Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

Науч. рук.: Л.А.Бекрешева

ХХI столетие вступило в свои права и принесло с собой антропоцентрические тенденции в науке, технике, культуре и всей человеческой жизни. И это звучит очень обнадеживающе для всех талантливых и творческих людей, но все таки сегодня дальше разговоров о гуманизации жизни процесс не пошел. Понятно, что необходимо время на осуществление любой революции, тем более, революции в умах поколения, выросшего в условиях достижений технократической цивилизации.

Техника дала нам множество вещей, призванных улучшить нашу жизнь: автомобили, компьютеры, калькуляторы, мобильные телефоны, наушники и т.д. Люди стали более мобильны, нагружены информацией и самосконцентрированы. Они движутся по улицам городов, разговаривая по своим мобильным телефонам, слушая попсу на СD и не видя, и не слыша ничего и никого вокруг. Тем не менее, техника создает только иллюзию общения, делая нас одинокими, и это особенно чувствуют люди талантливые, которым так хочется познания и признания, хочется быть услышанными и понятыми.

Почему никто не стремится понять другого? И уж тем более, человека, который хотел бы поразмышлять о смысле жизни, о современном искусстве, о наших чувствах. Каковы они, интересы сегодняшней молодежи? К сожалению, я замечаю, отнюдь не радующие черты молодежной субкультуры. Зачем кому-то читать рассказ о каких-то там переживаниях, если можно читать сенсации, кто с кем сходится и кто с кем расходится. Я – представитель молодежной аудитории вполне согласна с мнением представителя более старшего поколения, известного ученого Бестужева-Лады: «Не делайте из классиков «идола». Литература русская по традиции создавалась людьми, воспитанными на классике. И я тоже её продукт… Но уж дети мои мало читают классику. Внуки – тем более. Уверен: правнуки вовсе не будут. Для них Пушкин станет тем же самым, что для меня Овидий. Чужим, малопонятным и неинтересным. XIX век, помещики, крепостные – кому до этого дело! Как до Древнего Рима. Дети сегодня устремились совсем в другую сторону [1]».

И как оно там, в этой «другой стороне»? Плохо! Очень плохо! Как будущий журналист, я не хочу писать «желтую» прозу, пополняя ряды серых, безликих журналистов, удовлетворяя стандартные и очень ограниченные интересы современников. Меня сдавливает ограниченность выбора. Это – можно, это – нельзя. А я хочу. Хочу жить и творить без стандартов и шаблонов. И дело здесь не в стремлении к анархии, неподчинении социальным нормам поведения. Дело в нестандартности души.

Нe почему все хотят работать со стандартом, готовым писать «джинсу»? Почему? Что делать не таким как все? Мне не нужна купленная слава. Я просто хочу, чтобы меня кто-то слышал и слушал, но молодежная субкультура удовлетворена суррогатом информации: дешевыми сенсациями, рекламными и заказными текстами, заполонившими бумажные издания и эфир. Во мне крепнет ощущение того, что твое творчество никому не нужно. Что ты одинок среди людей.

Я устала складывать в папочку свои стихи и рассказы. Я хочу что бы их читали. Ведь самое большое счастье, когда тебе говорят: « А у меня такая же проблема, спасибо, что помогла». Вот оно счастье!

А что у меня есть? Я стою на месте. Мне некуда идти. Нет поля для реализации. Я «отслаиваюсь» от этого мира. Я чувствую, что я больше того мира, в котором я живу. Это как ребенка, который за год вырос, одеть в прошлогодние вещи. Они вроде бы его, но уже ему не нужны. Так и мир, в котором я живу. Он мой, но мал для меня. В этом маленьком, ограниченном мире мои идеи никому не нужны. Все, что ты делаешь никому не нужно. Если это никому не нужно, зачем это мне?

Я больше не хочу писать… Но куда девать эти сюжеты и картинки, которые сами приходят в голову? Куда? Что со всем этим делать? Тысячи интересных событий, которые фиксирует мое внимание, на которые эхом отзывается моя душа, но которых не замечают спешащие, жующие фаст фуд, поглощенные разговорами по мобильному о пустяковых новостях мои сверстники… Как мне найти слова, которые бы достучались до сознания этой толпы красивых и равнодушных людей, чтобы вызвать в них сочувствие, сопереживание, радость, гордость или хотя бы какую-нибудь реакцию на события нашей жизни? Неужели равнодушие – это плата за достижения технической революции?

И все-таки я верю, что когда-то я расширю рамки, которые стискивают мой маленький мир, и каждый, кому тесно, сделает так же. Люди научатся быть людьми. И дышать будет легче, и будет культурное пространство, в котором можно будет реализовываться неравнодушным и талантливым. Но только когда же настанет это время? Когда?

