Программа развития Муниципального образовательного учреждения Бакмасихинской средней общеобразовательной школы

Органы школьного самоуправления:

  • собрание трудового коллектива

  • педагогический совет

  • методический совет

  • попечительский совет

  • родительский комитет

  • совет образовательного учреждения

Деятельность органов самоуправления регламентируется Уставом школы и локальными актами, разработанными школой и утвержденными педагогическим советом. Взаимодействие органов самоуправления позволяет создать оптимальные условия для организации общеобразовательного процесса в школе, сохранять и развивать традиции школы, совершенствовать материально-техническую базу школы, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Система ученического самоуправления направлена на формирование способности и потребности в успешной самореализации, профессиональному самоопределению, созданию позитивных отношений между участниками образовательного процесса.

Режим работы школы

Школа работает по шестидневной рабочей неделе, кроме первого класса – по пятидневной. Обучение в школе проводится в одну смену, во вторую половину дня работают спортивные секции, кружки, факультативы, проводятся индивидуально-групповые занятия с учащимися. По желанию родителей для учащихся начальной школы, открыта группа ГПД, в которой организовано дополнительное образование учащихся, индивидуальные консультации, оказание помощи при подготовке домашнего задания. Учащиеся обеспечены горячим питанием.

Характеристика требований социума к школьному образованию

Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требования высокого качества образования):

  • обеспечение качественного образования, необходимого для дальнейшего обучения;

  • воспитание нравственного, ответственного, способного к продуктивной деятельности человека;

  • следить и предотвращать отклонения в поведении учащихся (48 % опрошенных);

  • обеспечивать сохранение и поддержку здоровья (65 %);

  • обеспечивать физическое развитие детей (50 % родителей старшеклассников и 70 % родителей первоклассников);

  • обеспечивать условия для развития способностей учащихся (9интересный досуг детей;формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;наличие комфортных и безопасных условий пребывания детей в школе.

Заказ учащихся

  • было интересно учиться;

  • была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

  • имелись комфортные психолого-педагогические условия (в том числе материальных) для успешной учебы, общения, самореализации;

  • имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

  • создания в школе комфортных условий для осуществления своей профессиональной деятельности (психолого-педагогический материал);

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

  • создание условий для творческой самореализации.

2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа развития школы

Анализ внешних факторов

Развитие России на современном этапе определяется задачами ее интеграции в мировое сообщество с рыночной экономикой, в европейское образовательное пространство, необходимостью преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного прогресса.

В решении этих задач значительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества человеческого капитала общества, его способности к созданию лучших мировых образцов в науке, экономике, культуре, обеспечивающих способность страны конкурировать с передовыми странами мира. Повышение качества системы российского образования связывается в настоящее время с ее всесторонней модернизацией, включая новое содержание образования и профильное обучение в старших классах, внедрение развивающих образовательных технологий и новых воспитательных стратегий.

В современных условиях социально-экономического развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей жизненной стратегии на основе адекватной самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Необходима позитивная и устойчивая мотивация жизнедеятельности растущего человека, его стремления к достижениям в созидательной, трудовой творческой деятельности, стремления к жизненному успеху на нравственно-правовой основе.

         В последнее десятилетие четко обозначилось противоречие между потребностью общества в формировании самостоятельного ответственного и высоконравственного человека – деятеля, который способен к саморазвитию и преобразованию окружающей действительности, с одной стороны, и устаревшими подходами к образованию личности, с другой. Это диалектическое противоречие между развитием общества и уровнем образования на современном этапе подводит к необходимости разработки и реализации новых моделей школьного образования, направленных на развитие школьника как здоровой, конкурентоспособной личности и творческой индивидуальности. При этом проблема качества образования должна быть неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества.

Сложные задачи реформирования общества, модернизации воспитания и образования нового человека требуют разработки  научно-практических концепций и инновационных проектов развития школы.

