), …не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой»2. Как видно, понятие мировой политики является весьма обширным, что способствует более тесному контакту теории международных отношений с комплексом социальных дисциплин.

Чтобы лучше представить содержание современных международных отношений, рассмотрим основные подходы к их определению. Но сначала немного истории.

Постоянное изучение международных отношений началось в 20-х гг. прошлого века с образованием в 1918 г. в Уэлльсском университете в г. Эйберсвит (Великобритания) кафедры истории и теории международных отношений. В дальнейшем подобные кафедры открылись и в других университетах Европы и США. Мощным стимулом к началу систематического изучения международных отношений стала Первая мировая война.

Развитие европейской науки о международных отношениях поначалу шло вполне успешно, но пришедшие к власти в 20–30-е гг. ХХ в. в Италии, Германии и других странах фашистские или профашистские режимы затормозили этот процесс; исследования становятся политически ангажированными, сближаются с пропагандой. По мере усиления межгосударственных противоречий в Европе в 30-е гг. ХХ в. и, особенно, в период Второй мировой войны, эта тенденция задела и демократические страны Старого и Нового Света. Испытав на себе губительное влияние тоталитаризма, многие европейские ученые-международники уехали в США, где существовали наилучшие условия для работы. Эта «утечка умов» из Европы позволила американским школам уже в 40-е гг. ХХ в. выйти на лидирующие позиции в мире, которые они сохранили за собой и по сей день. Отметим, что успеху американской науки способствовала и ведущая роль США в мировых делах на протяжении почти всего новейшего времени.

Представления о природе, движущих силах и характере международных отношений в наиболее общем плане распадаются на четыре направления – классический реализм/неореализм, либерализм/неолиберализм, марксизм/неомарксизм и постструктурализм (постмодернизм).

Несмотря на различные, порой противоположные подходы к изучению своего предмета, данные направления в конечном итоге решают общую задачу, которая связана с поиском путей выживания или укрепления позиций национального государства в условиях быстроменяющейся международной обстановки. Специалисты пытаются выявить те процессы и явления, которые могут нанести наибольший вред государству, одновременно решая вопрос о том, какой тип ресурсов на данный момент является определяющим для укрепления его позиций, на чем политическим лидерам нужно сосредоточиться в своей внутренней и внешней политике, а чем можно пренебречь.

Понятно, что правильное решение этой проблемы является сложным и ответственным делом. Ведь история знает немало примеров того, как политические ошибки в определении характера и источников угроз приводили к необратимым, порой фатальным для судеб государств последствиям. Одним из них является трагическая участь советского государства, распавшегося на исходе ХХ в. из-за внутренней неспособности адаптироваться к требованиям времени.

Как правило, разработка правящим классом конкретных внешнеполитических решений не обходится без методологического участия одного из первых трех направлений. Но есть и другие факторы (уровень общетеоретической подготовки правящего класса; особенности международной ситуации; степень компетентности общественного мнения в своей стране и др.), которые принимают участие в поиске решений внешнеполитических проблем.

Большое значение общетеоретической подготовки правящего класса обусловлено тем, что планируемый внешнеполитический шаг до его реализации на практике невозможно воспроизвести экспериментально. Уровень же этой подготовки тесно связан с признанием принципа единства законов бытия; когда законы естествознания, общества и международных отношений образуют в сознании лидеров единую картину мира, внешнеполитическое мышление становится дальновидным и последовательным, а проводимый внешняя политика своевременно находит эффективный курс и удерживает его, невзирая на тактические трудности.

Вероятно, главным признаком эффективности внешней политики государства является эквивалентный и справедливый характер его ресурсного обмена с внешним миром; отметим, при этом, что оценка этой эквивалентности всегда очень субъективна, поскольку зависит от интеллектуальных характеристик субъектов международных отношений.

Технология эффективной внешней политики предусматривает следование принципу эквивалентности, или, по крайней мере, создание такой видимости; первый случай обычно характеризует отношения одноуровневых партнеров, второй – разноуровневых. Во внешних связях, поэтому, весьма важную роль играют внутренние стандарты, которые определяют меру доминирования \ подчиненности государства в мировых делах. Умение правдоподобно имитировать справедливый характер отношений, как правило, основывается на высоких внутренних стандартах и эффективно проявляет себя лишь в условиях явного интеллектуального неравенства субъектов международных отношений.

