Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –

Факультет философии

Программа дисциплины

Онтология и теория познания

для направления 030100.62 – Философия

подготовки бакалавра

Автор Порус В.Н.

Рекомендовано секцией УМС

Секция факультета философии

Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200__г.

Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________200__г.

Одобрено на заседании

кафедрыонтологии, логики и теории познания

Зав. кафедрой Порус В.Н.

____________________________

«_____» _____________200__г.


Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание курса “Онтология и теория познания” определено общим пониманием современной философии как совокупности мировоззренческих проблем в их рационально-теоретическом осмыслении. Курс ориентирует студентов на проблемное мышление, противостоит догматическому пониманию философии. Этим объясняется то, что многие пункты программы изложены в форме вопросов; студенты должны понимать, что многие из этих вопросов являются “вечными”, то есть их постановка и решения наполняются особым содержанием в каждую историческую эпоху. Автор программы не стремился к исчерпывающему перечню этих вопросов. Он попросту невозможен. Кроме того, многие вопросы специфичны для различных философских систем. Стремление к унификации проблемного поля философии было бы ошибочным и непродуктивным. Студенты-философы должны ориентироваться в различных подходах к проблемам, возникающим в рамках различных мировоззрений. Вместе с тем студенты должны научиться анализу этих проблем, предполагающему рациональный критицизм (который нельзя смешивать с идеологической критикой или методами "борьбы" различных мировоззренческих позиций). Главная роль отводится историко-философскому, сравнительному подходу к анализу философских тем. Преобладает такой метод изложения, в котором философские понятия и проблемы рассматриваются в историко-культурном контексте.

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

(вариативная модель, имеющая рекомендательный характер)

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • работа на семинарах (доклады, обсуждения, ответы на поставленные вопросы, решение задач и т.п.);

  • 2 письменные аудиторные контрольные работы (120 мин.);

  • домашнее эссе (3-4 тыс. слов);

  • письменное домашнее задание;

  • устный экзамен (5 модуль).

Тематический план учебной дисциплины

пп

Название

Темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1 курс

Природа философского знания

20

4

4

12

Предмет и основные функции философии

20

4

4

12

Методология философского познания

24

6

6

12

Метафизика и наука

24

6

6

12

Категории философии

22

6

4

12

Принципы развития. Детерминизм

22

4

4

14

Субъект и объект познания. Проблема объективности знания

22

4

4

14

Проблема истины

22

4

4

14

Рациональность познания и деятельности

22

4

4

14

Познание и творчество

18

2

2

14

ИТОГО:

216

44

42

130

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Природа философского знания

Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза социального опыта в знаково-коммуникативных системах, становление категориального каркаса мировоззрения. Роль мудреца – от Пифагора к Сократу. Возникновение особого социального и ценностного статуса философии.

Рационализация бытия в античной философии (торжество “аполлонического” начала). Знание как особая действительность – “умное знание”. Столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм), необходимость философского осмысления последствий и путей разрешения этого конфликта. Проблема оснований философского знания: каковы принципы, по которым философия осуществляет синтез идей и представлений, вырабатываемых иными формами духовной деятельности, выстраивая философскую картину мира? Возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения. Исторические формы взаимоотношений философии и науки. Что объединяет и что разъединяет философское и научное знание?

Проблема знания. Действительность бытия и действительность знания. Философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология). Взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”.

Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.

Литература к теме 1

Учебная и справочная:

[1], [3], [4], [5], [6], [15], [16]

Классические источники:

[10], [13], [14], [29,], [36], [45]

Дополнительная:

[3], [14], [15], [19], [21], [31], [50], [72]

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы причины возникновения философии?

2. Почему современная философия постоянно возвращается к вопросам, поставленным древними философами?

3. Человек – главная проблема философии. Возможно ли «окончательное» разрешение этой проблемы? Попытайтесь обосновать свой ответ.

4. «Что значит знать, вот, друг мой, в чем вопрос». Попробуйте ответить на этот вопрос Фауста.

5. Б. Рассел назвал философию «ничейной землей между теологией и наукой», открытой для «атак с обеих сторон». Какие представления о природе философского знания лежат в основе этого сравнения?

