«Роль информационных технологий в сохранении и обработке белорусского фольклора»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры белорусской литературы и культуры

Поляков Фёдор Сергеевич

Руководители:

профессор Казакова Ирина Валерьевна,

ассистент Позняков Андрей Михайлович

Минск – 2009 г.

Оглавление

Оглавление 2

Список обозначений ко всей выпускной работе 3

Реферат на тему «Роль информационных технологий в сохранении и обработке белорусского фольклора» 4

Предметный указатель к реферату. 16

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 17

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка). 19

Граф научных интересов. 20

Тестовые вопросы по ОИТ. 21

Список литературы к выпускной работе. 22

2.Быстро и легко создаем, программируем, шлифуем и раскручиваем web-сайт. Учебн. Пособ. – М., 2003. 22

3.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2005. 22

4.Информатика в школе: Microsoft Exel в теории и на практике / авт.-сост. Г. М. Раковцы. – Минск: Аверсэв, 2008. – 142 с. 22

5.Информатика для гуманитариев. Вводный курс: учебное пособие. Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.,1997. 22

Презентация магистерской диссертации. 23

Список обозначений ко всей выпускной работе

БГУКИ – Белорусский государственный университет культуры и искусств.

БНК – Белорусская народная культура.

ДПИ – Декоративно-прикладное искусство.

ПиМЛ – Прикладная и математическая лингвистика.

РКИ – Русский язык как иностранный – методика преподавания.

ТСО – Технические средства обучения.

УНФЛ – Учебно-научная фольклорная лаборатория при кафедре теории литературы филологического факультета БГУ.

флф – филологический факультет.

Реферат на тему «Роль информационных технологий в сохранении и обработке белорусского фольклора»

Введение

Сбор, сохранение и обработка белорусского фольклора являются важнейшими задачами современного гуманитарного научного познания. Тексты произведений белорусского устного народного творчества являются бесценной научно-теоретической базой не только для фольклористики, но и для ряда других наук (диалектологии, теории литературы, педагогики, психологии, социологии и т.д.).

Первые дошедшие до наших дней записи белорусских обычаев, обрядов, песен и легенд относятся к XV – XVI векам, но достаточно систематичное записывание и достаточно научное осмысление собранного материала начинается с первой половины XIX века. После трех разделов Речи Посполитой правительство Российской империи проявило большой интерес к культуре народа, населяющего новоприобретенные империей земли. Даже когда позднее белорусский язык и слово "Беларусь" попали под запрет печати, для произведений белорусского фольклора было сделано исключение.

Но уже в XIX веке с развитием научно-технической и будущих социальных революций начался неизбежный процесс утраты народом мифологических представлений о мире. Стали забываться многие традиции, начал угасать обрядовый фольклор. И проблема сохранить то, что еще не утрачено, сегодня стоит особенно остро. Профессор А. С. Федосик отмечает, что из всех европейских народов обрядовый фольклор лучше всего сохранился у белорусов и украинцев[7, с. 10].

Периодически можно услышать в обиходной речи противопоставление прошедшей "эпохи традиций" нынешней "эпохе компьютера и Интернета". При этом информационные технологии обвиняют в том, что из-за них современная молодежь не интересуется литературой, историей и традициями своего народа. Фольклорная практика, которую проходят все студенты филологического факультета специальностей "Белорусская", "Русская" и "Славянская филология" даёт каждому студенту возможность убедиться в том, что обвинения подобного рода несостоятельны. Информационные технологии могут и должны помогать в сохранении и обработке старинных песен и легенд.

