Отчет по проведению исследования «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе»

Отчет по проведению исследования «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе» (оценка образовательных достижений по русскому языку, математике, сформированности общеучебных умений) - Приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 01.10.2008 №2456

СОДЕРЖАНИЕ

. Стр

1.Описание процедуры проведения апробации . . . .

2

2.Описание ресурсов, использованных при проведении апробации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15

3.Описание проблем, возникших в ходе проведения апробации и путей их решения . . . . .. . . . . . .

17

4.Результаты и интерпретация анкетирования учителей и родителей

18

5.Результаты и интерпретация результатов выполнения учащимися заданий инструментария

20

6.Предложения по доработке диагностического инструментария и технологии проведения диагностических процедур

30

.

1. Описание процедуры проведения апробации на территории Тамбовской области

Подготовительный этап

В соответствии с постановлением администрации области от 30.05.2008 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Тамбовской области», приказом управления образования и науки Тамбовской области от 01.10.2008 №2456 «Об организации и проведении диагностических процедур «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе» и в целях получения информации об уровне готовности пятиклассников к обучению в основной школе и прогнозирования особенностей адаптации пятиклассников в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в период с 14.10.2008г. по 21.10.2008г. были проведены диагностические исследования «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе» (далее – диагностические процедуры).:14.10.2008 - по русскому языку; 16.10.2008 - по общеучебным умениям; 21.10.2008 - по математике.

В исследовании принимали участие обучающиеся 5 классов общеобразовательных учреждений области, за исключением обучающихся и воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I – VIII видов, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, общеобразовательных школ-интернатов, обучающихся по очной форме, 30 муниципальных образований области. В исследовании приняли участие 353 образовательных учреждения, 704 класса, 704 учителя, 8730 родителей и 8753 первоклассника.

Апробация диагностики изучения готовности первоклассников к обучению в школе проводилась на основе единых методик и инструментария во всех общеобразовательных учреждениях Тамбовской области.

При проведении диагностических процедур использован инструментарий, разработанный специалистами Центра оценки качества образования при Федеральном институте педагогических измерений.

Разработанный инструментарий включал:

1. Рекомендации по проведению диагностических процедур «Изучение готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе», в которых дается описание используемого диагностического материала и особенностей организации диагностических процедур в образовательных учреждениях;

2. Раздаточный материал для выполнения проверочных работ по:

а) математике (2 варианта);

б) русскому языку (2 варианта);

в) общеучебным умениям (2 варианта);

3. Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий;

4. Анкета для учащихся 5 классов;

5. Анкета для родителей;

6. Карта учащихся 5 классов;

7. Таблицы для сбора информации, необходимой для обработки и анализа результатов диагностических процедур;

8. Файл с формами для ввода и первичной обработки данных.

9. Форма возврата материалов из образовательного учреждения.

При разработке инструментария использовались авторские методики и материалы, материалы диагностических процедур по совершенствованию структуры и содержания общего образования (2001-2004 годы), а также материалы международных сравнительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS).

Социально-педагогический контекст проводимого эксперимента отслеживался с помощью специально разработанных анкет.

С целью подготовки к проведению диагностических процедур 08.10.2008 проведен обучающий семинар для муниципальных координаторов.

Образовательное учреждение получало все экспериментальные материалы от регионального координатора. Обследование проводилось во всех пятых классах каждого образовательного учреждения, участвовавшего в исследовании.

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществлялось учителями совместно со школьным психологом, либо самостоятельно (при отсутствии психолога).

Для эффективного проведения оценки готовности к обучению в основной школе проведены следующие мероприятия:

1.Создана организационная схема взаимодействия региональной, муниципальной структур и образовательных учреждений при организации и проведении исследований.

2.Подготовлен инструментарий исследования (внесение при необходимости дополнений в федеральный инструментарий).

3.Проведено совещание муниципальных координаторов.

4.Проведены обследования в образовательных учреждениях.

5.Осуществлен сбор, обработка и анализ полученных данных.

В настоящее время осуществляется формирование отчета, аналитических материалов и базы данных по результатам исследования, на основе которых будут сформированы представления результатов исследования различным группам пользователей.

Информация о результатах исследования публикуется в ежегодных докладах соответствующего уровня (публичные доклады).

