Лекция 11. Технология создания программного обеспечения. Rational Unified Process (rup)

Лекция 11. Технология создания программного обеспечения. Rational Unified Process (RUP)

Основные определения:

Технология создания ПО (ТС ПО) – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных технологических процессов в рамках ЖЦ ПО.

Технологический процесс – это совокупность взаимосвязанных технологических операций.

Технологическая операция – это основная единица работы, выполняемая определенной ролью, которая:

  • подразумевает четко определенную ответственность роли;

  • дает четко определенный результат (набор рабочих продуктов), базирующийся на определенных исходных данных (другом наборе рабочих продуктов);

  • представляет собой единицу работы с жестко определенными границами, которые устанавливаются при планировании проекта.

Рабочий продукт – информационная или материальная сущность, которая создается, модифицируется или используется в некоторой технологической операции (модель, документ, код, тест и т.п.).

Роль – определение поведения и обязанностей отдельного лица или группы лиц в среде организации-разработчика ПО, осуществляющих деятельность в рамках некоторого технологического процесса и ответственных за определенные рабочие продукты.

Руководство – практическое руководство по выполнению одной или совокупности технологических операций. Руководства включают методические материалы, инструкции, нормативы, стандарты и критерии оценки качества рабочих продуктов.

И
нструментальное средство
(CASE-средство) – программное средство, обеспечивающее автоматизированную поддержку деятельности, выполняемой в рамках технологических операций.

Основным требованием, предъявляемым к современным ТС ПО, является их соответствие стандартам жизненного цикла (ЖЦ) ПО и оценкой технологической зрелости организаций-разработчиков (ISO 12207, ISO 9000, CMM и др.). Согласно этим нормативам, ТС ПО должна поддерживать полный набор процессов ЖЦ, к которым относятся:

  • управление требованиями;

  • анализ и проектирование ПО;

  • разработка ПО;

  • эксплуатация;

  • сопровождение;

  • документирование;

  • управление конфигурацией и изменениями;

  • тестирование;

  • управление проектом.

Полнота поддержки процессов ЖЦ ПО должна поддерживаться комплексом инструментальных средств (CASE-средств). Также есть ряд других требований:

  • адаптируемость к условиям применения;

  • поддержка поставщика;

  • простота использования;

  • удовлетворительные стоимостные характеристики.

В качестве примера ТС ПО рассмотрим Rational Unified Process (RUP).

R
UP является развитием процесса разработки, принятого в компании Ericsson в 70-х–80-х годах XX века. Эта модель была создана Джекобсоном (Ivar Jacobson), впоследствии, в 1987, основавшим собственную компанию Objectory AB именно для развития технологического процесса разработки ПО как отдельного продукта, который можно было бы переносить в другие организации. После вливания Objectory в Rational в 1995 разработки Джекобсона были интегрированы с работами Ройса (Walker Royce), Крачтена (Philippe Kruchten) и Буча (Grady Booch), а также с развивавшимся параллельно универсальным языком моделирования (Unified Modeling Language, UML).

RUP в значительной степени соответствует указанным выше требованиям. Ее основными принципами являются:

  • Раннее определение рисков и выработка ответных мер. В начале каждой стадии ЖЦ составляется список рисков (примеры: неосвоенная СП, интеграция с унаследованным кодом, орг. проблемы). По каждому риску из списка составляется перечень ответных мер. RUP учитывает изменчивость рисков – на разных этапах проекта списки рисков разные.

  • Выполнение требований заказчиков. Требования описываются вариантами использования. Варианты использования – это отправная точка создания для модели анализа и проектной модели. Планирование и управление проектом ведется на основе вариантов использования. Варианты использования являются «сырьем» для тестов и пользовательской документации.

  • Концентрация на работающем коде. Прогресс проекта оценивается по тому, какая часть системы готова и работает. Практика – лучший критерий проверки правильности того или иного решения. Все рабочие продукты проекта за исключением работающего кода являются вспомогательными, поэтому не следует слепо их создавать лишь из-за того, что они указаны в руководствах по RUP.

