Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка)

для студентов __2__ курса

факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности.

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности жизнедеятельности организма во время интеллектуальной деятельности; раскрыть содержание физических упражнений для восстановления умственной работоспособности.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Раскрыть психофизиологическую характеристику труда: рабочая поза, изменения, происходящие в организме под действием сидячей позы, особенности динамики кровотока во время интеллектуальной деятельности.

  2. Дать определение понятий: работоспособность, утомление, переутомление, усталость, реакция, релаксация, самочувствие.

  3. Содержание физических упражнений для восстановления умственной работоспособности

ВЫВОДЫ:

  1. В среднем масса мозга составляет 2-2,5%, однако, при этом но потребляет до 15-20% кислорода используемого организмом. Это свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов, протекаемых в мозге. Для поддержания этих процессов необходима стабильность кровообращения. Для умственного труда характерна «сидячая поза», при которой кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже уровня сердца. Также в сидячей позе уменьшается размах движения диафрагмы, что отрицательно сказывается на функции дыхательной системы – уменьшается ДО, МОД, что в свою очередь отрицательно сказывается на насыщенности крови кислородом. При эмоционально – напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снизиться на 80%.

  2. Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную работу в единицу времени.

  3. Для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма. Основную массу этих импульсов составляют импульсы приходящие от мышц. Движения мышц создают огромное количество нервных импульсов, которые поддерживают мозг в рабочем состоянии. Наиболее оптимальный режим интенсивности физических упражнений для оптимизации умственной работоспособности – ациклические упражнения с ЧСС 130-160 уд/мин.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Раскройте суть механизмов утомления и восстановления при умственной и физической деятельности.

  2. Раскройте особенности применения средств физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

  3. Назовите изменения, происходящие в организме во время интеллектуальной деятельности.

  4. Определите физиологическую стоимость умственного труда.

  5. Предложите средства физической культуры для регулирования умственной работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса

факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

ЦЕЛЬ: Раскрыть методологические основы физического воспитания.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Характеристика принципов физического воспитания (социальные: оздоровительной направленности, всестороннего развития личности, прикладности; методические: сознательности и активности, наглядности (виды наглядности), доступности и индивидуализации; специфические: непрерывности, системного чередования нагрузки и отдыха, постепенности, адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, цикличности, возрастной адекватности направлений физического воспитания).

  2. Классификация средств физической культуры: основные и вспомогательные.

  3. Суть методов физического воспитания (общепедагогических: словесные и наглядные; специфические: методы строго регламентированного упражнения (методы обучения, методы воспитания физических качеств); методы частично-регламентированного упражнения (игровой метод, соревновательный метод);

  4. Характеристика методик развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

  5. Суть методики обучения двигательным действиям;

ВЫВОДЫ:

  1. Принципы – наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания и образования. Знание содержания принципов позволяет строить преподавание в соответствии с требованиями, отражающими закономерности процесса ФВ. Практическое значение принципов заключается в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации. Знание принципов помогает избегать ошибок в построении занятий.

  2. Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы. Основным средством являются физические упражнения. Вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, которые являются важным и неотъемлемым дополнением основного средства. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

  3. Только оптимальное сочетание методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию задач ФВ.

  4. Проявление физических качеств тесно связано с функционированием всех систем организма: ССС, ДС, ЦНС, системой пищеварения, выделительной системой, эндокринной системой. Физические качества как качества личности, характеризуют функциональное состояние внутренней природы человека, воспитывается только в процессе двигательной деятельности.

  5. Обучение действию (движениям) всегда представляет собой единство трех сторон: приобретение знаний, формирование двигательного умения, воспитание соответствующих физических качеств. Условно выделяют три уровня владения двигательным действием: элементарное умение, навык, умение высшего порядка.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Назовите средства физической культуры.

  2. Охарактеризуйте принципы физического воспитания.

  3. Назовите отличительные особенности методов физического воспитания.

  4. Раскройте основы формирования двигательных умений и навыков (этапы обучения).

