Образовательная программа Печоры 2010г. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах

Муниципальное образовательное учреждение

«Печорская средняя общеобразовательная школа №3»

Образовательная программа

Печоры

2010г.

  1. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах

МОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа №3» является муниципальным учреждением образования города Печоры. Она располагается в микрорайоне Майский районного центра. Обособленное структурное подразделение находится в деревне Подлесье

В настоящее время в школе открыты два обособленных структурных подразделения. Всего обучается в 41 классе-комплекте 613 учеников, в том числе:

Начальная школа – 13 классов- комплектов, 203 обучающийся.

Классы КРО (7 вида)- 2 класса-комплекта,17 обучающихся.

Классы КРО (8 вида) – 3 класса-комплекта, 25 обучающихся.

Среднее звено – 19 классов-комплектов, 295 обучающихся.

10, 11 и 12 классы – 6 классов-комплектов, 115 обучающихся.

Школа работает в две смены. Открыты группы продленного дня.

С учащимися работают 52 педагога.

21 педагог – высшей категории, 20 – первой, 11– второй.

8 педагогов награждены значком «Отличник народного просвещения»,

7 – «Почетный работник общего образования».

В 2007 году в школе разработана программа развития по реализации образовательной модели «Школа социально-педагогический центр межэтнического общения» Школа осуществляет предпрофильное и профильное обучение на старшей ступени, ведется активный поиск новых форм и методических подходов в педагогической деятельности.

Школа располагается в двух типовых зданиях, проектная мощность 1206 человек.

Для осуществления УВП школа располагает 49-ю кабинетами для среднего и старшего звена, 11 кабинетами начальных классов, включая кабинет технологии, компьютерный класс, мастерские по обработке дерева и металла, спортивный и актовый зал, кабинет хореографии, комнату народного быта, кабинет истории школы, экологии, библиотеку, школьный музей «Память», методический кабинет, медицинский кабинет, стадион, тренажерный зал и зал для занятия боксом. В основном здании школы и в Митковицком обособленном структурном подразделении имеются столовые на 230 и 25 посадочных мест соответственно

Сегодня МОУ «Печорская средняя общеобразовательная школа№3» - школа, в которой реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы специальных коррекционных классов 7 и 8 вида на первой и второй ступени обучения. При школе открыта группа подготовки к школе, занятия в которой проводятся по скорректированной программе «Обучение и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой. В школе создана группа продленного дня для учащихся 1-4 классов.

В школе реализуются программы дополнительного образования художественно – эстетической, физкультурно-спортивной, духовно-нравственной, научно- исследовательской и краеведческой направленности.

Широко используются факультативы по предметам кружки, клубы, секции. Наиболее популярны у детей танцевальный кружок «Карусель», театральный кружок, волейбольная и баскетбольная секции, факультативные занятия по русскому языку, по математике. В школе действует комната народного быта, комната воинской славы, зал истории школы, музей. В школе реализуется система самоуправления в форме школьной Думы. Большое значение придается сохранению и укреплению здоровья школьников. Систематически проводится мониторинг состояния их здоровья. В школе организована систематическая работа спортивных секций, проводятся школьные и районные соревнования. Проводится систематическая работа по формированию навыков здорового образа жизни, которая включает в себя: индивидуальную работу с обучающимися; беседы и практические занятия с учащимися по оказанию первой медицинской помощи при травмах; беседы для старшеклассников по профилактике наркомании, табакокурения и ВИЧ- инфекции, беседы по профилактике ОРЗ, гриппа, инфекционных заболеваний; лекции для родителей; выпуск «Санбюллетеня» о здоровом образе жизни; беседы по предупреждению отравления ядовитыми растениями и.т.д.

В учебно-воспитательной работе с учащимися используются возможности расположенных недалеко от школы городских культурно-спортивных учреждений, таких как Дом культуры, музей истории города Печоры, школа искусств.

Особенностью Печорского района является его приграничное расположение, исторически сложившееся многообразие культурных традиций, партнерские связи с ближним зарубежьем (Эстония, Латвия). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, историко-культурный памятник – крепость в Старом Изборске оказывают также свое влияние на особенности менталитета жителей Печор.

