Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060103 Педиатрия

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ

Рекомендуется для направлений подготовки специальности:

060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника: «специалист»

1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека

Задачи:

  • формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;

  • - освоение студентами представлений о закономерностях взаимодействия организма человека с миром микробов, включая современные представления об иммунном ответе на инфекционные и неинфекционные агенты (антигены);

  • изучение принципов и приёмов интерпретации полученных результатов при проведениимикробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических исследований биологических жидкостей, вирус-содержащих материалов и чистых культур микробов;

  • обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней;

  • изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных);

  • формирование у студентов навыков работы с научной литературой;

  • ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности;

  • формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств.

2.Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных, дисциплин в том числе дисциплинами: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология;

Дисциплина является базовой для: инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия; поликлиническая и неотложная педиатрия; общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургии, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия, травматологии и ортопедии, стоматологии, онкологии, лучевой терапии; офтальмология.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками (ПК-7);

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю микробиологии, вирусологии, основные этапы формирования данных наук;

  • правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях, с реактивами и приборами, лабораторными животными;

  • классификацию, морфологию и физиологию микробов и вирусов, их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения;

  • особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;

  • особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;

  • роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;

  • методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов, принципы их получения и применения.

  • классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье детей и подростков, методы микробиологической диагностики;

    Уметь:

  • пользоваться биологическим оборудованием; соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;

  • интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики – микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических;

  • обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного взрослого и подростка;

  • обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;

  • обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и иммунологической диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;

  • использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов;

  • анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;

  • соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.

    Владеть:

  • основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;

  • методикой интерпретации результатов микробиологического и иммунологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;

  • основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;

  • методами подбора противомикробных и иммунобиологических препаратов для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;

  • основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

168

В том числе:

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа

84

В том числе:

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

Самостоятельная подготовка доклада/презентации

Вид промежуточной аттестации

Экзамен

Экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

252 час

7

  1. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется для направления подготовки специальности: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  2. Примерная программа наименование дисциплины биохимия рекомендуется для направления подготовки специальности 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – сформировать знания об основных закономерностях протекания метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека на молекулярном, клеточном и органном уровне целостного организма и умение применять полученные
  3. Примерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    ~ методологии освоения знаний по фармакологии с использованием научной, справочной литературы, официальных статистических обзоров, ресурсов Интернет и принципов доказательности;
  4. Примерная программа наименование дисциплины психология и педагогика рекомендуется для направлений подготовки специальностей: 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – освоение студентами основ психологии и педагогики для формирования у них адекватного представления о человеке как о высшей ценности и на этой основе развитие ценностного отношения к пациенту, его родственникам, своим коллегам,
  5. Примерная программа наименование дисциплины физика, математика

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов-медиков системных знаний о физических свойствах материи и физических процессах, протекающих в биологических объектах, в том числе в человеческом организме, а также освоение фундаментальных основ математики
  6. Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется для направлений подготовки специальностей

    Примерная программа
    изучение студентами многоуровневой организации биологических систем, закономерностей эволюции органического мира, функционирования биологических систем;
  7. Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, в том числе органов полости рта, обеспечивающих базис для изучения клинических
  8. Примерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия

    Примерная программа
    Цель – формирование у студентов системных знаний и умений выполнять расчеты параметров физико-химических процессов, при рассмотрении их физико-химической сущности и механизмов взаимодействия веществ, происходящих в организме человека
  9. Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

    Примерная программа
    Цель освоения учебной дисциплины (модуля) биология состоит в формировании системных фундаментальных знаний, умений и навыков по общим биологическим закономерностям, представляющих наибольший интерес для практического здравоохранения,

Другие похожие документы..