Самая главная проблема сохранения фольклора заключается в том, что современное значение термина "фольклор" выходит за рамки традиционного представления о некоем тексте. При характеристике песни сюда же входит и музыка. При этом студент-практикант, владеющий нотной грамотой, - редкое исключение из правила. Если учесть, что сохранение белорусского фольклора на протяжении полутора столетий сводилось к записыванию текстов на бумажной карточке от руки, нетрудно представить, как много отечественная фольклористика потеряла. В каждом из многочисленных томов собрания белорусского фольклора, выпущенного НАН Республики Беларусь, дается примерно 10 нотных расшифровок к 1000 песен. В календарных и семейных обрядах, а также в таких жанрах фольклора, как игры, народный театр большое значение имеет визуальный план выражения. Кроме видеосъемки, современные собиратели фольклора занимаются и фотосъемкой произведений народного декоративно-прикладного искусства – "бессловесного" жанра фольклора, который, тем не менее, представляет интерес для филологов благодаря содержащейся символике – богатом материале для изучения мифологии.

Глава 1 (обзор литературы).

Всякая наука в своём развитии проходит так называемый "классический период". Для фольклористики этот период можно обозначить в пределах между 1860-ми и 1910-ми годами. Такое право нам дают лучшие фундаментальные труды З. Даленга-Ходоковского, П. Шпилевского, П. Шейна, А. Богдановича, А. Киркора, А. Сержпутовского, Е. Романова, И. Носовича, М. Федоровского, В. Добровольского и др. Лучшие достижения пришлись на ту эпоху, когда фольклористы могли записывать только тексты карандашом на бумагу.

На них советуют ориентироваться студентам авторы методического пособия "Фальклорная практыка: метадычныя рэкамендацыі і праграма-апытальнік". Но так же и даются краткие рекомендации по использованию на практике информационных технологий. Также стоит отметить книгу И. В. Казаковой "Функцыянальная роля тэматычнага кабінета ў адукацыйным працэсе вышэйшай навучальнай установы." Книга частично излагает содержание сайта кабинета-музея БНК (белорусской народной культуры) (www.museum.na.by).

Глава 2 (методика исследования проблемы).

Методы сохранения и обработки фольклора определяются спецификой каждого жанра. Основные методы сохранения фольклора – это:

  1. Текстовое записывание.

  2. Фотосъёмка.

  3. Звукозапись.

  4. Видеосъёмка.

Основными методами обработки фольклора можно назвать:

  1. Издание сборников текстов, фотоальбомов, выпуск дисков с фото-, аудио- и видеофайлами для популяризации белорусского фольклора.

  2. Создание работ по фольклористике и другим общественным наукам.

  3. Методическое обеспечение учебных занятий.

  4. Игра, создание сценариев.

Глава 3 (основные результаты).

Студенты БГУ проходят фольклорную практику летом между первым и вторым курсами. Однако учебная программа по-прежнему предъявляет старые требования. В срок с 1-го по 10-е сентября нового учебного года студент должен сдать в специальной папке 50 карточек с текстами произведений устного народного творчества (можно рукописных!) с указанием паспортных данных информаторов. Наличие в папке практиканта фотографий или определенных носителей информации с записанными аудио- и видеофайлами лишь способствует повышению итоговой оценки на один балл. Причина проста: развитие методической мысли, к сожалению, опережает соответствующее финансирование. Студенты даже проезд во время практики оплачивают сами, не говоря уже о том, что записывать они должны на собственные диктофоны и видеокамеры, которые есть далеко не у каждого. Недостаток в БГУ компьютеров общественного пользования не позволяет всем студентам даже напечатать тексты записанных песен в Microsoft Word. В последний день срока сдачи практики студенты второго курса дают в актовом зале концерт для первокурсников. Официально это мероприятие называется "научно-развлекательная конференция". За внешней несерьезностью такой "конференции" скрывается важная научно-практическая цель. Студенту, записавшему текст песни или сценарий обряда, предстоит реконструировать утраченный при записывании музыкальный и/или визуальный план фольклорного произведения. Весь концерт записывается на видеокамеру. Не следует, однако, рассматривать записывание фольклора исключительно как "черную" работу, предназначенную для студентов и выполняемую старыми методами. Министерство культуры Республики Беларусь периодически дает квалифицированным сотрудникам НАН Республики Беларусь командировки и снабжает их казенной аппаратурой. Но и в этом случае приходится говорить про недостаточное финансирование.

