Образовательная программа начальной школы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №76


Образовательная программа

начальной школы

муниципального общеобразовательного учреждения

гимназии № 76

города Челябинска

1. Введение

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Образовательная программа начального образования (далее —образовательная программа) является основным нормативным документом, развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Образовательная программа представляет собой компонент системы образования Российской Федерации.

Образовательная программа определяет содержание начального образования и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся.

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Четырёхлетнее образование в МОУ гимназии №76 обеспечивается двумя системами обучения:

  1. система Л.В. Занкова;

  2. образовательная программа «Школа 2100».

Эти системы в большей мере обеспечивают решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью

1.2. Части образовательной программы начальной школы

2.1. Образовательная программа для первой ступени начального образования состоит из следующих обязательных частей:

2.1.1Пояснительная записка.

2.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования .

2.1.3.Учебный план начального общего образования.

2.1.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

2.1.5.Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования.

2.1.6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2.1.7 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

2.1.8. Система оценки учебных достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.2. В образовательную программу включены другие компоненты, отражающие особенности и интересы учащихся начальной школы МОУ гимназии № 76 города Челябинска с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в начальном образовании

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса МОУ гимназии № 76 города Челябинска, соответствует соотношению инвариантной и вариативной частей Базисного учебного (образовательного) плана.

1.3. Цели образования

Цели образования на первой ступени начального образования

При построении системы непрерывного образования в рамках гуманистической гимназии ключевой проблемой является переход с образования, ориентированного в первую очередь на освоение учащимися определенного содержания общественного опыта, на образование, ориентированное на развитие человека как целостности. В таком образовании ведущей стороной развития обучающихся рассматривается их социокультурное развитие. Социально-культурное развитие человека - это развитие его личностного опыта. Личностный опыт обучающихся выступает как основной предмет педагогического воздействия и основной предмет развития в образовательном процессе. Личностная культура - это личностный опыт, воспроизводимый в условиях самостоятельно принимаемых решений.

Становление личностной культуры на каждом этапе социокультурного развития человека происходит за счет становления следующих элементов личностного опыта:

1) личностной системы ценностей;

2) целостной, личностно-отнесенной картины мира в сознании человека (знания);

3) деятельностной стороны личностного опыта, представленной освоенными средствами и способами различных видов деятельности.

Развитие личности как ведущая функция образования, характеризует личностно-ориентированную модель образования.

Основой базиса личностной культуры являются представления; общей личностной культуры - системы понятий и категорий, выработанные общественным опытом и усвоенные человеком; личностной культуры индивидуального уровня - уникальная система понятий и категорий, сложившаяся в сознании индивида; универсальной личностной культуры - гармоничное использование всех основных групп культурных средств: орудий, представлений, понятий и категорий.

Выбор в качестве концептуально-­теоретической основы реализации программы развития МОУ гимназии № 76 концепции образования, ориентированного на развитие человека как целостности, позволяет коллективу реализовать миссию гимназии и решить все выявленные проблемы взаимосвязано и взаимоcогласованно.

Так, во-первых, работа с большими объемами информации требует формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся, а также развития способности связывать эту информацию в целостную картину мира, чему будет во многом способствовать включение в образовательные программы метапредметного компонента. Необходимость включения в содержание образования как можно более разнообразной информации делает не только обоснованной информатизацию системы образования, но и указывает на разработку, поиск и внедрение в педагогическую практику информационных технологий действительно способствующих проявлению и становлению самостоятельности человека.

Во-вторых, выделение общих закономерностей развития человека как основы построения образовательного процесса создает объективное основание построения системы непрерывного образования.

В-третьих, осуществление направленности развития обучающихся в процессе образования на нравственное становление личности требует целенаправленного осуществления воспитания.

В-четвертых, проблемы организации образования одаренных детей также наиболее эффективно могут быть разрешены при рассмотрении индивидуальных особенностей развития обучающихся в их соотнесении с общими закономерностями развития человека как такового.

В- пятых, учтены индивидуальные, общественные потребности и интересы.

Изложенная выше концепция позволяет реализовать педагогам гимназии все нормативно-законодательные требования, предъявляемые к качеству образования, определенного стандартами второго поколения и определяет стратегию МОУ гимназии № 76 г. Челябинска.

Стратегия развития МОУ гимназии № 76 заключается в направленности деятельности коллектива на следующее:

Реализацию личностно-ориентируемой парадигмы развивающего образования, которая предполагает:

    • создание модели образования, ориентированного на развитие человека как целостности при ведущей роли воспитывающей функции образования;

    • создание личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости;

    • становление саморазвивающейся личности;

    • реализацию духовных потребностей человека;

    • создание условий для установления учащимися связи между учением и собственными потребностями, своей внутренней жизнью;

    • формирование активного отношения личности к себе, другому человеку, миру, готовности к позитивному преобразованию структуры своих отношений;

    • становление личности в коллективе;

    • организацию образовательного процесса, в котором учащиеся могут выступать в педагогической позиции по отношению друг к другу «научился сам, научи другого»;

    • дифференциацию и индивидуализацию образования через профильное обучение и систему дополнительного образования;

    • обнаружение способностей и одаренности через мониторинговые исследования и создания портфолио достижений учащихся с 1-го по 11-й класс.