  • Готовность к изменениям с самого начала проекта и управление ими. Система слишком сложна, чтобы с самого начала получить верное и окончательное проектное решение. Изменения позволяют улучшать принятые решения. Итеративный процесс позволяет исправлять дефекты, допущенные на ранних итерациях. Стоимость изменений в ходе проекта увеличивается. Управление изменениями позволяет уложиться в бюджет и сроки.

  • Сборка системы из компонентов. Компонентная архитектура позволяет воспользоваться преимуществами инкапсуляции: повышает модифицируемость системы и возможности повторного использования ее частей. Стоимость разработки системы может быть снижена за счет использования компонентных платформ (J2EE, .NET).

  • Визуальное моделирование. Графические модели более наглядны, удобны чем тексты на естественных и формальных языках. UML – стандартный язык, так что модели понятны большой аудитории (состоящей не только из людей, но и из CASE-средств), по той же причине имеется больше возможностей для повторного использования моделей.

  • Обеспечение качества в течение всего ЖЦ. Используется упреждающее тестирование, лозунг которого: «Тесты раньше программ!» Регрессионное тестирование и первоочередная реализация приоритетных вариантов использования обеспечивают надежность ключевой функциональности системы. Качество создается в течение всего жизненного цикла за счет того, что все рабочие продукты критически оцениваются при рецензировании.

На рисунке показано общее представление RUP в двух измерениях («диаграмма с горбами»):

  • горизонтальное измерение представляет время, отражает динамические аспекты процессов и оперирует такими понятиями, как стадии, итерации и контрольные точки;

  • вертикальное измерение отражает статические аспекты процессов и оперирует такими понятиями, как виды деятельности, рабочие продукты, исполнители и дисциплины;

  • высота «горбов» в каждой точке проекта показывает интенсивность работ, выполняемых в рамках того или иного процесса ЖЦ.

Динамический аспект

Согласно технологии RUP, ЖЦ ПО разбивается на отдельные циклы, в каждом из которых создается новое поколение продукта. Каждый цикл, в свою очередь, разбивается на четыре последовательные стадии:

начальная стадия (inception);

стадия разработки (elaboration);

стадия конструирования (construction);

стадия ввода в действие (transition).

Р
ис. Общее представление RUP

Каждая стадия завершается в четко определенной контрольной точке (milestone). В этот момент времени должны достигаться важные результаты и приниматься критически важные решения о дальнейшей разработке.

Первыми двумя стадиями являются начальная стадия проекта и разработка. Во время начальной стадии вырабатывается бизнес-план проекта, определяется, сколько приблизительно он будет стоить и какой доход принесет. Определяются также границы проекта, и выполняется некоторый начальный анализ для оценки размеров проекта.

Результатами начальной стадии являются:

  • общее описание системы: основные требования к проекту, его характеристики и ограничения;

  • начальная модель вариантов использования (степень готовности - 10-20%);

  • начальный проектный глоссарий (словарь терминов);

  • начальный бизнес-план;

  • план проекта, отражающий стадии и итерации;

  • один или несколько прототипов.

На стадии разработки выявляются более детальные требования к системе, выполняется высокоуровневый анализ предметной области и проектирование для построения базовой архитектуры системы, создается план конструирования и устраняются наиболее рискованные элементы проекта.

Результатами стадии разработки являются:

  • модель вариантов использования (завершенная по крайней мере на 80%), определяющая функциональные требования к системе;

  • перечень дополнительных требований, включая требования нефункционального характера и требования, не связанные с конкретными вариантами использования;

  • описание базовой архитектуры будущей системы;

  • работающий прототип;

  • уточненный бизнес-план;

  • план разработки всего проекта, отражающий итерации и критерии оценки для каждой итерации.

Стадия разработки занимает около пятой части общей продолжительности проекта.