После того, как студенты сдают практику и получают оценки, их научные руководители сдают папки с карточками в архив Учебно-научной фольклорной лаборатории при кафедре теории литературы филологического факультета БГУ. Весь материал сотрудникам УНФЛ предстоит сохранить и обработать за год – до следующих новых поступлений. Чтобы оценить сложность этой работы и возможность ее упрощения с помощью информационных технологий, произведем следующий расчет.

Каждый курс насчитывает примерно 70 студентов специальности "Белорусская филология", 60 – "Русская филология" и 30 – "Славянская филология". Примерно 160 человек получают задание собрать 50 карточек, но собирать можно и больше, даже если это количество достигает 75, студент получает оценку на балл выше. Если 160 человек собирают от 50 до 75 карточек каждый, то общее количество карточек должно находиться в пределах от 8 до 12 тысяч. Будем исходить из числа 10 тысяч. З сколько дней следует обработать такое количество материала? Количество рабочих дней в году равно 3655/7= 260. С учетом государственных праздников округлим до 250 дней. Значит, без учета отпусков сотрудников мы получаем, что в день приходится обрабатывать 40 карточек, а в час – 5, одну карточку за 12 минут.

Теперь проанализируем алгоритм обработки одной карточки. Для начала необходимо оговорить, что из множества принципов классификации фольклора УНФЛ практикует два основных: региональный и жанровый. В структуре УНФЛ имеется региональный архив, в котором стоят шкафы, подписанные "Брестская область", "Витебская область" и т.д. В каждом шкафу на разных полках стоят ящики с записями фольклора каждого из 118 районов Беларуси. Второй отдел – жанровый архив. Шкафчики этого архива имеют подписи "заговоры", "загадки", "пословицы и поговорки" ... "сказки". Сразу бросаются в глаза недостатки такого хранения.

Получив на руки карточку с текстом, сотрудник лаборатории должен сделать выбор: или он собственноручно должен изготовить второй экземпляр карточки (что уже перекрывает 12-минутный лимит), или походатайствовать за введение требования к студентам по дублированию всех материалов, или каждый из двух архивов пополнять только наполовину.

Второй недостаток заключается в ограниченных физических возможностях шкафов. Шкаф может состоять из нескольких дверок-отделений, в каждом из которых 2-3 полки, а на каждой полке – 5-7 выдвижных ящиков. Это могло бы удовлетворять 3-ступенчатую классификацию, в то время как современная наука нуждается в классификации минимум в 5-6 ступеней. Кроме того, жанровый принцип не идеален. В качестве объектов рода исследований ученые выделяют ряд «многожанровых явлений» (детский фольклор, фольклор Великой Отечественной войны, фольклор разных социальных групп). После размещения карточек по жанровому принципу, их приходится дублировать для размещения в отдельных шкафчиках.

Взяв каждую карточку, следует найти ей место в определенном ящике, в зависимости от ящика присвоить карточке систематический номер, записать его в левом верхнем углу, переписать после этого в каталог всю «шапку» и только потом вставить карточку в ящик. Поиск нужного места может отнять много времени, особенно если учесть то, что архив УНФЛ находится в двух разных корпусах.

Однако приведенная выше работа не является единственной обязанностью сотрудников УНФЛ. В частности, они выдают студентам, магистрантам, аспирантам и сотрудникам эти же самые карточки для написания ими научных работ и по мере их возвращения расставляют по местам.

История УНФЛ насчитывает около полувека. Если 10 тысяч карточек принять за ежегодный прирост, то весь информационный ресурс лаборатории можно оценить в полмиллиона карточек. Возникает новая проблема – сохранение уже записанного. Можно представить себе физическое состояние карточки, заполненной чернилами, когда ей 50 лет. Кроме ста шестидесяти наших студентов практику проходят также и иностранцы. У некоторых наших студентов по предварительной заявке появляется возможность не записывать фольклор, а работать в лаборатории, перепечатывая старые рукописные материалы. Проблема реставрации имеющихся аудио- и видеозаписей стоит тоже достаточно остро, так как значительная часть была сделана на такой технике, которую в настоящее время можно приобрести лишь на вторичном рынке (особенно это касается магнитной ленты, которая быстро портится).

