Учебно-методическое пособие по истории Отечества для студентов медицинских вузов очного отделения Курск 2010 г

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

Е.С. Кравцова

Л.А. Шуклина

Учебно-методическое пособие по истории Отечества для студентов медицинских вузов очного отделения

Курск 2010 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНЧЕСКОГО РЕФЕРАТА.

Студенческие рефераты занимают весьма важное место в системе изучения истории Отечества в вузах. Они помогают вырабатывать у студентов умение и желание глубоко разобраться в закономерностях развития истории, помогают привить любовь к историческому наследию. Реферат является важнейшей формой контроля за самостоятельной работой студента по изучению дисциплины. Выполняя реферат, студент более глубоко изучает соответствующие темы; учится анализировать конкретные исторические ситуации, приобретает навыки научного мышления. Подготовка рефератов закладывает умение выступать перед слушателями. Вот почему написание рефератов для студентов является обязательным.

Написание реферата требует соблюдения определенных требований к изучению материала и оформлению самой работы. К основным этапам написания реферата относятся:

  • выбор темы,

  • подбор литературы и ее изучение,

  • составление плана,

  • написание текста и оформление реферата,

  • выступление на семинарском занятии.

Выбор темы. Студент выбирает тему реферата самостоятельно из предложенного списка тем, разработанных преподавателями кафедры. При желании студент может предложить собственный вариант названия реферата, главное, чтобы тема была актуальной, содержала дискуссионную проблему истории.

Подбор литературы и ее изучение. Литературу студент подбирает также самостоятельно. Но работа над литературой будет более плодотворной, если студент ознакомился с вопросами реферата по учебнику, учебным пособиям, лекционным записям, позволяющим четко представить данную проблему в целом.

При подборе дополнительной литературы надо обратиться к соответствующим каталогам в библиотеке, указателям статей, опубликованных за каждый год в 12-х номерах журналов: «Отечественная история», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Родина». Допускается использование в качестве дополнительной литературы и газетных публикаций, особенно материалов «Медицинской газеты», «Аргументов и фактов», «Курской правды». Для изучения рекомендуются в первую очередь издания последних лет, в которых содержатся новейшие исследования по данному вопросу. В процессе работы над источниками необходимо делать соответствующие записи определений, цитат, цифрового материала, непосредственно связанных с темой реферата.

Разделы реферата выглядят следующим образом:

  • введение,

  • основная часть,

  • заключение,

  • список литературы

В начале работы необходимо указать план, состоящий из введения, нескольких пунктов основной части и заключения. Во введении студент делает обзор литературы по теме, показывает значение и актуальность рассматриваемой проблемы, ставит цель и определяет задачи контрольной работы. После введения, составляющего 2-3 стр., следует основная часть работы, которая по объему занимает около 2/3 всей работы. Заключение работы состоит в основном из общих выводов по теме, сделанных на основе изучения всего материала. Оно должно занимать 3-4 страницы.

Чем весомее список используемой литературы, тем ценнее реферат. Не допускается написание реферата на основании одного источника литературы. Следует помнить о недопустимости списывания текста из учебника. Работа должна быть самостоятельной, свидетельствующей о приобретении студентом в процессе ее подготовки самостоятельного подбора необходимого теоретического и фактического материалов, анализировать и обобщать исторические явления.

Завершенный реферат представляется преподавателю /научному руководителю/ на рецензирование. Преподаватель дает заключение о готовности работы к защите. Доклад студента /10-15 мин./ должен быть емким, четким, конкретным. Защищенные рефераты студентам не возвращаются и хранятся в архиве кафедры.

Не будут зачтены работы, заимствованные целиком из Интернета или взятые из электронных «коллекций рефератов».

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ:

  • Реферат принимается на кафедру оформленным соответствии с ГОСТом: на листах А4, поле слева (для переплета) – 30 мм; справа, сверху и снизу – 20 мм. Шрифт Times New Roman интервал полуторный, размер шрифта – 14. Объем – 20-25 стр.

  • Работа должна быть написана четко, разборчиво и аккуратно.

  • В тексте работы допускаются лишь общепринятые сокращения слов.

  • Начало каждого раздела работы выделяется.

  • В конце работы приводится список использованной литературы по схеме: автор, название, место и год издания. Например:

  1. История России с древнейших времен до 1861 г. (Под ред. Н.И. Павленко). - М., 1996.

  1. История России с начала XVIII до конца XIX в. (Отв. ред. А.Н. Сахаров). – М., 1996.

  • Следует помнить, что включать в список литературы следует только фактическииспользованную Вами литературу и официально-документальные материалы.

  • Все страницы работы должны быть пронумерованы.

