Программа курса Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная) Вопросы для аттестации

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра теории и истории культуры

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Филологический факультет

Область знания: Теория и история культуры

Уровень: Бакалавриат

Кредит – 2 (лекции)

Статус дисциплины: СД (по выбору)

Преподаватель: кандидат философских наук, старший преподаватель Кобозева Алла Валентиновна

Часы консультаций (индивидуальная работа со студентами) по договоренности

Телефон: 787-38-03 (1642)

Содержание:

  1. Выписка из ГОС ВПО

  2. Пояснительная записка

  3. Учебно-тематический план

  4. Организационно-методическое построение курса (условия и критерии выставления оценок, балльная структура оценки, шкала оценок, пояснение оценок; правила выполнения письменных работ и презентаций; академическая этика)

  5. Программа курса

  6. Список рекомендуемой литературы (основная и дополнительная)

  7. Вопросы для аттестации

  8. Тематика рефератов, курсовых и дипломных работ

  9. Материально-техническое обеспечение дисциплины и перечень используемого программного обеспечения

ТРЕБОВАНИЯ ГОС К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

ГМУ ГСЭ.Ф.03 Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "срединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • «Культурология» - одна из важнейших дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Настоящий курс позволяет студентам овладеть знаниями, которые обеспечат возможность ориентации в общекультурном процессе, а также будут необходимы для эффективной работы с представителями различных культурных традиций.

  • Основными объектами изучения предлагаемого курса являются теоретические подходы к изучению культуры, предложенные отечественными и зарубежными учеными; типология культуры, ее виды и формы. В качестве предмета курса рассматриваются история мировой художественной культуры; базовые характеристики, основные понятия и категории культуры; морфология культуры, культурная семантика и семиотика культуры, культурная и социальная антропология.

  • В использовании понятий, эстетических, идейно-художественных, культурологических и иных определений, составитель программы придерживался научной терминологии, принятой в российской и зарубежной науке.

  • Цели курса:

  • - научить студентов ориентироваться в новом культурном пространстве, обозначить путь междисциплинарных исследований в области предметного научного поля данной специальности;

  • - дать студентам представление о культурологии как науке, синтезирующей все представления о человеке и обществе и изучающей культуру как специфическую модель человеческого бытия;

  • - расширить кругозор студентов, повысить уровень их культурной компетентности;

В ходе преподавания курса решаются следующие задачи:

- раскрыть историю становления и развития мировой культуры;

- определить место и роль русской культуры в мировом культурологическом процессе;

- выявить структуры и социальные функции культуры, особенности ее развития в новых исторических условиях.

- определить предмет и задач культурологии как науки, особенности взаимосвязи различных культурологических теорий;

- выявить типы и формы культуры, их взаимосвязи.

Курс состоит из трех разделов. Первый раздел «Становление и развитие науки о культуре» посвящен изучению понимания культуры в разные исторические эпохи; изучению научных школ и направления в русской и европейской культурологии XIX— начала XX в.

Второй раздел «Теория культуры в XX в. Современные подходы русских и зарубежных ученых». Студенты получают представление о культурологии как области социально-гуманитарного знания и знакомятся с основными категориями и понятиями фундаментальной культурологии, узнают об основных концепциях культуры, исторической и социальной типологии культуры и типах современных форм и видов культуры. Особое внимание уделяется изучению основных понятий и категорий культуры.

Третий раздел «Типология культуры. Виды и формы культуры» посвящен изучению типологии культуры, основных исторических видов и форм развития мировых культур. Особое внимание уделяется проблемам диалога русской и европейской культуры.

В результате освоения лекционного материала студенты должны:

  • знать основные категории и понятия культуры и ориентироваться в новом культурно-информационном пространстве;

  • иметь представление об основных исторических этапах развития мировой культуры, о межкультурной коммуникации, культурной компетентности и диалоге культур, вошедших в историю;

  • уметь самостоятельно оценивать культурные факты, явления и события разных эпох.

  • Программа курса «Культурология» определяет минимум содержания учебной дисциплины, который должен изучить студент в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

кол-во часов по учеб. плану

кол-во аудиторных часов

лекции

самост. раб.

1

Введение. Культурология как наука.

4

1

1

3

Раздел I. Становление и развитие науки о культуре

20

5

5

15

2

Тема 1. Европейская мысль до XIX в.

6

2

2

4

3

Тема 2. Русская культурологическая мысль до XIX в.

5

1

1

4

4

Тема 3. Научные школы и направления в европейской культурологии XIX— начала XX в.

5

1

1

4

5

Тема 4. Культурология в России XIX — начала XX в.

4

1

1

3

Раздел II. Теория культуры в XX в. Современные подходы русских и зарубежных ученых

34

12

6

22

6

Тема 1. Цивилизационный подход

6

2

2

4

7

Тема 2. Ценностный подход

6

2

2

4

8

Тема 3. Деятельностный подход

6

2

2

4

9

Тема 4. Игровой подход

5

2

2

3

10

Тема 5. Герменевтический подход.

6

2

2

4

11

Тема 6. Философско-ангропологический подход

5

2

2

3

Раздел III. Типология культуры. Виды и формы культуры

38

18

10

20

12

Тема 1. Проблема типологизации культуры

6

2

2

4

13

Тема 2. Античная культура.

8

4

4

4

14

Тема 3. Культура средневековья.

8

4

4

4

15

Тема 4. Культура Возрождения и Нового Времени, Реформации, Просвещения.

8

4

4

4

16

Тема 5. Культура ХIХ - ХХ вв.

8

4

4

4

Рубежные аттестации

16

4

4

8

Итого по плану

108

40

36

68

Организационно-методическое построение курса.
  1. Список рекомендуемой литературы основная: Апанасенко Г. Л., Медицинская валеология / Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Рост. На/Дон. Феникс,2000

    Документ
    Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г. ,№ 150, постановление Совета министров Республики Беларусь № 127.
  2. Список рекомендуемой литературы (1)

    Документ
    Айзман Р.И. Концепция валеологического оразования и пути ее реализации/ Материалы международной конф .:Педагогические и медицинские проблемы валеологии.
  3. Программа итогового государственного экзамена по теории и методики фиической культуры для студентов специальности 050720 физическая культура уссурийск-2009

    Программа
    Программа итогового государственного экзамена по теории и методики физической культуры разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и методических рекомендаций
  4. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  5. Учебная программа курса повышения квалификации для эпидемиологов согласовано начальник Учебно-методического

    Учебная программа курса
    Шмелева Н.Д., старший преподаватель, кафедры эпидемиологии и микробиологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования».
  6. Учебная программа курса переподготовки согласовано директор гу «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» С. В. Жаворонок 2009 г

    Учебная программа курса
    Ушакова Л.Ю., кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой функциональной диагностики Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования».
  7. Учебная программа курса повышения квалификации для врачей-терапевтов, врачей-гастроэнтерологов, врачей общей практики согласовано

    Учебная программа курса
    Мараховский Ю.Х., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гастроэнтерологии и нутрициологии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;
  8. Учебная программа курса переподготовки для фельдшеров, акушерок, медицинских сестер согласовано

    Учебная программа курса
    Маркварде Мечислав Марианович - доктор медицинских наук, профессор, преподаватель лучевой диагностики учебного центра среднего медицинского и фармацевтического образования БГМК
  9. Учебно-методический комплекс для специальности: №032401 Реклама Для дневной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Прикладные информационные программы» (ПИП) рассчитан на студентов факультета Управления специальности №032401 «Реклама». Данный курс опирается на знания, полученные студентами в рамках изученного ранее курса «Информатика» и является

Другие похожие документы..