Использованные источники

1. Дворяшина Н.А. Родная речь – Отечеству основа // Материалы Всероссийского форума молодых ученых-филологов «Родная речь – Отечеству основа». – М., 2006.

КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Лишанкова Е.А., Катаев В.А.

Московский государственный педагогический университет, г.Москва, Россия

e-mail: helen754@

Начало XXI в. во всем мире отмечено бурным развитием индустрии роботов-игрушек. Основной вектор развития современной мировой цивилизации находится в области информационной сферы. Для одних стран мирового сообщества процесс формирования информационной сферы в эти годы стал реальностью, для других – ориентиром развития. Этот процесс основывается на общих для всех стран инновационных технологиях.

Современные инновационные технологии являются подлинной движущей силой мирового экономического и технологического развития, приумножают имеющиеся знания и духовные ценности, расширяют сферу использования достижений науки, техники и дизайна.

Игрушки с искусственным интеллектом принадлежат также к высоким достижениям науки и техники, с появлением которых связаны изменения во многих областях человеческой деятельности. Они затрагивают вопросы развития и функционирования социальных, экономических и политических структур общества, формирования новых механизмов культурного развития человечества.

Области применения интеллектуальных игрушек чрезвычайно разнообразны: медицина, искусство, развлечения, быт, игровая деятельность, военная отрасль.

Современные инновационные технологии стимулируют возникновение новых видов искусства и значительно изменяют классическую парадигму творчества.

Выявление закономерностей развития данных игрушек, их применение представляет собой актуальную проблему науки и техники.

Постмодернизм как объективное явление общественного развития вызвал фундаментальные изменения в общественном сознании, мировоззрении, культуре, искусстве, политике, образе жизни, предметной среде, игрушке.

Под воздействием исторических, культурных, экономических, политических процессов, технологический «прорыв» образовал такие новые виды современных игр и игрушек, как компьютерные, роботы, он интерпретировал продукты духовной и материальной культуры, зафиксированные в традиции, философии, искусстве, знаковых системах в результате чего образовалось культурное «гиперпространство», погрузившее человека в многоканальный мир диалога.

В связи с этим возникает необходимость осмысления сущности игрушки в ее культурно-ценностном значении, выявления условий и закономерностей ее внутренних трансформаций, порождаемых современным культурным контекстом.

Игрушка во все времена была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические.

Игрушка моделировалась усилиями многих поколений, пока не получила форму соответствующую культурному осознанию, обычаям, нравам и традициям.

Игрушка стала поводом для философских, искусствоведческих, культурологических размышлений.

Сегодня наблюдается необыкновенный интерес к игрушке. С возникновением интерактивных игрушек возникла новая игровая среда.

Интерактивность - это способность активно откликаться на внешние воздействия и самостоятельно инициировать их.

Современные интерактивные игрушки условно можно разделить на: роботов-андроидов, роботов-животных, летающих роботов, медиа-роботов.

Достижения и перспективы развития современных технологий с особой остротой выдвигают задачи кардинального переустройства общественных отношений. В наши дни на основе взаимопроникновения различных систем производства, переработки, передачи, распределения информации формируются условия для качественно нового этапа в развитии искусственного интеллекта.

Культурно-ценностные функции игрушки имеют определяющее значение в жизни конкретного общества и отдельного индивида, особенно в период ломки традиционных ценностей, не только в опредмечивании материальных потребностей, но и в «очеловечении» духовных ценностей.

Динамичный процесс постиндустриального развития общества и соответствующий ему постмодернистский тип культуры являются той культурно-исторической средой, которая питает развитие современного дизайна игрушек его художественно-стилевые и технологические концепты.

Игрушки иллюстрируют феномен технической цивилизации и потребительского общества, глобализацию СМИ, прессинг рекламы, прогресс политехнологий и кинематографа, шоу-бизнес, сексуальную революцию, милитаризацию, феминизм и другие эпифеномены современной культуры ничуть не в меньшей степени, нежели небоскребы, спутниковые антенны, «мобильники», сверхзвуковые авиалайнеры, Интернет и стационарные космические станции. Более того, из части детской игры игрушки превращаются в часть взрослой жизни, постепенно отвоевывают себе пространство личных и интимных человеческих отношений[1].

В игрушке 2000 – 2009 - х г.г. наиболее ощутимыми являются тенденции технологичности и инноваций.

Элементы искусственного интеллекта становятся доминирующими в индустрии игрушек. Уходят в прошлое некие стереотипы и стандарты, ординарные схемы, принятые в прошлые годы. Целью при проектировании игрушек становится достижение уникальности, интерактивности. Важной чертой этих игрушек является поразительная функциональность и высокое профессиональное качество игровых программ и их исполнение, которые превосходят все, когда – либо, созданные игровые объекты. О современных игрушках с искусственным интеллектом можно с уверенностью говорить, что этот вид современного дизайна переживает сейчас настоящий «бум». Развитие технологий позволило по новому осмыслить цели и задачи проектирования игрушек, значительно, если не сказать безгранично, расширить ее границы, многообразие форм, подходов и самоценных «образов».