  • Работа должна содержать постраничные сноски на литературу.

  • Пример выполнения сноски:

По мнению историка Н.И. Павленко, с древнейших времен Русь была свободным государством.1

О сущности татаро-монгольского ига А.Н. Сахаров пишет: «…оно было тяжелым испытанием для всего народа»2

1. История России с древнейших времен до 1861 г. (Под ред. Н.И. Павленко). - М., 1996. С. 87.

2. История России с начала XVIII до конца XIX в. (Отв. ред. А.Н. Сахаров). – М., 1996. С. 456 .





ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА:

(см. на обороте)

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по дисциплине История Отечества

Тема:

студента (ки) ________факультета ________курса_______ группы очного обучения

ФИО (в родительном падеже)

Проверил: Ф.И.О. преподавателя

20__г.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по курсу Отечественной истории

  1. Восточные славяне: происхождение, социально-экономическое развитие.

  2. Образование Древнерусского государства, его социальный и политический строй.

  3. Отношение Киевской Руси с соседними кочевыми племенами и Византией.

  4. Культура, общественная жизнь и быт Киевской Руси.

  5. Н.М. Карамзин. О первых русских князьях: политические портреты.

  6. Феодальная раздробленность Руси в 12-13 вв., его предпосылки и причины.

  7. Первые русские княжества: Ростово-Суздальская земля, Галицко-Волынская земля.

  8. Новгородская феодальная республика в 12-13 вв.

  9. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах: политические портреты.

  10. Борьба русского народа против агрессии немецких, шведских феодалов.

  11. Монголо-татарское нашествие и историческая судьба Русской земли.

  12. Н. Гумилев о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды (по книге «От Руси к России»).

  13. Роль России в мировой цивилизации.

  14. Культура Руси в 12-13 вв.

  15. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в 14-15 вв.

  16. Борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. Куликовская битва.

  17. Дмитрий Донской, Сергий Радонежский: политические портреты.

  18. Объединение русских земель вокруг Москвы.

  19. Александр Невский: исторический портрет.

  20. Иван III: исторический портрет.

  21. Культура Руси в 14-15 вв.

  22. Русская иконопись. Ф. Грек, Дионисий, Андрей Рублев.

  23. Принятие христианства на Руси. Историческая роль православной церкви в формировании и укреплении российской государственности.

  24. Русско-византийские отношения в политике, культуре.

  25. Социально-экономическое развитие России в 16 в.

  26. Иван Грозный: исторический портрет.

  27. Опричнина и ее роль в истории Российского государства.

  28. Внешняя политика Российского Государства при Иване Грозном. Ливонская война.

  29. «Смутное время» в России.

  30. Борис Годунов: исторический портрет.

  31. Самозванцы в истории России. Лжедмитрий I, Лжедмитрий II.

  32. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции в начале 17 в. Первое и второе ополчение.

  33. К. Минин и Д. Пожарский: исторические портреты.

  34. Династия Романовых в истории России.

  35. Социально-экономическое и политическое развитие России во II-ой половине 17 в.

  36. Алексей Михайлович: исторический портрет.

  37. Церковный раскол 17 в.: истоки и последствия.

  38. Патриарх Никон: исторический портрет.

  39. Степан Разин: исторический портрет.

  40. Культура России в 17 в.

  41. Стрелецкие бунты конца 17 в.: приход к власти Петра I.

  42. Петр I: исторический портрет.

  43. Петр I и проблемы «европеизации» России.

  44. Внешняя политика России в эпоху Петра I. Северная война.

  45. Культура России эпохи Петра I.

  46. Птенцы гнезда Петрова (окружение Петра I).

  47. Развитие медицины в эпоху Петра I.

  48. Эпоха дворцовых переворотов, воцарение Екатерины II.

  49. Екатерина II: исторический портрет.

  50. Е. Пугачев: исторический портрет.

  51. Русские полководцы 18 в.: Румянцев, А. Суворов, Г. Потемкин.

  52. Реформы Екатерины II и их назначение.

  53. Внешняя политика России во II-ой половине 18 в. Русско-турецкие войны.

  54. Павел I – русский Гамлет: политический портрет.

  55. Культура России эпохи Екатерины II.

  56. Развитие науки и медицины во II-ой половине 18 в.

  57. Михаил Ломоносов: политический портрет.

  58. Александр I: политический портрет.

  59. Эпоха либерализма в начале 19 в.: внутренняя политика Александра I.

  60. Отечественная война 1812 г.: основные этапы и итоги.

  61. Герои Отечественной войны 1812г.

  62. Партизанские движения русского народа в Отечественной войне 1812г.

  63. Восстание декабристов 1825 г.: причины и историческая роль.

