Учебно-методический комплекс по дисциплине

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой__________Бураев Р.А.

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан __________ Паритов А.Ю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.Р.06.1 «Природопользование»

для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Нальчик, 2010 г.

Автор-составитель:

Аксорова Кристина Хусейновна,

ассистент кафедры социально-экономической географии

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программы по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических / математических и естественнонаучных / общепрофессиональных / специальных / дисциплин специализации и является обязательной для изучения / изучается по выбору / факультативный цикл.

Содержание

Аннотация к УМКД …………………………………………………………………….4

Выписка из ГОС ВПО для дисциплины ………………………………………………5

1. Рабочая учебная программа дисциплины ………………………………………….6

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ………………………………...30

2.1. Методические рекомендации для преподавателя

2.2. Методические указания для студентов

2.3. Организация контролируемой самостоятельной работы студентов

2.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием

2.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине

2.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы (набор видео- и аудиоматериалов, анимированные электронные тренажеры, симуляции и др.), клипарт (набор иллюстраций, графиков, схем, фотографий), Интернет-ресурсы по дисциплине и др.

3. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине ………………39

3.1.1. Цели и задачи балльно-рейтинговой аттестации обучающихся по дисциплине

3.1.2. Состав и планирование в баллах рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине

3.1.3. Шкала оценки по дисциплине

3.1.4. График балльно-рейтинговых контрольных мероприятий по дисциплине

3.1.5. Учетная документация при рейтинг-контроле по дисциплине

3.2.1. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачет) аттестации студентов по дисциплине

3.2.2. Порядок и сдача зачетов

3.2.3. Отработка и повторное изучение дисциплины

4. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины………………...42

АННОТАЦИЯ

Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.

В последние десятилетия мировое сообщество осознало необходимость пересмотра приоритетов в сфере природопользования и перехода к рациональному использованию природных ресурсов.

Одной из основных причин ухудшения экологической обстановки в Российской Федерации, явилось разрушение в нашей стране законодательных основ и системы государственного управления охраной окружающей среды. Это привело к значительному росту загрязнения и общему ухудшению состояния окружающей среды, и, как следствие, к снижению качества и сокращению продолжительности жизни россиян.

Экологическая ситуация на юге России, в том числе и в Кабардино-Балкарской Республике, является критической для многих уникальных природных экосистем, не включенных в состав особо охраняемых природных территорий. Для устранения этого негативного явления требуется комплексное разрешение целого блока проблем, в том числе включающих изменение общественного сознания в отношении к охране окружающей природной среды. Для разрешения этих и многих других актуальных для нашего времени вопросов необходима подготовка специалистов, способных:
- совершенствовать систему управления природопользованием в стране (в регионах);
- ликвидировать устаревшие технологий, внедрять новые, модернизировать производство;
- переработать отходы производства;
- внедрить разработанные программы по сбалансированному развитию и ликвидации противоречий между топливно-энергетической отрасли и другими отраслями народного хозяйства по поводу использования земельных, водных, лесных и трудовых ресурсов

В связи с этим в высшей школе назрела необходимость в ведении в учебный процесс такой дисциплины как «Природопользование». Природопользование - искусство ведения хозяйства, при котором обеспечивается гармоничное взаимодействие в системе человек-общество-окружающая среда.

Наука выделилась на рубеже 70 годов от экологии и образуется как самостоятельная наука. – Осознание обществом влияния антропогенного фактора на окружающую среду, кроме того большой клад внесли исследования Римского клуба, а также Стокгольмская конференция ООН в 1972, которая была посвящена проблемам охраны окружающей среды.

Цель дисциплины заключается в ознакомлении студентов с правовыми (нормативно-правовыми) и законодательными основами в области взаимодействия общества и природы. При этом решается ряд задач изучение экономических отношений и закономерностей взаимодействия общества и природы в целях обеспечения комплексного решения проблем, развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

Предметом изучения являются экономические отношения, которые складываются в процессе взаимодействия между обществом и природой. А также экономические последствия хозяйственной деятельности человека. А также методы регулирования рационального природопользования и окружающей среды.

Данная дисциплина рассчитана на студентов 1 курса основной группы и 1 курса СП, специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» экономического факультета.

Выписка из ГОС ВПО для дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социально-экономической географии

УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета ________Паритов А.Ю.

«___» _____________200__г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН.Ф.04 «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

для специальности --Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Нальчик, 2010 г.

Рабочая программа составлена на основании________________________________

______________________________________________________________________ (наименование государственного образовательного стандарта и (или) примерной типовой программы Утвержденной Министерством по образованию и науке, дата утверждения)

Разработчик: ассистент, Аксорова К.Х. / _______________________

(должность, подпись, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономической географии

Протокол №____

от «___»_________________200__г.

Заведующий кафедрой_______________Р.А. Бураев

(подпись)

Одобрена Учебно-методическим советом (методической комиссией) биологического факультета

«___»_________________200__г.

Председатель ______________А.Ю. Паритов

(подпись)

1. пояснительная записка.

Дисциплина «Природопользование» носит прикладной характер, завершая социогуманитарный и естественнонаучный блоки высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В качестве теоретической основы дисциплины выступают фундаментальные естественнонаучные (экономика, экология и др.), общепрофессиональные (налогообложение, прикладная информатика в экономике, анализ и др.) дисциплины.

