Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Задание 1.Отметьте архаические падежные формы древнерусского языка. Объясните последующие изменения в падежных окончаниях этих слов.

1. Начальник, полетевший для исполнения моих велений на крылех ветра, упоялся негою и любовию. (Р.) 2. Бегу возвестить радость скорбящих отцам по чадех их, супругам по супругах их. (Р.) 3. На деле же почти такие людие все – сродни моей лисице. (Кр.) 4. Ах, лучше скрыть себя в безвестности простой, чем с низкими страстьми и подлою душой себя, для строгого своих сограждан взора, на суд их выставлять, как будто для позора! (Рыл.) 5. И, пред властителем колена преклоняя, не осуждай его. (П.) 6. Меня смущала строгая краса ее чела, спокойных уст и взоров, и полные святыни словеса. (П.) 7. Я, матерь божия, ныне с молитвою пред твоим образом, ярким сиянием, … я вручить хочу деву невинную теплой заступнице мира холодного. (Л.) 8. Но угаси сей чудный пламень, всесожигающий костер. (Л.) 9. По небу много облак бродит. (Тют.) 10. Поведай же нам, честный отче, опоганили мы свои души али нет? (М.-П.) 11. На вековечные вопросы съехали, на воздусех парили. (Дост.) 12. Плохо, граф, плохо с дочерьми без матери. (Л.Т.) 13. Она рванулась, но две сильные руки за плеча посадили ее на лавку. (Гонч.) 14. Искал я счастия во мраке заблуждений. (Яз.) 15. Под кровом черных сосн и вязов наклоненных, которые окрест, развесившись, стоят, здесь праотцы села, в гробах уединенных навеки затворясь, сном непробудным спят. (Жук.) 16. Да здравствуют во веки наш православный царь! Да правит человеки, как правил ими встарь! (А.К.Т.) 17. О Христе-боже! Исцели меня! (А.К.Т.) 18. На нас же, на рабех, величества его чтоб без урыву щедрот лилися реки неоскудно. (А.К.Т.)

Задание2. Объясните происхождение вариантных форм выделенных существительных. Определите, какие из них являются более древними и какова их судьба в современном русском языке.

1. Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил. (П.) 2. Третьего года он нас зазвал к себе на чаек. (Дост.) 3. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. (П.) 4. В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. (П.) 5. Отправляюсь к одному помещику, который взял меня за глаза в учители. (П.) 6. Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондукторы. (П.) 7. Черноокая далеко в пышном тереме своем. (Л.) 8. А женщину хотите в терему держать. (Л.Т.) 9. И в доме, издавна знакомом, ты совершил грабеж со взломом. (Некр.) 10. Али напрасно тесно вместе жить показалось в дому. (Некр.) 11. Сначала соседи смеялись между собою над высокомерием Троекурова. (П.) 12. Почто ишпанец горд, почто убоги шведы и для чего у них россияне соседы? (Майк.) 13. И на земли уединенья нет! (Барат.) 14. Нет на земле ничтожно мгновенья. (Барат.)

Задание3. Объясните на материале стихотворений Г. Р. Державина происхождение, особенности употребления и судьбу выделенных форм существительных в русском литературном языке.

1. Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают. 2. Жниц с знамем идущих, гул голосов слух мой пленит. 3. Князья, бояра в неге спали. 4. Поэзии бессмертно пенье на небесах и на земли. 5. Дымятся серым дымом домы. 6. Вижу в сиянье грады эфира, солнцы кругом! 7. Возвысь до облак лавр зеленый. 8. Проходят годы, дни, рев морь и бурей шум. 9. Не ищет при дворе ни злата, ни честей, и чужд сует разнообразных. 10. Чьи в рамах по стенам златым блистают лицы? 11. Владелец – коль страстьми владею. 12. Так будем, будем равнодушно мы зрительми его чудес. 13. И быстро мчится меж дерев. 14. Между тенистыми деревами кого столь славно угощаешь? 15. Крутую гриву, жарку морду подняв, хрипит, ушми прядет.

Задание 4. Определите род, число, падеж кратких прилагательных и синтаксическую функцию. Какие изменения произошли в формообразовании и синтаксической функции кратких прилагательных?

1. Царь Салтан, с женой простяся, на добра коня садяся, ей наказывал себя поберечь, его любя. (П.) 2. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит. (П.) 3. И бел-ясен день затуманится. (Кольцов) 4. Полететь бы пташечке к синю морю. (Дельвиг) 5. А если и раздобрится сыра земля-кормилица, так новая беда. (Некр.) 6. Не обманет мил дружок. (Некр.) 7. Она теперь никому на синь порох не верит. (Леск.) 8. Ни жива, ни мертва лежала несчастливая Настя. (Леск.) 9. Князь выехал рано средь гридней своих в сыр-бор полеванья изведать. (А.К.Т.)

Задание 5.Объясните изменение первой части сложных существительных в примерах из текстов художественной литературы.

1. Сидит в Новеграде Садко невредим, с ним вящие все уличане; На скатерти браной шипит перед ним вино в венецейском стакане. 2. За вольный, за честный славянский народ! За колокол пью Новаграда! 3. Подождем утра, соберем вече, воевода Новуграду ответ даст. 4. Не со всем же Новым-городом на драку лезть! (А.К. Толстой)

Задание 6. Отметьте особенности употребления полных прилагательных в текстах художественной литературы. Проследите их изменение.