RUP представляет собой итерационный и пошаговый процесс разработки, в котором программное обеспечение разрабатывается и реализуется по частям. На стадии конструирования построение системы выполняется путем серии итераций. Каждая итерация является своего рода мини-проектом. На каждой итерации для конкретных вариантов использования выполняются анализ, проектирование, кодирование, тестирование и интеграция («мини-каскад»). Итерация завершается демонстрацией результатов пользователям и выполнением системных тестов для контроля корректности реализации вариантов использования.

При итеративной разработке на каждой итерации выполняются все процессы, что позволяет оперативно справляться со всеми возникающими проблемами. Итерации на стадии конструирования являются одновременно инкрементными и повторяющимися. В конце каждой итерации должна выполняться полная интеграция. С другой стороны, интеграция может и должна выполняться еще чаще. Приложения следует интегрировать после выполнения каждой сколько-нибудь значительной части работы. Во время каждой интеграции должен выполняться полный набор тестов.

Главная особенность итерационной разработки заключается в том, что она жестко ограничена временными рамками, и сдвигать сроки недопустимо. Смысл таких ограничений – поддерживать строгую дисциплину разработки и не допускать переноса сроков.

Результатом стадии конструирования является продукт (бета-версия), готовый к передаче конечным пользователям. Как минимум, он содержит следующее:

  • ПО, интегрированное на требуемых платформах;

  • руководства пользователя;

  • описание текущей реализации.

Назначением стадии ввода в действие является доводка бета-версии и передача готового продукта в распоряжение пользователей. Данная стадия включает:

  • бета-тестирование, позволяющее убедиться, что новая система соответствует ожиданиям пользователей;

  • параллельное функционирование с существующей (legacy) системой, которая подлежит постепенной замене;

  • конвертирование баз данных;

  • оптимизацию производительности;

  • обучение пользователей и специалистов службы сопровождения.

На стадии ввода в действие продукт не дополняется никакой новой функциональностью (кроме самого необходимого минимума). Во время нее только вылавливаются ошибки, шлифуется качество.

Статический аспект

Статический аспект RUP представлен четырьмя основными элементами:

  • роли;

  • виды работ;

  • рабочие продукты;

  • дисциплины (процессы).

Понятие «роль» (role) определяет поведение и ответственность личности или группы личностей, составляющих проектную команду. Одна личность может играть в проекте много различных ролей.

Видом работы конкретного исполнителя понимается элементарная работа – технологическая опреация, выполняемая им.

Дисциплина (discipline) соответствует понятию технологического процесса (или процесса ЖЦ) и представляет собой последовательность работ, приводящую к получению значимого результата.

В рамках RUP определены шесть основных дисциплин:

  • построение бизнес-моделей;

  • определение требований;

  • анализ и проектирование;

  • реализация;

  • тестирование;

  • развертывание;

и три вспомогательных:

  • управление конфигурацией и изменениями;

  • управление проектом;

  • создание инфраструктуры.

Можно видеть, что процессов ЖЦ в RUP меньше, чем в стандарте ISO 12207. например, отсутствует сопровождение.

По большей части, содержание основных дисциплин мы рассмотрели на предыдущих лекциях. Повторим кратко.

Задачи построения бизнес-моделей – понять предметную область или бизнес-контекст, в которых должна будет работать система, и убедиться, что все заинтересованные лица понимают его одинаково, осознать имеющиеся проблемы, оценить их возможные решения и их последствия для бизнеса организации, в которой будет работать система. В рамках этой дисциплины создаются следующие рабочие продукты:

  • видение бизнеса;

  • глоссарий деятельности предприятия;

  • модель бизнес-процессов (описывающая контекст бизнеса и бизнес-процессы предприятия на диаграмме вариантов использования);

  • модель бизнес-анализа (описывающая протекание бизнес-процессов, т. е. их реализацию, на диаграммах взаимодействия, участниками которых являются исполнители и бизнес-сущности, а также на диаграммах деятельности);

  • описания бизнес-целей, бизнес-правил и бизнес-событий;

  • дополнительная спецификация бизнеса.

Полученные модели служат основой для моделей требований и анализа. Подробно дисциплина рассматривалась на лекции «Моделирование бизнес-процессов».

