Учебник

Глава 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.1. Общая характеристика трудового права,

его становление и развитие

Общеизвестно, что человеческое общество не может существовать без применения его членами своих способностей к труду. Труд, несомненно, является главным и неотъемлемым условием существования этого общества. Анализу этого феномена посвящено огромное количество научных исследований представителей самых разных наук <*>.

--------------------------------

<*> В трудовом праве эти вопросы освещались, в частности, в работах: Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948; Фатуев А.А. Трудовое право в жизни человека. М., 1991 и др. В современной учебной литературе проблема роли труда в жизни общества и исторические аспекты правового регулирования общественного труда весьма подробно рассмотрены в монографии: Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Часть общая / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996. Гл. 1.

Отношения, возникающие в обществе по поводу применения труда, нуждаются в том или ином способе их регулирования со стороны общества. Если на первых этапах развития человеческого общества эти отношения регулировались обычаями, то впоследствии, с возникновением государства, возникла необходимость урегулировать их с помощью такого универсального средства, как право.

Праву принадлежит значительное место в системе человеческих ценностей, без него сегодня практически невозможно представить себе общество. Теория права подтверждает, что различные правовые системы, имея свою специфику, тем не менее имеют и много общего, в том числе и в подходах к формированию отраслей права и законодательства.

Сегодня трудовое право занимает одну из ведущих позиций в любой правовой системе, однако такое положение дел сложилось далеко не сразу. Хотя трудовая деятельность всегда была присуща человеческому обществу, но в качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось относительно недавно.

Сначала государство практически не вмешивалось в регулирование такого вида человеческой деятельности, как труд. Свободные граждане пользовались своими способностями к труду как им заблагорассудится (или не пользовались ими вовсе), труд же "несвободных" (рабов, крестьян, находящихся в феодальной зависимости и т.п.) не нуждался в специальном регулировании, так как сами эти "несвободные" граждане приравнивались к вещам и рассматривались лишь как орудия труда (instrumentum vocale - "говорящее орудие").

Нормы гражданского права, достаточно подробно регулировавшего вопросы собственности, являлись вполне достаточными и для регулирования взаимоотношений хозяина и его "несвободного" работника-орудия, который являлся не субъектом, а объектом правового регулирования.

Но даже в Древнем Риме постепенно пришли к пониманию необходимости как-то отразить очевидное отличие раба от мотыги и разделили право на вещь, вещное право на личность раба и право на его способность к труду <*>. Это явилось значительным шагом на пути к появлению через много столетий трудового права как самостоятельной отрасли права.

--------------------------------

<*> См.: Курс российского трудового права: В 3 т. Т. 1. Часть общая / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996. Гл. 1.

Классик русской цивилистики и один из "родителей" российского трудового права Л.С. Таль отмечал, что "для того, чтобы материальная вещь проявляла свою способность удовлетворять человеческим потребностям, свою полезность, необходимо то или другое внешнее на нее воздействие, которое может исходить от любого лица. Рабочею силою человека управляет только его собственная воля и разум; в них он проявляет свою духовную личность. Его труд играет в народном хозяйстве роль творческого фактора и САМОСТОЯТЕЛЬНОГО (выделено мной. - А.К.) источника благ" <*>.

--------------------------------

<*> Таль Л.С. Трудовой договор: Цивилистическое исследование. Ч. I. Общие учения. Ярославль, 1913. С. 168.

Медленно, постепенно человечество пришло к такому этапу своего развития, когда в относительно экономически развитых (по меркам того времени) странах создалась ситуация, при которой подавляющее большинство граждан стало формально свободными людьми. Буржуазные революции XVII - XVIII вв. превратили этих граждан из объекта права в его субъект, однако большинство из них оказалось лишенными собственности - в том объеме, который позволил бы им существовать за счет этой собственности.

Оказалось, что у них практически ничего нет, кроме способности к труду, которую можно "продать", и большинству населения в любой стране пришлось начать это делать (что они и продолжают делать и сейчас).

Как "продать" эту способность к труду? Можно изготовить какие-либо изделия и реализовать их на рынке, получив плату за свой труд. Можно сделать это в качестве "свободного" гражданина, подрядившись к кому-нибудь для выполнения конкретных работ, носящих, как правило, разовый характер. Все эти действия будут регулироваться нормами гражданского права, будут входить в его предмет.

Но можно "продать" свой труд (способность к труду), например, поступив на работу к какому-нибудь работодателю и работая у него в качестве наемного работника в течение определенного срока (который может быть достаточно продолжительным). Тогда мы будем иметь дело с иными, отличными от гражданско-правовых, отношениями. Естественно, что в этом случае не приходится говорить о "равенстве" сторон такого вида отношений (в отличие от отношений гражданско-правовых).

Когда мы говорим о "продаже" труда, всегда следует использовать кавычки, понимая это лишь как образ (например, еще в Декларации о правах и задачах Международной организации труда (далее - МОТ) 1944 г. подчеркивалось, что "труд не является товаром"). К этому приводит понимание социального элемента труда, его неотъемлемость от личности человека.