В настоящее время в образовательном процессе используются:

  • Интерактивные доски -2

  • Компьютеры -41

  • Мультимедийные проекторы – 8

  • Видеомагнитофоны – 2

  • Магнитофоны 1

  • Телевизоры – 2

  • Принтеры – 14

  • Видеокамера -1

  • Сканеры – 2

  • Фотоаппараты -2

  • В Митковицком обособленном структурном подразделении УВП используется

  • Компьютеры – 6

  • Мультимедийный проектор – 1

  • Принтеры-2

  • Ксерокс – 1

  • Фотоаппарат – 1

  • Видеокамера – 1

  • Музыкальный центр – 1

  • Магнитофон – 1

  • Телевизор – 1

  • Видеомагнитофон - 1

  • В работе используется лицензионное программное обеспечение

Книжный фонд библиотеки- 26840 экземпляров, из них 10500- учебники, 12370- художественная литература, учебно-методическая литература – 3700 экз.

В Митковицком обособленном структурном подразделении книжный фонд составляет 1362 ед. художественной и научно – популярной литературы и 662 экземпляра учебной.

В школе осуществляется обучение по авторским программам Н.С.Маляковой «Основы православной культуры» в начальной школе (Утверждена решением Областного экспертного совета. Приказ № 313 от 14.06.05 и Приказ № 1140 от 7.11.06). Осуществляется апробация авторских учебных программ: «Основы экскурсионного дела» (Г.П.Лаксова); «Школьный музей «Память» (Г.П.Лаксова); «Наследие через века. Ручное ткачество» (О.Е.Богданова) (Утверждены районным экспертным Советом Печорского района приказ № 23 от 18.03.2003г.).

Международные проекты: участие в Чудском проекте «Знакомство со своим соседом» совместно со школами Эстонии; в датском проекте «Фреста» совместно со школами Эстонии, Латвии; разработка и реализация школьного проекта «Наводим школьные мосты» совместно со школами Эстонии, Латвии; Участие в проекте «Школьные каникулы» совместно с Ряпинаской гимназией, (Эстония). На базе школы регулярно проходят различные семинары, спортивные соревнования, смотры, встречи. Была организована международная встреча трех городов г. Рыуге (Эстония), г. Алуксне (Латвия), г. Печоры (Россия) и представителей США, авторов международного молодежного проекта «Содружество прибалтийских государств».

К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую подготовку педагогов, благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе, высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников школы.

В последние годы наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения: возросла конкурентоспособность образовательного учреждения;

более эффективным стал процесс содействия развитию личности учащихся, формированию их познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;

наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;

значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, наукоемкой;

Лицо школы имеет неповторимые и индивидуальные черты.

Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно-воспитательной работе и жизнедеятельности школьного сообщества следует отнести:

-низкий уровень сформированности, нравственной направленности личности учащихся (по результатам тестирования лишь у 42,8 % выпускников школы сформирована нравственная направленность);

-не создана эффективная система медико-социальной и психолого-педагогической поддержки устремлений учащихся к самоутверждению, самореализации, самостоятельному решению проблем своей жизнедеятельности;

- не разработана технология мониторинга за изменениями в развитии личности ребенка и формировании школьного и классных коллективов;

- слабо используется системный подход в воспитательной деятельности классных руководителей.

2. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного

процесса.

Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности. Он заключается в создании «Школы развития индивидуально-творческих способностей учащихся», т.е. такого образовательного учреждения, которое реализует следующую цель: эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных творческих качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной реализации своих возможностей. Школьное сообщество создает необходимые условия для развития самоактуализированной творческой личности ребенка и взрослого.

Школа развития индивидуальных творческих способностей учащихся – это учебное заведение, в котором наиболее значимыми ценностями являются такие, как «Самоактуализация», «Индивидуальность», «Культуросообразность», «Гуманизация педагогического процесса, «Само…», «Единство деятельности и отношений» «Субъектность», «Выбор», «Творчество», «Успех», «Доверие», «Толерантность». Эти ценности выполняют роль принципов создаваемой образовательной системы и жизнедеятельности школьного сообщества. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов – это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип культуросообразности понимается нами как возможность и необходимость максимального использования в воспитании культурой среды – г. Печоры., Псковской области, России, мира, а также субъективного опыта всех участников педагогического процесса, поскольку каждый человек – «потенциально – целостная, способная развивать себя, культура». При реализации этого потенциала меняется система оценивания: «Оценивай культурное значение поступка, а не человека, его совершившего» (П.П. Блонский).

4. Принцип гуманизации педагогического процесса проявляется в приоритете ценности человека, ориентации на возможности, потребности, способности каждого. Сущность гуманизации – в характере отношений между людьми. Гуманность как качество отношений и качество личности отражает заботу о других, доброту, милосердие, готовность создать условия, проявляющие в другом человеке лучшие черты и качества. Основной критерий гуманизации школы – удовлетворенность отношениями.