Сохранение фольклора не является самоцелью. В результате обработки собранные тексты, звуки, изображения и действа кладутся в основу научного, учебно-методического и художественного творчества. Основными формами такой обработки можно назвать следующие.

1. Издание сборников текстов, фотоальбомов, выпуск дисков с фото-, аудио- и видеофайлами для популяризации белорусского фольклора. Как следствие – редактирование текстов, ретуширование зрительных образов, монтаж. И если ретушировать и монтировать произведения белорусского фольклора можно с помощью тех же программ, какие мы используем по отношению к любому другому материалу, то создание редактора текстов народных песен и загадок является интересной проблемой. В зависимости от того, насколько важно редактору сохранить диалектные особенности языка, грамматическое и стилистическое редактирование будет разным. И это при том, что в Microsoft Word до сих пор ещё не создан орфографический редактор литературного белорусского языка. Собиратель же должен записывать все как он слышит даже при наличии грубых языковых ошибок, без купюр даже при наличии ненормативной лексики.

2. Создание научных работ по фольклористике, теории литературы, мифологии, культурологи, этнографии, этнопсихологии и другим наукам. Роль информационных технологий в создании научных работ заключается в печатании текста в Microsoft Word, построении с помощью специальных программ формул, графов, статистических диаграмм и графиков, таблиц. Особая роль принадлежит антиплагиатным программам.

3. Учебно-методическое обеспечение занятий по изучению фольклористики и смежных с ней наук. Эта форма обработки фольклора тесно соприкасается с другой – созданием новых произведений искусства. Например, в курсе фольклористики на занятии, посвященном изучению свадебного обряда и свадебных песен, студенты смотрят специальный учебный фильм, представляющий собой актерскую реконструкцию обряда. Такие фильмы не являются произведениями искусства, т.к. преследуют конкретную практическую цель.

Самой популярной формой учебно-методического обеспечения занятий информационными технологиями является создание презентаций в системе Microsoft Power Point для дублирования материала читаемой лекции и предоставления наглядности.

4. Игра. Эта форма обработки фольклора заключается в создании из компилируемого материала новых сценариев. Так некоторые эксперты создают сценарии свадеб по заказу молодоженов. На филологическом факультете БГУ существует фольклорно-этнографический коллектив «Багач». С помощью информационных технологий сохранении опубликован в Интернете на сайте кабинета-музея белоруской народной культуры филологического факультета БГУ (www.museum.na.by) видеофайл «Студенты колядуют на кафедре истории белорусского языка». Среди этих студентов присутствует и автор этой работы. Игра – тоже сфера деятельности, близкая к искусству.

Научно-теоретические материалы по польской мифологии и фольклора легли в основу недавно созданной компьютерной игры "Ведьмак". На сегодняшний день это претендует на звание высшей формы обработки фольклора с помощью информационных технологий.

Глава 4 (обсуждение результатов).

После постановки наиболее важных проблем сохранения и обработки белорусского фольклора можно предложить следующий алгоритм их решения:

1. Перенести курс «Основы информационных технологий» для студентов со 2-го курса на 1-й.

2. Включить в программу зачета по этому курсу обязательное овладение быстрым набором текста в Microsoft Word.

3. Открыть на филологическом факультете БГУ компьютерный класс для самостоятельной работы студентов, свободных от учебных занятий.

4. Как следствие обязательного выполнения предыдущих условий, сделать для студентов, сдающих практику, обязательное предоставление всех текстов распечатанными в электронном виде.

5. В УНФЛ создать электронную версию регионального и жанрового архивов, а также архивы фото-, аудио- и видеоматериалов.

6. Снабдить архивы электронными каталогами и, желательно, создать макрос, копирующий паспортные данные в каталог сразу при внесении нового текста в архив.

