Реинжиниринг Бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом

На правах рукописи
Бедрина Светлана Львовна
Реинжиниринг Бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом
Специальность 08.00.05
Экономика и управление народным хозяйством:
управление инновациями и инвестиционной деятельностью

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Владивосток – 2009

Работа выполнена на кафедре Менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Мальцева Галина Ивановна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Малышева Лариса Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент

Кондратьева Валентина Ивановна

Ведущая организация: Дальневосточный государственный университет

Защита состоится 11 февраля 2009 г. в 12-00 на заседании диссертационного совета Д 212.023.01 при Владивостокском государственном университете экономики и сервиса по адресу: 690990, Владивосток, ул. Гоголя, 41, зал Ученого совета, ауд. 1359.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по адресу: г. Владивосток, ул. Гоголя, 41

Сведения о диссертации и автореферат размещены на сайте диссертационного совета ВГУЭС по адресу: http://www.vvsu.ru/science/dis/dis.asp

Автореферат разослан 11 января 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

канд. экон. наук, доцент Ворожбит О.Ю.

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Совершенствование системы управления высшим образования в условиях развития инновационной экономики знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий является одной из важнейших социально-экономических проблем. Необходимость совершенствования системы управления высшего образования на современном этапе обусловлена постоянными и быстро меняющимися организационными и экономическими условиями деятельности вузов, жесткой конкурентной борьбой на рынке образовательных услуг, нечеткой и нестабильной позицией государства по отношению к высшей школе. Высшие учебные заведения, став полноправными субъектами рыночной экономики, самостоятельно определяют направления своего развития, цели и методы их достижения, согласуя их с целями государственной политики в области образования, обозначенных, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования в 2006-2010 гг..

Решение на государственном уровне таких стратегических задач, как: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в сфере образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования требуют системных изменений и совершенствования системы управления для решения этих задач на уровне учебного заведения.

Кроме того, в соответствии с изменениями в общественной и экономической жизни общества изменились требования к уровню и качеству образования других заинтересованных сторон. Возросшие требования общества к качеству образования сделали его основополагающей характеристикой при оценке деятельности высших учебных заведений в целом.

Изменения, происходящие во внешней среде высшего учебного заведения, требуют адекватной реакции вузов и, прежде всего, внедрения организационно-управленческих инноваций, включающих стратегическое планирование; систему сбалансированных показателей; всеобщий менеджмент качества; бюджетирование, ориентированное на результат; управление проектами; реинжиниринг бизнес-процессов и другие управленческие инновации.

В настоящее время университетский менеджмент, внедряющий управленческие инновации, испытывает ряд проблем, к основным из которых можно отнести следующие:

  • негибкость и бюрократизм существующих систем управления, обуславливающих замедленную реакцию на изменения во внешней и внутренней среде вуза;

  • несоответствие структур и методов управления решаемым задачам;

  • несогласованность целей и задач на разных уровнях управления;

  • превалирование задач оперативного управления над стратегическими;

  • неэффективность внедрения управленческих инноваций в результате их параллельного внедрения и т.д.

Решение указанных проблем в процессе внедрения инновационных методов управления предполагает интеграцию различных методов, основанных на процессном управлении и реинжиниринг бизнес-процессов, в первую очередь, управленческих. Это позволит включить структурные подразделения и персонал вуза в управление вузом, повысить их заинтересованность и ответственность за результаты, оценить вклад в достижение стратегических целей и показателей деятельности вуза.

Актуальность темы исследования в этой связи определяется необходимостью разработки научно-обоснованных подходов к внедрению инновационных методов управления и проведения в этой связи реинжиниринга управленческих бизнес-процессов вуза на различных уровнях управления.

Степень разработанности проблемы.

Среди зарубежных ученых, внесших значительный вклад в развитие стратегического университетского управления, можно выделить Д. Девиса, Д. Дилл, Б.Кларка, Г. Минцберга, Б. Спорн, М. Шаттока и др. Развитием теоретических положений стратегического менеджмента для вузов занимаются такие российские ученые, как: Б.Л. Агранович, Н.Г. Асадулина, Н.Г. Багаутдинова, А.И.Галаган, В.В.Громыко, А.О.Грудзинский, С.Д. Дятлов, Е.А.Князев, А.К.Клюев, Г.И.Лазарев, М.А.Лукашенко, Г.И.Мальцева, Ю.П. Похолков, С.Д.Резник, О.Б.Томилин и др.