Таким образом, свое право на труд граждане могут реализовать в самых различных формах. Тем не менее большинство населения во всех странах мира входит в армию лиц наемного труда. Первые попытки регулирования общественных отношений в сфере наемного труда были предприняты в XIX в., в эпоху промышленных революций.

К обществу и государству того времени пришло осознание необходимости защищать лиц наемного труда от чрезмерной эксплуатации. Цель была ясна - создать максимум условий для нормального воспроизводства рабочей силы и сохранения здоровья нации.

Не вдаваясь в детали и пропуская значительные исторические этапы в развитии человечества и нюансы этих этапов, констатируем, что на одном из них настало время, когда гражданскому праву пришлось "родить" дитя - право трудовое, регулирующее общественные отношения в сфере применения наемного труда.

Все-таки наемного работника, ставшего "ненужным", нельзя просто выбросить, как ту же мотыгу или любую другую вещь. Государству пришлось вмешиваться в такие отношения гораздо в большей степени, нежели на предшествующих этапах, когда было достаточно в рамках гражданского права устанавливать лишь общие принципы и очерчивать общие контуры тех или иных видов заключаемых равноправными сторонами договоров.

В середине XIX в. в европейских странах были приняты первые законы об ограничении рабочего времени (прежде всего это касалось рабочего времени женщин и детей, затем этот подход был распространен и на мужчин).

Так был дан старт формированию новой отрасли права. Оно с самого своего появления имело социальное назначение. Это объясняется тем, что задачей этой новой отрасли права изначально являлось такое правовое регулирование отношений, связанных с применением наемного труда, которое обеспечило бы, с одной стороны, равенство сторон при заключении соответствующих договоров и учет их интересов, а с другой - необходимость защиты экономически более слабого работника от экономически более сильного работодателя.

В России первые законодательные акты, регулирующие трудовые отношения, появились в конце XIX в., однако в то время вряд ли можно было говорить о появлении самостоятельной отрасли права. Государство пыталось как-то регулировать отдельные аспекты отношений, связанных с трудом, эти попытки выходили из сферы частного регулирования, но это еще не было трудовым правом в его современном понимании <*>. Тем не менее в начале XX в. имелся уже достаточно большой по количеству и по объему нормативный материал, регулирующий многие аспекты трудовых отношений. Так, в Своде законов Российской империи (в ред. 1913 г.) положения нормативных актов, регулирующих вопросы применения труда в промышленности, были объединены в специальный единый акт - Устав о промышленном труде, который стал основным источником фабрично-заводского законодательства России.

--------------------------------

<*> Исторические аспекты проблемы весьма подробно изложены в следующих работах: Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. Ч. 1. Правовое регулирование труда в Российской империи. СПб., 1999; Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2 т. Т. 1. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право. М., 2003.

Как отрасль права трудовое право появилось в России практически после 1917 г. Одним из первых кодифицированных актов Советской Республики стал КЗоТ 1918 г. Затем, в годы нэпа был принят КЗоТ 1922 г. Кстати, нормы российского трудового законодательства 20-х гг. прошлого века оказали серьезное влияние на развитие этой отрасли права. Они были для того времени весьма прогрессивными, и их наличие заставило другие государства внимательнее отнестись к проблеме взаимоотношений "между трудом и капиталом".

К сожалению, впоследствии СССР и Россия по многим параметрам отстали от мирового уровня в этой сфере, а само трудовое законодательство в условиях централизованного регулирования оказалось не в состоянии достаточно эффективно выполнять свою защитную функцию.

Проводящееся в настоящее время реформирование российского трудового права призвано создать условия для более эффективного функционирования механизма правового регулирования трудовых отношений.

1.2. Предмет трудового права

Эффективность правовых норм проверяется на "оселке конфликта". Пока нет конфликта, общественные отношения нередко могут регулироваться вовсе без применения норм права или с нарушениями этих норм. Но как только возникает конфликт, как только он достигает стадии, на которой необходимо вмешательство специальных органов, обладающих полномочиями по разрешению данного конфликта, так перед этими органами с необходимостью встает вопрос: "К какой отрасли права относятся общественные отношения, ставшие предметом спора? Какими методами эти отношения регулируются на стадии их возникновения, развития и собственно разрешения конфликта?"

Вопрос определения отрасли законодательства, регулирующего отношения, связанные с трудом, имеет важное практическое значение, так как от этого зависит рассмотрение вопроса об ответственности сторон договора в случае конфликта. Наряду с этим трудовое право изначально предусматривает ряд защитных мер по отношению к наемным работникам, чего не может обеспечить в сфере реализации способностей к труду, например, гражданское право, базирующееся на принципе абсолютного равенства сторон.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, специфические именно для этой отрасли. Метод демонстрирует то, какими правовыми средствами осуществляется регулирование данных отношений.

В науке трудового права традиционно различают техническую и общественную организацию труда <*>.

