Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова»

Медицинский факультет

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

от «____» ____________200__г.

Протокол №_____

Зав. кафедрой__________ДзуевР.И.

СОГЛАСОВАНО

«____» ______________ 200__г.

Декан МФ______ Захохов Р.М.

Декан БФ______ Паритов А.Ю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЕН Ф 05 Биология с экологией

Для специальности - 06.01.01.65-Лечебное дело

Нальчик, 2009г.

Дзуев Руслан Исмагилович, д.б.н., профессор, зав. кафедрой общей биологии, экологии и природопользования.

Чепракова Анна Александровна, к.б.н., ст. преподаватель кафедры общей биологии, экологии и природопользования.

Учебно - методический комплекс по дисциплине ЕН Ф 05 Биология с экологией составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 06.01.01.65 - Лечебное дело.

Шифр 06.01.01.65 - Лечебное дело

Дисциплина входит в федеральный компонент естественнонаучных дисциплин и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

5. Рабочая программа дисциплины………………………………..8

5.3. Пояснительная записка…………………………………………..8

5.4. Распределение часов курса по темам и видам работ……………9

5.5. Тематический план дисциплины…………………………………10

5.5.1. Тематический план лекций………………………………….....10

5.5.2. Тематический план лабораторно-практических занятий……11

5.6. Содержание учебного материала………………………………...17

5.7. Глоссарий по дисциплине………………………………………..34

5.8. Формы контроля по дисциплине «Биология с экологией»…….40

5.8.1. Рейтинговые контрольные вопросы по биологии с экологией.48

5.8.2. Экзаменационные вопросы по биологии с экологией для

ЛД МФ……………………………………………………………….....51

5.9.Список литературы (основная и дополнительная)………………59

5.10.Протокол согласования РУПД c другими дисциплинами напра вления (специальности)…………………………….……………….…60

5.11.Дополнения и изменения в рабочей программе на очередной учебный год………..……………………………………………….…..61

6.Учебно-методическое обеспечение биологии с экологией……….62

6.1. Методические рекомендации для преподавателя………….……62

6.2. Методические указания для студентов…………………………..62

6.3. Методические указания по выполнению самостоятельной ра-

боты………………………………………………………………….......63

6.3.1. Программа по организации контролируемой самостоятельной работы студентов …………....................................................................65

6.4. Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине специализированным и лабораторным оборудованием………………....66

6.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине……….……68

6.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных программ, мультимедиа и интерактивные материалы………..…………69

7.Текущая и итоговая аттестация студентов по биологии с эколо-

гией……………………………………………………………..……….70

7.1. Содержание и порядок промежуточной (экзамен, зачёт) аттестации студентов по биологии с экологией. Отработка и повторное изучение дисциплины………………………………..……..........................71

7.2. График балльно-рейтинговых мероприятий по биологии с экологией 1-2 семестра………………………………………….…………….72

7.3. Распределение баллов по биологии с экологией в 1-2 семестре.73

8. Инновационные методы в процессе преподавания биологии с экологией на МФ (лечебное дело)…………………………………………75

3. Аннотация к учебно - методическому комплексу по биологии с экологией

Биология – наука о живых системах, которые наделены совокупностью свойств, отличающих их от неживого: это целостность и дискретность, неоэнтропия (упорядоченность организации), наследственность и изменчивость, обмен веществ, размножение, саморегуляция, рост, биоритмы, раздражимость и движение.

Видимо, поэтому XXI столетие иногда справедливо называют веком биологии. Такая оценка роли биологии в жизни человечества представляется вполне оправданной с учетом тех перспектив, которые уже сейчас намечаются в развитии науки о живом. Действительно, с помощью новых технологий, основанных на использовании генетической (генной и клеточной) инженерии, и таких фундаментальных и биологических механизмов, как фотосинтез, фиксация растениями атмосферного азота, синтез гормонов и других биологически активных веществ, уже в недалеком будущем удастся решить многие важные проблемы жизнедеятельности человека, в том числе в медицинском аспекте и т. д.

