Доклад уполномоченного по правам человека в Пермской области "о деятельности уполномоченного по правам человека в пермской области в 2003 году"

ДОКЛАД Уполномоченного по правам человека в Пермской области
"О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области", № 5, 20 мая 2004 года

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ

ВВЕДЕНИЕ

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Пермской области подготовлен на основании ст. 12 Закона Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области" <1>:

--------------------------------


<1> Закон Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области" № 1241-188 от 09.12.2000//Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 2001, № 11; 2002, № 2; 2002, № 9.

"По окончании календарного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, Уполномоченный направляет Ежегодный доклад о своей деятельности в Законодательное Собрание, губернатору Пермской области, в Пермский областной суд и прокурору Пермской области.
В докладе, помимо сведений о деятельности Уполномоченного, должна быть представлена оценка ситуации с соблюдением прав человека и гражданина в Пермской области и рекомендации по мерам государственного реагирования на нарушения прав человека и гражданина в Пермской области.
Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в Бюллетене Законодательного Собрания и администрации области...".
Цель Ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Пермской области (далее - Уполномоченный) - доведение до населения Пермской области, органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермской области информации о деятельности Уполномоченного и его оценки ситуации с соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Пермской области.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области" деятельность Уполномоченного является одним из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, не подменяя и не заменяя полномочия государственных и муниципальных органов.
В докладе представлены наиболее значимые проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Пермской области, а также рекомендации по мерам государственного реагирования и по их устранению. Кроме того, в докладе использованы статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней в целях всестороннего и объективного подхода к рассмотрению положения в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
В 2003 ГОДУ

В 2003 году среди основных форм деятельности Уполномоченного по осуществлению возложенных на него законом обязанностей можно выделить:
1. Рассмотрение обращений граждан.
2. Принятие мер по фактам нарушения прав и свобод граждан.
3. Подготовка специальных докладов.
4. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
5. Содействие распространению знаний о правах и свободах человека.
6. Организация работы Общественного Совета при Уполномоченном, общественных приемных, общественных помощников Уполномоченного.

1.1. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

В 2003 году в аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермской области обратилось 1975 человек, что на 424 человека больше, чем в 2002 г. На прием обратилось 834 человека (42,2%), письменных обращений поступило 1141 (57,8%).
С жалобами и заявлениями обращались следующие категории граждан:
- осужденные - 23%;
- пенсионеры - 8%;
- инвалиды - 3%;
- подследственные - 2%;
- руководители общественных, религиозных объединений и организаций - 2%;
- репрессированные - 0,4%;
- служащие государственных учреждений - 0,7%;
- адвокаты - 0,25%;
- военнослужащие - 0,4%;
- депутаты - 0,2%;
- инвалиды и ветераны ВОВ - 1,4%;
- другие категории граждан - 53%;
- коллективные обращения - 5%.
Процентное соотношение категорий граждан, обратившихся в аппарат Уполномоченного, в сравнении с 2002 г. осталось практически неизменным. Однако в 2003 г. увеличилось количество обращений от лиц, отбывающих наказание, и лиц, в отношении которых ведется предварительное расследование (на 2,2 и 1,2% соответственно).
Наибольшее количество жалоб и заявлений граждан поступило из городов и районов Пермской области - 1046 (53%), из г. Перми - 909 (46%). Из других областей поступило 20 обращений (1%). Больше всего поступило жалоб и заявлений из следующих районов и городов области: г. Соликамск - 122, г. Губаха - 83, Чердынский район - 67, г. Кунгур - 75. Данные показатели частично обусловлены наличием на территориях данных муниципальных образований учреждений, исполняющих наказания.
Общее количество обратившихся на прием составило 834 человека. При этом:
- прием Уполномоченным по правам человека составил 104 человека(12,4%),
- прием сотрудниками аппарата Уполномоченного - 730 человек (87,6%).
В 2003 г. Уполномоченным по правам человека, а также сотрудниками аппарата Уполномоченного было проведено 19 выездных приемов.
По результатам рассмотрения поступивших обращений Уполномоченным были приняты следующие решения:
- Принять жалобу к рассмотрению - 477 (24% от общего количества принятых решений).
- Разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих интересов, - 1135 (57,5% от общего количества принятых решений).
- Передать жалобу лицу, к компетенции которого относится разрешение жалобы по существу, - 291 (14,7% от общего количества принятых решений).
- Отказать в принятии жалобы к рассмотрению - 72 (3,7% от общего количества принятых решений).
Значительное число решений о разъяснении заявителям средств, которые те вправе использовать для защиты своих интересов, в определенной степени связано с невысоким уровнем правовой культуры населения Пермской области, а также отсутствием у большинства граждан возможности реализовать свое конституционное право (ввиду отсутствия денежных средств и фактического непредоставления бесплатной юридической помощи соответствующими организациями) на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи.
По письменным жалобам и обращениям с приема было направлено ходатайств и запросов:
Администрации районов - 162 (ходатайства - 45, запросы - 94, уведомления - 23);
Прокуратура - 126 (ходатайства - 28, запросы - 4, уведомления о передаче жалобы - 94);
ГУИН - 92 (ходатайства - 29, запросы - 4, уведомления о передаче - 61);
Администрация Пермской области - 92 (ходатайства - 22, запросы - 70);
Администрация г. Перми - 51 (ходатайства - 11, запросы - 37, уведомления о передаче - 3);
ГУВД Пермской области - 33 (ходатайства - 20, запросы - 10, уведомления о передаче - 3);
Служба судебных приставов - 12 (ходатайства - 9, запросы - 2, уведомления о передаче - 1);
Пермский областной суд - 11 (ходатайства - 7, запросы - 2, уведомления о передаче - 2);
Исправительные учреждения - 4 (ходатайства - 4);
УВД г. Перми - 3 (ходатайства - 2, запросы - 1);
Другие органы, учреждения, предприятия - 195 (ходатайства - 94, запросы - 93, уведомления о передаче - 104).
Одними из наиболее нарушаемых прав граждан являются права граждан на жилище (12,8%), права потребителей в жилищно-коммунальной сфере (4,8%). В соответствии с действующим законодательством разрешение данных вопросов входит в компетенцию органов местного самоуправления, чем и обусловлен высокий показатель ходатайств и запросов. Также в связи с большим количеством обращений лиц, отбывающих наказание (22,7%), в которых обжалуется нарушение права на свободу и личную неприкосновенность (19%), в 2003 г. Уполномоченным неоднократно направлялись ходатайства в органы прокуратуры и ГУИН.
В целях рассмотрения обращений граждан, обжалующих нарушение права на труд и достойную оплату труда (3,8%), данные обращения были направлены в соответствующие органы государственной власти либо были даны соответствующие разъяснения.
Анализ обращений граждан свидетельствует также о следующем: 16% граждан обжаловали решения и действия судебных органов; 11% - решения и действия должностных лиц администраций районов г. Перми и Пермской области; 5,3% граждан - действия и решения должностных лиц учреждений, исполняющих наказание.
Результаты рассмотрения обращений граждан (за исключением коллективных обращений) выглядят следующим образом:
Права граждан восстановлены - 154.
Факты, изложенные в жалобе, не подтвердились - 53.
Разъяснены права - 1397.
Передано по компетенции - 291.
Отказано в принятии жалобы к рассмотрению - 72.
Переписка с заявителем прекращена - 8.
В течение 2003 года Уполномоченным и сотрудниками аппарата Уполномоченного были проведены выездные приемы граждан в г. Перми, Губахе, Кизеле, Березниках, Кунгуре, Добрянке, а также в Нытвенском, Оханском, Очерском, Пермском районах.
Анализ обращений жителей г. Кизела, поступивших на выездном приеме, свидетельствовал, что наиболее острым вопросом в г. Кизеле остается жилищный вопрос. В целом все обратившиеся отметили отсутствие со стороны городской администрации контроля и инициативы по решению жилищных проблем жителей, недостаток информации по данному вопросу. Кроме этого, поступали жалобы на проблемы, возникающие при предоставлении льгот на жилищно-коммунальные услуги, а также жалобы на недоступность объектов социальной инфраструктуры для людей с ограниченными физическими возможностями.
По результатам выездного приема Уполномоченным было направлено обращение в адрес главы г. Кизела с анализом характера выявленных проблем и о необходимости их устранения.
Значительная часть обращений жителей г. Губахи также касалась неудовлетворительной работы городской администрации. В частности, в адрес Уполномоченного поступили жалобы на периодическое отключение горячей воды, неудовлетворительную расчистку дорог, неуважительное отношение должностных лиц городской администрации к гражданам, обращающимся непосредственно в администрацию г. Губахи по вышеуказанным вопросам. Учитывая характер обращений, Уполномоченным было направлено письмо в адрес главы местного самоуправления. Обращение Уполномоченного к главе г. Губахи было опубликовано в городской газете "Уральский шахтер", также в газете была размещена информация о порядке обращения граждан к Уполномоченному.
В ответе глава г. Губахи проинформировал, что обращение Уполномоченного было рассмотрено на аппаратном совещании при главе администрации с приглашением руководителей структурных подразделений администрации г. Губахи.
Как показали выездные приемы, наибольшую обеспокоенность среди граждан в гг. Кунгуре и Добрянке Пермской области вызывает сложность в получении вида на жительство и гражданства РФ. В настоящее время это связано с приостановлением процедуры приема и оформления документов для получения вида на жительство и присвоения статуса гражданина РФ органами ПВС МД РФ. Всем обратившимся были разъяснены причины происходящего и сообщены примерные сроки возобновления приема документов, а также действия Уполномоченного, направленные на устранение данных нарушений.
Анализ обращений жителей гг. Соликамска и Березников показал, что в настоящее время остро стоит вопрос оказания бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения. Все обратившиеся за консультациями отмечали необходимость создания каких-либо государственных (муниципальных) организаций по оказанию юридической помощи.
Выездной прием в Нытвенском районе показал, что одним из самых актуальных для жителей является жилищный вопрос.
Анализ обращений жителей г. Перми выявил, что практически во всех районах города не решена проблема расселения аварийного и ветхого жилого фонда. Имеются факты непризнания аварийным жилья, имеющего фактический износ более 67%, и, как следствие, отказ в немедленном, без очереди, расселении. Вторым по остроте является вопрос закрытия ведомственных детских садов до момента их перехода в муниципальную собственность. В связи с этим было направлено обращение Уполномоченного к главе г. Перми А.Л.Каменеву.
Кроме того, в мае был проведен выездной прием граждан в г. Кудымкаре Коми-Пермяцкого автономного округа. Все граждане, обратившиеся на прием, получили необходимые консультации.
В целом можно отметить, что большинство обратившихся не располагали информацией о функциях и задачах органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В связи с этим в адрес глав органов местного самоуправления для информирования населения о структуре органов государственной власти, их местонахождении направлен перечень ряда соответствующих организаций (с указанием адресов).

1.2. ПРИНЯТИЕ МЕР ПО ФАКТАМ НАРУШЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

С целью устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина, на основании ст. 19 Закона Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области", в 2003 г. Уполномоченным были вынесены следующие заключения:
1. "О нарушении прав на свободу передвижения и регистрации по месту жительства граждан, проживающих в Индустриальном районе г. Перми" (29.01.2003).
2. "О нарушении прав граждан на регистрацию по месту жительства в ЗАТО "Звездный" Пермской области" (14.03.2003).
3. "О нарушении прав гражданки Пятуниной Г.А. на жилище" (16.06.2003).
4. "О нарушении прав лиц с ограниченными возможностями на доступ в административные здания органов местного самоуправления" (16.06.2003).
5. "О нарушении прав жителей с. Красная Слудка" (08.07.2003).
6. "О нарушении прав граждан, проживающих в микрорайоне Карналитово г. Соликамска, на благоприятную окружающую среду" (16.07.2003).
Как показывает анализ результатов рассмотрения заключений Уполномоченного, в большинстве случаев нарушенные права граждан были восстановлены и соответствующие нарушения устранены. Результаты рассмотрения заключений Уполномоченного освещены в последующих разделах Ежегодного доклада.

1.3. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДОКЛАДОВ

В соответствии со ст. 12 Закона Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области" по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина Пермской области Уполномоченный готовит и направляет в Законодательное Собрание специальные доклады.
В течение 2003 г. Уполномоченным были подготовлены и представлены для сведения Законодательному Собранию Пермской области, губернатору Пермской области, федеральным органам государственной власти следующие специальные доклады:
1. "О ситуации в п. Юго-Камский Пермского района и д. Павлово Ординского района Пермской области".
2. "О праве граждан на референдум на территории Пермской области".
3. "О роли органов местного самоуправления в процессе представления и защиты прав и свобод человека и гражданина в государственных органах различных уровней".
Специальные доклады Уполномоченного прошли обсуждение в комитетах Законодательного Собрания Пермской области и приняты к сведению.

1.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

В 2003 году было продолжено взаимодействие Уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления Пермской области, а также с общественными объединениями. В ряде случаев подобное взаимодействие получило более четкое нормативно-правовое регулирование.
Так, в 2003 году заместителем председателя Законодательного Собрания Пермской области Бурцевым О.Б. были внесены на рассмотрение Законодательного Собрания области изменения в регламент Законодательного Собрания в части участия Уполномоченного в работе высшего законодательного органа государственной власти Пермской области. Данные изменения были приняты.
Нужно отметить, что в 2003 году Уполномоченный принимал активное участие в законотворческой деятельности и выходил с законодательной инициативой как самостоятельно, так и совместно с депутатами Законодательного Собрания Пермской области. По инициативе Уполномоченного и ряда депутатов Законодательного Собрания были приняты: Закон Пермской области от 18.08.2003 № 926-180 "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области", Закон Пермской области от 10.06.2003 № 829-158 "Об общих принципах служебного поведения государственных служащих Пермской области", Закон Пермской области от 03.07.2003 № 884-172 "Об обеспечении права граждан на получение квалифицированной юридической помощи на территории Пермской области".
По инициативе Уполномоченного и депутатов Законодательного Собрания был принят Закон Пермской области "О внесении изменений в Закон Пермской области "О плате за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах" от 04.04.2003 № 734-141". Данными изменениями в закон были внесены дополнения, согласно которым для малоимущих граждан, чей среднедушевой доход ниже 2/3 прожиточного минимума, был снижен размер платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме этого, на ряд законопроектов, имеющих социальную направленность, Уполномоченным были даны заключения, что в значительной степени позволило избежать нарушения прав и свобод человека и гражданина на стадии подготовки законопроектов к принятию. Также в 2003 году Уполномоченный принимал участие в работе над Концепцией жилищной политики в Пермской области, законопроектом Пермской области "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите", Концепцией военно-патриотического воспитания молодежи Пермской области, проектом закона Пермской области "Об областной целевой комплексной программе "Обеспечение жильем молодых семей" и др.
В течение всего прошедшего года Уполномоченный принимал участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области, в заседаниях коллегии управления судебного департамента Пермской области, заседаниях межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам Кизеловского угольного бассейна. Кроме этого, Уполномоченный был включен в состав межведомственной комиссии по миграционной политике Пермской области.
Необходимо отметить, что в 2003 году Уполномоченный вышел с инициативой в адрес полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе о создании Координационного совета по правам человека при полномочном представителе Президента РФ. Данный Совет был создан в августе 2003 года, в состав Совета вошел и Уполномоченный по правам человека в Пермской области.
Также в 2003 году была продолжена практика проведения совместных приемов с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области. Так, в марте 2003 года состоялся совместный прием граждан с руководителем центральной общественной приемной Главного федерального инспектора в Пермской области. Кроме этого, Уполномоченный принимал участие в прямой телефонной линии совместно с Главным федеральным инспектором по Пермской области Н.А.Фадеевым на тему: "Участие населения в защите конституционных прав человека с использованием государственных институтов". В августе состоялся совместный прием граждан с главой Карагайского района Пермской области Н.В.Волгиным.
В прошедшем году Уполномоченный принял участие в проведении и организации "круглых столов" и семинаров, одним из которых был "круглый стол" "О реализации областной целевой программы "Комплексная реабилитация инвалидов Пермской области на 2003-2005 гг.", где Уполномоченный выступил с сообщением "О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями". Основанием для проведения "круглого стола" послужил Специальный доклад Уполномоченного "О нарушении прав граждан с ограниченными возможностями". Также Уполномоченный принимал участие в таких "круглых столах", как: "Осуществление общественного контроля в местах лишения свободы посредством общественного совета при ГУИН", "Вопросы права в психиатрии", "Утилизация твердотопливных ракет в г. Перми" и др.
В январе 2003 года Уполномоченный участвовал в совещании "Введение в общественную жизнь образовательных учреждений г. Перми Уполномоченных по правам участников общеобразовательного процесса". В этом совещании принимали участие заместитель главы города Перми Н.И.Миндубаева, руководители образовательных учреждений г. Перми. По результатам совещания было принято решение ввести с сентября 2003 года должность Уполномоченного по правам участников образовательного процесса в 10 образовательных учреждениях г. Перми.
В феврале Уполномоченный принял участие в Пермском политическом форуме, который был организован Московской школой политических исследований и администрацией Пермской области, а также в открытии Американского информационно-культурного центра в г. Перми.
На протяжении всего прошедшего года проходили встречи Уполномоченного со студенческим активом и преподавательским составом ПГУ, Пермского государственного педагогического университета, Пермского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права, Пермской медицинской академии. Кроме этого, были проведены встречи с руководителями больниц, школ, органов социальной защиты населения, аппаратом администрации Ленинского и Индустриального районов г. Перми, с главными врачами больниц и поликлиник г. Перми, с профактивом ОАО "Пермские моторы", с руководителями органов социальной защиты населения Пермской области, с населением ЗАТО "Звездный", с активом Пермской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов.
Следует отметить, что в 2003 году Уполномоченным заключено Соглашение о сотрудничестве в области защиты прав и свобод граждан с областным комитетом социальной защиты населения. Данным Соглашением предусмотрено следующее: организация совместных приемов, издание научно-методической литературы, совместное обсуждение вопросов, затрагивающих права и свободы граждан в области социальной защиты, направление информации в СМИ Пермской области о проведении совместных мероприятий, разработка нормативных правовых актов области по вопросам социальной защиты населения и др. В целях реализации Соглашения сотрудником аппарата Уполномоченного в мае 2003 года было принято участие в семинаре для заведующих отделениями постоянного проживания муниципальных центров социального обслуживания населения по теме "Защита прав граждан пожилого возраста".
Также в 2003 году заключено Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным и Санкт-Петербургским институтом внешнеэкономических связей, экономики и права (СПб ИВЭСЭП). Цель данного Соглашения - определить на ближайшую перспективу предмет, основополагающие принципы, приоритеты и направления совместной деятельности Уполномоченного и института применительно к контексту предполагаемых в будущем попыток совместной реализации ими задач по осуществлению защиты прав человека и гражданина на территории Пермской области.
Кроме этого, в 2003 году Уполномоченный принял участие в ряде научно-практических конференций. Так, в марте состоялась конференция "Органы загс и правозащитная деятельность", в апреле администрацией г. Перми, фондом "Институт экономики города" (г. Москва), Пермским государственным университетом была проведена межрегиональная научно-практическая конференция "Управление социальной сферой: новое качество". В апреле 2003 года Уполномоченный принял участие в научно-практической конференции "Права человека: теория и практика", в ноябре - в конференции "Межведомственное взаимодействие как основное условие улучшения жизни пожилых граждан Прикамья".
Значительное внимание в 2003 году уделялось взаимодействию с общественными организациями.
В связи с обращением Пермской общественной организации поддержки семей погибших военнослужащих "Черный тюльпан" об оказании помощи в издании электронной версии Книги памяти погибших военнослужащих в боевых действиях после Великой Отечественной войны Уполномоченным было направлено ходатайство на имя заместителя губернатора Пермской области Н.А.Яшина о рассмотрении возможности оказания финансовой помощи. Из полученного ответа следует, что администрация Пермской области готова рассмотреть вопрос об оказании помощи в создании электронной версии Книги памяти и выделить 35 тысяч рублей в I квартале 2004 года.
В феврале 2003 года состоялась встреча Уполномоченного с правлением Российской общественной организации - Пермским областным отделением Российского Фонда мира. По итогам встречи стороны пришли к мнению о необходимости регулярных встреч между Уполномоченным и правлением Пермского областного отделения Российского Фонда мира, а также необходимости активизации Фонда в программах социального и культурного развития Пермской области.
В марте 2003 года Уполномоченный принял участие в Православно-исламском диалоге по проблемам преодоления наркомании и иных форм зависимости.
В мае 2003 года состоялась встреча Уполномоченного с группой российских правозащитников, посетивших города Пермской области с целью изучения положения местного населения с точки зрения степени защищенности прав человека, информированности о возможностях отстаивать свои права, развитости правозащитного движения. Экспедиция правозащитников была поддержана Московской Хельсинской группой, российским движением "За права человека", Союзом правозащитных организаций Свердловской области.
В марте 2003 г. Уполномоченный принял участие в "круглом столе" российских Уполномоченных по правам человека "Соблюдение прав человека: проблемы миграции и гражданства", проходившем в г. Калининграде. Целью данного "круглого стола" было выявление позиции сообщества российских и иностранных омбудсменов по вопросам межрегиональной и трансъевропейской миграции, налаживание диалога между представителями различных ветвей власти и общества по вопросам применения российского законодательства о гражданстве. В работе "круглого стола" приняли участие Комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблес, председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Э.А.Памфилова, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, омбудсманы Польши и Литвы, председатель Международной федерации Хельсинской группы Л.М.Алексеева, сотрудники Администрации Президента Российской Федерации.
В мае Уполномоченный принял участие в региональном совещании по обобщению опыта работы комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, проходившем в г. Саратове. Настоящее совещание было проведено Управлением Президента РФ по вопросам помилования совместно с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе.
Впервые в России, по инициативе пермских предприятий ОАО "ЛУКОЙЛ" и Уполномоченного, в июне 2003 года в Перми был проведен научно-практический семинар "Экологическая безопасность населения. Взаимодействие общественных и государственных правозащитных институтов и организаций с предприятиями, чья деятельность потенциально опасна для окружающей среды". Более подробно вопросы, затронутые на данном семинаре, нашли отражение в разделе, посвященном правам граждан на экологическую безопасность.

1.5. СОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ О ПРАВАХ И СВОБОДАХ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Одной из основных задач Уполномоченного в соответствии с Законом Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области" является просветительская деятельность, содействие распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты.
В целях реализации указанной задачи в 2003 году в органы государственной власти и местного самоуправления Пермской области Уполномоченным была направлена информационная брошюра "Институт Уполномоченного по правам человека в Пермской области. Порядок обращения в Европейский суд по правам человека". Кроме этого, в 2003 году был издан сборник специальных докладов Уполномоченного за 2001, 2002 годы, в который помимо текстов специальных докладов были включены результаты их рассмотрения. Для ознакомления сборник направлен губернатору Пермской области, председателю Законодательного Собрания Пермской области, в органы исполнительной власти Пермской области, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Также в прошедшем году по инициативе Уполномоченного ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Минеральные удобрения" провели мероприятия по передаче юридической литературы в исправительные учреждения Пермской области.
Необходимо отметить, что в 2003 году Уполномоченным был заключен договор о размещении в информационно-правовой базе "КонсультантПлюс" специальных, ежегодных докладов, обращений Уполномоченного в различные органы государственной власти. В настоящее время любой житель Пермской области может ознакомиться с данными материалами через указанную информационно-правовую систему или на сайте Уполномоченного.
В целях поощрения граждан за особые заслуги в сфере защиты прав и свобод населения Пермской области, правового просвещения граждан, развития правовой культуры населения Пермской области, а также с целью стимулирования правозащитной деятельности Уполномоченным в прошедшем году утверждено Положение о нагрудном знаке Уполномоченного "За заслуги в сфере защиты прав и свобод граждан в Пермской области". В декабре 2003 года состоялась торжественная церемония награждения представителей общественных организаций, сотрудников научных и образовательных учреждений, государственных служащих Пермской области благодарственными письмами и знаком Уполномоченного.
В сентябре 2003 года по инициативе Уполномоченного совместно с департаментом образования Пермской области, администрацией г. Перми были организованы курсы "Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса" для директоров и педагогов школ области и кандидатов на должность Уполномоченных по правам участников образовательного процесса. В организации и проведении занятий со слушателями приняли участие: Уполномоченный, специалисты Пермской общественной организации "Центр гражданского образования и прав человека", Пермского регионального правозащитного центра, департамента образования Пермской области, комитета по образованию и науке администрации г. Перми.
В данном разделе следует отметить, что при содействии Уполномоченного в 2003 году департаментом образования Пермской области и областным центром творчества молодежи "Муравейник" был проведен конкурс школьных проектов "Я защищаю свои права", общий призовой фонд которого составил 25700 рублей. По итогам проведения конкурса часть участников была награждена денежными призами на приобретение юридической литературы, победившие проекты школьников получили финансовые средства для их реализации.

