А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова Институт психологии Российской академии наук

Администрация Ярославской области Российский фонд фундаментальных исследований Российское психологическое общество

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции

В трех частях ЧАСТЬ I

19-21 мая 2011 г. Ярославль

Ярославль 2011

УДК 159.9.07 ББК Ю9

Редакционная коллегия:

А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

Издание Материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» осуществлено при финансовой поддержке РФФИ; проект № 11-06-013-г.

Актуальные проблемы теоретической и прикладной психоло­гии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской на­учно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г. [Текст]: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А. В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Де­мидова; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 656 с.

В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практи­ческой конференции «Актуальные проблемы теоретической и приклад­ной психологии: традиции и перспективы» по следующим направлениям работы конференции: методология психологической науки; когнитивная психология; актуальные проблемы социальной психологии; психология образования; психология труда и организационная психология; психоло­гическое и организационное консультирование; клиническая психоло­гия. Материалы отражают результаты новейших исследований современ­ных проблем теоретической и прикладной психологии.

Материалы адресованы исследователям, аспирантам и студентам, работающим в сфере гуманитарного знания, преподавателям и педаго­гам, практикующим психологам, а также всем, интересующимся пробле­мами психологии.

© Ярославский государственный

университет им. П. Г. Демидова, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Методология

Об общих закономерностях и характеристиках психики. А. К. Байме-

тов, А. Р. Кирпиков 13

Б. В. Зейгарник об эксперименте в школе К. Левина. М. В. Базиков,

Н. В. Золотова, В. А. Мазилов 16

О построении локальной периодизации истории отечественной

психологии (на примере психологии воли). А. Р. Батыршина 21

К вопросу о полипарадигмальности отечественной психологии.

Д. Б. Богоявленская 25

Психология как научная дисциплина: специфика исследователь-
ской логики и нормативной методологии. Т.П. Войтенко 29

Динамика и детерминанты профессионального становления субъ-
екта. В. Г. Денисова 33

Проблема развития в исследованиях Института мозга им. В. М. Бех-
терева (30-е гг. ХХ в.). К. Г. Ефимова 37

К вопросу об отечественных психологических школах. А. Н. Ждан 39

Психологическая практика — на пути к доказательности? А. Л. Жу-
равлев, Д. В. Ушаков
43

Психологическая наука и социальная практика современной России.

Ю. М. Забродин 48

Отношение к деятельности и процесс саморегуляции поведения

и деятельности. В. А. Зобков, А. В. Зобков 58

Позиционная расстановка структурных элементов как методо­логический принцип изучения сознания. А. А. Иванов, Я. С. Вов-

ченко 61

К методологии духовно-нравственного воспитания. И. М. Ильи-
чева
63

Трудовая и игровая деятельности: критерии дифференциации.

С. Ю. Исаев, А. В. Варенов 67

Контекстный подход как методологический проект в психологии.

В. Г. Калашников 69

Методология практической психологии. И. Н. Карицкий 73

Метасистемный подход к разработке проблемы сознания. А. В. Кар-
пов
77

Тезисы интегративной парадигмы психологии. В. В. Козлов 86

Метод репликации в исследованиях памяти в культурно-истори-
ческой психологии. И. А. Корепанова 96

Системный подход в определении сущности психики. А. Ф. Кор-
ниенко
100

Проблемы определения базисных категорий психологии. А. Ф. Кор-
ниенко
104

Методологические аспекты изучения сознания. Н. С. Куделькина,

А. Ю. Агафонов, Я. С. Вовченко 108

Эмпирическое обоснование проблемы смысла жизни. О. А. Куп-
рина
110

Место категории «психологическое благополучие» в психологиче-
ском тезаурусе. Т. А. Лапина 114

Когнитивная методология психологической науки. В. А. Ма-

зилов 117

Научная психология: уровневая структура метода. В. А. Мази-

лов 122

Проблема недостаточной практической направленности психо­логического образования: источники и направления решения.

А. А. Маленов 126

Психологические аспекты проблемы экспертизы. Н. Н. Мехти-

ханова 130

Личность и профессия: проблемное поле эволюционирования.

Л. М. Митина 133

Методологические и методические основы исследования проблемы

ментальной репрезентации. М. А. Михеева 137

О метасистемном подходе к решению методологических проблем

психологии. А. В. Непомнящий 141

К вопросу о соотношении теории и экспериментальной практики

в психологическом исследовании. Е. А. Савотин 145

Теоретический анализ периодизации истории психологии. И. Н. Се-
менов
149

Количественный и качественный методы в психологии: иллюзия

альтернативы. А. Э. Симановский 154

Методы психодиагностики как инструмент исследования личности.

Л. Н. Собчик 157

На какой основе возможен диалог между разными «парадигмами»

в психологии? Е. Е. Соколова 161

Системогенетическая парадигма в психологии — новый этап разви-
тия системы психологического знания о человеке, его внутрен-
нем мире. Г. А. Суворова 165

Музыкальная психология: направления и проблемы развития.

Р. Ф. Сулейманов 170

К обоснованию феноменологического исследования диалога. Т. А. То-

польская 174

Возможности применения психосемиотического подхода к анали-
зу познавательной деятельности. А. С. Турчин 178

Психологическое содержание этапов деятельности рабочих конвейер-
ного труда. А. И. Фукин 182

Пути развития психологической мысли народов Средней Азии

и Казахстана. В. В. Чистов 186

Методологические проблемы психологии: о соотношении понятий
«деятельность», «поведение», «жизнь». В. Д. Шадриков 190

Когнитивная психология

Эволюция категории «психологической защиты» в зарубежной пси-
хологии. И. Р. Абитов 199

Ассоциативный уровень репрезентации психических состояний.