Задачи определения требований – понять, что должна делать система, и убедиться во взаимопонимании по этому поводу между заинтересованными лицами, определить границы системы и основу для планирования проекта и оценок затрат ресурсов в нем.

Требования принято фиксировать в виде модели вариантов использования и различных документов: описаний вариантов использования, концепции системы, глоссария системы, дополнительной спецификации, отражающей нефункциональные требования. Подробно дисциплина рассматривалась на лекции «Требования к программному обеспечению».

Задачи анализа и проектирования – выработать архитектуру системы на основе требований, убедиться, что данная архитектура может быть основой работающей системы в контексте ее будущего использования. В результате должна появиться модель проектирования, включающая в себя диаграммы классов системы, диаграммы ее пакетов (подсистем), диаграммы взаимодействия между объектами в ходе реализации вариантов использования, диаграммы состояний для отдельных объектов и диаграммы деятельности, описывающие методы реализации операций некоторых классов, а также модель (диаграмму) развертывания и документ – описание архитектуры. Подробное рассмотрение дисциплины см. в лекциях 7, 8 и 9.

Дисциплина реализации решает следующие задачи – определить структуру исходного кода системы, разработать код ее компонентов и протестировать их, интегрировать систему в работающее целое. Она включает в себя:

  • Реализацию архитектуры (переход от проектной модели к модели реализации, представленной в виде диаграмм компонент и диаграмм пакетов).

  • Выработку плана сборки для каждой итерации.

  • Распределение компонентов системы по узлам вычислительной среды.

  • Реализацию кода классов и подсистем.

  • Покомпонентное тестирование.

Реализацию архитектуры осуществляет архитектор. Заключается она в трассировке проектных классов, пакетов и подсистем в компоненты и установлении связей (зависимостей) между компонентами.

План сборки описывает функциональность, которая должна быть реализована в билде (сборке) и те компоненты, которые входят в билд. Планы составляет системный интегратор.

За реализацию кода отвечает инженер по компонентам.

Покомпонентное тестирование – это раздельное тестирование компонент системы. Осуществляет его инженер по компонентам путем тестирования спецификации («черный ящик») и тестирования структуры («белый ящик»).

Дисциплина тестирования решает следующие задачи – найти и описать дефекты системы (проявления недостатков ее качества), оценить ее качество в целом, оценить выполнены или нет гипотезы, лежащие в основе проектирования, оценить степень соответствия системы требованиям. Она включает в себя:

  • Планирование тестов на каждой итерации.

  • Составление тестовых вариантов (test-case) и тестовых сценариев (test scripts).

  • Тестирование с целью обнаружения дефектов.

Тестовый вариант включает входные данные, условия выполнения отдельных шагов и корректные ответы системы для всякого шага, на котором ответ системы можно наблюдать. С вариантом тестирования связан один или более тестовых сценариев.

Тестовый сценарий – способ выполнения одного или нескольких тестовых наборов в рамках тестового варианта. Выполняется вручную или автоматически.

Тестовые варианты и сценарии разрабатываются инженерами по тестированию. Некоторые тестовые варианты предназначены для интеграционного тестирования, они проверяют целостность сборки, т. е. правильность взаимодействия компонент, вошедших в сборку. За тестирование целостности отвечает тестировщик целостности. Другие тестовые варианты используются при системном тестировании – проверке правильности работы системы в целом. За него отвечает системный тестировщик. Помимо этого применяются другие виды тестирования:

  • регрессионное (при котором новые сборки проверяются на тестах для предыдущих сборок, поскольку при интеграции новых компонент может быть нарушено правильное функционирование старых и системы в целом);

  • инсталляционное (проверка возможности установки системы на вычислительной среде и правильность работы инсталлятора);

  • конфигурационное (проверка работы системы в разных конфигурациях);

  • отрицательное (проверка устойчивости системы на заведомо неверных данных, при неверных действиях пользователя – «защита от дурака» – при недостаточных ресурсах);

  • нагрузочное (проверка нефункциональных свойств, например, производительности, пропускной способности).