п/п

Целевая

аудитория

Формы

предоставления информации

Для чего предоставляется информация

Родители

публичный доклад об итогах мониторинга

    • информирование о результатах мониторинга;

    • информирование о качестве образовательного процесса в образовательном учреждении;

    • информирование об уровне знаний, умений, навыков и степени сформированности способов умственной деятельности ребенка;

    • определение направлений подготовки ребенка к подобным исследованиям

Общественность

    • статьи в средствах массовой информации и научно-методических изданиях;

    • телерепортажи;

    • информация в сети Интернет

    • информирование общественности о результатах мониторинга;

    • формирование положительного отношения к мониторинговым исследованиям в системе образования

Управленческие структуры

аналитическая справка (текст, диаграммы)

    • принятие управленческих решений;

    • определение качества образовательного процесса в системе образования региона (муниципалитета);

    • издание рекомендаций по выбору и использованию образовательных программ в образовательных учреждениях региона (муниципалитета);

    • издание рекомендаций по организации образовательно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях региона (муниципалитета);

    • корректировка программ повышения квалификации педагогических работников

Педагоги

аналитическая справка

    • определение качества образовательного процесса в системе образования в целом и образовательном учреждении в частности;

    • анализ ситуации, результатов собственной деятельности;

    • планирование деятельности по организации образовательно-воспитательного процесса с целью дальнейшей корректировки результатов

Средства массовой информации

    • пресс-релиз;

    • публикации по итогам мониторинга;

    • круглые столы организаторов мониторинга, педагогов с представителями СМИ;

    • пресс-конференции

    • подготовка публикаций и телерепортажей;

    • освещение результатов мониторинга

Обсуждение полученных результатов будет организовано на совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях в образовательных учреждениях, муниципалитетах и области.

Обеспечение взаимодействия в период подготовки и проведения исследования

Задача обеспечения взаимодействия различных структур при проведении диагностических процедур оценки готовности к обучению в начальной школе имеет огромное значение, т.к. информационное пространство объединяет данные различных уровней в единую систему.

На уровне образовательного учреждения, которое является источником информационных данных для информационного пространства области, осуществлялся ввод и редактирование первичных данных, формировались отчетные формы, передача информации на муниципальный уровень.

На уровне муниципальных органов управления образованием реализован прием первичных данных от образовательных учреждений и передача информации на региональный уровень в Центр.

Сотрудники Центра не только принимали участие в разработке инструментария (привлекались в качестве разработчиков заданий или экспертов для корректировки); но и полностью отвечали за проведение исследования на местах; обеспечивали сбор и первичный ввод данных; осуществляли обработку и анализ полученных данных в соответствии с поставленными целями исследования.

Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между организационными структурами РСОКО, осуществляется посредством соответствующих нормативных правовых актов.

Центр, получив информацию от школ, анализирует ее, обобщает и направляет краткий отчет в Федеральную структуру, ответственную за проведение исследования. При этом краткий отчет региона строится по определенной схеме с использованием выбранных заранее показателей. Информацию, которую регион получает из образовательных учреждений, он использует для решения своих исследовательских задач.

Школа сама анализирует полученные результаты. При этом в рамках формирования РСОКО существует возможность получения от образовательного учреждения той информации, которая необходима для принятия управленческих решений.

  1. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010 (1)

    Основная образовательная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов,
  2. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010 (2)

    Основная образовательная программа
  3. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 15. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010

    Основная образовательная программа
    ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и ставит своими целями:
  4. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе Москва, ноябрь 2010

    Основная образовательная программа
    Примерная образовательная программа основного общего образования разработана на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, результатов реализации Комплексного проекта модернизации
  5. Концепция школы опирается на следующие принципы: Приоритет здоровья: «все имеет смысл, пока мы здоровы»

    Программа
    Изучив и апробировав различные педагогические технологии, школа выбрала стратегическую идею реализации личностно-ориентированного обучения через введение профильного, дополнительного образования.
  6. Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования. Оглавление

    Примерная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных
  7. Отчет по первому этапу исследования Разработка концепции информационной кампании

    Содержательный отчет
    2. Проведение инициационного (для разработки концепции информационной кампании) социально-психологического исследования представлений о ВИЧ/СПИДе и ВИЧ-инфицированных в трех группах целевой аудитории (600 чел.
  8. Отчет по проекту

    Содержательный отчет
  9. Международная Ассоциация "Развивающее обучение"

    Содержательный отчет
    "Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова"

Другие похожие документы..