Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра русского языка и литературы

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА БР ДО

по специальности 050302 – Родной (башкирский) язык и литература;

Русский язык и литература»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден доцент

на заседании кафедры Шнайдерман Л.А.

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.

Зав. кафедрой_________ Кагарманова М.Ш.

Стерлитамак 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

____________________

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью

Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)


Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)

Москва 2005

ДПП.Ф.03

История родного языка

Генетические связи родного языка. Древние и средневековые формы родного языка. Этапы формирования и развития родного литературного языка. Становление норм родного литературного языка. Генезис форм, стилей родного языка. Взаимоотношение литературного письменного и устного разговорного языка, диалектов. Оригинальные тексты, их тематика. Этимология. Этимологический анализ. Исторический комментарий фактов современного родного языка.

72

ОГЛАВЛЕНИЕ

1-2 Государственный стандарт

3. Введение.

4. Пояснительная записка.

5. Цели и задачи курса.

6.Требование к уровню освоения их проведения.

7. Основные виды занятий и особенности их проведения.

8. Техническое обеспечение дисциплины.

9. Объем и сроки учебного курса.

10. Рабочая программа.

11. Материалы промежуточной и итоговой аттестации.

12. Билеты для зачета.

13. Лекции по курсу.

14. Методические рекомендации для преподавателя.

15. Методические рекомендации для студентов.

ВВЕДЕНИЕ

Программа курса «История русского языка» составлена с учетом требований:

– Государственного стандарта высшего педагогического образования,

– Закона Российской Федерации об образовании (М.: Новая школа, 1992);

– Закона Республики Башкортостан об образовании (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан. Уфа, 1993);

– Закона Российской Федерации о языках народов Российской Федерации («Русская речь». 1992. № 2);

– Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1996);

– Временного государственного образовательного стандарта. Общее и среднее образование. Русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения (М., 1993);

– Программы учебных курсов: Историческая грамматика русского языка – М.: Наука, 1999;

Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, реализация которых усилит профессиональную направленность курса и сблизит его с установками современной научной лингвистики и лингводидактики.

Актуальность дисциплины. Курс «История русского языка» является одним из основных профилирующих предметов в системе дисциплин лингвистического цикла. Его основная цель – дать будущим учителям глубокие знания фонетической и морфологической системы и структуры русского языка в историческом развитии, привить необходимые умения и навыки анализа исторических изменений языковых единиц разных уровней, ознакомить с методами и принципами лингвистических исследований. Конечная цель изучения данной дисциплины – понимание исторических процессов, происходящих в языке в их различных проявлениях.

Программа по современному русскому литературному языку включает следующие разделы: «Историческое развитие русского языка», «Фонетическая система русского языка в историческом развитии», «Морфологическая система русского языка в историческом развитии».

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА

Цель курса – расширение лингвистического кругозора студентов-филологов, формирование у них целостного представления о языке как историческом явлении, вооружение знаниями исторического анализа языковых явлений.

Воспитательные цели:

- воспитывать уважительное отношение к языку как к средству общения и как феномену культуры,

- воспитывать у студентов систему духовных, высоконравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода,

- формировать у студентов толерантность, способность жить и работать в поликультурных условиях.

Задачи дисциплины:

– дать знания о развитии языка от общеславянского до современного периода его развития;

– показать взаимосвязанность языковых явлений в древнерусском и старославянском языке;

– сформировать целостное представление о языке как системе;

– дать знания о фонетических изменениях и связанных с ними чередованиях в языке;

– дать знания о морфологической изменениях и связанных с ними вариантами в языке;

– вооружить необходимыми культурно-историческими данными, связанными с развитием языка;

– раскрыть сложность процессов, происходящих в языке;

– представить синхронное и диахроническое изучение языковых явлений русского языка.