7. Создать в каталогах и архивах возможность поиска по паспортным данным и цитатам.

8. С помощью поиска упорядочивать положение текстов, разным вариантам песен и легенд присваивать соседние номера, при обнаружении нескольких абсолютно идентичных текстов удалять все кроме самого раннего по времени записи, обрядовые песни располагать по порядку этапов, для которых они предназначены.

Личные наблюдения автора этой работы свидетельствуют о возможности наличия в архивах одинаковых текстов, так как ежегодно в начале учебного года в общежитиях БГУ можно встретить объявления вроде «продам/куплю фольклорную практику».

Материал белорусского фольклора достаточно богат и в будущем вполне может лечь в основу отечественных разработок, аналогичных польскому "Ведьмаку".

Заключение.

Подводя итоги анализа проблем сохранения и обработки белорусского фольклора, следует отметить, что информационные технологии в этом деле играют еще очень маленькую роль при очень больших возможностях. Причины этого следует искать в недостаточном финансировании (на сайте УНФЛ WWW.folknd.bsu.by можно прочитать объявление о том, что лаборатория ищет спонсора). Кроме того, на филологическом факультете БГУ круг сотрудников, профессионально занимающихся внедрением информационных технологий в учебную и научную деятельность факультета, достаточно узок. Он включает в себя сотрудников кафедры прикладной лингвистики, которые, в первую очередь, занимаются специальностями ПиМЛ (прикладная и математическая лингвистика) и РКИ (Русский язык как иностранный – методика преподавания) и сотрудников лаборатории ТСО (технических средств обучения). Благодаря им в компьютерных классах филологического факультета можно найти тестовые задания по всем основным изучаемым в университете языкам и литературам, общему языкознанию и другим предметам, но среди них нет тестов по фольклору. И при этом д.ф.н., профессор И.В. Казакова является автором замечательного подходящего для этой цели сборника "Беларускі фальклор. Тэставыя заданні".

Но не следует быть слишком категоричным и преуменьшать реальную роль информационных технологий в сохранении и обработке фольклора. В настоящее время все основные организации, отвечающие за сохранение и развитие белорусской культуры, имеют собственные web-сайты. Помимо вышеуказанных УНФЛ и кабинета-музея БНК (белорусской народной культуры) следует отметить такие крупные организации, как Министерство культуры Республики Беларусь, БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств), НАН Республики Беларусь и входящий в ее структуру Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы и более мелкие – региональные музеи, дома культуры. На этих сайтах можно найти разную информацию, но вся она оказывается полезной для деятелей науки и культуры, способствует добыванию фольклорного материала. И, наконец, Интернет при современном росте числа пользователей начинает сам становиться средством распространения фольклора. Согласно сведениям В. Леонтьева о том, что в 2000 году количество пользователей Интернета достигло 300 миллионов, можно предположить, что ныне таким пользователем является каждый десятый житель Земли. Наличие электронной почты, ICQ, социальных сетей My Space, Odnoklassniki, Vkontakte и др. способствует распространению новых анекдотов, песен, стихов (особенно поздравительных), афоризмов и т.д. Особое внимание заслуживает феномен "компьютерных анекдотов", понятных только пользователям, являющимся программистами по образованию. Эти анекдоты широко используются, в частности, в обучающей программе "Соло на клавиатуре" в промежутках между упражнениями. Использует и В. Леонтьев в качестве эпиграфов к главам своей энциклопедии.

Понятие "устное народное творчество" в науке считается синонимичным понятию "вербальный пласт фольклора". Развитие сети Интернет ставит под сомнение корректность определения "устное".

Развитие интернет-фольклора создает новые научные проблемы. Созданный белорусами русскоязычный фольклор можно ли считать белорусским? Не ведет ли прогресс в сфере информационных технологий к нивелированию национальной компоненты в фольклоре? Не станет ли весь белорусский фольклор русским или английским?

