Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и психологии

Одобрено УМС факультета управления

Протокол №___________

«______»________________2006___ г.

Председатель___________________________

Титов В.А.

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методический комплекс

Для всех специальностей

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление РГТЭУ Протокол №____________

«____»__________________200___ г. «____»___________200___ г.

______________________________ Зав. кафедрой___________

Москва 2008

Автор-составитель:

Титов В.А., доктор философских наук,

профессор

Учебно-методический комплекс по Философии

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических наук.

……………………………………………………………………………………………….

Согласования со смежными кафедрами:

Зав. кафедрой социологии

доктор политических наук,

профессор В.П. Тоцкий

Зав. кафедрой российской и мировой истории

доктор философских наук,

профессор Л. Н. Доброхотов

Зав. библиотекой З.Н. Уханова

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………….

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

    1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса « Философии»………………...

  1. Объем дисциплины …………………………………………………………..

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………….

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………………

  2. Содержание курса ……………………………………………………………

    1. Общие методические указания к изучению дисциплины……………..

    2. Методические указания к изучению отдельных тем………………….

  1. Темы практических и семинарских занятий. ………………………………

  2. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………..

  3. Темы рефератов ………………………………………………………………

  4. Темы контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех специальностей……………

  5. Вопросы для подготовки к экзамену………..…………………………….…

  6. Учебно-методическое обеспечение …………………………………………

    1. Литература ………………………………………………………………..

10.1.1.Основная…………….…………………………….…………………

10.1.2.Дополнительная……………………………………………………..

    1. Методическое обеспечение дисциплины ………………………………

    2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины ……………………………………………………………………...…

3

4

5

5

5

7

6

8

8

14

46

71

79

81

87

89

89

89

89

91

91

1. Цели и задачи дисциплины

Студенты должны овладеть знаниями в области философии и выработать навыки интеллектуальной деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности, исходя из накопленного исторического опыта человечества, выработанных методологических принципов и обращенности к безусловной ценности человеческой личности.

Задачи дисциплины заключаются в том, чтобы дать студентам всесторонние знания о генезисе философии, отношении ее к религии и мифологии, о развитии ее предмета, функций, категориального аппарата, о соотношении научной, религиозной и мифологической картин мира; об историческом развитии философии, основных этапах, специфике философских учений. Показать своеобразие философии, ее место в историческом развитии духовной культуры. Дать понимание взаимоотношения материального и духовного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, обществу и другим людям и специфики глобальных проблем современности.

Развить у студентов самостоятельность мышления при решении проблем формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, нравственных и правовых норм общежития. Сформировать навыки методологических подходов при столкновении с многообразием представлений о формах человеческого знания, соотношении знания и заблуждений, знания и веры, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеческой деятельности.

Способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли науки в развитии цивилизации, взаимодействия науки и техники и связанные с ними социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности и ее исторических типов, умению использовать знание структуры, форм и методов научного познания. Привить студентам навыки использования философских принципов и категориального аппарата в анализе научных и социально-политических проблем современности.

Дисциплина «Философия» закладывает мировоззренческие и методологические основы культуры мышления студента. Исходя из этих соображений, она должна открывать цикл социальных и управленческих дисциплин. Вместе с тем философия предполагает умение студента осуществлять рефлексию, вырабатывать обобщенную куртину мира, что предполагает определенные навыки интеллектуальной деятельности и знакомство с содержательными аспектами научных теорий. Поэтому изучению философии должны предшествовать такие дисциплины как «Логика», «История», «Современные концепции естествознания».

Рекомендуется изучение курса «Философии» на 2 или 3 курсах при очной форме обучения

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать историю становления философии, так как смысл и значение философских проблем раскрывается полностью в генезисе их историко-философского развития; уметь вычленять логику становления философских идей и их влияние на социально-духовные процессы в обществе; понимать смысл философии как квинтэссенции духовной жизни мыслящего человечества; знать категориальный аппарат философии, понимать смысл мировоззренческой и методологической функции философии; знать основные философские проблемы бытия, познания, развития, социальной структуры и динамики общества; ориентироваться в вопросах развития человеческой личности, ее основных ценностей и путях реализации человеческого предназначения.

Студент должен владеть навыками культуры философского мышления, целенаправленно использовать богатый арсенал философских методов и процедур научно-теоретической деятельности; уметь производить конкретно-исторических анализ социальных процессов; решать свои непосредственные профессиональные задачи с учетом самоценности человеческой личности; видеть перспективу развития человечества и пути разрешения конфликтных ситуаций.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса « Философии».