Дисциплина ориентируется на следующие виды профессиональной деятельности:

– преподавательскую;

– научно-методическую;

– культурно-просветительскую;

– культурно-историческую.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

– периоды истории русского языка и их особенности: лексические, фонетические, морфологические;

– особенности образования русского литературного языка в разные периоды развития;

– систему гласных звуков русского языка в историческом развитии;

– систему согласных звуков русского языка в историческом развитии;

– исторические чередования гласных звуков русского языка;

– исторические чередования согласных звуков русского языка;

– следствия утраты редуцированных в области гласных и согласных звуков;

– особенности перехода Е в О после мягких согласных перед твердыми;

– явление аканья в русском языке;

– историю изменений имен существительных в русском языке;

– историю изменений имен прилагательных в русском языке;

– историю изменений местоимений в русском языке;

– историю изменений имен числительных в русском языке;

– историю изменений глагола в русском языке;

уметь:

– выделять исторические корни в словах современного русского языка;

– объяснять исторические чередования гласных звуков русского языка;

– объяснять исторические чередования согласных звуков русского языка;

– объяснять языковые явления, связанные с законом открытого слога в общеславянском языке;

– объяснять языковые явления, связанные с процессом монофтонгизации дифтонгов в общеславянском языке;

– различать следствия 1, 2 и палатализации согласных;

– различать палатализацию и смягчение согласных перед йотом;

– различать упрощение и диссимиляцию согласных древнерусского языка;

– разграничивать древнерусские и старославянские особенности в области сочетаний гласных;

– разграничивать древнерусские и старославянские особенности в области согласных;

– определять местоположение редуцированных гласных в древнерусском языке;

– объяснять языковые явления, связанные с процессом утраты редуцированных в древнерусском языке;

– определять происхождение и местоположение звука, обозначавшегося буквой «ять»;

– объяснять языковые процессы, связанные с процессом перехода Е в О после мягких согласных перед твердыми;

– объяснять изменения в падежных формах имен существительных в русском языке;

– объяснять изменения в полных и кратких формах имен прилагательных в русском языке;

– объяснять изменения падежных форм местоимений в русском языке;

– объяснять образования и изменения падежных форм числительных в русском языке;

– объяснять изменения грамматических категорий глагола в русском языке;

владеть навыками:

– разграничения русской, старославянской и иноязычной лексики;

– анализа исторических чередований в области гласных и согласных звуков русского языка;

– анализа морфологических изменений и грамматических вариантов в системе русского языка.

3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Программа курса предусматривает следующие формы изучения теоретического и практического материала:

– лекции;

– практические занятия;

– работа с первоисточниками;

– самостоятельная работа.

Формами контроля усвоения учебного материала является:

– коллоквиум;

– беседа на лекции;

– экспресс-опрос на лекции;

– проверка конспектов;

– контрольная и зачетная работа;

– зачет.

Курс «История русского языка» общим объемом 64 часа изучается в течение 5 семестра.

Курс завершается зачетом.

В работе над данным курсом выделяются две основные формы контроля: промежуточная (контрольная) и итоговая (зачет). Студентам предлагается выполнить контрольную работу по разделу «Фонетическая система русского языка в историческом развитии». На зачете студент должен сделать следующие задания:

1) понимание исторических изменений в русском языке в области гласных и согласных, в области частей речи;

2) умение объяснить происхождение шипящих в словах; выделить этимологические корни и объясните чередование в словах; объяснить переход Е в О в словах при отсутствии условий; объяснить происхождение выделенных слов.

Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение им всей учебной нагрузки по предмету (посещение лекций, практических занятий и участия в них, наличие конспектов первоисточников, выполнение заданий).

Важным фактором является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие положения в учебной и научной литературе.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- оборудованные аудитории;

- различные технические средства обучения;

- наглядные пособия.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса заочного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кабардино-черкесский» язык Для студентов, обучающихся по специальности 03 12 00

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Кабардино-черкесский язык» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной дисциплины.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  6. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  8. Учебно-Методический комплекс по дисциплине «История мировых религий» для специальностей «История» 050114 «Международные отношения» 050202

    Учебно-методический комплекс
    УМК по дисциплине «История мировых религий предназначен для студентов специальности «История» и «Международные отношения». Включает в себя учебную программу (Syllabus), учебно-методические материалы по дисциплине: краткий конспект
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..