  5. Назовите закономерности и принципы воспитания физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА:

Базовый учебник

  • Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

Основная:

  • Ильинич В.И. Физическая культура студента. – М: «Академия», 2005 г.

Дополнительная:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

ГОУ ВПО «Кировская ГМА Росздрава»

Кафедра физического воспитания

(заведующий кафедрой: к.б.н. А.В. Дуркин)

ЛЕКЦИЯ

(методическая разработка)

для студентов __2__ курса

факультета ЭКСЕРТИЗЫ ТОВАРОВ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА: Развитие, совершенствование и поддержание физических качеств.

ЦЕЛЬ: Ознакомить с методами развития основных двигательных качеств.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

Содержание занятия:

раскрыть понятия физического качества, дать определение быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости;

раскрыть основные закономерности развития физических качеств

  • гетерохронность (разновременность) развития

  • этапность развития

  • фазность развития;

объяснить принципы воспитания физических качеств:

  • принцип соответствия педагогических воздействий,

  • принцип развивающего эффекта,

  • принцип сопряженного воздействия,

  • принцип вариативности.

Воспитательное значение темы:

знания о социальной значимости развития физических качеств, о важности уровня развития кондиционных и координационных способностей способствуют формированию осознанного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями.

ВЫВОДЫ:

Студент должен знать:

  1. До изучения темы: физиологические основы физических упражнений.

  2. После изучения темы: основные закономерности и принципы развития физических качеств.

Студент должен уметь:

выявлять наиболее подходящие упражнения для развития того или иного физического качества, определять основные подходы к нормированию нагрузок (объем, интенсивность, отдых).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

  1. Поясните механизма мышечного сокращения.

  2. Раскройте суть энергетического обеспечения мышечной деятельности.

  3. Объясните анаэробный механизм мышечных сокращений.

  4. Объясните аэробный механизм мышечных сокращений.

  5. Опишите последовательность процессов нервной системы при выполнении двигательного действия.

  1. Беседа по теме занятия.

Вопросы для собеседования:

  1. Понятие о физических качествах:

  • Физические качества

  • Воспитание физических качеств

  • Физические способности

  • Развитие физических способностей

  1. Социальная обусловленность воспитания физических качеств

  2. Закономерности воспитания физических качеств:

  1. гетерохронность (разновременность) развития

  2. этапность развития

  • этап начального воздействия новой повышенной нагрузки

  • этап начального воздействия нагрузки

  • этап углубленного воздействия нагрузки

  • этап несоответствия нагрузки

  1. фазность развития

  • фаза врабатывания

  • фаза стабилизации

  • фаза снижения работоспособности

  • фаза суперкомпенсации

  • фаза нарастающей работоспособности

  1. Принципы воспитания физических качеств:

  • Принцип соответствия педагогических воздействий:

  • в соответствии с сенситивными периодами

  • индивидуализация процесса

  • принцип развивающего эффекта:

  • на основе закономерностей этапности и фазности развития физических качеств соблюдать повторность и постепенность педагогического воздействия

  • принцип сопряженного воздействия:

  • накопление потенциала качества

  • формирование способностей эффективной реализации качества

  • принцип вариативности:

  • видоизменение двигательных задач

  • условия решения двигательных задач должны стимулировать на достижение максимального результата

Особое внимание уделить знанию анатомии и физиологии органов и систем.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК:

Пономарёва В.В. Физическая культура и здоровье: учебник. - М., 2001.

ОСНОВНАЯ:

  • Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М.: Гардарики, 2005. – 488 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. М: Академия, 2004. – 350 с.

ЛЕКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА:

зав. кафедрой физического воспитания к.б.н. А.В. Дуркиным

Методическая разработка утверждена на заседании кафедры №___ от «______».

Зав. кафедрой:

  1. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (2)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  2. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (1)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  3. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (4)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  4. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (3)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать
  5. Гоу впо «Кировская гма росздрава» Кафедра физического воспитания (заведующий кафедрой: к б. н. А. В. Дуркин) лекция (методическая разработка) (6)

    Лекция
    Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Основа физической культуры – это целесообразная двигательная деятельность в форме физических упражнений, которые позволяют формировать

Другие похожие документы..