Отдельные материалы научных конференций свидетельствуют о том, что описанные выше проблемы находят осмысление в современной филологической науке. Одним из наиболее интересных исследований этой проблемы является статья В.В. Шумко "Бытование пословиц и поговорок в Интернете". Дав семистам собранным единицам интернет-фольклора множество характеристик согласно разным принципам классификации, автор приходит к выводу, что "с точки зрения морали большинство изучаемых единиц представляют собой антипословицы" [8, с. 76].

Остается надеяться, что после прошествия определенного срока мы получим объективную оценку происходящего.

Список литературы к реферату.

  1. Вяселле / песні: у 6 т. / НАН Беларусі; рэдкал.: В. К. Бандарчык [і інш.]. – Мінск: "Навука і тэхніка", 1981. – 6 т.

  2. Ізотава, В.В. Сімволіка беларускага традыцыйнага вяселля / В.В. Ізотава. – Мінск: “Чатыры чвэрці”, 2007. – 172 с.

  3. Кавалёва, Р.М.; Марозава, Т.А.; Прыемка В.В. Фальклорная практыка: метадычныя рэкамендацыі і праграма-апытальнік. / Р. М. Кавалёва, Т. А. Марозава, В. В. Прыемка. – Мінск: БДУ, 2008. – 151 с.

  4. Казакова, И. В. Функцыянальная роля тэматычнага кабінета ў адукацыйным працэсе вышэйшай навучальнай установы. / І. В. Казакова. – Мінск: БДУ, 2008. – 16 с.

  5. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. / В. П. Леонтьев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 957 с.

  6. Федароўскі, М. Люд беларускі. Вяселле. / М. Федароўскі. – Мінск: “Полымя”, 1991. – 144 с.

  7. Фядосік, А.С. Беларускі абрадавы фальклор у агульнаславянскім кантэксце / А.С. Фядосік. – Мінск, 1998. – 36 с.

  8. Шумко, В.В. "Бытование пословиц и поговорок в Интернете."/ В.В. Шумко//Фалькларыстычныя даследванні. Кантэкст. Тыпалогія. Сувязі: зб. арт. Вып.3 /пад. нав. рэд. Т. А. Марозавай, В. В. Прыемка. – Мінск: Бестпрынт,2006. – 274 с.

Предметный указатель к реферату.

в 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22

Интернет 13, 14, 17

Книга 6

Лаборатория 22

Фольклор 20

Интернет ресурсы в предметной области исследования.

1. www.museum.by

Проект по сбору контактной информации обо всех музеях Беларуси, в том числе относящихся к теме реферата. На сайте выложено семь списков по шести областям и городу Минску. В этих списках названия музеев, имеющих собственный web-сайт, оснащены гиперссылками.

2. www.museum.na.by

Сайт Кабинета-музея БНК при филологическом факультете БГУ. Содержит сведения об истории музея, проводимых выставках и других мероприятиях. Можно найти фотографии произведений ДПИ, даже некоторые фольклорные тексты. Также имеется каталог научной литературы по фольклористике, имеющейся в фонде музея, видеозапись постановки колядного обряда.

3. www.folkndl.bsu.by

Сайт УНФЛ. Содержит контактную информацию, неполные каталоги некоторых архивов, подробную дискографию некоторых народных ансамблей, сведения истории и штате лаборатории, рекомендации по сбору фольклора.

4. www.ref.by

Первая ссылка при запросе слова "фольклор" в tut.by. Банк рефератов. Обширные материалы по фольклористике.

5. www.tut.by

При запросе слова "фольклор" выдает более 10-и страниц ссылок. Свидетельствует о том, что фольклору посвящено мало специальных сайтов, но он часто обсуждается на форумах и новостных сайтах – следовательно, волнует общественность.