Причем все органически смешивается: поразительная современность, технологичность и функциональность, высокий уровень комфорта, свойственные нашим дням и мощное главенствующее образное звучание.

Современные западные игрушки с элементами искусственного интеллекта (бесспорно в своих высших достижениях) стали поразительным концептуально программными изделиями индустрии.

Одним из излюбленных приемов современных игрушек становится игра с встроенными механизмами. Во всем этом присутствует игра, иллюзия, фантастическая ирреальность.

Образ и достижение этого сложного, многослойного конгломерата из ярко акцентированной художественной композиции и современной функциональной комфортабельности, пожалуй, самые характерные черты современной игрушки.

В этом сказывается потребность современного человека ощутить себя в «игровой», уникальной ситуации и среде, которая в большей степени является выражением индивидуальности, психологического состояния, сферы интересов, неповторимости его творческого начала, которое воплощается в среде своего обетования и некоторой неординарности самого образа жизни, диктуемого и формируемого игровой средой.

Глубочайшая индивидуализация во всех направлениях жизни, творчества, социума и культуры, пожалуй, самая характерная черта этих лет. И бесспорно она самым прямым образом была воспринята при проектировании игрушек, где неповторимость и уникальность ставятся во главу угла и являются основополагающими чертами ее сущности.

Прежде всего, попытаемся различить разнообразные подходы в зарубежной и отечественной практике. Эти тенденции различны, как по своим установочным ориентирам, целям и задачам, тяготению к художественным различным жанрам (дизайну, арт-дизайну и .т.д.) так и по ориентации на различные социокультурные «заказы», т.е. на разную социокультурную ситуацию.

В зарубежных странах развитие игровой культуры пошло по пути совершенствования функционального и эстетического уровня дизайна интеллектуальных игрушек, доведя до виртуозных высот «технологию», превращая ее в некий такой же « блестящий» и « сияющий», рациональный по форме и функции объект, как автомобиль, как новую архитектуру. Такой путь развития игрушки имеет объективные предпосылки, технические и экономические возможности, а главное определенные задачи и цели.

В целом можно говорить, что путь развития зарубежных игрушек в большей мере обращен на эстетику и функциональное качество, где под качеством понимается высокое обеспечение всего комплекса научных, эстетических, технических, утилитарных и других функциональных свойств. Это с одной стороны было обусловлено высоким уровнем индустриальных технологий (в основном развитых западноевропейских стран), а с другой стороны повлекло за собой развитие « игровой» индустрии, специальных современных «игровых» технологий, включающих разработки, основанные на новейших достижениях науки (эргономики, физики, химии и.т.д.) [1]

В качестве примера можно привести разработку зарубежных специалистов. Беспроводная система наблюдения «РАДИОНЯНЯ ВМ- 141».Позволяет на расстоянии услышать звуки, издаваемые ребенком. Автоматическое включение звука и световой сигнал для лучшего определения голоса ребенка в разных условиях.

Не менее интересная разработка интерактивный попугай, который записывает слова хозяина и воспроизводит их. Под музыку переступает с лапки на лапку и машет крыльями. В клюве может держать различные предметы.

Новая разработка последних лет в области летающих радиоуправляемых игрушек от «WowWee – FLYTECH BLADESTAR» . Данные игрушки предназначены для помещений. Принцип полета игрушки заимствован у вертолета.

В силу специфики политического, экономического и социально-культурного развития в нашей стране за последние годы сложилась весьма отличная от общеевропейского русла ситуация в формировании и совершенствовании игрового творчества.

В отечественной игровой культуре, лишенной развитой промышленной базы, «игровой» индустрии и в принципе современной «игровой» технологии развитие шло иным путем. Это обусловлено и другой в отличие от Запада социокультурной ситуацией.

В последние годы в России современные технологии привнесли множество новшеств в область разработки и производства игрушек для детей. Использование электроники позволяет создавать игрушки обладающие способностью к интерактивному взаимодействию с ребенком. В большинстве случаев сценарии такого взаимодействия заранее определены изготовителями и не могут быть изменены в процессе ее использования.

В настоящее время ведущими отечественными учеными и дизайнерами ведутся активные разработки и продвижение на мировой рынок роботизированных детских игрушек, чей алгоритм поведения является динамическим и включает в себя высокую степень интерактивности.

  1. Алматы — астана — баку — гродно — киев — кишенев — коламбия люденшайд — минск — невинномысск — ташкент — харьков — элиста 2010

    Документ
    Во втором томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, России, Польши, Узбекистана, Украины, посвященных проблемам филологии и юриспруденции.

Другие похожие документы..