Настоящий учебно-методический комплекс призван способствовать теоретической и практической реализации этого направления в системе высшего медицинского образования, а именно на первом курсе специальности - Лечебное дело медицинского факультета КБГУ. Как отмечено в пояснительной записке данного комплекса, он создан на основе действующей программы по биологии для студентов медицинских учебных заведений (2001) и в соответствии ГОС ВПО.

Вопросы современного достижения в науке нашли свое отражение во всех разделах комплекса. И в каждом из них имеется краткое теоретическое вступление и ряд практических заданий, которые студенты должны выполнить в аудитории, при самоподготовке или факультативно. Каждая тема оснащена контрольными вопросами для самопроверки знаний, основной, дополнительной литературой и т.д. Кроме того, в комплексе дается график и структура балльно-рейтинговой системы знаний и вопросы по их выполнению, а также экзаменационные вопросы и ряд тестовых заданий, генетических задач, таблиц по всем разделам (блокам) учебной программы.

Особенностью данного комплекса является введение после каждого раздела рубрики «Вопросы для самоконтроля» и указание источника, где можно найти ответы на них, что способствует развитию у учащихся самостоятельности при анализе прочитанного и формированию практических навыков.

4. Выписка из ГОС ВПО по дисциплине «Биология с экологией» для студентов высшего медицинского образования 2000 года:

Общие закономерности происхождения и развития жизни. Антропогенез и онтогенез. Законы генетики. Биосфера и экология. Феномен паразитизма.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан биологического факультета

д.б.н., доцент

____________А.Ю.Паритов

«_____»______________2009 г.

Декан медицинского факультета

к.м.н., доцент

____________Р.М. Захохов

«_____»______________2009 г.

Кафедра общей биологии, экологии и природопользования

Шифр и наименование дисциплины: Общая биология с экологией

Специальность (направление): 06.01.01.65 «Лечебное дело»,

Нальчик - 2009

Рабочая программа составлена на основании типовой программы по биологии, утвержденной 21.05.2001г. с учетом новых достижений данной науки.

Разработчики:

д.б.н., профессор, зав. кафедрой

общей биологии, экологии и

природопользования Дзуев Р. И. _______________________________

к.б.н., ст. преподаватель кафедры

общей биологии, экологии и

природопользования. Чепракова А. А.___________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей биологии, экологии и природопользования_______________________________

Протоколо№______________

От « ___» _______ 200 г.

Заведующий кафедрой _______________Дзуев Р.И

Одобрена Учебно-методическими советами(методической комиссии) Биологического и Медицинского факультетов

“ ___” _______ 200 г.

Председатели _______________А.Ю.Паритов

________________Р.М.Захохов

5. Рабочая программа дисциплины

5.1. Титульный лист РУПД

5.2. Оборот титульного листа

5.3. Пояснительная записка

Изучение биологии студентами медицинского факультета Кабардино- Балкарского университета им. Х.М. Бербекова является необходимым этапом в их естественно - научной подготовке, особенно с позиции формирования мировоззрения будущего врача. Человек, являясь неотъемлемой частью природы и представляя собой цельный биосоциальный феномен, служит основным объектом профессиональной деятельности врача. В связи с этим биологическое образование, сохраняя статус фундаментального, должно в большей степени ориентировать знания студента на организм человека, на запросы здравоохранения и практической медицины.

Исходя из этого, учебно-методический комплекс для студентов 1 курса медицинского факультета разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом для высшего профессионального образования (Москва, 2001) по специальности лечебное дело. Современные достижения биологической науки нашли свое отражение во всех разделах УМК. Основные биологические закономерности изложены в соответствии с положением о теории биологических систем и представлениями об уровнях организации живой природы (молекулярном, клеточном, тканевом, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном).