В свете выбранного автором инновационного подхода для внедрения инновационных методов управления на основе реинжиниринга проанализированы работы теоретиков и практиков реинжиниринга: Б. Дали, М. Робсона, Н.Оболенски, Ф. Уллаха, М. Хаммера, Л. Ходсена, Дж. Чампи, Дж. Чилдреса, Дж. Шорта, Э. Эворда и других, а также рассматривались работы российских авторов по применению реинжиниринга в нашей стране С.В. Ильдеменова, Г.Н. Калянова, В.В. Кондратьева В.Г. Краснова, И.И. Мазур, В.Г. Медынского, Е.Г. Ойхмана, Э.В. Попова, Ю.Ф Тельнова, О.А.Уткина, А.С.Титкова, С.В.Черемных и других авторов.

С конца 1990-х гг. стали проводиться теоретические исследования проблемы использования принципов процессно-ориентированного управления и реинжиниринга применительно к вузам. Исследованиями в данной области занимаются специалисты и ученые лаборатории реинжиниринга МЭСИ, этой же проблеме посвящены работы В.А. Антропова, Е.В. Ревиной, А.В. Головизина, В.В. Марущенко и др.

Несмотря на наличие работ, описываемых структуру и особенности применения инструментария реинжиниринга в современной экономике, в экономической литературе недостаточно внимания уделено исследованию вопросов использования реинжиниринга в системе управления организации. Большинство работ посвящено проблемам проведения реинжиниринга для промышленных предприятий, вопросы же возможности применения реинжиниринга в образовании и особенности его применения освещаются крайне редко. Между тем, применение инструментария реинжиниринга для социально-экономических структур также актуально, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в разработке организационно-методических основ реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления вузом.

Для достижения цели диссертационного исследования ставились следующие основные задачи:

•исследовать современные подходы к управлению вузом и возможность интеграции инновационных методов управления, основанных на процессном управлении организацией;

•уточнить понятийный аппарат в исследуемой области знаний применительно к сфере образования;

•изучить особенности использования реинжиниринга в образовании, определить его роль в процессе внедрения новых методов управления;

•обосновать целесообразность и возможность применения реинжиниринга в процессе совершенствования управленческой деятельности российских вузов;

•определить условия и принципы проведения реинжиниринга для обеспечения совершенствования системы управления вузом;

•исследовать подходы к оценке результативности бизнес-процессов и эффективности реинжиниринга бизнес-процессов и обосновать необходимость введения в информационно-аналитическую интегрированную систему управления подсистемы мониторинга результативности и эффективности бизнес-процессов;

•разработать и апробировать методику проведения реинжиниринга в системе управления вузом при внедрении инновационных методов управления на примере кафедры как отдельной бизнес-единицы.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений в системе управления вузом в условиях внедрения инновационных методов управления.

Объектом исследования является система управления высшим учебным заведением.

Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные процессам управления бизнесом и социально-экономическими системами, процессному управлению и менеджменту процессов в социально-экономических системах, стратегическому управлению на основе системы сбалансированных показателей и научные работы по проблемам проведения реинжиниринга процессов организации, а также законодательные акты и нормативные документы РФ.

Методологической основой исследования является применение системного подхода в рамках диалектико-материалистического метода, структурно-функционального анализа и графического моделирования.

Научная новизна исследования заключается в разработке научно-методических основ проведения реинжиниринга бизнес-процессов вуза в условиях внедрения инновационных методов управления, способствующих совершенствованию системы управления вузом, ориентированной на достижение результатов на всех уровнях управления.

К основным положениям, обладающим научной новизной, относятся следующие:

  1. Обоснована интеграция основных инновационных методов управления вузом (система сбалансированных показателей (ССП), система менеджмента качества (СМК), реинжиниринг) на основе общих признаков с учетом специфических особенностей каждого метода.

  2. Впервые предложен новый экономический смысл понятия «реинжиниринг», который, наряду с традиционным смыслом, предполагает использование реинжиниринга как обеспечивающей подсистемы при внедрении инновационных методов управления. Обосновано применение реинжиниринга для образовательных учреждений и определены его особенности.

