Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка)
ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»
Кафедра физического воспитания
(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)
ЛЕКЦИЯ
(методическая разработка)
для студентов __2__ курса
факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ
ТЕМА: Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.
ЦЕЛЬ: способствовать формированию представления о физическая культуре и спорте как социальных феноменах общества.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Определение физической культуры как общественного явления.
Цель и задачи физической культуры.
Характеристика структуры и компонентов физической культуры.
Современное состояние физической культуры и спорта.
ВЫВОДЫ:
Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать необходимые человеку и обществу физические умения и навыки, физические качества и способности, улучшить состояние здоровья, работоспособность и жизненный тонус. Физическая культура это особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни физическая культура проявляет своё воспитательное (воспитание личности и физических качеств), образовательное (умение и навыки, знание), оздоровительное, экономическое и общекультурное значение.
Цель физической культуры: удовлетворение общественной потребности в людях со всесторонне развитыми физическими способностями и хорошим здоровьем, способных к труду и защите Родины, так же удовлетворение потребностей самих людей в крепком здоровье, всестороннем гармоничном физическом развитии, необходимых для длительного сохранения творческих способностей.
Физическая культура это ёмкое понятие, которое состоит из частей. Как вид деятельности физической культуры имеет структуру: физическое воспитание, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация, физическая стабилизация.
Направления физической культуры: базовая, профессионально-прикладная, спорт.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:
Раскройте сущность физической культуры как общественного явления.
Определите цель и задачи физической культуры.
Охарактеризуйте компоненты физической культуры.
Раскройте понятия: физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое совершенство, спорт.
Опишите современное состояние физической культуры и спорта в нашей стране.
Выберите наиболее значимые направления и компоненты физической культуры для различных групп населения.
ЛИТЕРАТУРА:
Базовый учебник
Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.
Основная:
Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.
Дополнительная:
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:
зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».
Зав. кафедрой:
ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»
Кафедра физического воспитания
(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)
ЛЕКЦИЯ
(методическая разработка)
для студентов __2__ курса
факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ
ТЕМА: Социально-биологические основы физической культуры.
ЦЕЛЬ: укрепить понимание взаимосвязи биологических констант личности с социальными результатами деятельности человека.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 4 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Определение понятия «гомеостаз», как система реакций организма, направленная на поддержание биологических констант.
Морфология и функции систем организма человека, наиболее зависимых от двигательной деятельности и их изменчивость в результате регулярных физических упражнений. Сердечно-сосудистая система. Дыхательная система. Мышечная система. Костная система. Нервная система. Пищеварительная система. Выделительная система. Эндокринная система.
Наиболее значимые природные и социально-экологические факторы, влияющие на здоровье и жизнедеятельность организма человека и объяснить корригирующее действие физических упражнений.
ВЫВОДЫ:
В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз – совокупность реакций, обеспечивающих поддержание и восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.).
В основе изучения органов и межфункциональных систем человека лежит принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.
В процессе жизнедеятельности на человека воздействует различные факторы окружающей среды: природные факторы или физическая окружающая среда, биологические факторы растительного и животного окружения, а также факторы социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Охарактеризуйте организм человека как единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему.
Раскройте суть утомления и восстановления при умственной и физической деятельности.
Дайте понятие гипокинезии и гиподинамии, назовите их неблагоприятные воздействия на организм.
Раскройте изменения, происходящие в костной системе под влиянием физических нагрузок.
Раскройте изменения, происходящие в сердечно-сосудистой системе под влиянием физических нагрузок.
Раскройте изменения, происходящие в дыхательной системе под влиянием физических нагрузок.
Раскройте изменения, происходящие в мышечной системе под влиянием физических нагрузок.
Раскройте строение и механизм сокращения скелетной мускулатуры.
Опишите механизм энергообеспечение мышечного сокращения.
ЛИТЕРАТУРА:
Базовый учебник
Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.
Основная:
Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:
зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».
Зав. кафедрой:
ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»
Кафедра физического воспитания
(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)
ЛЕКЦИЯ
(методическая разработка)
для студентов __2__ курса
факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ
ТЕМА: Основы здорового образа жизни студента.
ЦЕЛЬ: дать понятие здорового образа жизни и раскрыть содержательные характеристики его компонентов.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
Определение понятия здоровья с точки зрения функционального подхода.
Понятие здорового образа жизни, как уклад повседневной жизнедеятельности человека, направленный на поддержание и укрепление здоровья.
Характеристика содержательных основ компонентов здорового образа жизни: режим, режим сметы труда и отдыха, режим питания, режим сна, режим двигательной активности, отказ от вредных привычек (табакокурение, алкоголь, наркотики), закаливание, личная и общественная гигиена, психо-эмоциональное регулирование, культура межличностных и сексуальных отношений.
Характеристика образа жизни современного студента и выявить его отрицательные, с точки зрения здоровья, стороны.
ВЫВОДЫ:
Здоровье – это такое психосоматическое состояние человека, которое отражает его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивает полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Практически невозможно устранить все внешние факторы болезни. Наиболее результативным способом устранения болезни является способ укрепления организма для того, чтобы он был в состоянии нейтрализовать влияние внешних причин.
К основным составляющим ЗОЖ относятся: режим труда и отдыха, режим сна, режим питания, организация двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, отказ от вредных привычек, культура межличностных отношений, психофизическая регуляция организма, культура сексуального поведения.
Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичности организации. Происходит все это на фоне нервно – эмоционального напряжения, связанного с контролем знаний, особенно в период экзаменационных сессий. Негативные последствия такой организации жизнедеятельности накапливаются в течение учебного года и наиболее ярко проявляются к его окончанию, что проявляется в увеличении числа заболеваний среди студентов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:
Раскройте суть функционального подхода в определении здоровья.
Назовите факторы, влияющие на состояние здоровья и определите их значимость.
Режим труда и отдыха как составляющая ЗОЖ.
Режим и организация сна как составляющая ЗОЖ.
Режим питания как составляющая ЗОЖ.
Организация двигательной активности как составляющая ЗОЖ.
Профилактика и отказ от вредных привычек как составляющая ЗОЖ.
ЛИТЕРАТУРА:
Базовый учебник
Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.
Основная:
Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.
Дополнительная:
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.
ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:
зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным
Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».
Зав. кафедрой:
ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»
Кафедра физического воспитания
(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)
ЛЕКЦИЯ
(методическая разработка)
Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (2)
ЛекцияФизическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формироватьГоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (1)
ЛекцияФизическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формироватьГоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (4)
ЛекцияФизическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формироватьГоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (3)
ЛекцияФизическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формироватьГоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (6)
ЛекцияФизическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать