Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по специальности 050602. 65 Изобразительное искусство

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Председатель аттестационной комиссии

директор института культуры___________Е.А. Каюмова

«____» ____________________2010 г.

ПРОГРАММА

аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы

по специальности

050602.65 Изобразительное искусство

Томск 2010

Пояснительная записка

Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство».

Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство» включает требования к уровню подготовки поступающего, описание процедуры проведения аттестационных испытаний, задания для аттестационных испытаний, списки рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), критерии оценки знаний и умений поступающего.

В соответствии с «Правилами приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» в 2010 году» на второй и последующие курсы принимаются лица, имеющие диплом государственного образца о неполном высшем образовании, академическую справку установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании или документ государственного образца о высшем профессиональном образовании различных ступеней.

Требования к уровню подготовки лица,

поступающего на второй и последующие курсы

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство», поступающий на второй и последующие курсы должен обладать рядом профессиональных компетенций, уровень освоения которых оценивается в зависимости от ступени предыдущего образования. Согласно ГОС ВПО, специалист данного профиля должен:

владеть системами знаний по теории и истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в контексте мировой, отечественной, региональной, этнонациональной культуры;

знать историческое развитие и теоретические основы искусства рисунка, живописи, архитектуры; историю развития композиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, становление композиции как учебного предмета и теоретические основы композиции;

понимать особенности визуального художественного образа, знать и чувствовать процессы его создания, владеть умениями адекватной оценки произведений искусства;

знать мировой и отечественный опыт эстетического воспитания и художественного образования;

владеть знаниями первоисточников искусствоведческой, эстетической и методической литературы;

знать специфику художественного краеведения; уметь организовать краеведческую и экскурсионную работу с учащимися по изучению культуры и искусства края;

уметь рисовать, писать акварелью, маслом и работать другими художественными материалами с натуры, по памяти, представлению, воображению, сочинять графические, живописные, декоративно-прикладные и оформительские композиции, владеть несколькими графическими материалами, техниками, приемами и средствами, несколькими техниками декоративно-прикладного и художественно-оформительского искусства, техникой лепки, несколькими художественными шрифтами; уметь разрабатывать дизайн интерьера учебных кабинетов, актовых залов школ, училищ, вузов, клубов, библиотек, детских садов, экстерьеров пришкольных участков, детских игровых и спортивных площадок и осуществлять это в материале; владеть графическим языком как средством общечеловеческого общения по предметам специальности;

владеть ручным и машинным способом передачи информации о предметном мире;

владеть умениями оценки программ и методик преподавания искусства; использовать передовой педагогический опыт, анализировать и оценивать новейшие технологии обучения; уметь создать авторский методический фонд, включающий литературу по искусству, картотеку, наглядные пособия, иллюстративные средства; уметь использовать технические аудиовизуальные средства обучения;

знать государственный общеобразовательный стандарт школы;

уметь модифицировать содержание вариативного и регионального художественного образования и народной культуры;

вести самостоятельную художественно-творческую деятельность в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел;

уметь строить и оформлять экспозицию произведений искусства.

При приеме на подготовку на 2-ой и последующие курсыпо специальности 050602.65 «Изобразительное искусство» с целью определения творческих способностей поступающего, его практических навыков в области изобразительной деятельности, степени освоения поступающим основной образовательной программы по специальности, высшее учебное заведение проводит аттестационное испытание профессиональной направленности (просмотр) и собеседование.

Процедура проведения аттестационных испытаний

Аттестационные испытания состоят из двух этапов, суммарно за которые поступающий может получить 150 баллов.

На первом этапе поступающий демонстрирует аттестационной комиссии свои творческие работы - 10 - 15 работ (рисунок - не менее трех работ, живопись - не менее трех работ, композиция - не менее трех работ).

Аттестационная комиссия проводит просмотр по трем дисциплинам одновременно (рисунок, живопись, композиция). Поступающий имеет возможность набрать максимально 100 баллов (по 30 баллов за рисунок и живопись, 40 баллов за композицию).

На втором этапе лица, поступающие на 2-5 курсы, проходят собеседование. Максимальная оценка за собеседование — 50 баллов.

Аттестационной комиссией рекомендуются к зачислению лица, наиболее успешно проявившие себя в целом.

  1. Темы собеседования для поступающих на второй курс

  1. Природа и сущность искусства. Функции искусства. Виды и жанры.

  2. Первобытное искусство.

  3. Искусство Древнего мира.

  4. Искусство Западного Средневековья.

  5. Искусство эпохи Возрождения XIV-XVI вв. (Проторенессанс, Раннее и Высокое Возрождение).

  6. Применение правил перспективы в изобразительном искусстве.

  7. Графические материалы.

  8. Живописные средства.

  9. Линейная и воздушная перспектива.

  10. Понятие «живопись». Задачи реалистической живописи.

  11. Природа цвета. Цветовой спектр.

  12. Понятие «композиция». Историческое развитие искусства композиции в изобразительном искусстве.

  13. Теоретические основы композиции.

  14. Сущность метода проецирования. Основные законы ортогонального проецирования.

Темы собеседования для поступающих на третий курс

  1. Искусство средневекового Востока (Индия, Китай, Япония).

  2. Художественная культура Византии.

  3. Древнерусское искусство.

  4. Искусство Западной Европы XVII века. Сложение национальных школ живописи.

  5. Цветовая гамма.

  6. Колорит — важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи.

  7. Закономерности композиции.

  8. Законы, правила, приемы, художественно-выразительные средства композиции.

  9. Художественно-выразительные средства скульптуры.

  10. Строение человеческого скелета, мышечной системы и пропорций человеческой фигуры.

  11. Основные принципы лепки различных видов рельефа и круглой скульптуры.

  12. Декоративное искусство: истоки, основные термины, понятия. Виды и специфика декоративного искусства.

  13. Народные художественные промыслы.

  14. Текстура и фактура в декоративном искусстве.

  15. Орнамент.

  16. Художественная обработка дерева.

  17. Художественная роспись по дереву.

  18. Аксонометрия. Технический рисунок.

Темы собеседования для поступающих на четвертый курс

  1. Искусство Западной Европы XVIII века. Эпоха просвещения.

  2. Искусство стран Западной Европы в XIX веке. Классицизм, ампир, реализм.

  3. Русская культура и искусство в XVIII веке.

  4. Русское искусство первой половины XIX века.

  5. Русское искусство второй половины XIX века.

  6. Русское искусство конца XIX — начала XX века.

  7. Методы обучения рисованию в Древнем Египте, Древней Греции, в Древнем Риме.

  8. Рисование в средние века.

  9. Методы преподавания изобразительного искусства в эпоху Возрождения.

  10. Художественное образование в XVI-XIX века.

  11. Художественное образование в годы советской власти.

  12. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах XX века.

  13. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе.

  14. Предмет и задачи методики обучения черчению как науки.

  15. Технология и техника рисования.

  16. Суть понятий художественный образ, идея, тема, сюжет, мотив в произведениях искусства.

  17. Художественное оформление текстильных изделий.

  18. Художественная обработка бумаги.

  19. Композиция графического рисунка костюма.

  20. Стекло в декоративных изделиях. Декоративные изделия из металла.

  21. Формальная композиция.

Темы собеседования для поступающих на пятый курс

  1. Искусство западной Европы конца XIX — начала XX века.

  2. Основные этапы формирования художественной культуры XX века. Модернизм.

  3. Тенденции развития современного мирового искусства. Основные направления современного искусства.

  4. Советское искусство 1917-1987 гг. Искусство Сибири. Художественная жизнь Томска.

  5. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

  6. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках.

  7. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

  8. Методика проведения занятий по изобразительному искусству.

  9. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников.

  10. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база.

  11. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.

  12. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

  13. Технология и техника рисования.

  14. Научно-теоретические и методические основы рисунка.

  1. Портретный жанр, как форма отражения внутреннего мира человека, его характерные особенности.

  2. Технология живописи и живописных материалов.

  3. Техники живописи.

  4. Единство содержания и формы в произведениях искусства.

  5. Керамика как вид художественного творчества.

  6. Законы оформления материала.

Критерии оценки практических знаний и умений

Критерии оценки основных умений и навыков лица, поступающего на второй и последующие курсы применяются в зависимости от курса, на который претендует поступающий, по мере усложнения освоенных приемов и навыков от 2 года обучения к пятому:

  1. Решение композиции: как организована плоскость листа, как согласованны между собой все компоненты, как выражена общая идея и содержание.

  2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности, умение подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка передача пропорций. Проверяется качество передачи индивидуальных черт предмета.

  3. Качество конструктивного построения: как выдержана конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.

  4. Перспектива: использование основных законов перспективы при построении изображения, передача явлений линейной и воздушной перспективы.

  5. Передача объема: использование изобразительных средств рисунка, живописи для передачи объема предметов; законы светотени, передача света, тени, полутени, рефлекс на предметах, объемно-пластическая выразительность изображения.

  6. Владение техникой пользования карандашом, кистью, использование штриха, мазка в построении изображения, выразительность линии, штриха, мазка.

  7. Общее впечатление от работы.

Рисунок, живопись:

0 - 10 баллов – допущены ошибки в организации листа. Нарушены пропорции и формы предмета. Не выдержана конструктивная основа формы, не связаны детали предмета между собой и с общей формой. Допущены ошибки при построении изображения, передаче явлений линейной и воздушной перспективы. Слабо усвоены законы светотени, неправильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, слабая объемно-пластическая выразительность изображения. Слабо использован штрих в построении изображения, нет выразительности линии, штриха. Слабое общее впечатление от работы. Невысокие возможности (способности) поступающего, его успеха, его вкус.

11 - 20 баллов - Есть ошибки в организации листа. Средняя степень сходства изображения с предметами реальной действительности, правильно подмечены и переданы в изображении наиболее характерные формы. Передача пропорций формы тесно связана с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. В целом выдержана конструктивная основа формы, связаны детали предмета между собой и с общей формой, с допущением незначительных ошибок. Используются основные законы перспективы при построении изображения, переданы явления линейной и воздушной перспективы с незначительными ошибками. Использованы изобразительные средства рисунка для передачи объема предметов, хорошо усвоены законы светотени, правильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, хорошо передана объемно-пластическая выразительность изображения. Выразительность линии, штриха с небольшими ошибками.

21-30 баллов – Плоскость листа организована хорошо. Высокая степень сходства изображения с предметами реальной действительности, подмечены и переданы в изображении наиболее характерные формы. Передача пропорций формы тесно связана с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. Высокое качество передачи индивидуальных черт предмета. Отлично выдержана конструктивная основа формы, связаны детали предмета между собой и с общей формой. В совершенстве используются основные законы перспективы при построении изображения, отлично переданы явления линейной и воздушной перспективы. Отлично используются изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, в совершенстве усвоены законы светотени, правильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, отлично передана объемно-пластическая выразительность изображения. Поступающий прекрасно пользуется карандашом, кистью, в совершенстве использует штрих, мазок в построении изображения, высока выразительность линии, штриха, мазка. Отличное общее впечатление от работы.

Композиция:

0-10 баллов - Допущены ошибки в организации листа. Нарушены пропорции и формы предмета. Не выдержана конструктивная основа формы, не связаны детали предмета между собой и с общей формой. Допущены ошибки при построении изображения, передаче явлений линейной и воздушной перспективы. Слабо усвоены законы светотени, неправильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, слабая объемно-пластическая выразительность изображения. Поступающий слабо использует штрих в построении изображения, нет выразительности линии, штриха. Слабое общее впечатление от работы. Невысокие возможности (способности) поступающего, его успеха, его вкус.

11-20 баллов - Есть ошибки в организации листа. Средняя степень сходства изображения с предметами реальной действительности, правильно подмечены и переданы в изображении наиболее характерные формы. Передача пропорций формы тесно связана с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. В целом выдержана конструктивная основа формы, связаны детали предмета между собой и с общей формой, с допущением незначительных ошибок. Используются основные законы перспективы при построении изображения, переданы явления линейной и воздушной перспективы с незначительными ошибками. Использованы изобразительные средства рисунка для передачи объема предметов, хорошо усвоены законы светотени, правильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, хорошо передана объемно-пластическая выразительность изображения. Выразительность линии, штриха с небольшими ошибками.

21-30 баллов – Незначительные ошибки в организации листа. Небольшие неточности в пропорции формы предмета. Хорошая выразительность линии, штриха. Хорошее общее впечатление от работы.

31-40 баллов – Плоскость листа организована хорошо. Высокая степень сходства изображения с предметами реальной действительности, подмечены и переданы в изображении наиболее характерные формы. Передача пропорций формы тесно связана с пропорциями предмета, с пропорциональным отношением частей к целому. Высокое качество передачи индивидуальных черт предмета. Отлично выдержана конструктивная основа формы, связаны детали предмета между собой и с общей формой. В совершенстве использованы основные законы перспективы при построении изображения, отлично переданы явления линейной и воздушной перспективы. Отлично использованы изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, в совершенстве усвоены законы светотени, правильно переданы свет, тень, полутень, рефлекс на предметах, отлично передана объемно-пластическая выразительность изображения. Поступающий прекрасно пользуется карандашом, кистью, в совершенстве использует штрих, мазок в построении изображения, высока выразительность линии, штриха, мазка. Отличное общее впечатление от работы.

Критерии оценки ответов на собеседовании

0-24 балла – в ответе на вопрос поступающий неверно понимает существо вопро­са, допускает фактические ошибки при ответе, не владеет умением логичного построения своего высказывания;

25-35 баллов - раскрыты основные аспекты вопроса, но при этом демонстрируются поверхностные знания, материал излагается грамотно и доходчиво;

36-50 баллов – поступающий верно и глубоко понимает суть вопроса, эрудирован, демонстрирует высокую культуру общения, готовность к обучению по выбранной специальности, способен аргументировать собствен­ную точку зрения.

Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для специального профессионального образования / С. Е. Беляева, Е. А. Розанов. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 234 с.

  2. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа : учебное пособие для вузов / Н. П. Бесчастнов. - М. : Владос, 2005. - 300 с.

  3. Визер, В. В. Живописная грамота: система цвета в изобразительном искусстве / В. В. Визер. - СПб. : Питер, 2006. - 191 с.

  4. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей : Учебное пособие для вузов / Р. А. Гильман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 159 с.

  5. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция :учебное пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144 с.

  6. Лушнников, Б. В. Рисунок. Портрет : учебное пособие для вузов / Б. В. Лушников. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 141 с.

  7. Макарова, М. Н. Перспектива : учебник для вузов / М. Н. Макарова. - М. : Академический Проспект, 2006. - 477 с.

  8. Паранюшкин, Р. В. Техника рисунка : учебное пособие для художественных специальностей / Р. В. Паранюшкин. - Изд. 2-е, Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 186 с.

  9. Сараева, Г. П. Графика : учебное пособие. В 2х частях / Г. П.Сараева.- Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 99 с.

  10. Сараева, Г. П. Графика. Начертательная геометрия и черчение : методические указания / Г. П.Сараева. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. -43 с.

  11. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учебное пособие для вузов / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 364 с.

  12. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства : в 2 т. : учебник для педвузов : / Н. М. Сокольникова. - М. : Академия, 2007. Т. 2. - 206 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алленова, Е. М. Живопись и скульптура / Е. М. Алленова, Е. Н. Евстратова. - М. : СЛОВО, 2002. - 93 с.

  2. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В. Аранова. - СПб. : Каро, 2004. - 173 с.

  3. Гаррисон, Х. Рисунок и живопись. Полный курс : материалы - техника - методы / Х. Гаррисон. - М. : Эксмо, 2007. - 252 с.

  4. Константинова, С. С. Техники изобразительного искусства : конспект лекций / С. С. Константинова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 173 с.

  5. Ли, Н. Г. Основы учебного академического рисунка : учебник для вузов / Н. Г. Ли. - М. : Эксмо, 2007. - 478 с.

  6. Макарова, М. Н. Практическая перспектива: учебное пособие для вузов / М. Н. Макарова. - М. : Академический Проект, 2005. - 398 с.

  7. Никодеми, Г. Б. Рисунок. Акварель и темпера / Г. Б. Никодеми. - М. : Эксмо, 2005. - 110 с.

  8. Павлова, А. А. Методика обучения черчению и графике : Учебно-методическое пособие / А. А. Павлова, С. В. Жуков. - М. : Владос, 2004. - 95 с.

  9. Самолюк, Н. Г. Художественно-декоративное искусство. Работа с текстильными материалами: методические указания / Н. Г. Самолюк. - Томск : издательство ТГПУ, 2005. - 414 с.

  10. Чекмарев, А. А. Задачи и задания по инженерной графике : учебное пособие для вузов / А. А. Чекмарев. - М. : Академия, 2008. - 123 с.

  11. Чиварди, Дж. Рисунок. Пейзаж : методы, техника, композиция / Дж. Чиварди. - М. : Эксмо, 2006. - 64 с.

  12. Шембель, А. Ф. Основы рисунка : учебник для профессиональных учебных заведений / А. Ф. Шембель. - М. : Высшая школа, 1994. - 158 с.

  13. Яковлева, Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства : учебно-методическое пособие для художественно-педагогических вузов / Н. А. Яковлева. - М. : Высшая школа, 2004. - 318 с.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство».

Программу составил:

Председатель приемной предметной комиссии

по специальности «Изобразительное искусство»,

Заслуженных художник России,

профессор кафедры художественного образования _______________ С.П. Лазарев

Программа аттестационных испытаний утверждена на заседании кафедры художественного образования протокол № 14 от 16 июня 2010 г.

Зав. кафедрой художественного образования __________________ П.Л. Волк

Программа вступительного экзамена одобрена методической комиссией ИК ТГПУ.

Председатель методической комиссии ИК ____________________ О.А. Батурина

Программа вступительного экзамена одобрена Ученым советом ИК ТГПУ

Председатель ученого совета ИК, директор ___________________ Е.А. Каюмова

Согласовано:

Проректор по НОУД ___________________ О.А. Швабауэр

Проректор по УВР ___________________ А.Ю. Михайличенко

  1. Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по специальности 050602. 65 Изобразительное искусство (2)

    Программа
    Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального
  2. Программа аттестационных испытаний для поступающих на второй и последующие курсы по специальности 050602. 65 Изобразительное искусство (3)

    Программа
    Программа аттестационных испытаний для поступающих на 2-ой и последующие курсы по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  3. Положение о вступительных и аттестационных испытаниях для поступающих в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» в 2010 году

    Документ
    Положение о вступительных и аттестационных испытаниях для поступающих в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» в 2010 году
  4. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (1)

    Документ
    Россия переходит на пути развития, предполагающие высокую соревнова-тельность во всех сферах жизни. Активное вхождение страны в деятельность мирового сообщества формирует потребность в специалистах нового уровня.
  5. Администрации волгоградской области для поступающих в учреждения (2)

    Документ
    Важную роль в решении этих задач играет образование. Оно не только определяет потенциал общественного развития, но и открывает возможности самореализации каждого человека.
  6. Справочник для поступающих в учреждения

    Интернет справочник
    Куда пойти учиться?: Справочник для поступающих в учреждения начального, среднего, высшего профессионального образования Новгородской области / В.Н. Аверкин, О.
  7. Правила приема в Алтайскую государственную академию образования имени В. М. Шукшина в 2010 году

    Правила приёма
    - с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст.
  8. Порядок приема граждан в Московский государственный областной университет на 2011/2012 учебный год.

    Документ
    Настоящий Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие, абитуриенты) в Московский государственный областной университет (далее МГОУ, университет, вуз) и его филиалы для обучения по
  9. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание

Другие похожие документы..