Дисциплина развертывания решает следующие задачи – установить систему в ее рабочем окружении и оценить ее работоспособность на том месте, где она должна будет работать.

Управление конфигурациями и изменениями решает следующие задачи – определение элементов, подлежащих хранению в репозитории проекта и правил построения из них согласованных конфигураций, поддержание целостности текущего состояния системы, проверка согласованности вносимых изменений.

Управление проектом решает следующие задачи – планирование, управление персоналом, обеспечение взаимодействия на благо проекта между всеми заинтересованными лицами, управление рисками, отслеживание текущего состояния проекта.

Создание инфраструктуры решает следующие задачи – подстройка процесса под конкретный проект, выбор и замена технологических инструментов, используемых в проекте.

RUP опирается на интегрированный комплекс инструментальных средств, обеспечивающий поддержку всех процессов жизненного цикла.

Литература к лекции 11

  1. Кулямин В. В. Технологии программирования. Компонентный подход. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2007

  2. Полис Г., Огастин Л. и др. Разработка программных проектов на основе Rational Unified Process.: Пер. с англ. – М.: Бином-Пресс, 2005.

  3. Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2005. – Глава 5.

  4. Кролл П., Крачтен Ф. Rational Unified Process – это легко. Руководство по RUP для практиков. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ. 2004.

  5. Кратчен Ф. Введение в Rational Unified Process. 2-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002.

  1. Краткое содержание лекций по курсу «Объектно-ориентированный анализ и проектирование»

    Краткое содержание
    Программное обеспечение (ПО) – это система, включающая в себя: компьютерные программы; документацию; данные, необходимые для корректной работы программ.
  2. Учебная программа ( Syllabus ) Дисциплина «Инструментальные средства разработки программ» Специальность (5В070400) Вычислительная техника и программное обеспечение

    Программа
    Рабочая учебная программа дисциплины «Инструментальные средства разработки программ» составлена на основе ГОСО по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение», типового учебного плана по специальности 050704 «Вычислительная
  3. Программа ( syllabus ) дисциплины «Инструментальные средства разработки программ» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»

    Программа
    Учебная программа (Syllabus) курса «Инструментальные средства разработки программ» для студентов специальности 050704 – «Вычислительная техника и программное обеспечение» составлена в соответствии с типовым учебным планом.
  4. Программа курса ( syllabus ) по дисциплине «инструментальные средства разработки программ» для студентов специальности 5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение

    Программа курса
    Syllabus составлен на основании рабочего учебного плана бакалавриата, утвержденного протоколом №1 от «30 августа» 2011г. и рабочей программы дисциплины «Инструментальные средства разработки программ».
  5. Программы подготовки бакалавров по направлению 231000. 62 «Программная инженерия» в ниу вшэ пермь

    Образовательная программа
    Пермский филиалфедерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ"
  6. Программа итогового государственного экзамена выпускников специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» для студентов дневной, сокращенной и заочной форм обучения. Брянск: бгту, 2008 12 с. Разработали

    Программа
    Программа итогового государственного экзамена выпускников специальности 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» для студентов дневной, сокращенной и заочной форм обучения.
  7. Лекция 1: Основные понятия технологии проектирования информационных систем (ИС)

    Лекция
    Предмет и метод курса "Проектирование информационных систем". Понятие экономической информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной
  8. Содержание Содержание 3 Вопросы создания и использования единой образовательной информационной среды технического университета 5

    Документ
    В работе семинара использованы материалы секции «ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» Международной конференции «Информационные средства и технологии» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МФИ – 2001
  9. Б. О. Джолдошев а из Института автоматики и информационных технологий нан кр, г. Бишкек; «Cинтез кибернетических автоматических систем с использованием эталонной модели»

    Документ
    Большая часть статей сборника материалов относится к технике и технологиям. Все материалы, поступившие из зарубежных стран, кроме одной также технические.

Другие похожие документы..