Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» Нальчик 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ

УТВЕРЖДЕН

«____»___________________2008 г.

Зав. кафедрой _____________ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»___________________2008 г.

Директор СГИ____________Х.Б.Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине СД 09.2. «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» для студентов, обучающихся по направлению 030400.62 - «История»

Нальчик 2008

КАЖАРОВ А.Г.

кандидат исторических наук, доцент

учебно-методический комплекс по дисциплине «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.62 – История. Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин направления и является обязательной для изучения.

Содержание

Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Специальная дисциплина «Национальная политика на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.» предназначена для студентов 4 курса направления 030400-«История» социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета.

Проблемы национальной политики и межнациональных отношений являются весьма актуальными в российской историографии и представляются значимыми в общественно-политических дискуссиях о выборе исторического вектора развития постсоветской России. Северный Кавказ представляется регионом, в котором проверяется на прочность Российская государственность и ее способность адекватно отвечать на вызовы современного мира. Это во многом зависит от формирования научно обеспеченной национальной политики, что невозможно без исторического исследования национальной политики и национальных отношений в регионе.

Изучение проблем национальной политики на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг. будет способствовать пониманию студентами форм и методов советской модернизации на Северном Кавказе, выработке четкой профессиональной позиции по актуальным историческим и политическим проблемам, даст им необходимый фактологический материал о сложных социальных, политических, экономических процессах в регионе, поможет им глубже понять особенности современного этапа развития народов Северного Кавказа.

Предметом специальной дисциплины является национальная политика России на Северном Кавказе.

Цель специальной дисциплины – формирование у студентов целостного и глубокого представления о сущности, характере и особенностях национальной политики и межнациональных отношениях на Северном Кавказе в 1920-1950-е гг.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов знаний и представлений:

- об основных этапах истории России в новое время, глобальных проблемах общественного развития и способах их решения;

- о становлении и развитии Советского государства: противоречиях общественного и духовного развития

- о характере взаимодействия власти и общества, причинах криза тоталитаризма

- об истории современной России, становлении гражданского общества

- об особенностях исторического пути страны;

- о теоретических спорах о развитии российской государственности;

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам исторического развития России.

Курс Политической истории России новейшего времени призван дать целостное представление о сложном и противоречивом, но едином и неразрывном историческом движении. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу.

Тематический план дисциплины

«Политическая история России новейшего времени»

Тема

Лекц.

Сем.

Вводная лекция

2

1

Национальный вопрос на Северном Кавказе в период революции и гражданской войны

4

2

2

Формирование полиэтничных национальных автономий на Северном Кавказе

2

2

3

Политика советской власти по формированию автономий на Северном Кавказе в первой половине 1920-х гг.

2

2

4

Национальная политика и национальное развитие Северного Кавказа 1920-1930-е гг.

2

2

5

Национальная политика на Северном Кавказе в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные период

4

4

6

Реабилитация народов Северного Кавказа в 1950-е гг.

2

2

ИТОГО

18

16

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Национальный вопрос на Северном Кавказе

в период революции и Гражданской войны

Аграрно-национальная политика на Северном Кавказе в начале XX в. Национальный и конфессиональный состав населения Северного Кавказа. Административно-территориальное устройство. Восстановление наместничества. Деятельность М.И. Воронцова-Дашкова. Проблемы взаимоотношений и взаимовосприятия казачества и горских народов. Земельно-территориальная политика имперской администрации в регионе. Проблема соотношения административных и этнических границ. Исламский фактор развития ситуации на Северном Кавказе. Вовлеченность региона в общероссийский исторический процесс.

Национальный вопрос на Северном Кавказе в период Февральской революции в России (февраль-октябрь 1917 г.). Революция 1917 г. и либерализация национальной политики Временного правительства: равенство гражданских прав и свобод для всех народов России, отмена дискриминации в отношении этнических конфессиональных групп. Проблемы взаимоотношений горского и казачьего населения в условиях крушения системы власти. Отношение народов и их элит к революции. Национальные перспективы Северного Кавказа. Особенности этнополитической ситуации в регионе. Рост национальных движений. Первый съезд народов Северного Кавказа (май 1917 г.). Сепаратистское движение на Северном Кавказе и причины его слабости. Узун-Хаджи. Н. Гоцинский.

Этнополитические процессы на Северном Кавказе в годы гражданской войны.Идейно-политические альтернативы в контексте северокавказских исторических реалий (либерально-кадетская политика, деникинская политика, большевистская политика). Опыт политической самоорганизации народов региона. Терская республика. Провозглашение государственности национальной интеллигенцией Северного Кавказа. Лозунг «Горской республики». Внешнеполитический фактор функционирования Горского правительства. Доклад Г. Орджоникидзе в СНК РСФСР «Год Гражданской войны на Северном Кавказе» (июль 1919 г.). Военные действия в годы Гражданской войны и политическое позиционирование народов региона. Причины и предпосылки победы большевиков на Северном Кавказе.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (3)

    Учебно-методический комплекс
    УМК1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  3. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  4. Учебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь юридической терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 курса Факультета Права для успешного
  5. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (1)

    Документ
    способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
  6. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (2)

    Документ
    способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
  7. Список профилей подготовки бакалавра по направлению 034700 (3)

    Документ
    способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских,
  8. Учебно-методическое пособие саранск издательство Мордовского университета 2009

    Учебно-методическое пособие
    Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб.-метод. пособие / сост.: А. Р. Еремин, С. В. Бочкарева, В.
  9. Курс на «коренизацию» кадров 53 Евреи и большевистский режим

    Решение
    Антисемитизм — это не еврейская проблема. Это—наша проблема. Поскольку мы еще не стали его жертвами — да, мы тоже — мы, должно быть, поистине слепы, если не видим, что это наше дело, как никакое другое.

Другие похожие документы..