Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 10 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

«Согласовано»

Руководитель МО ______/Фахрутдинова Г.М./ Протокол № 1 от «__16__» _августа_2010г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР _____/Мазитова Л.В./ «__20___» августа 2010г.

«Согласовано» Руководитель МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района _____ /Фахрутдинов А.М./

Приказ № 116/_1 от «_21__» августа 2010г.

Рабочая программа

по химии для 10 класса

МОУ СОШ с.Березняк Кукморского муниципального района РТ

Губайдуллина Амина Магесумяновна, учитель I квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 16 августа 2010г.

2010-2011 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (Часть П. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.И.Новошинского в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Она определяет содержание профильного уровня курса химии и предназначена для использования в 10 классах общеобразовательных школ.

Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методами их осуществления, а также способами защиты окружающей среды.

Изучение органической химии может быть успешным только в том случае, если базируется на знаниях, которые учащиеся приобрели при изучении общей и неорганической химии в 8 – 9 классах. Прежде всего важны современные представления о строении атома, природе химической связи, основные закономерности протекания химических процессов и т.д.

В основу построения курса химии 10 положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем – функциональные и полифункциональные производные углеводородов. Выбранный порядок изложения позволяет выделить значение функциональной группы как главного фактора, определяющего свойства органических веществ. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе – органическими и неорганическими.

В основе программы лежит идея зависимости свойств веществ от их строения. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента, причем не только в реализации принципа наглядности, но и в создании проблемных ситуаций на уроках. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, а также сочетание эксперимента с другими средствами обучения. Курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природе, получить знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картине мира. Историко-научный материал дает возможность показать учащимся, что развитие науки- многовековая история становления знаний об окружающем мире. Это позволяет раскрыть значение химии, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде, развить экологическую культуру школьников.

В результате изучения предусмотренного программой учебного материала по химии учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, перечисленными в требованиях Федерального компонента государственного стандарта основного и общего образования по химии к уровню подготовки выпускников, которые приведены далее.

Программный материал рассчитан на: профильный уровень – 3 часа в неделю / 105 часов в год

Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В ходе обучения предусмотрены теоретические часы ( уроки изучения нового материала, закрепления ЗУН, систематизации и обобщения), уроки – практикумы ( практические и лабораторные работы), уроки – защиты проектов. Контроль за знаниями учащихся осуществляется при помощи самостоятельных работ, тестовых заданий, контрольных работ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(3 ч в неделю/ 105ч в год)

Введение (5 ч)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия.

Демонстрации:

1. Образцы органических веществ и материалов, изделия из них.

Углеводороды (35 ч.)

Алканы. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Нахождение в природе, получение и применение алканов.

Демонстрации:

1. Таблица «Гомологический ряд предельных углеводородов и их алкильных радикалов».

2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

3. Отношение парафина к воде и керосину или бензину.

4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.

5. Взрыв смеси метана с воздухом.

6. Изготовление моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных (выполняется дома).

Алкены. Гомологический ряд, номенклатура. Изомерия структурная (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, гатогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование алканов и дегидратация спиртов. Области применения алкенов

Алкаладиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен-1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.

Алкины. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, дегидрирование этана. Применение ацетилена.

Демонстрации

1. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

2. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

3. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия.

4. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

5. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

6. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

Лабораторный опыт 1.Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.

Лабораторный опыт 2. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа №1. Получение этилена и опыты с ним.

Расчетные задачи: Решение задач по материалам темы.

Арены. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение бензола циклотримеризацией ацетилена и его применение.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка.

Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Модели молекулы бензола.

2. Бензол как растворитель. Экстракция йода из йодной воды.

3. Отношение бензола к бромной воде.

Лабораторный опыт 3. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Решение задач по материалам темы.

  1. Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 11 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Часть ІІ. Среднее (полное) общее образование) и авторской программы И.
  2. Приказ №116/ 1 от «21» августа 2010г. Рабочая программа по химии для 9 класса моу сош с. Березняк Кукморского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа разработана на основе стандарта основного общего образования по химии и авторской программы И.И.Новошинского. Она определяет содержание курса химии и предназначена для использования в общеобразовательных школ.

Другие похожие документы..