Е. М. Алексеева 203

Структурные характеристики образа психического состояния. Л. В. Ар-

тищева 207

Творческие кризисы как перспективное направление психологиче-
ского исследования. Ю. Д. Бабаева, Я. И. Варваричева, А. Ю. Кононенко 210
Влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся на
эффективность решения мыслительных задачв условиях дефици-
та времени. Ю. Д. Бабаева, Н. А. Ротова 214

Понятие активности в динамической психологии К. Левина.

Е. А. Белан 218

Субъективное переживание личностью силы воздействия жизнен-
ных ситуаций. Е. А. Белан 222

Психосемиотические аспекты генезиса самосознания личности.

О. В. Белановская 226

Гендерные различия в распознавании эмоций. Д. А. Бережная,

М. В. Борисова 230

Психологическое сопровождение одаренных детей. И. Н. Била 234

Экспериментальные исследования фиксированной установки.

И. В. Блажнова 238

Психологические особенности творческого восприятия стихотворений.

Н. А. Ваганова 242

Роль креативности в использовании подсказок при решении задач.

Е. А. Валуева, Е. М. Лаптева 246

Образовательная среда как фактор развития общих познаватель-
ных способностей учащихся. Т. Л. Валуйская 250

О мышлении и обобщении. А. В. Варенов 254

Функциональность как основное свойство инструмента и ее роль

в практическом мышлении. О. В. Васильчикова, Ю. К. Корнилов 256

Исследование опознания зрительных образов у детей с трудностями

в обучении. Е. А. Вишнева 262

Осознаваемые и неосознаваемые процессы. Где граница? Н. П. Вла-
дыкина, В. Ю. Карпинская, М. Б. Кувалдина
266

Процессы кодирования и извлечения семантической информации

из памяти: эффект «силы» следа. Е. В. Гаврилова, Д. В. Ушаков 270

К пониманию проблемы ментальной репрезентации в психологии.

Р. О. Гасанова 274

«Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов, влияющих на формирование личностных особенностей

человека. С. С. Дмитриева, Л. Л. Панченко 277

Обживание внутреннего мира в жизнедеятельности человека.
О. М. Ешукова 281

Субъективное время подростков в настоящем и будущем.

О. Н. Жильцова 284

Оппозиции жизни как предмет индивидуального мышления.

А. Н. Исаева 286

Особенности диссинхронии психического развития студентов тех-
нических специальностей. Г. Ю. Исрафилова 290

Остроумие как структурный компонент творческой деятельности.

Э. В. Киричевская 293

Влияние психических состояний на поведение субъекта в различ-
ных ситуациях жизнедеятельности. О. В. Киселев 295

Особенности памяти у младших школьников, проживающих в селе.

Н. В. Колмакова, Т. А. Фотекова 298

Современные теоретико-экспериментальные исследования когни-
тивного развития ребенка в отечественной и зарубежной психоло-
гии. Е. И. Комкова 300

Мышление и взаимодействие субъекта со стимулом. Ю. К. Кор-
нилов
305

Влияние глубинной структуры задачи на особенности процесса ре-
шения орудийных задач. С. Ю. Коровкин, И. Ю. Владимиров 309

Нам помогает формировать понятие знак, но не его значение.

A.А. Котов, Е. Ф. Власова 313

Системный подход к анализу взаимосвязей психического развития

и здоровья ребенка. Л. В. Кочкина 317

Эмоциональные аспекты осознания старшими дошкольниками сво-
его взросления. А. Д. Кошелева 321

Доминирующее в долговременной памяти содержание телепередач.

Л. В. Куликов, Ю. А. Ситников 326

Исследование творческого восприятия социальной информации.

Н. М. Латиш 330

Связь понимания ментального и физического мира и уровня ин-
теллектуального развития в дошкольном возрасте. Е. И. Лебедева 334

Проявления психических состояний несовершеннолетними осуж-
денными. Э. В. Леус, А. В. Костина 337

Восприятие эмоциональной окраски музыки. Д. В. Люсин 341

Личностные факторы творческих решений в теории проблемных

ситуаций А. М. Матюшкина. А. А. Матюшкина 344

Изучение изобразительной деятельности младших школьников.

Н. В. Медведева 348

Стратегиальная организация процесса творческой деятельности.

B.А. Моляко 351

  1. Педагогічна бібліографія (3)

    Документ
    Джерельною базою щорічника є реєстраційні видання Книжкової палати України, БД і каталоги провідних бібліотек м. Києва, надходження літератури до електронного каталогу і картотеки Наукової бібліотеки Національного педагогічного університету імені М.
  2. Анова наукова бібліотека українська педагогічна бібліографія 2002 Покажчик літератури Випуск 13 Київ-нпу-2009 ббк 91. 9: 74

    Документ
    2. Закон України "Про вищу освіту": Зі змінами, внесеними згідно із Законом №380-IV (380-15) від 26.12.2002 Вища школа. - 2002. - N6. - С.
  3. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  4. «Откры­тое Общество (Фонд Сороса) Россия»

    Книга
    Профессиональное становление личности - процесс длительный и противоречивый, одним из существенных компонентов которого явля­ется формирование идентификационных структур будущего професси­онала.

Другие похожие документы..