  1. Создание модели нового педагогического стиля, который будет проявляться в личностной позиции учителя, стремлении и готовности педагогов к следующему:

  • к согласию и развитию способности к профессиональной деятельности в инновационных условиях;

  • к управлению образовательным процессом с позиции «вдохновляющего лидера»;

  • к отношениям сотрудничества, обращенного к будущему, взаимопомощи равных перед будущим;

  • к позиции учителя как координатора образовательного процесса, консультанта, участника совместного образовательного процесса;

  • к усилению роли продуктивной творческой функции: учение – основа творчества;

  • к мотивации познавательной деятельности учащихся;

  • к непрерывному развитию своей личности, повышению своей педагогической компетентности;

  • к экспериментальной, исследовательской, инновационной педагогической деятельности;

  • к развитию способности видеть перспективы, проектировать будущее, реализовывать замыслы, рефлексировать свою и коллективную деятельность.

  1. Непрерывное коллективное проектирование собственной деятельности

на всех уровнях организации педагогического процесса, которое предполагает:

  • анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализацию (контроль и регуляцию), рефлексию результата и деятельности, принятие управленческих решений;

  • коллективное проектирование как продуктивную совместную деятельность, которая включает следующие аспекты:

  • ориентацию на коллективное творчество;

  • моделирование педагогических или использование жизненных ситуаций для становления человека и формирования межличностных отношений;

  • оснащение учащихся управленческими умениями, стратегиями саморазвития и саморегуляции,

  • развитие способностей принимать решения в новых, возможно, в беспрецедентных ситуациях;

  • использование «метода проектов», которые пронизывают всю деятельность педагогов и гимназистов (социальные проекты, художественные, исследовательские, творческие, сетевые), способствуют самоопределению и учителя, и ученика, позволяют реализовать свои желания и способности, стать организаторами собственного образования и развития.

  1. Демократизацию управления МОУ гимназией № 76, которая заключается в следующем:

  • в использовании общественно-государственного принципа управления;

  • в использовании программно-целевого подхода;

  • в создании мотивационных условий;

  • в участии общественных организаций в решении управленческих и образовательных задач, в работе общественного органа управления – Совета гимназии;

  • в управлении командами разного административного уровня;

  • в развертывании детского самоуправления, коммунарского движения, других молодежных движений.

Цели общего образования

    1. Обеспечить возможности индивидуального прогресса обучающихся в основных сферах их личностного развития.

    2. Осуществить непрерывность образования по ступеням обучения.

    3. Способствовать формированию личностной системы ценностей учащихся, отличающихся высокой степенью общезначимости.

    4. Формировать у обучающихся универсальные учебные действия.

    5. Формировать целостную, личностно-отнесенную картину мира в сознании обучающихся.

Цели образования начальной школы Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 76

  • Обеспечить полноценное развитие ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

  • Обеспечить необходимый и достаточный уровень образования обучающихся для успешного продолжения образования в основной школе.

  • Сформировать готовность к дальнейшему образованию и самообразованию, стремление к выбору индивидуальной траектории образования.

  • Сформировать у обучающихся универсальные учебные действия на материале предметных программ.

  • формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения

  1. Отчет об образовательной и финансовой деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №6» г. Губкина Белгородской области

    Содержательный отчет
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» является общеобразовательным учреждением, которое организует учебно-воспитательный процесс, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном
  2. Программа стратегического развития муниципального общеобразовательного учреждения

    Программа
    Программа перспективного развития гимназии адресована учителям, родителям, учащимся, представителям сообщества, всем заинтересованным в развитии учебно-воспитательного процесса лицам.
  3. Моу «Гимназия №6» г. Губкина Белгородской области Отчет об образовательной и финансовой деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №

    Содержательный отчет
    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6» является общеобразовательным учреждением, которое организует учебно-воспитательный процесс, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном
  4. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия» на 2007 2012 годы

    Образовательная программа
    Цель данной образовательной программы – проектирование целостной образовательной системы гимназии, реализующей государственные стандарты общего среднего образования и обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей учащихся
  5. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №41»

    Программа
    Данная программа разработана на основе проведенного анализа внешней и внутренней среды МОУ «Гимназия №41» г. Кемерово. PEST-анализ представлен в таблице №1, SWOT-анализ в таблице №2.
  6. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №2 имени а. П. Ч

    Программа
    Гимназия №2 имени А.П. Чехова – старейшее учебное заведение юга России. Основана 1 сентября 1806 года по указу Александра I как коммерческая гимназия.
  7. Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №41» (4)

    Доклад
    Лицензия № 249569 от 26 декабря 2007 года выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области сроком действия по 26 декабря 2012 года.
  8. Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия»

    Доклад
    Юридический адрес 617830, Россия, Пермский край, г. Чернушка, ул. Красноармейская,96. Контактный телефон 8 (34261) 4-39-35 Е-mail: school006@. Официальный сайт:.
  9. Задача доклада рассказать о деятельности, результатах, условиях функционирования муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №26 г. Томска, проблемах и направлениях ее развития

    Задача
    Публичный информационно-аналитический доклад включает в себя общую характеристику системы образования МОУ гимназии № 26, контингента обучающихся, спектра предоставляемых образовательных услуг, условий осуществления образовательного

Другие похожие документы..