Тема 2. Предмет и основные функции философии

Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира.

“Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира.

Структура проблемного поля философии.

Проблема бытия. Что значит “быть”? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. Существуют ли предельные основания бытия? Сводимы ли различные формы бытия к этим предельным основаниям? Человек как бытие, несводимое к иным бытийным формам. Бытие мира и бытие человека в оценке человека. Смысл человеческого бытия – может ли он быть понят “из мира” или он вносится в мир человеком? Способен ли человек ответить на вопрос Гамлета?

Проблема познания. Познаваем ли мир? Познаваем ли сам человек? Каковы условия познаваемости мира в его единстве и различии? Ценность познания. Познание и практика. Исторические формы познавательной деятельности. Ограниченность и бесконечность познания.

Проблема “материя-дух”. Природа идеального. Человек в отношении к “чувственно-сверхчувственному бытию”. Основные стратегии построения философской картины мира: монизм, дуализм, плюрализм. Материализм или идеализм: фундаментальная мировоззренческая альтернатива.

Проблема человека. Внутренний мир (душа) как особое бытие. Микрокосмос и макрокосмос. Смысл и ценность человеческого мира. Человеческое существование и человеческая сущность. Их соотношение как выражение философской позиции. Общественная природа человека. Сводима ли сущность человека к фундаментальным условиям и характеристикам его общественного бытия? Культура как род бытия. Культура как горизонт человеческих идеалов и ценностей. Исторический характер культуры. Имеет ли культура бесконечную перспективу развития?

Основные функции философии.

Философия как базовая теория бытия, позволяющая выдвигать основные гипотезы существования (онтологическая функция). Философия как предельно общая схема объяснения и истолкования мира (экспланативно-интерпретативная функция). Выявление предельных оснований, составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта (аналитическая функция). Философия как рефлексия над культурно-историческими условиями человеческого бытия, рационализация этих условий, выявление их конечных смыслов (рефлективная функция).

Философия как система взглядов, объединяющих человеческие общности, устанавливающих общие системы ценностей, идеалы, жизненные ориентации, перспективы общественного развития (культурно-интегративная функция). Философия как универсальная установка на рациональный критицизм по отношению к действительности, как программа ее изменения в целях человека (критическая функция).

Философия как система ценностных ориентаций в культуре (аксиологическая функция). Установление определенных условий, при которых человеческое существование направлено к своей сущности (гуманистическая функция).

Философия – общая теория метода. Выявление общих предпосылок методологической успешности практических и мыслительных действий. Принципы метода как корреляты мировоззренческих установок. Философские теории метода (рационализм, эмпиризм, феноменология, герменевтика, диалектика). Методологические функции философии: эвристическая, координирующая и логико-гносеологическая.

  1. Программа дисциплины Онтология и теория познания для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра (2)

    Программа дисциплины
    Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза
  2. Программа дисциплины История немецкой классической философии для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра (3)

    Программа дисциплины
    Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и реферирование основных произведений и фрагментов; дискуссии по основным систематическим проблемам, обсуждающихся в работах изучаемых философов, контрольные работы на знание
  3. Программа дисциплины Теория личности в современной психологии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия», изучающих дисциплину «Теория личности в современной психологии».
  4. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (1)

    Программа дисциплины
    Спецкурс представляет собой введение в дисциплину История и философия науки (HPS), и, в более узком ракурсе, в ее подрубрику – историю и философию научного эксперимента.
  5. Программа дисциплины Введение в историю и философию научного эксперимента для для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Авторы: Дроздова Д. Н., Столярова О. Е (2)

    Программа дисциплины
  6. Программа дисциплины Логическая семиотика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий,
  7. Программа дисциплины Социология культуры для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Социология культуры».
  8. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (1)

    Программа дисциплины
    «Веды» как текст и как вечность. Семантика «великого речения» в Адвайта-Веданте. «Индийская силлогистика» как семиотическая деятельность: Готама и Дигнага.
  9. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г (2)

    Программа дисциплины
    Место логической семантики в системе когнитивных наук. Логическая семантика и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семантика. Теория значения и теория референции.

Другие похожие документы..