Таким образом, можно сформулировать актуальную проблему современной школы: как сформировать потребность личности в наивысшем развитии и каким образом следует модернизировать образовательный процесс для реализации этой потребности? Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, то есть личность саморазвивающаяся и самореализующаяся, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и радостной.

      Необходимость разработки данной программы определилась из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

Стратегия модернизации российского образования на период до 2010 года и Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы определили для общеобразовательного учреждения новые ориентиры, которые сводятся к следующему:

  • развитие предпрофильного обучения;

  • совершенствование информатизации системы образования

  • внедрение единого государственного экзамена;

  • обеспечение доступности качественного общего образования;

  • формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.

Переход к личностно ориентированной парадигме образования, введение новых государственных стандартов,  включающих в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности, внедрение государственной системы оценки качества образования требуют от школы совершенствования управления и укрепления материально-технической базы, от педагога –  высокого профессионализма, ориентации в инновациях, социальных и  психологических процессах.

 Нельзя не учитывать демографические факторы. Село «стареет», численность учащихся, обучающихся по месту жительства, резко снижается.  Произошло снижение жизненного уровня сельского населения. Экономические трудности развития сельского хозяйства привели к тому, что за прошедшее десятилетие большая часть населения переселилась в город, а значительная часть оставшихся на селе жителей потеряла возможность вести какое-либо хозяйство.

Анализ внутренних факторов

За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения. Многие её выпускники приводят в школу своих детей, образуя многочисленные школьные «династии». Кроме того, восемь педагогов являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. Школа в течение нескольких лет работает без второгодников, качество знаний стабильно около 50%. Выпускники школы успешно сдают государственные экзамены и продолжают обучение в различных учебных заведениях. Стабильный уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поиском новых форм организации образовательного процесса.  К числу сильных сторон школы следует отнести достаточно высокую теоретическую и технологическую подготовку педагогов, существование у школьного сообщества положительного опыта осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе, благоприятный  нравственно-психологический климат в ученическом и учительском коллективах, высокий уровень мотивации учащихся. Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей посредством школьных традиций, к которым следует отнести «День памяти героя России Нефф Виталия», «День учителя», «Праздник первоклассника», «Малые олимпийские игры», «День самоуправления» и т.д. Вся воспитательная работа в начальных классах осуществляется через организацию детского самоуправления « «. В основе её лежит система КТД по методике профессора И.П.Иванова. Главный принцип организации-забота об улучшении окружающего мира, о далёких и близких друзьях. Управление осуществляется через Совет старшеклассников, который является органом ученического самоуправления. Цель Совета старшеклассников-создание условий, обеспечивающих развитие самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно-значимых дел. Показателем эффективности учебно-воспитательного процесса является и то, что в школе нет детей, стоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, нет грубых нарушений дисциплины и порядка, практически отсутствуют пропуски уроков без уважительной причины.

Основные способы достижения результатов образовательного процесса

Работа коллектива направлена на обеспечение качества обучения через использование уровневой дифференциации и индивидуального подхода (педсоветы, семинары, обмен опытом, творческие отчёты). Дифференциация обучения предполагает выделение:

- базового уровня образования, учитывающего индивидуальные возможности и способности учащихся;

- повышенного уровня обучения, предполагающего глубокое овладение материалом и творческое его преломление на практике.

            Качество обучения достигается за счёт дифференцированных заданий, индивидуального подхода к каждому ученику,  организацией в классах неоднородной обучающей среды.  Большинство педагогов создают ситуацию, при которой дети продвигаются в своём темпе и по своим способностям.

           Коллектив педагогов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. Последние три года усилия коллектива направлены на изучение проектных технологий, выделилась группа учителей, которые занимаются внедрением метода проектов в практику преподавания: математики (Некрасова Т.И., Брежнева В.Н.), русского языка (Моргун Т.В.), физики (Чепурнова Е.С.), начальные классы (Кондрашечкина Г.Н.). Применение проектных технологий  расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:

• повышение уверенности учащихся в собственных силах;

• более качественное усвоение знаний;

• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;

• повышение умения адекватно оценивать себя;

• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;

• развитие исследовательских способностей;

Также работа коллектива направлена на обеспечение качества обучения через использование в преподавании элементов технологий КСО, ИОСО. Собственный опыт, творческое использование традиционных и  нетрадиционных методик обучения позволили коллективу создать своеобразную систему личностно-ориентированного подхода в обучении.