1.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА, ОБЩЕСТВЕННЫХ
ПРИЕМНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМОЩНИКОВ УПОЛНОМОЧЕННОГО

На протяжении всего 2003 года была продолжена работа общественных приемных Уполномоченного. Кроме того, состоялось открытие центральной общественной приемной Уполномоченного по адресу: ул. Орджоникидзе, 96. При активной поддержке Уполномоченного в феврале 2003 года в помещении центральной общественной приемной был открыт Информационный пункт по Пермской области Информационного центра Совета Европы в Уральском регионе (г. Екатеринбург).
Основной целью открытия Информационного пункта является необходимость организации деятельности, направленной на защиту прав и свобод граждан, предусмотренных международными договорами, подготовка и проведение мероприятий по линии Совета Европы, прием и консультирование граждан по вопросам защиты их прав и свобод, оказание помощи в направлении жалоб в Европейский суд по правам человека. В оснащении Информационного пункта оргтехникой принял активное участие департамент образования Пермской области. ООО "Телекомплюс" была бесплатно установлена информационно-справочная правовая система "Консультантплюс".
В июле 2003 года в Информационном пункте Совета Европы состоялся семинар для руководителей общественных приемных Уполномоченного и руководителей общественных приемных полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
В прошедшем году состоялось 3 совещания Общественного Совета при Уполномоченном. Нужно отметить, что в состав Совета был включен заведующий правовым отделом, главный правовой инспектор труда Пермского областного совета профсоюзов А.А.Алыпов.
Предметом обсуждения Общественного Совета в 2003 году являлись актуальные вопросы соблюдения и реализации прав жителей Пермской области, требующие совместного подхода заинтересованных сторон к их решению. Так, в феврале темой обсуждения Общественного Совета был проект закона Пермской области "О реализации в Пермской области Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". По результатам обсуждения члены Общественного Совета приняли решение о подготовке предложений по внесению поправок в проект закона Пермской области.
Еще одной темой для обсуждения на Общественном Совете стала ситуация, сложившаяся в сфере оказания квалифицированной медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Пермской области. С докладом на указанную тему на заседании Совета выступил директор Пермского медицинского правозащитного центра, член Общественного Совета Е.В.Козьминых.
В октябре 2003 года на заседании Общественного Совета рассматривались вопросы соблюдения прав граждан при организации военного призыва на территории Пермской области. Так, в ходе обсуждения был отмечен ряд недостатков в организации призывной кампании. По результатам обсуждения Уполномоченным были направлены обращения в адрес главы г. Перми, командующего войсками Приволжско-уральского военного округа, заместителя губернатора Пермской области, Военного прокурора Пермского гарнизона, а также прокурора Пермской области с указанием отмеченных членами Совета недостатков.
По данным отчетов руководителей общественных приемных в 2003 году было рассмотрено 1029 обращений; из них дано разъяснений и консультаций - 844; составлено документов и направлено в различные учреждения - 543, из них удовлетворено - 154. При этом наибольшее число жалоб поступило по трудовым вопросам, затем, в порядке убывания, - по вопросам судопроизводства, жилищным проблемам и проблемам ЖКХ, вопросам социально-медицинского обеспечения, а также поступали жалобы на действия органов МВД и прокуратуры.

2. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ С СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА

2.1. ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

Следует отметить, что в Пермской области в 2003 году, по данным комитета статистики, демографическая ситуация характеризовалась небольшим повышением уровня рождаемости при сохранении процесса естественной убыли населения, что повлияло на снижение общего числа жителей Пермской области.
Причинная структура смертности населения области существенно не изменилась. По-прежнему на первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором месте - смертность от несчастных случаев, отравлений и травм, на третьем - от новообразований.
По информации комитета статистики, "реальные денежные доходы населения области за 2003 год увеличились по сравнению с предыдущим годом на 9,8%. Начисленная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в ноябре 2003 года увеличилась на 9,3% по отношению к декабрю 2002 года.
Среди отраслей экономики высоким уровнем оплаты выделяются финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение, где начисленная средняя заработная плата (без выплат социального характера) составила в ноябре 2003 года 11925,3 рубля (в 2,1 раза больше средней по области).
Вместе с тем, заработки работников сельского хозяйства были ниже областного уровня в 2,3 раза. В бюджетных отраслях экономики самая низкая заработная плата в ноябре 2003 года была зафиксирована у работников культуры и искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. По сравнению со средней заработной платой по области разрыв составил 1,5-1,8 раза" <1>.

--------------------------------


<1> Отчет Пермского областного комитета государственной статистики. .

Также, как следует из информации комитета статистики, "за 2003 год уровень инфляции в области составил 14,56%, в том числе на продовольственные товары -12,98%, непродовольственные товары - 11,47%, платные услуги, оказываемые населению, - 25,82%.
Услуги пассажирского транспорта выросли на 7,6%, услуги связи - на 19,47%. Существенно выросла стоимость жилищно-коммунальных услуг (40,09%), в том числе жилищные - на 55,47%, коммунальные - на 34,93%.
В IV квартале 2003 года величина прожиточного минимума составила 2267 рублей в месяц, в том числе для трудоспособного населения - 2464 рубля, пенсионеров - 1683 рубля, детей - 2239 рублей. По оценке, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума, составила 20,9% от общей численности населения" <2>.

--------------------------------


<2> Отчет Пермского областного комитета государственной статистики, .

Таким образом, в 2003 году инфляция значительно превышала рост реальных денежных доходов населения, в результате чего значительное число жителей Пермской области не в состоянии обеспечить свои минимальные потребности.
Примечателен тот факт, что, по информации комитета социальной защиты населения Пермской области, "около 1000 семей в 2003 году были охвачены новыми технологиями адресной помощи. 100 тысяч остро нуждающихся семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и неспособных самостоятельно преодолеть ее, получили адресные выплаты на сумму 66,5 млн. руб. Размеры адресной помощи повысились в 2-3 раза и составили около 1000 руб. в месяц" <3>.

--------------------------------


<3> Письмо комитета социальной защиты населения Пермской области от 30.01.2004 № 35-14-294.

Право граждан на государственную защиту
Всеобщая декларация прав человека
Ст. 7.
Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона.
Конституция Российской Федерации:
Ст. 45.
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Ст. 52.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Как и в предыдущем году, в Пермской области остается острой проблема обеспечения гарантий защиты прав человека и гражданина правоохранительными органами. Примером этого являются статистические данные, поступившие из ГУВД Пермской области.
Как следует из информации ГУВД, "в 2003 году в Прикамье было зарегистрировано 83781 преступление, что на 18,3% больше, чем за 2002 год. Следует отметить, что в общей структуре преступлений на 8,3% сократилось число тяжких и особо тяжких преступлений, удельный вес которых в общей массе составляет 42,9% (2002 год: удельный вес - 55,4%). Зарегистрировано на 5% меньше преступлений против личности. В результате преступных деяний погиб 1851 человек, что на 17 меньше, чем в 2002 году" <1>.

--------------------------------


<1> Справка о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Пермской области за 12 месяцев 2003 года от 16.01.2004 № 18/35.

По информации прокуратуры Пермской области, "по уровню преступности Пермская область занимает первое место в округе и 4-е место в России. Раскрываемость преступлений снизилась и составила всего 44,2%". Кроме того, что в области высокий уровень зарегистрированных преступлений, за 2003 год прокурорами выявлено и поставлено на учет 2165 преступлений, укрытых от регистрации. За ненадлежащую организацию надзора по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины привлечено к ответственности 8 прокуроров и их заместителей. По фактам укрытия преступлений от учета возбуждено 12 уголовных дел" <2>.