--------------------------------

<*> См.: Российское трудовое право: Учебник / Под ред. А.Д. Зайкина. М., 1997. С. 10 - 12.

Техническая организация труда означает воздействие человека на природу и ее предметы материальными средствами и техническими приемами. Она включает в себя: а) техническую специализацию и кооперирование различных звеньев производства, рациональную расстановку работников внутри определенного единого процесса производства, совершаемого совместным трудом коллектива работников; б) материально-техническое оснащение, обслуживание и устройство рабочих мест; в) приемы и методы работы при данных средствах труда и технологии производства. Техническая организация труда отражается и закрепляется в технических нормах.

Однако в процессе труда люди находятся не только в определенных отношениях с природой, предметами труда, но и в тех или иных волевых общественных отношениях, связанных с процессом труда (в различных вариантах).

Подобного рода отношения образуют целую систему, составные части которой характеризуют различные аспекты применения наемного труда, в целом же они составляют основу общественной организации труда.

Правовой формой общественной организации труда является общественно-трудовое отношение. Это такого рода общественное отношение, в которое работник вступает в связи с применением своих способностей к труду, а работодатель - в связи с использованием этих способностей, т.е. чужого труда.

При любом способе производства общественно-трудовые отношения непосредственно выражают: а) формы привлечения к труду и распределения трудовых функций между людьми в процессе совместного труда в организации; б) методы обеспечения трудовой дисциплины и управления процессами совместного труда; в) характер регулирования меры (продолжительности) труда и иных условий жизнедеятельности работников труда (пространство, воздух, гигиена, безопасность труда и т.д.); г) характер распределения продукта труда и формы участия в нем работников; д) условия и формы воспроизводства рабочей силы (подготовка и переподготовка кадров), осуществляемые непосредственно на производстве.

Трудовые отношения сами по себе достаточно противоречивы: в их рамках можно обнаружить как взаимные интересы сторон, так и противоречие этих интересов, как "производственные", так и "социальные" их аспекты. Противоречие этих элементов неизбежно: оно заложено в природе трудовых отношений.

Трудовые отношения охватывают три элемента: имущественный, управленческий (организационный) и охранительный.

На практике трудно четко разделить техническую и общественную организацию труда, так как это взаимосвязанные аспекты организации труда вообще. Однако трудовое право (как отрасль права) все же регулирует, в первую очередь, вопросы именно общественной организации труда во всем их многообразии. В систему общественно-трудовых отношений входит широкий круг отношений, но каркасом этой системы являются именно трудовые отношения, связанные с применением наемного труда.

Трудовое законодательство дает легальное определение трудовых отношений (ст. 15 ТК). Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

  1. Учебника (4)

    Список учебников
    Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Кожина О.А., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Под ред. Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд для 6 класса
  2. Учебник истории в работе учителя истории (из опыта работы)

    Документ
    Данная работа посвящена анализу возможностей, которые открывает для учителя истории использование учебника. Следует особенно остановиться на том, что вопросам работы с учебником, самим учебникам посвящено много книг, статей, исследований.
  3. Учебники федеральных перечней по математике, рекомендованные

    Учебники
    Новый УМК. Он отражает современные методические и педагогические тенденции преподавания математики. Обновлены подходы к изложению традиционных вопросов, позволяющие учесть возрастные особенности 5-классников, повысить развивающий эффект обучения.
  4. Учебники биологии Федеральных перечней для использования в общеобразовательных учреждениях в 2010- 2011 учебном году

    Учебники
    Интегрированный курс «Естествознание» предназначен для развития у школьников целостного понимания всего многообразия природы, формирования у них ориентировочной основы системного мышления, развитии экологического сознания.
  5. Учебники географии, рекомендованные (допущенные)

    Учебники
    УМК «Полярная звезда»(6-9классы ) создан с целью реализации современных требований к географическому образованию в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта образования.
  6. Учебники для обучающихся 5-9 классов. 2011–2012 учебный год

    Литература
    Уважаемые родители, прежде чем покупать те или иные учебники, обратитесь к классному руководителю, спросите о наличии бесплатных учебников в библиотеке.
  7. Учебники для апробации в сети «Эврика»

    Учебники
    Ведущая идея учебно-методического курса «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой – языковое, духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие младшего школьника.
  8. Учебники для обучающихся 10-11 классов. 2011-2012 учебный год

    Учебники
    1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык (базовый уровень). 10 – 11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., Русское слово, 2008.
  9. Учебники на 2011-12 учебный год в моу сош №4 г. Аши. 1 класс «Перспектива»

    Учебники
    3.Климанова Русский язык Iкл. Рабочая тетрадь “Перспектива” —-М.,Просвщение, 20114.Климанова. Азбука Iкл. Учебник в 2-х ч. Часть 1,2 “Перспектива” М.,Просвещение, 20115.
  10. Учебники издательства «дрофа», вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) (1)

    Учебники
    вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

Другие похожие документы..