Образовательный стандарт республики беларусь

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.1.1 Подготовка выпускника по специальности Многоканальные системы телекоммуникаций обеспечивает получение профессиональной квалификации инженер по телекоммуникациям.

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Техника и технология подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе военному профилю подготовки* и имеет обозначение 1-45 01 01.

Далее в стандарте позиции, отмеченные знаком (*) относятся к специализации 45 01 01 04 Специальные системы телекоммуникаций.

4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки

4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

– белорусский язык или русский язык (на выбор);

– математика;

– физика;

– физическая подготовка*

  • профессиональный отбор*.

4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • подготовка конкурентно способной личности в области телекоммуникаций, способной разрабатывать, осваивать и внедрять новые телекоммуникационные технологии;

  • подготовка для организационно-управленческой, эксплуатационно-ремонтной, научной и преподавательской деятельности в области применения, технического обслуживания и ремонта специальных систем телекоммуникаций, находящихся на вооружении в Вооруженных Силах Республики Беларусь (проводных, радиорелейных, тропосферных, радио, спутниковых)*;

  • формирование целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в военном деле, об основах национальной и военной безопасности государства, военной доктрины Республики Беларусь, структуре и предназначении видов Вооруженных Сил (родов войск, специальных войск)*;

  • воспитание культуры межнационального общения, умения сплачивать личный состав, укреплять дружбу между воинами различных национальностей и вероисповеданий, обеспечивать учет и уважение их национальных и конфессиональных чувств, традиций и обычаев*;

  • воспитание твердой и непреклонной воли, умения контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направлять их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время*;

  • формирование развитого чувства собственного достоинства, умения постоять за себя, защитить свое личное достоинство и уважать достоинство других;

  • формирование умения видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными*;

  • формирование современного экономического мышления, умения организовывать экономическую работу в подразделении и части, руководить войсковым хозяйством*;

  • воспитание в духе знания и точного соблюдения правил и положений, установленных законами и общевоинскими уставами*;

  • воспитание стремления к постоянному самосовершенствованию, умения планировать профессиональное и личностное саморазвитие, приобретать новые знания и использовать для этого современные образовательные технологии;

  • воспитание веры в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над противником*;

  • воспитание силы и ловкости, умений уверенно выполнять необходимый перечень физических упражнений, преодоления значительных физических нагрузок, владения культурой физического самосовершенствования;

  • воспитание честности и порядочности, незыблемой верности слову, единству слова и дела.

4.4 Формы обучения по специальности

Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

очная (дневная, вечерняя),заочная, очная*(дневная).

4.5 Сроки подготовки специалиста

Нормативный срок подготовки специалиста при дневной форме обучения составляет 5 лет, не менее 300 зачетных единиц.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной и вечерней формам обучения увеличивается соответственно на 1 год.

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности естественнонаучных, фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний:

 телекоммуникации, в том числе военного назначения (область науки и техники, включающая совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии);

  • обеспечение разнообразными телекоммуникационными услугами населения, предприятий и организаций;

  • разработка и проектирование устройств, систем и сетей телекоммуникаций;

  • монтаж, наладка и эксплуатация систем и устройств телекоммуникаций;

  • осуществление научных и опытно-конструкторских работ в области телекоммуникаций;

  • обучение и подготовка специалистов в области телекоммуникаций;

  • прохождения воинской службы в воинских частях и подразделениях в первичных должностях – командир взвода связи и им равные, начальник связи батальона (дивизиона); с последующим использованием без дополнительной подготовки – в должностях командира роты связи, начальника отделения центра связи; после дополнительной подготовки – в должностях начальника штаба, начальника центра связи, начальника полевого узла связи, командира батальона связи механизированной группы (бригады)*;

– системы управления войсками и связью*.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются:

  • сети связи и системы коммутации;

  • многоканальные телекоммуникационные системы, включая системы оптического диапазона;

  • системы и устройства радиосвязи, включая системы спутниковой и мобильной связи;

  • системы и устройства звукового и телевизионного вещания, мультимедийной техники;

  • системы и устройства передачи данных;

  • управление эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных устройств;

  • менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях;

  • воинские коллективы*;

  • вооружение*;

  • стационарные и полевые узлы связи*;

  • стационарные и подвижные средства каналообразования*.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • производственно-эксплуатационной,

  • проектно-конструкторской,

  • научно-исследовательской,

  • организационно-управленческой,

  • образовательной;

  • инновационной;

  • служебной*.

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • организация и эффективное осуществление контроля за качеством функционирования систем (в том числе и специального назначения) и сетей телекоммуникаций;

  • эффективное использование ресурсов сетей телекоммуникаций, средств вычислительной техники для организации производственных процессов при проектировании, строительстве и технической эксплуатации объектов телекоммуникаций;

  • совершенствование, модернизация и улучшение технико-экономических показателей средств связи;

  • проектирование систем и сетей телекоммуникаций и их компонентов;

  • монтаж, наладка, испытание, ремонт и техническое обслуживание оборудования систем и сетей телекоммуникаций;

  • разработка и освоение нового телекоммуникационного оборудования и новых телекоммуникационных технологий;

  • проведение мероприятий, обеспечивающих рентабельную деятельность предприятий связи на рынке телекоммуникационных услуг;

  • организация мероприятий по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды в процессе производственной деятельности предприятия;

  • организовывать и проводить идеологическую работу в подразделении*;

  • оценка технического состояния образцов техники и вооружения*;

  • обеспечение требуемого уровня исправности и боевой готовности вооружения и техники, их применения по назначению и безопасной эксплуатации*;

  • управление подразделениями связи в мирное и военное время*;

  • воинское воспитание, обучение и повышение квалификации подчиненного личного состава*.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества (морально-психологическое состояние личного состава подразделения), знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий телекоммуникационных производств;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства компьютерной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

  • обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, офицерской чести и воинского долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества*;

  • обладать твердой и непреклонной волей, уметь контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время*;

  • обладать верой в себя, в свои силы и способности, в свое призвание, в правильность выбора жизненного пути, в победу над противником*;

  • быть честным и порядочным, сохранять незыблемую верность слову, единству слова и дела*.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (2)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа,

Другие похожие документы..