6. www.buk.by

Cайт БГУКИ. Факультетам посвящены отдельные страницы, кафедрам – абзацы. При факультете традиционной белорусской культуры и современного искусства имеется кафедра этнологии и фольклора, а при ней – Центр по изучению и сохранению нематериального культурного наследия "Адвечнае" и Музей традиционной белорусской культуры "Беларуския абярэги". Собственных web-сайтов эти организации не имеют. В структуре БГУКИ имеется факультет информационно-документальных коммуникаций. Он готовит библиотечных работников и на сайте www.buk.by нет информации о сотрудничестве факультета с Центром и Музеем.

7.

Сайт, посвящённый уфологии и другим паранормальным явлениям. Характерны обширные материалы по мифологии и полное отсутствие научного подхода.

8. www.zaslaue.by

Сайт этнографического комплекса "Заслаўе" – деревни-музея старинного белорусского быта. Содержит контактную информацию для туристов.

9. www.zolak.minsk.edu.by

Сайт дома детского творчества "Золак". Объявление о наборе детей 7-14 лет в кружок "Фольклорный". Подробная информация о программе кружка, песнях и обрядах. Фотографии.

10. www.falklor.art.tut.by

Сайт общества по сохранению фольклора "Хаўрус сяброў". Работа при поддержке католической церкви. Сайт имеет тематические разделы "абрады" и "вусная творчасць". В наличии интересные материалы.

В целом среди разнообразных интернет-материалов, посвящённых белорусскому фольклору преобладают культурно-развлекательное, воспитательно-идеологическое и газетно-публицистическое направления. Главным недостатком можно назвать нехватку научного материала.

Действующий личный сайт в WWW (гиперссылка).

Граф научных интересов.

магистранта Полякова Ф.С., филологический факультет.

Специальность "Литературоведение"

Смежные специальности

10.01.01 - Белорусская литература.

1. Анонимная белорусская литература XIX века.

2. Мифология и фольклор в творчестве классиков белорусской литературы.

01.01.03 – Литература народов стран зарубежья.

1. Мифы и героический эпос как исток мировой литературы.

2. "Коллективный автор" в фольклоре и "смерть автора" в современной литературе.

10.01.08 – Теория литературы. Текстология.

1. Жанровая классификация устного народного творчества и её недостатки.

2. Тавтология, глагольные рифмы и другие недостатки книжной поэзии как достоинства народной.

3. Отличение фольклора от псевдофольклора.

Основная специальность

10.01.09 – фольклористика

  1. Реконструкция пережитков мифологического сознания белорусского народа на материале фольклора.

  2. Прослеживание связи символики и поэтики белорусского фольклора с искусством модернизма и постмодернизма. Опровержение мифа об "антинародности" этого искусства.

  3. Белорусская свадьба как "народная опера" и "Народная трагикомедия"

Сопутствующие специальности

24.00.01 – Теория и история культуры.

1. Фольклор как составная часть культуры.

2. Фольклор и проблемы морали.

10.02.01 – Белорусский язык.

1.Поэтика белорусского фольклора.

2.Литературный и диалектный язык как средство создания художественных образов.

09.00.13 – Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

1. Сочетание христианского и языческого в сознании современного белоруса.

2. Понятие смерти и бессмертия в белорусской культуре.

07.00.02 – Отечественная история.

1. Юмор и сатира, отображение исторических реалий в песнях и частушках.

2. Псевдофольклор советской эпохи.

3. Смена эпох и перемены в мифологическом сознании.

4. Фольклор Великой Отечественной войны.

Тестовые вопросы по ОИТ.

<question type="close" id="223">

<text>(Поляков Фёдор) В каких форматах кроме doc можно сохранить документ word</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="0">mp3</answer>

<answer id="2" right="0">wma</answer>

<answer id="3" right="0">exe</answer>

<answer id="4" right="1">rtf</answer>

<answer id="5" right="1">html</answer>

</answers>

</question>

<question type="close" id="723">

<text>(Поляков Фёдор) Что из перечисленного - компьютерная игра на материале польской мифологии?</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="0">Фердидурка</answer>

<answer id="2" right="0">Леониды не вернутся на землю</answer>

<answer id="3" right="1">Ведьмак</answer>

<answer id="4" right="0">Война с саламандрами</answer>

<answer id="5" right="0">Камера обскура</answer>

</answers>

</question>

Список литературы к выпускной работе.