Международная ситуация представляет собой определенную совокупность действующих лиц, которые связаны между собой отношениями соперничества или партнерства. Эти отношения могут различаться по целям, которые ставят перед собой акторы, остроте противоречий, соотношению элементов известного и неизвестного, объему вовлекаемых ресурсов и пр. Данные характеристики определяют не только значимость международной ситуации, но и влияют на очередность использования тех или иных способов ее разрешения.

Анализ международной ситуации должен выявить объективную картину протекающих процессов в условиях лимита достоверной информации и времени; эта задача поглощает огромные интеллектуальные и материальные ресурсы. Программа исследования обычно включает в себя сбор точных сведений об акторах (их возможностях, стиля внешнеполитического поведения и пр.), конкретизацию национальных интересов, выяснение текущих позиций союзников, оппонентов и нейтральных государств, поиск путей минимизации собственных рисков, усиления политического влияния / экономических дивидендов. Глава государства (правительства) из нескольких вариантов решения проблемы выделяет тот единственный, который реализуется на практике.

При всей тщательности работы вероятность ошибки достаточно велика. Каковы причины ошибок? Понятно, что большая сложность этого вопроса не позволяет ответить на него исчерпывающим образом; отметим лишь некоторые моменты. Предварительно следует отметить, что виновниками ошибок часто становятся не столько субъективные, сколько объективные причины, благодаря чему ошибки приобретают систематический, трудноустранимый характер.

К числу факторов возникновения ошибок можно отнести механизм рационализации, уровень компетентности общественного мнения, явление избыточной эффективности и иерархическую природу информации.

Механизм рационализации действует как в живой природе, так и в человеческом обществе. Суть его состоит в том, что всякая функционирующая система стремится решить серийную задачу наименее затратным способом. В сфере политики этот механизм меняет уровень интеллекта правящего класса в сторону его понижения или повышения, при этом изменяя и другие его характеристики. Люди – политические деятели – становятся здесь настоящими «инструментами», каждый из которых приспособлен для решения только своей задачи.

  1. Становление и развитие системы университетского технического образования России Москва мгту им. Н. Э. Баумана 2007

    Документ
    Становление и развитие системы университетского технического образования России/Под. ред. И.Б.Федорова и В.К.Балтяна – М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. – 187 с.
  2. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (3)

    Документ
    Консалтинг – динамично развивающееся направление деловой активности, к которому прибегают менеджеры всех уровней с целью оптимизации своей деятельности.
  3. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (1)

    Документ
    Современные международные отношения: учебное пособие / В.Л. Хмылёв; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
  4. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2011 681. 3

    Документ
    Информатика. Программирование на C : учебно-методическое пособие / Т.Е. Мамонова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
  5. Конспект лекций Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство (2)

    План-конспект
    В пособии по социологии для студентов рассматриваются базовые темы учебного курса и ключевые понятия социологии, в него включены словарь социологических терминов и список литературы.
  6. Конспект лекций Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство (3)

    План-конспект
    Цель данного курса лекций – показать, что представляет собой социологическая наука, каковы основные проблемы социальной жизни человека в обществе. В данном курсе не только излагаются основы социального поведения, анализируется структура
  7. П. П. Румянцева Издательство Томского университета

    Документ
    Редакционная коллегия: профессор В.П. Зиновьев, доцент А.В. Литвинов, ассистент П.П. Румянцев (отв. редактор), аспиранты С.А. Меркулов, А.Н. Сорокин, Д.
  8. Отчет объекты: Российский государственный социальный университет (2)

    Содержательный отчет
    9В Cанкт-Петербурге обсуждают пути совершенствования законодательства о некоммерческих организациях5 Октября 2009Всероссийский гражданский конгресс ()Москва0,
  9. Отчет объекты: Уральский федеральный университет, Уральский государственный университет им. А. М. Горького Категории сми: Газеты, Журналы, Информагентства, Интернет, тв, Радио Временной период: с 04 Июня 2011 г по 13 Июня 2011 г

    Содержательный отчет
    7 3 49,04515 1 (1) 1,33 10, 905 3 9 (14) 0,8 13, 75 4 3 (4 ) 0,537 5, 1515 5 ( ) 0,384 0,7 7 7 (11) 0, 78 8,81 1 7 1 (18) 0, 33 0,93184 8 ( ) 0,19 0,3918 9 5 (11) 0,1 0,3191 10 3 (3) 0,144 0, 875 11 1 ( ) 0,091 0,181 1 (13) 0,053 0,1057

Другие похожие документы..