При изучении курса преподаватели широко используют инновационные технологии. Среди них пользуются большой популярностью такие формы, как выделение оппонентов выступающимстудентам– метод учебной работы, вырабатывающий у оппонентов способность критической оценки выступления студента, а у выступающего навыки четкого формулирования ответов на критические замечания. Данный метод способствует выработке у студентов полемических навыков. Эта форма работы будет использоваться при назначении выступающих на семинарских занятиях с докладами ( планируется эта форма занятий в тех случаях, когда преподаватель поручает студенту выступит с докладом по сложной теме семинарского занятия); проведение «круглых столов» по философским проблемам, наиболее созвучным нашему времени. Это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных философских вопросов. Для проведения « круглых столов» рекомендуются темы № 6, 9-11; вхождения в дух эпохи – метод культурологического моделирования той эпохи, в которую творил обсуждаемый философ или философское направление. Этот метод рекомендуется использовать при изучении темы « Исторические типы философии и философствования»; дискуссии –форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свою оценку философских направлений с точки зрения отнесения их к софийному, эпистемному или технемическому образу философии. Эта форма работы наиболее эффективна при изучении темы « Исторические типы философии и философствования»; создание кроссвордов, способствующих лучшему освоению философского глоссария; подчеркивание гуманистической направленности философской мысли. Некоторые преподаватели используют « деловые игры» - метод имитации, когда студенты делятся на две подгруппы с исходными заданиями по отстаиванию своей философской или мировоззренческой позиции ( материалисты и идеалисты, объективные и субъективные идеалисты, агностики и их оппоненты, диалектики и « метафизики», либералы и государственники и т. п.) Эта форма работы рекомендуется при изучении тем № 1, 2. 5, 7, 9.. В качестве средства замера знаний студентов часто используется, тестирование - контроль знаний с помощью тестов, набор которых имеется по всем темам. Эта форма контроля рекомендуется по всем темам курса.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

для всех специальностей с учетом разных форм обучения

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Очная, сокр.

Очно-заочная, сокр.

Заочная, сокр.

№№ семестров

3-6

3-6

3-6

1-2

1-2

3-4

Аудиторные занятия:

72-51

36-17

14-12

34-17

26-17

8-6

лекции

36-32

18-9

10-8

18-10

14-10

6-4

практические и семинарские занятия

32-17

18-8

6-2

16-7

12-7

2

тематические дискуссии и деловые игры

18-6

8-4

2

8-2

6-3

Самостоятельная работа

85-56

123-93

126-106

106-123

114-103

132-114

Всего часов на дисциплину

140-120

140-127

140-120

140-120

140-120

140-120

Текущий контроль

(количество, №№ семестров)

2 контр.работы.

1 контр. раб.

.

1 контр. раб.

2 конрт. Раб.

1 контр. раб

1 контр. Раб.

Виды итогового контроля

(экзамен)

- №№ семестров

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

Экзамен

3.2. Распределениечасов по темам и видам учебной работы

  1. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны освоить информацию учебной дисциплины - этика и этикет деловых отношений, овладеть ее знаниями и рекомендуемыми нормами и технологиями делового общения, на этой основе выработать навыки практической деятельности, которые
  2. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Согласовано: Рекомендовано кафедрой (2)

    Учебно-методический комплекс
    Студенты должны овладеть знаниями в области этики деловых отношений и выработать навыки практической деятельности, которые позволят им всесторонне подходить к анализу и разрешению проблем будущей профессиональной деятельности.
  3. Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по философии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей
  4. Учебно-методический комплекс для всех специальностей Форма обучения очно-заочная

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к экзамену и зачету, тематику контрольных работ и список рекомендуемой литературы, вопросы для усвоения
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  6. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 060101- лечебное дело Нальчик 2009

    Учебно-методический комплекс
    Фтизиопульмонология: Учебно-методический комплекс (для студентов специальности 060101 - Лечебное дело).-Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, кафедра общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальност и 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Новосибирск

    Учебно-методический комплекс
    Специфика раздела № 2 настоящего комплекса проявляется в изучении требований к уровню освоения дисциплины и формы итогового и текущего контроля по различным категориям обучающихся.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения (4)

    Учебно-методический комплекс
    Гражданское процессуальное право [текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права, 2007.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения Тюмень (1)

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан в соответствии с учебным планом и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Другие похожие документы..