В системе медицинского образования широкая биологическая подготовка студентов необходима для получения ими фундаментальных знаний в области биологии медицины и для формирования мировоззрения будущего врача. В связи с этим содержание курса биологии в значительной мере ориентировано на человека как существа биосоциального и отвечает запросам практической медицины. В УМК изложены современные взгляды на наследственность, изменчивость и эволюцию биологических систем. Для современного врача важное значение имеет также экологическое образование. Содержание экологического раздела УМК направленно на понимание системного характера современной экологии. В настоящее время человек является участником большинства природных экосистем, что обусловило введение в УМК понятия антропобиоэкосистемы. Знания в этой области являются необходимыми для решения вопросов медицинской экологии. В экологическом аспекте также изучается паразитизм и основы медицинской паразитологии. Каждая тема оснащена тестовыми заданиями, некоторым количеством интегральных схем, таблиц, которые призваны помочь студентам осмыслить основные механизмы и закономерности существования биологических систем, побуждали бы их к размышлениям, сопоставлению и анализу теоретических данных.

Основной целью курса биологии с экологией является формирование знаний у студентов по изучению человека как биосоциального существа с акцентом на биологические закономерности, представляющие интерес для практического здравоохранения наряду с фундаментальной биологической подготовкой, освоение практических навыков, необходимых для последующей научно-исследовательской и практической работы врача – современные методы антропогенетики, эволюции биологических систем, биологические принципы борьбы с паразитарными и трансмиссивными заболеваниями. Для современного врача не менее важное значение имеет также экологическое образование, т.е. понимание системного характера современной экологии.

Основные задачи изучения дисциплины:

Изучение курса биологии с экологией и генетикой ставит задачей познание (изучение) следующих разделов:

  • общебиологические закономерности жизнедеятельности человека;

  • современные взгляды на наследственность и изменчивость (вопросы которых излагаются или ориентированы так, чтобы полученные знания могли быть использованы врачами этих специальностей в повседневной работе);

  • человек и биосфера человека, биологические аспекты экологии;

  • изучение паразитизма и основ медицинской паразитологии в экологическом аспекте.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

Для усвоения содержания биологии с основами экологии необходимо знание курса биологии общеобразовательной школы, общей и бионеорганической химии, физики, философии, общей гистологии, биологии индивидуального развития, общей цитологии и т.д.

5.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ

Для студентов 1 курса «Лечебное дело»

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсов. проект. (работ), расч. заданий

Форма итогов. аттестац. (зачет, экзамен)

Общий объем

Аудиторные

СРС

всего

лекции

лабор.

практ.

1

223

95

38

57

-

74

-

зачет

2

54

22

32

-

экзамен

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине ен ф 05 Биология с экологией Для специальности 06. 01. 01. 65-Лечебное дело (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно - методический комплекс по дисциплине ЕН Ф 05 Биология с экологией составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 06.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС 20.4 Закономерности изменчивости животных составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности - 02.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 4 Закономерности изменчивости животных Для специальности 02. 02. 01. 65-Биология (2)

    Учебно-методический комплекс
    Изменчивость живых организмов привлекало внимание исследователей еще со времен Уолиса и Дарвина. У нас, в России, где дарвинизм был воспринят и оценен по достоинству значительно раньше, чем в других странах, благодаря плеяде русских
  4. Учебно-методический комплекс по спецкурсу «консультирование по вопросам саморегуляции самочувствия и состояния здоровья»

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность и причины введения данного спецкурса. В настоящее время актуальность приобретают проблемы, заключающиеся в глобальных изменениях социальных, экономических, технологических и даже климатических условий жизни человека, что
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) (1)

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 020801.65 «Экология» ведется в Северном государственном медицинском университете с 2 года в соответствии с решением Ученого Совета
  6. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания
  7. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260301 Технология мяса и мясных продуктов

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260301 – «Технология мяса и мясных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с приказом
  8. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260302

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260302 – «Технология рыбы и рыбных продуктов» ведется в Воронежской государственной академии с 2002 года в соответствии с приказом
  9. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 260303 Технология молока и молочных продуктов

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 260303 – Технология молока и молочных продуктов ведется в Воронежской государственной академии с 1963 года в соответствии с Приказом

Другие похожие документы..