5. Принцип «Само…» подразумевает способность учащихся самому строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор, ориентироваться в многообразии, задумываться о своем предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

6. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

6. Принцип доверия и поддержки. Необходимо решительно отказаться от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

3. Теоретико-методологические основы образовательной системы

Философско-мировозренческую, методологическую основу развития Печорской средней школы №3 составляют идеи педагогической антропологии (К.Д. Ушинский, Н.А. Бердяев, В.М. Бим-Бад и др.), идеи гуманистической технологии и педагогии (К.А. Абульханова – Славская, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Высотский, О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, А. Маслоу, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К. Роджерс, Я. Корчак, А.Н. Тубельской, Р. Бернс, и другие), идеи педагогического мира, педагогики ненасилия (С. Робинзон, М.В. Кабатченко, В.А. Ситаров и др.), публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, О.С.Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, Л.М. Лузина, В.В. Сериков, Ю.И.Турчанинова, И.С. Якиманская), научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем (В.П. Беспалько, В.А.Караковский, И.А. Колесникова, Ю.А. Конаржевский, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, М.М.Поташник, Н.Л. Селиванова и др.).

К числу «ключевых» понятий создаваемой системы образования – школы развития индивидуальных творческих способностей учащегося, основанной на образовательной модели «Школа - социально-педагогический центр межэтнического взаимодействия»

  • личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

  • самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

  • Развитие личности – степень позитивного изменения человека в процессе жизнедеятельности.

  • субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

  • субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

  • индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

  • Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

  • Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.

  • Жизненная позиция – это совокупность жизненных отношений, определяющих способность к организации жизни, к решению её противоречий. Позиция является жизненным личностным образованием. Жизненной позицией можно назвать способ самоопределения личности в жизни на основе её жизненных ценностей и отвечающий основным требованиям личности (К.А. Абульханова – Славская).

  • Социальная позиция - это способ самоопределения личности в системе общественных отношений. Показатель активной социальной позиции – способность вести межкультурный диалог.

  • «Ключевое дело» школы понимается нами как дело событийного характера, проводимое ежегодно, объединяющее в процессе подготовки и проведения максимально возможное число учащихся, родителей, педагогов, выпускников школы, жителей ближайшего социума, социальных партнеров, гостей.

  • Целевая программа - комплекс методологических подходов, определенных условий системы их реализаций, отражаемая в плане действий. Целевая программа направлена на решение конкретной проблемы, актуальной для школы.

  • Отношения (в психологии) взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение бесконечно разнообразно. Можно выделить общественные отношения (на уровне занятий той или иной деятельностью групп); межличностные (на уровне взаимосвязи между людьми в группах).

  • Деятельность – активность, направленная на преобразование предметного мира и самого себя.

  • Выбор – реализация человеком возможностей избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности без внешнего принуждения.

  • Поддержка – это теория и практика деятельности профессионалов, состоящая в совместном с ребенком определении его интересов, целей возможностей и путей преодоления препятствий (О.С. Газман)

  • образовательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка;

  • личностно-ориентированный подход – методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

  1. Cодержание и организация образовательного процесса

  1. Образовательная программа мдоу №146 «росточек» на 2010 2015 гг. Муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада общеразвивающего вида №146

    Образовательная программа
    Общие сведения (краткая историческая справка, приоритетное направление, проектная мощность и реальная наполняемость, перечисление помещений и сооружений ДОУ)
  2. Публичный доклад Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (2)

    Доклад
    5.4.Условия и ресурсы эффективного осуществления образовательного процесса (материально-техническая, информационно-технологическая, учебно-лабораторная база)
  3. Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Введение

    Программа
    В соответствие с пунктом 5 статьи 14 ст. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой
  4. Рабочая программа курса «География России. Природа» основного общего образования по примерной программе основного общего образования 8 класс. Базовый уровень

    Рабочая программа курса
    Планирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного) образования и обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ по биологии (ж.
  5. Отчет о результатах самообследования в соответствии с показателями государственной аккредитации Государственного образовательного учреждения

    Содержательный отчет
    Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и её ориентация на региональные потребности. Динамика приёма по всем уровням и формам подготовки.
  6. Публичный отчет о деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Звонкие голоса»

    Публичный отчет
    « Детский сад № 28 «Звонкие голоса» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей городского округа Новокуйбышевск
  7. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  8. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №20 «Кузнечик»

    Образовательная программа
    1.8. Функции и полномочия учредителя от имени Ярославского муниципального района осуществляет управление образования Администрации Ярославского муниципального района (далее – Учредитель)
  9. Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 г. Кировска»

    Образовательная программа
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 г. Кировска» (в дальнейшем Детский сад) зарегистрирован Администрацией г. Кировска от 11 мая 1993 года, постановление №117.

Другие похожие документы..