  3. Предложена структурно-логическая модель реинжиниринга бизнес-процессов, в которой определены факторы и систематизированы принципы реинжиниринга в системе управления вузом, а также уточнено содержание этапов и предложен алгоритм их проведения.

  4. Предложена адаптированная методика оценки результативности бизнес-процессов и эффективности реинжиниринга и обоснована необходимость ее внедрения в информационно-аналитическую интегрированную систему управления вузом.

Практическая значимость работысостоит в том, что в работе обоснована необходимость использования реинжиниринга при введении инновационных методов управления в вузе, а основные методические положения и выводы, сформулированные в работе в виде конкретных рекомендаций, могут быть использованы в вузах при внедрении управленческих инноваций.

Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с управлением деятельностью вуза. Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения ее положений и выводов при внедрении управленческих инноваций в вузе

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались на второй международной научно-практической конференции «Высокие интеллектуальные технологии развития профессионального образования и науки» (Владивосток, 2000), на региональной межвузовской научно-практической конференции «Новые информационные технологии и совершенствование учебных планов профессионального образования» (Владивосток, 2000), на V Межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития Азиатско-Тихоокеанского региона» (Находка, 2004), на 9-й и 11-й Российской научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями (Москва, 2006,2008), на объединенной научно-практической конференции «Инновационные библиотечные технологии для образования, науки и культуры» (Владивосток, 2006), на межрегиональной научно-методической конференции «Управление качеством образования и интеграции вузов в международное общеобразовательное пространство» (Хабаровск, 2006), на обучающем семинаре «Проектирование структур и основных процессов современного вуза» (Владивосток,, 2006).

Дипломные работы «Использование CASE-технологий при автоматизации работы кафедры ВУЗа», «Использование DFD – технологий при проектировании информационных систем на примере кафедры ВУЗа.» выполненные в рамках данного исследования под руководством соискателя, удостоены дипломами Министерства образования России на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ.

По материалам исследований опубликованы 10 научных работ общим объемом 5,81 п.л.

Результаты диссертационного исследования использованы при внедрении инновационных методов управления на кафедрах Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, а также при проведении лекционных и практических занятий по различным дисциплинам.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертационное исследование изложено на 224 страницах текста (включая приложения), состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 245 наименований, в том числе на английском языке – 27, шести приложений. Работа иллюстрирована 7 таблицами и 28 рисунками.

  1. Методология реинжиниринга бизнес-процессов промышленных организаций

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре менеджмента государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт».
  2. Методические указания по изучению дисциплины «Реинжиниринг бизнес-процессов» (Специальность 080801-«Прикладная информатика в экономике»)

    Методические указания
    Целью курса «Реинжиниринг бизнес-процессов» (РБП) является изучение студентами проблематики использования технологии бизнес-реинжиниринга в реорганизации деятельности предприятий на основе современных информационных технологий, теоретических
  3. Учебная программа дисциплины Реинжиниринг бизнес-процессов Специальности

    Программа дисциплины
    Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких, как стоимость, качество,
  4. Рабочая программа курса «Реинжиниринг бизнес-процессов» Пояснительная записка Учебно-тематический план (очное и заочное отделение)

    Рабочая программа курса
    Дисциплина «Реинжиниринг бизнес-процессов» для студентов специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации» входит в состав экономических дисциплин учебного плана и изучается на втором, третьем, четвертом и пятом курсах в зависимости
  5. Программа промежуточной аттестации дисциплины реинжиниринг бизнес-процессов специальности

    Программа
    Целью проведения промежуточной аттестации студентов является выявление проверки умения студентов устанавливать взаимосвязь между основным и дополнительным материалом по изучаемой дисциплине.
  6. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

    Документ
    «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы,
  7. Лекция Системы хранения информации 18 Вопрос Эволюция методов хранения данных 18

    Лекция
    Одна из проблем XXI в. — увеличение количества и объемов инфор­мационных потоков. Эффективное решение этой проблемы в интен­сивном применении достижений науки, техники и технологий.
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080500. 62 Бизнес-Информатика

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» и профилю подготовки «Управление контентом».
  9. Приоритетный национальный проект “ Образование ”. Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

    Документ
    1.5. Наличие в вузе программ и организационных структур, обеспечивающих функционирование системы управления качеством, развития персонала, подготовки специалистов по новым программам (бакалавриат и магистратура), международного сотрудничества,

Другие похожие документы..