Восприятие и освоенное курса возможно при условии фундаментальных знаний по естественно-научным и социально-экономическим дисциплинам, правовым основам природопользования и охраны природы.

    1. Цели и задачи изучения дисциплины «Природопользование»

Природопользование - экономическая дисциплина, базирующаяся на законах и категориях экономики, применяющая данные естественных наук. Наука разрабатывает вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды.

Предмет учебной дисциплины:

1. Эколого-экономические взаимоотношения, складывающиеся в процессе взаимодействия человека в результате его хозяйственной деятельности с окружающей средой.

2. Исследование социально-экономических закономерностей использования человечеством природных ресурсов и регулирования отношений природы и общества.

Целью дисциплины "Природопользование" является формирование у будущих специалистов эколого-экономического кругозора, освоение теоретического фундамента для решения эколого-экономических проблем производства, которые не могут быть ограничены рамками отраслевых наук, а требуют комплексного исследования.

Преподавание дисциплины имеет следующие задачи:

- изучение специфики экономических отношений, возникающих в процессе охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов;

- рассмотрение экономического механизма рационального природопользования;

- обоснование направлений повышения эколого-экономической эффективности природопользования.

На лекциях даются основные понятия, экономические показатели по излагаемому предмету, указываются в каком направлении следует изучать его подробнее. Основной целью на практических заняти­ях является: научить студентов прилагать полученные теоретические знания по экономике природопользования к решению конкретных прак­тических задач (вопросов), возникающих в повседневной работе. После изучения лекций, рекомендованной литературы, практических занятий студенты излагают полученные знания, высказывают свою точку зрения по конкретным вопросам изучаемого предмета.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Природопользование»

В результате изучения курса студент должен знать:

- основные понятия курса,

- основы природоохранного законодательства;

  • основы экологического страхования и лицензирования;

  • методы оценки экологических рисков;

уметь

  • оценивать важнейшие виды природных ресурсов;

  • рассчитывать суммы платежей за сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

  • рассчитывать величину ущерба и предотвращенного ущерба окружающей среде.

В рабочей программе представлены необходимые методические разработки в организации и осуществлении преподавания курса.

2. Тематический план дисциплины

№№

Тема

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Лекции

Семинары и

Практика

1.

Введение. Предмет, задачи и методы курса «Природопользование»

4

2

2

2.

Экономическая оценка природных ресурсов.

8

4

4

3.

Природопользование и удовлетворение потребностей с учетом экологического воспроизводства. Основные факторы и предпосылки обусловившие экологическую обстановку в РФ.

8

4

4

4.

Организационно-экономический механизм рационального природопользования

8

4

4

5

Планирование и прогнозирование природопользования.

8

4

4

6

Управление природопользованием и охраной окружающей среды.

8

4

4

7

Программно-целевой метод в природопользовании. Природопользование на предприятий.

8

4

4

8

Экономические инструменты природопользования.

8

4

4

9

Экологические инвестиции, эффективность.

4

2

2

10

Международное сотрудничество.

4

2

2

11

Научно-технический прогресс и

экономика природопользования

6

4

2

Итого

74

38

36

  1. Методические указания о структуре, порядке разработки, утверждения и пересмотра Учебно методического комплекса по дисциплинам основных образовательных программ

    Методические указания
    Задача – обеспечение единых требований с точки зрения структурного наполнения и оформления учебно-методических комплексов по всем дисциплинам рабочих учебных планов основных образовательных программ.
  2. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Воробьева Л.В., Воробьев И.Н. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс. – Красноярск: Красноярский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)», 2007.
  3. Учебно-методический комплекс Учебно-методический комплекс по дисциплине "Мировая экономика" для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе представлены основные разделы дисциплины «Мироваяэкономика», необходимые для успешного усвоения специальных дисциплин в области экономики, статистики и бизнеса, менеджмента и информационных технологий.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «гистология с основами эмбриологии» Специальность 050102. 65-Биология Н. В. Алемасова Методические указания студенту для изучения дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    Гистология дает основные понятия о развитии, строении и жизнедеятельности всех тканей живых организмов. Изучение основных стадий эмбрионального развития организмов должно сопутствовать при рассмотрении структуры тканей.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка стоимости ценных бумаг»

    Учебно-методический комплекс
    Цели и задачи дисциплины: Курс лекций по дисциплине дает возможность студентам приобрести знания и умения в области экономического моделирования. Основными задачами курса являются:
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине общепрофессиональной подготовки «Теория и методика обучения биологии»

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» позволяет студенту сформировать комплекс знаний, охватывающих теоретическую и практическую подготовку учителя биологии и развивающих способность к выполнению профессиональных задач.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Коммерция»

    Учебно-методический комплекс
    При переходе к рыночным отношениям роль статистики возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный арбитр по оценке условий и результатов ее развития.
  9. Учебно-методический комплекс По дисциплине Дипломатический церемониал и протокол

    Учебно-методический комплекс
    Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений далеко не достаточно одних международно-правовых норм. Очень важно еще и соблюдение определенных церемониальных и протокольных обычаев и правил.
  10. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика» для студентов заочной формы обучения по специализации «Бухгалтерский учет»

    Учебно-методический комплекс
    Для обучения экономистов любой специальности навыкам решения задач, стоящих перед статистикой в рыночных условиях хозяйствования, требуется качественно новый подход к повышению уровня их подготовки.

Другие похожие документы..