  64. М. Кутузов: исторический портрет.

  65. Русская культура и общественно-политическая мысль первой трети 19 в.

  66. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

  67. Культура и наука России первой трети 19 в.

  68. Николай I: исторический портрет.

  69. Крымская война 1853-1856 гг.: цели и исторические последствия.

  70. Александр II: исторический портрет.

  71. Буржуазные реформы в России в 60-70 гг. 19 в., их историческое значение.

  72. Общественно-политические движения в России в 70-90 гг. 19 в.

  73. Политические партии России в начале 20 в.

  74. Русско-японская война 1904-1905 гг.: причины и итоги.

  75. Первая российская революция 1905-1907 гг.: первый опыт российского парламентаризма (I и II гос. Думы).

  76. Столыпин П.А.: исторический портрет.

  77. Николай II: последний российский император.

  78. Россия в I мировой войне 1914-1918 гг.

  79. От Февраля к Октябрю 1917: свержение самодержавия и приход к власти большевиков.

  80. Гражданская война и иностранная военная интервенция 1918-1920 гг.

  81. Белое движение и его лидеры.

  82. Лидеры советского государства 20-х годов: политические портреты (Ленин, Троцкий, Свердлов, Зиновьев, Каменев, Бухарин).

  83. НЭП: сущность, итоги, уроки.

  84. Политическая борьба в Советской России в 20-30 гг. Учреждение административно-командной системы.

  85. Тоталитаризм в истории Советского государства.

  86. Сталин: исторический портрет.

  87. Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Причины неудач Красной Армии в первый период войны.

  88. Битва под Москвой и её значение.

  89. Сталинградская битва 1942-1943 гг.

  90. Курская битва 1943 г.

  91. Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии.

  92. Роль СССР во II мировой войне. Итоги и уроки войны.

  93. Н. Хрущев: исторический портрет.

  94. Л. Брежнев: исторический портрет.

  95. М. Горбачев и время «перестройки» советского общества в 80-90 гг.

  96. Б. Ельцин и посткоммунистическая Россия 90-х гг.

  97. Вклад отечественной науки и медицины в мировую науку 20 в.

  98. Роль советской литературы и искусства в мировой культуре.

  99. Из истории монастырей и храмов Курского края.

  100. Народная культура Курского края.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

  1. Дворниченко А. Ю., Ильин Е.А, Кривошеев Ю.В., Том Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней. – СПб, 1998

  2. История России. В 2-х т. (под ред. С. В. Конова). – М., 1995, 1997

  3. История России с древнейших времен до конца XVII века. (Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев), - М., 1997

  4. История России с начала XVIII до конца XIX в. (Отв. ред. А.Н. Сахаров). – М., 1996

  5. История России. XX век. (Отв. ред. В.П. Дмитренко). – М., 1996

  6. История России с древнейших времен до 1861 г. (Под ред. Н.И. Павленко). - М., 1996

  7. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года. – М., 1998

  8. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения. В 9-ти т., Т. 1 – 5. – М., 1987 – 1989

  9. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. – М., 1993

  10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993

  11. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 1996

  12. Историки в раздумьях о судьбах России. (Под ред. проф. А.Ю. Друговской). – Курск, 1999

  13. История России (под ред. М.Н.Зуева, А.А.Чернобаева) – М., 2004.

  14. История России: учебник для технических вузов / под ред. М.Н.Зуева, А.А. Чернобаева – 2-е изд., переработанное и доп. М., 2004.

  15. История Отечества: учебник для студентов вузов / Е.М. Скворцова, А.Н. Маркова. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 845 с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

СЕМИНАР № 1

Место и роль России в истории. Методологические проблемы и основные понятия исторической науки (2 часа)

План:

  1. Типы и особенности цивилизаций. Споры о Российской цивилизации.

  2. Цивилизационный подход к изучению истории России. Сравнение цивилизаций с общественно – экономической формацией Карла Маркса.

  3. История России как объект изучения. Предмет и проблематика курса, периодизация.

  4. Методы и источники изучения истории Отечества. Русская историческая Школа и великие историки.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История (название)

    Учебно-методический комплекс
    4. Просмотреть лекционные материалы и проставить название СВОЕЙ истории «История» или «История России», или «История Отечества», или «Отечественная история»
  2. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  3. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по направлению подготовки 030300. 62 «Бакалавр психологии» n п/п

    Документ
    Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Бейниш Хаймович Ланда. – Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению «Новейшая политическая история России»

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса раздела является новейшего периода истории России, основных политических, социальных, экономических и культурных тенденций её развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

    Учебно-методический комплекс
    …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  7. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии дневного отделения

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.

Другие похожие документы..