Программа по философии для поступающих в аспирантуру по специальности

ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ

Для поступающих в аспирантуру по специальности:

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Философия» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, утверждёнными Министерством образования РФ 03.03.2000 г.

1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате сдачи вступительного экзамена соискатели должны:

  • иметь представление о своеобразии философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле человеческой жизни;

  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

  • знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

  • иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность научной рациональности и её исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

  • уметь осмысливать ранее существовавшие и новые философские школы;

  • уметь применять методы диалектики при изучении естественнонаучных, технических, социально-философских дисциплин и рассмотрении конкретных практических вопросов;

  • уметь сравнивать ценностно-нормативные ориентации конкретных культурно-исторических эпох;

  • уметь квалифицированно и корректно доказывать и обосновывать собственную точку зрения при анализе философских проблем.

2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Философия, её предмет и место в культуре человечества.

Философия Древней Индии и Древнего Китая.

Понятие мировоззрения. Чувственно-рациональный характер мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрений. Мироощущение и миропонимание. Знания, ценности, мудрость, искусство жизни. Философия как систематическое и рационализированное мировоззрение. Философия как форма знания. Философия и история философии. Проблема возникновения философии. Философии и другие формы духовного освоения мира: мифология, религия, наука.

Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Соотношение материальных и идеальных явлений. Проблема познаваемости мира. Проблема метода познавательной и практической деятельности. Проблема ценностей, смысла жизни, добра, красоты. Проблема языка. Проблемы правильности мышления. Проблема сущности человека. Общие закономерности общественной жизни. Смысл истории.

Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, аксиология, этика, эстетика, философия языка, логика, философская антропология, социальная философия, философия истории, философия науки и техники.

Философия в системе исторических форм культуры. Место и роль философии в современной культуре. Философия как концентрированное выражение общих социально-исторических тенденций и как форма национального самосознания. Социальная и ценностная ориентация философии. Философия и нравственность. Философия и искусство. Философия и политика. Фундаментальное мировоззренческое значение философского образования.

Исторические тепы философии. Основания многообразия философских позиций, концепций и направлений. Взаимодействие различных направлений как источник развития философии. Предмет истории философии. История философии как область философских исследований и часть философского знания.

Зарождение философской мысли. Особенности культурно-исторических условий и своеобразие античной, древнекитайской и древнеиндийской философских традиций. Историко-философский процесс в европейской культуре.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Индии и Древнем Китае. Предфилософские формы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Человек в культуре Древнего Востока. Специфика восточного философствования. Особенности осмысления мифа в восточной философии. Четыре основных топика восточной философии. Три структурных уровня восточной философии. Специфика категориального аппарата восточной философии. Особенности построения текста. Индийская и китайская философия как автохтонные философские традиции.

Индийская философия. Шесть систем-даршан брахманистской философии: ньяя, вайшешика, миманса, санькхья, йога, веданта. Шраманские учения. Философия буддизма.

Китайская философия. Основные школы-цзя: школа инь-ян, конфуцианство, легизм, философия даосизма, моизм, школа имён.

Тема 2. Античная философия

Происхождение и своеобразие античной философии. Античная культура Средиземноморья. Цивилизационнй «взрыв» середины I тысячелетия. Кризис родовой морали и мифологического миропонимания. Демократические полисы и античное просвещение. Путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов» Эллады. Греческая мифология и античная философия. Космоцентризм древнегреческой философии. Хаос и космос как единый, упорядоченный мир. Основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа.

Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе» в досократической мысли. Проблема первоначала в античной натурфилософии: милетская школа; Гераклит; пифагорейцы, Эмпедокл. Пифагор и ранний пифагореизм. Учение Гераклита о логосе, противоположностях и становлении.

Элеатская школа. Переход от метафорически-образного к интеллектуально-логическому (понятийному) философскому мышлению. Проблема бытия и его выражения в мышлении. «Путь истины» и «путь мнения», природы (фюзис) и установление (тесей) в учении Парменида. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомистическая теория Левкиппа и Демокрита как реакция на проблемы философии элеатов. Понятия атома и пустоты. Учение атомистов о причинности, бесконечности, душе и познании. Проблема детерминизма.

Век «классической философии». Философские учения периода наивысшего расцвета и начала упадка древнегреческого полисного строя. Древнегреческая софистика, её социокультурные предпосылки. Философский релятивизм, субъективизм и скептицизм софистов: Пиррон, Протагор, Горгий. «Антропологический поворот» в античной философии: тезис Протагора «человек есть мера всех вещей». Сократ: его жизнь и характер философствования. Учение Сократа – рождение философии нового типа: перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Диалектика как искусство творческого диалога. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Философия Платона. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Познание как «припоминание». Платон о душе и её бессмертии. Учение Платона о государстве.

Философия Аристотеля. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Логика, метафизика, концепция категорий. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвижителе. Аристотель о первой философии. Понятие энтелехии. Социальная философия и этика Аристотеля. Учение Аристотеля в истории философии и науки.

Эллинистическая и римская философии. Общая характеристика эллинистической мысли. Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм.

Неоплатоническая философия. Возникновение неоплатонизма и его главные представители.

Плотин. Понятие «единого» как фундамент философствования Плотина.

Тема 3. Философская мысль средневековья. Философия Возрождения.

Своеобразие средневековой философии. Формирование предпосылок средневековой философии. Европа V-XV вв. «Мир» христианства. Христианство и радикальная смена картины мира. Зарождение христианства на стыке иудейской и античной культур. Трансформация основных универсалий культуры. Проблема добра и зла, человеческого грехопадения и спасения. Радикальное изменение системы ценностей. Ориентация религиозного сознания на духовные идеалы. Теоцентризм. Новая концепция Бога, человека и знания.