  1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. / М. А. Бовтенко – М., 2005.

  2. Быстро и легко создаем, программируем, шлифуем и раскручиваем web-сайт. Учебн. Пособ. – М., 2003.

  3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / И.Г. Захарова. – М.: Academia, 2005.

  4. Информатика в школе: Microsoft Exel в теории и на практике / авт.-сост. Г. М. Раковцы. – Минск: Аверсэв, 2008. – 142 с.

  5. Информатика для гуманитариев. Вводный курс: учебное пособие. Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. – М.,1997.

  6. Левкович, О.А. Основы компьютерной грамотности: учеб. пособие / О.А. Левкович, Е.С. Шелкоплясов, Т.Н. Шелкоплясова. - Мн.: ТетраСистемс, 2004.

  7. Леонтьев, В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009. / В. П. Леонтьев. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2008. – 928 с.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркин. – М.: Академия, 1999.

  9. Филиппова, Г. Т., Терещук, В. А., Садилова, М. В. Информатика в школе: создание веб-страниц в теории и на практике / Г. Т. Филиппова, В. А. Терещук, М. В. Садилова,– Минск: Аверсэв, 2009. – 108 с.

  10. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии / Ю.А. Шафрин. – М.: ООО «Лаборатория Базовых знаний», 1998.

П
резентация магистерской диссертации.

  1. «Применение информационных технологий при сравнительном анализе белорусско-китайского фольклора»

    Реферат
    Исследование народного творчества сложно представить себе без использования ИТ. Интерес к фольклору вызван девальвацией традиционных ценностей в результате всепроникающего влияния массовой культуры.
  2. Впомощь библиотекам и библиотечным системам (Информационный список литературы по основным направлениям библиотечно библиографической деятельности) Вып. 34 Омск 2007

    Документ
    В помощь библиотекам и библиотечным системам : информ. список лит. по основным направлениям библ.-библиогр. деятельности. Вып. 34 / сост. Л. Ю. Зозуля; отв.
  3. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №14 (665), 19 апреля 2010 г (1)

    Информационный бюллетень
    11.00 Круглый стол «Петербург – открытый город (проблемы социальной и культурной адаптации мигрантов в Петербурге)» (Моховая ул., 15 - Дом национальностей).
  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №14 (665), 19 апреля 2010 г (2)

    Информационный бюллетень
    11.00 Театрализованное представление о жизни и творчестве режиссера и актера Ролана Быкова (киноцентр «Родина» - Караванная ул., 12). Подробности – в разделе Комитета по культуре.
  5. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №9 (710), 21 марта 2011 г

    Информационный бюллетень
    09.30 Пленарное заседание «Национальная программа мер по реализации Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю» (Ленэкспо, павильон 7, зал 7.1). Подробности - в разделе Комитета по благоустройству.
  6. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №44 (745) от 21 ноября 2011 г

    Информационный бюллетень
    12.00 Пресс-конференция, посвященная открытию XVI Международного фестиваля экологических фильмов «Зеленый взгляд» (ул. Жуковского, 63, офис 420, пресс-центре РИА Новости).
  7. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №43 (744) от 14 ноября 2011 г

    Информационный бюллетень
    16.00 Пресс-конференция, посвященная предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Подробности - в разделе Комитета по землепользованию.
  8. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №18 (769) от 21 мая 2012 г

    Информационный бюллетень
    12.00 Пресс-конференция, посвященная открытию XVII Международного фестиваля «Музыкальный Олимп» (гранд-отель «Европа» – Михайловская ул., 1-7). Подробности – в разделе Комитета по культуре.
  9. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №8 (759) от 5 марта 2012 г

    Информационный бюллетень
    13.00 Пресс-конференция «Петербург как уникальная российская площадка для развития межрегионального и международного сотрудничества малого и среднего бизнеса» (Шпалерная ул.

Другие похожие документы..