--------------------------------


<2> Справка прокуратуры Пермской области "О состоянии законности и преступности в Пермской области за 2003 год" от 29.01.2004 № 135.

Что касается лиц, совершивших преступления, то статистика по Пермской области выглядит следующим образом: "за год выявлено данных лиц на 9,5% меньше; 38,5% из тех, кто совершил преступления, находились в состоянии алкогольного опьянения (рост за год на 2,8%). Остается по-прежнему высоким число граждан, совершивших преступления и не имеющих постоянного источника дохода, это 14,5 тыс. человек. Они составляют 49% (рост за год на 5%). Высокий удельный вес лиц, совершивших преступления повторно, - 34,7%" <1>.

--------------------------------


<1> Справка о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Пермской области за 12 месяцев 2003 года от 16.01.2004 № 18/35.

Одной из причин роста преступности можно назвать наличие в области 27 колоний, в которых содержится более 20 тыс. заключенных, многие из которых после освобождения остаются на территории области. "В результате этого растет количество ранее судимых среди лиц, совершивших преступления (с 27% в 2002 году до 28% в 2003 году). Статистические данные свидетельствуют о том, что также одной из причин преступности, характерных для области, является алкоголизация общества. В 2003 году 12585 преступлений совершено лицами, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе" <2>.

--------------------------------


<2> Справка о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Пермской области за 12 месяцев 2003 года от 16.01.2004 № 18/35.

Кроме того, граждане, злоупотребляющие алкоголем, нередко сами становятся жертвами преступников. В связи с этим вызывает тревогу ситуация, связанная с сокращением медвытрезвителей. В настоящее время не работают медвытрезвители в Дзержинском, Мотовилихинском и Индустриальном районах г. Перми, гг. Кизеле, Губахе (данные ГУВД Пермской области).
Как сообщили в Главном управлении внутренних дел, "за 12 месяцев 2003 года увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на 8,3% и составило 23832. При этом 44,5% составляют преступления с целью сбыта наркотиков (рост за год на 25,3%)".
Помимо роста числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, на 10,5% произошел рост преступлений на улицах, по итогам 2003 года в общественных местах рост преступлений составил 15,9% от общего числа преступлений (10021 преступление), в структуре уличной преступности преобладают грабежи (51%) и разбои (10%) <3>.

--------------------------------


<3> Справка о результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Пермской области за 12 месяцев 2003 года от 16.01.2004 № 18/35.

Приведенная статистика свидетельствует о необходимости усиления борьбы с преступностью, проведения работы по укреплению общественного порядка и безопасности граждан на улицах и в других общественных местах. На рост уличной преступности, безусловно, влияет и тяжелая ситуация, связанная с кадровым обеспечением патрульно-визовой службы. По сведениям ГУВД, штатная численность ППС - 1327 сотрудников, что составляет всего 38,3% от утвержденных норм.

  1. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (3)

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  2. Страницы истории зауральской полиции гаврилов юрий Георгиевич, советник начальника умвд россии по Курганской области по работе с ветеранскими организациями

    Документ
    Более 200 лет полиция, затем милиция, а теперь и снова полиция стоит на страже Закона. Менялись эпохи развития нашего государства, менялись функции и обязанности милиции.
  3. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.
  4. Реферат срок выполнения

    Реферат
    Ключевые слова и словосочетания: государство; власть; институты власти и бизнеса ЦФО; экономическая политика государства; развитие предпринимательства; взаимоотношение государственных структур и бизнес-сообщества в Центральной России;
  5. Выполнение международного пакта об экономических (2)

    Документ
    * Третий периодический доклад о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта (E/1994/104/Add.8), был рассмотрен Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам на его шестнадцатой сессии в 1997 году (см.
  6. Федерации Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (2)

    Документ
    «Кулацкая операция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.: 1938-1941 гг. Второй этап репрессий. Завершение Большого террора и восстановление «социалистической законности»
  7. Федерации Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» (1)

    Документ
    «Через трупы врага на благо народа». «Кулацкая опера-4-56 ция» в Украинской ССР 1937-1941 гг.: в 2 т. Т. 1: 1937 г. Под­готовка приказа № 00447, первый этап «кулацкой операции» /
  8. Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы паспорт программы

    Программа
    Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», Указ Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г.
  9. Приказ от 25 января 2010 г. N 16 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта России от 6 ноября 2009 г. N198» Соглашение о сотрудничестве Муниципального Совета муниципального

    Документ
    Данный Информационный сборник подготовлен в Правовом департаменте Аппарата ФНПР с учетом законодательства субъектов Российской Федерации, правоприменительной практики членских организаций,
  10. Задачи 3 Основные параметры и использованные методы проекта 3 > 3 Опрос экспертов 3 > 3 Анализ документов 4 > 3 Контент-анализ сми 5 Общая характеристика региона 7

    Реферат
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии

Другие похожие документы..