Образовательный стандарт республики беларусь

ОСРБ 1-45 01 01-2008

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

________________________________________________________________

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-45 01 01 Многоканальные системы телекоммуникаций

КвалификацияИнженер по телекоммуникациям

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-45 01 01 Шматканальныя сiстэмы тэлекамунiкацый

Кваліфікацыя Iнжынер па тэлекамунiкацыям

HIGHER EDUCATION

FIRSTYLE="DEGREE

Speciality 1-45 01 01Multichannel Telecommunication systems

Qualification Engineer by telecommunications

Министерство образования Республики Беларусь

Минск

_____________________________________________________________________________

УДК [378.1:621.397.13](083.74)(476)

Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная единица, качество высшего образования, обеспечение качества, итоговая государственная аттестация, инженер по телекоммуникациям, телекоммуникации (электросвязь), информация, сигнал, модуляция, электромагнитное поле, измерение, помехоустойчивость, цифровая система передачи, система радиосвязи, волоконно-оптическая система передачи, канал передачи, уплотнение (мультиплексирование), электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств, коммутация в сетях телекоммуникаций, целевая функция, оптимизация, математическая модель и математическое моделирование системы.

МКС 03.180

_____________________________________________________________________________

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Муравьев В.В., профессор, д-р техн. наук, член-корр. НАН Беларуси (руководитель);

Ткаченко А.П., доцент, канд. техн. наук;

Тарченко Н.В., доцент, канд. техн. наук;

Хацкевич О.А., доцент, канд. техн. наук;

Касанин С.Н., начальник кафедры связи.

ВНЕСЕН Управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ I

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ I

ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ I

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ I

HIGHER EDUCATION I

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Основные термины и определения 1

4 Общие положения 4

5 Квалификационная характеристика специалиста 6

Обязательный компонент 13

Обязательный компонент 15

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой. 45

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов 47

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

_____________________________________________________________________________

Высшее образование. Первая ступень

Специальность - 45 01 01 Многоканальные системы телекоммуникаций

Квалификация - Инженер по телекоммуникациям

Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць - 45 01 01 Шматканальные сiстэмы тэлекамуникацый

Кваліфікацыя - Iнжынер па тэлекамунiкацыям

Higher education. First degree

Speciality - 45 01 01Multichannel Telecommunication systems

Qualification - Engineer by telecommunications

_____________________________________________________________________________

Датавведения 2008-09-01

1 Область применения

Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации.

СТБ 22.0.4-2005 Система стандартов в сфере образования. Термины и определения.

РД РБ 02100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.

3 Основные термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Вид профессиональной деятельности – задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных признаков и способов решения.

Волоконно-оптическая система передачи – комплекс технических средств для формирования, уплотнения, передачи, коммутации, приема и обработки оптических сигналов, в котором в качестве среды распространения используется оптические волокно или кабель.

Зачетная единица – мера количественного измерения учебной нагрузки студента по овладению учебным предметом, включающей аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

Измерение – установление количества эталонных единиц в измеряемой величине.

Инженер по телекоммуникациямпрофессиональная квалификация специалиста в области телекоммуникаций с высшим профессиональным образованием.

Информация – сведения или знания, которые могут быть представлены в видах, удобных для связи, хранения или обработки.

Канал передачи – комплекс технических средств и среды распространения, обеспечивающий передачу сигналов электросвязи в определенной полосе частот, или с заданной скоростью.

Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом.

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умение.

Компетенция – знания умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Коммутация в сетях телекоммуникаций – процесс образования соединительного пути для передачи информации при помощи технических средств.

Математическая модель системы (схемы, устройства, сети) – система математических отношений, описывающая процессы в системе.

Модуляция – процесс изменения одного или нескольких параметров несущей (поднесущей) по закону передаваемого сообщения (модулирующего сигнала).

Надежностьсвойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования.

Оптимизация системы (схемы, устройства, системы) – процесс поиска экстремума целевой функции системы.

Оптический сигнал- оптическое излучение, один или несколько параметров которого изменяются в соответствии с передаваемой информацией.

Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

Образовательный стандарт – нормативный документ, устанавливающий нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.

Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.

Обязательный минимум содержания образования – системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации.

Помехоустойчивость – способность системы телекоммуникаций противостоять мешающему действию помех.

Радиоволны – электромагнитные волны с частотами до 3000 ГГц, распространяющиеся в среде без искусственных направляющих линий.

Радиосвязь – электросвязь, осуществляемая посредством радиоволн.

Радиосигнал – сигнал в виде радиоизлучения или сигнал в электрической цепи на частоте радиоизлучения.

Сигнал – физическое явление, одна или несколько характеристик которого могут изменяться для представления информации.

Синхронные цифровые сигналыцифровые сигналы, у которых значащие моменты находятся в постоянном фазовом соотношении.

Система передачи– комплекс технических и программных средств, обеспечивающий формирование линейного тракта, типовых групповых трактов и каналов передачи.

Система подвижной радиосвязи – совокупность технических и, возможно, программных средств, с помощью которых происходит адресный обмен сообщениями между подвижными абонентами или между ними и абонентами телефонной сети общего пользования.

Система электросвязи – комплекс технических средств, обеспечивающий электросвязь определенного вида (например, система телефонной связи, система передачи данных, система телевизионного вещания).

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта.

Сфера профессиональной деятельности совокупность видов, в пределах которых осуществляется труд, например, наука, образование, экономика, культура, промышленность, искусство, право, политика, физкультура и спорт.

Телекоммуникация (электросвязь) – формирование, передача, прием, распределение и коммутация различных сигналов по проводным, радио, оптическим или другим электромагнитнымсистемам.

Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в порядке, установленном Министерством образования.

Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

Умение –способность использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы; способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Умение всегда связано с применением знаний на практике и в процессе учебно-производственной деятельности.

Учебный план специальности – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе образовательного стандарта по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Уплотнение (мультиплексирование) – обратимый процесс объединения сигналов от нескольких отдельных источников в один составной (групповой) сигнал для передачи в общем канале.

Целевая функция системы (схемы, устройства, системы) – функция управляемых параметров, которая в соответствии с выбранным критерием оптимальности является количественным выражением качества системы.

Цифровая сеть связисеть связи, характеризующаяся использованием только цифровых сигналов для предоставления, передачи и распределения всех поступающих сообщений.

Цифровая система передачи - система передачи с временным разделением каналов, в линейном тракте которой передаются цифровые сигналы.

Цифровой сигнал электросвязисигнал, у которого каждый из представляющих параметров описывается функцией дискретного времени и конечным множеством возможных значений.

Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств – способность радиоэлектронных средств (РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим РЭС.

Электромагнитное поле – вид материи, определяющийся во всех точках двумя векторными величинами, которые называются электрическое поле и магнитное поле, и оказывающий силовое воздействие на заряженные частицы, зависящие от их скорости и величины заряда.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..