Педагогический коллектив  Бакмасихинской СОШ  работает над проблемой внедрения  ИКТ с 2006 года: имеется  11 компьютеров, 3 принтера, 2 сканера, 2 мультимедийных проектора,  осуществлено подключение к Всемирной сети Интернет, начата работа по созданию медиатеки. Все педагоги прошли курсы по овладению навыками работы на компьютере, 64% педагогического коллектива обучены применению ИКТ в учебном процессе, 64% педагогов имеют собственный ПК. Деятельность системы коррекционного сопровождения осуществлялась в русле Концепции модернизации российского образования и стратегических направлений развития школы: обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей в получении образования, создание условий для повышения качества образования, повышение профессионализма педагогов. Основными задачами системы коррекционного сопровождения были:

1.Использование дифференцированного подхода в деятельности служб сопровождения учащихся в образовательном пространстве.

2. Совершенствование системы работы по профилактике социально-опасных явлений и социально-опасных заболеваний.

Традиционно, вопросы коррекционной направленности общеобразовательного и трудового обучения рассматривались на педагогическом совете. В этом учебном году педагогический совет был посвящен современным психолого-педагогическим технологиям и коррекционному сопровождению образовательного процесса. Специалисты и педагоги показали в практической деятельности возможности использования современных психолого-педагогических технологий таких как, информационно-коммуникационные. Акцент был сделан на коррекционную работу с детьми “группы риска”. Задача изучения и внедрения современных технологий в практику работы школы остается актуальной и на следующий учебный год. Общие направления работы системы сопровождения конкретизированы в задачах школьных служб: психологической, коррекционной, социально-педагогической и решались через организацию их деятельности, укрепление материально-технической базы и методическую работу. Приоритет в деятельности психологической службы был отдан разработке программного обеспечения психокоррекционной работы. Составлена и апробирована программа групповых психологических занятий по личностному развитию на младшую возрастную группу. Задача активизации работы с педагогическим коллективом решалась через проведение сеансов эмоциональной разгрузки для желающих, групповое и индивидуальное консультирование. Однако, анализ показал, что есть трудности в организации работы с родителями детей «группы риска». Остаются проблемы с дисциплиной в учебном процессе, особенно у молодого педагога. Этим вопросам следует уделить внимание в последующие учебные годы. Положительные результаты работы, методическая деятельность на районном уровне, обобщение опыта позволили педагогу-психологу Банниковой Г.В. успешно аттестоваться на 2 квалификационную категорию. Разработаны схемы взаимодействия служб: коррекционной, психологической, социально-педагогической, определены направления и формы работы. Усовершенствовано планирование работы ШПМПк, которое включает не только тематику плановых консилиумов, но и отчёты специалистов, учителей, классных руководителей о выполнении рекомендаций консилиума, преемственности в работе. Скоординированность деятельности служб находит отражение в таких документах, как карта индивидуального сопровождения и карта индивидуальной профилактической работы. Проведенный анализ работы позволил определить направления и задачи коррекционного сопровождения :

  1. Общая характеристика образовательного учреждения (7)

    Документ
    Школа расположена в 50 км от районного центра. Сообщение осуществляется рейсовым автобусом. На территории поселка имеется школа, СДК, отделение связи, сельская библиотека.
  2. Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации (4)

    Документ
    Во исполнение постановления президиума Новосибирской областной общественной организации работников народного образования и науки РФ от 01.02.2011 г №11 «Об участии профсоюзных организаций образовательных учреждений в областном фестивале

Другие похожие документы..