Гнозис: религиозное познание в спекулятивно-мистической форме.

Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Традиционализм и компилятивный характер средневековой учёности.

Апологетика и патристика. Апологетика: философская разработка христианства.

Своеобразие восточной и западной патристики. Греческая патристика: рецепция и трансформация античной философии (каппадокийские отцы и Григорий Нисский).

Латинская патристика. Тартулиан. Святой Августин и апогей патристики. Личность и учение Аврелия Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Природа и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Учение Августина о «двух градах». Трансцендентная философии истории Августина.

Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Мотивы неоплатонизма в философии средних веков. Средневековый иррационализм и рационализм. Мистика и схоластика. Схоластика: рационализация христианского учения. Философия как средство упорядочения христианской догматики. Особый характер учёности, тем дискуссий. Проблема реальности единичного и общего. Споры номиналистов и реалистов о природе общих понятий (универсалий).

Ранняя схоластика: диалектическая интеграция веры и знания. Ансельм Кентерберийский. Пьер Абеляр.

Высокая схоластика: знание как познание. Философский синтез Фомы Аквинского. «Сумма теологии» Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья. Иоанн Дунс Скотт.

Поздняя схоластика: обоснование основоположений науки. Философия природы в XIII в. Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы». Доказательная наука и опыт.

Обоснование идеи Бога. Средневековая картина мира. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Возникновение средневековых университетов.

Особенности развития философии в Византии, её влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Грузии, Руси.

Средневековая философия мусульманского Востока.

Тема 4. Философия Возрождения.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социально-исторические предпосылки формирования философии Возрождения, её основные черты, соотнесённость с античной и средневековой интеллектуальными традициями. Суть и методы ренессансного «возрождения» античности. Рациональная и мистическая составляющие гуманизма Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Филологический гуманизм. Человек как творец земной жизни и эпикурейство как нравственный идеал (А.Данте, Ф.Петрарка, Л.Валла). Открытие человеческой индивидуальности. Флорентийский платонизм. МарселиноФичино. Пантеизм. Пико делла Мирандола. Антропоцентризм. Принцип максимальной свободы человека – ключевая идея гуманистической философии.

Искусство как способ познания человека и эстетические идеалы Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи).

Учение Николая Кузанского об учёном незнании; учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Натурфилософия. Парацельс.

Мировоззренческое значение гелиоцентрической гипотезы Николая Коперника. Критика религиозной картины мира и средневекового миропонимания.

Учение Дж. Бруно о «Боге в вещах», о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние Бруно на развитие философии Нового времени.

Картина мира в эпоху Возрождения. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.

Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня.

Реформация и контрреформация. Движения за реформу церкви. Личность и учение Эразма Роттердамского. Протестантизм Мартина Лютера. Учение Жана Кальвина о предопределении. Ульрих Цвингли. Реформация и августианская традиция. Протестанская этика. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.

Социальная философия эпохи Возрождения. Логика власти в «Государе» Н.Макиавелли. Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средств её осуществления. «Макиавеллизм». Социальные утопии: «Утопия» Т.Мора, «Город солнца» Т.Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона.

Тема 5. Философия Нового времени (XVIIXVIII вв.).

  1. Программа курса «Философия» для поступающих в аспирантуру Москва 2006 г

    Программа курса
    Автор и составитель программы - Бузук Г.Л., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почетный работник высшего профессионального образования.
  2. Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру Санкт-Петербург 2010 г

    Методические указания
    Селиверстова, Н. А. Методические указания по философии для поступающих в аспирантуру / Н. А. Селиверстова, / под ред. проф. В. Н. Дуденкова. – Изд. 3-е, перераб.
  3. Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Социология» для поступающих в аспирантуру по специальности 22.00.06 – Социология культуры, духовной жизни / Рос. гос. проф.
  4. Программа курса «Экономика и управление народным хозяйством» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 05. Москва 2005

    Программа курса
    Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономика и управление народным хозяйством». Вступительный экзамен проводится по следующим разделам: макроэкономика, региональная экономика, экономика
  5. Программа вступительных экзаменов соискателей, поступающих в аспирантуру по научной специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учет, статистика»

    Программа
    Д.э.н., проф. Булыга Р.П., д.э.н., проф. Бариленко В.И., д.э.н., проф. Мельник М.В., к.э.н., проф. Кулинина Г.В., д.э.н., проф. Ефимова, д.э.н., Ильенкова к.
  6. Программа для поступающих в аспирантуру по специальности 25. 00. 24 экономическая, социальная и политическая география

    Программа
    Социально-экономическая география России и зарубежных стран, экономическая география отраслей народного хозяйства, социально-экономическое районирование и теория общественно-территориального комплексообразования, география населения
  7. Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру по научной специальности 12. 00. 03: гражданское право; предпринимательское право

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации для поступающих в аспирантуру по научной специальности 12.00.03: гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
  8. Рабочая программа По дисциплине : История философии (для поступающих в аспирантуру) Для специальностей

    Рабочая программа
    Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории философии» важна и для мировоззренческой ориентации будущих специалистов, для повышения их профессиональной
  9. Учебная программа по дисциплине философия для поступающих в аспирантуру и соискателей всех специальностей

    Программа
    Предмет философии не доступен чувственному восприятию и не может быть предъявлен в готовом виде в самом начале изучения этой дисциплины (по этой причине на философа нередко смотрят, по словам Маркса, «как на профессора магии, заклинания

Другие похожие документы..