1. И жало мудрыя змеи в уста замерзшие мои вложил десницею кровавой. (П.) 2. Да об чем тебе, молодцу, кручиниться? Не истерся ли твой парчевой кафтан? (Л.) 3. С большим топором навостренныим, руки голые потираючи, палач весело похаживает. (Л.) 4. У ворот стоят у тесовыих красны девушки да молодушки. (Л.) 5. Но если б вопль тоски великой из глубины сердечныя возник, вполне торжественный и дикой, – костями бы среди своих забав содроглась ветреная младость. (Барат.) 6. Младый поклонник суеты, я пел беспечность и мечты. (Л.) 7. Предо мной поток ужасной грозно мчится по скалам. (Жук.) 8. Взять тебя мы все бы ради. (П.) 9. Ребенок был резов, но мил. (П.) 10. Повелел он схватить удалова купца. (Л.) 11. Всемощныя судьбы незыблемы уставы; и путь величия ко гробу нас ведет! (Жук.) 12. В дружбе все они едва ль не одинаки: послушать, кажется, одна у них душа; а только кинь им кость, так что твои собаки! (Кр.) 13. Горят щеки ее румяные, как заря на небе божием. (Л.) 14. Не боюся смерти лютыя, не боюся я людской молвы, а боюсь твоей немилости. (Л.) 15. Говорила Алена Дмитриевна, горючьми слезами заливалася. (Л.) 16. А зовут меня Степаном Калащниковым, а родился я от честнова отца, и жил я по закону господневу. (Л.)

Задание 7. Сопоставьте выделенные формы степеней сравнения с современными. Объясните отличия в их образовании.

1. А в доме так одно богатее другого. (Кр.) 2. Балы дает нельзя богаче. (Гриб.) 3. Отец мой был всех богатей. (Кол.) 4. Взгляни на звезды: между них милее всех одна! За что же? Ранее встает, ярчей горит она? (Барат.) 5. Он, может быть, и плоше, и слабее куцего, да уверен в себе. (Т.) 6. Он был, по-видимому, двумя годами старее Саши. (П.) 7. Всё было странно Нехлюдову, и страннее всего то, что ему приходилось благодарить и чувствовать себя обязанным перед смотрителем и старшим надзирателем. (Л.Т.)

Задание 8. Объясните особенности образования выделенным ниже форм числительных.

1. Не правда ль, кто не стар в осьмнадцать лет. (Л.) 2. Пред каждым почитаемым двунадесятым праздником поп всенощну служил. (Некр.) 3. В сентябре Иртеневы поехали домой уже сам-четверт, с ребенком и кормилицей. (Л.Т.) 4. Сам-сём батюшка косить выходил (Л.Т.) 5. Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Росси. (Л.Т.) 6. Во сте саженях господский дом с садом. (Р.) 7. Кто, бывало, дурея с азарту, кряду игрывал по сту ночей. (Некр.) 8. Это было воскресенье в двунадесятый праздник с разрешением рыбы, елея, вина и прочих житейских льгот. (Леск.) 9. Я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником с тысячью рублями жалованья. (Дост.) 10. В какой загадочной стране, невидимой и неизвестной, здесь кости положив одне, витает дух ваш бестелесный? (Ник.) 11. Где пушки то и знай людей, как мошек, бьют и по сту тысяч вдруг потомков к предкам шлют. (Долг.)

Задание 8. Отметьте особенности употребления местоимений в текстах художественной литературы.

  1. И не тебе ль всегда она внимала в чистейшие минуты бытия, когда лишь Бог свидетель был ея? (Жук.) 2. По гладкой палубе оне играют, резвятся, шалят. (Жук.) 3. Се аз же, многогрешный, на бренных сих листах не дописах поспешно или переписах. (А.К.Т.) 4. Лобзай же руку, благословляющую тя! (А.К.Т.) 5. Для пользы своея вводи друзей в беды! (Сумар.) 6. По сю пору твоя хозяюшка из приходской церкви не явилася. (Л.) 7. Вольной волею или нехотя ты убил насмерть мово верного слугу, мово лучшего бойца Кирибеевича? 8. Поставлены они, аки добрые псы, боронить от пыхающих волков овцы моя, дабы мог сказать я на Страшном суде божием по пророческому словеси: сеаз и дети, яже дал ми бог! (А.К.Т.)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Задание 1.Укажите инфинитив глаголов, от которых образованы выделенные глагольные формы. В чем их отличие от современных глагольных форм? Какова судьба этих глаголов?

1. Всякий приходящий сюда позабывал и бросал все, что дотоле его занимало. (Г.) 2. Да чтоб ты не дождала детей своих видеть, негодная! (Г.) 3. И вот он-то и уезжает, а Смердяков тотчас же, почти через час по отъезде молодого барина, упадает в падучей болезни. (Дост.) 4. Спокойся, знай: она напрасна и юной деве не страшна. (П.) 5. Это приуготовило меня к чему-то важному. (П.) 6. Да видано ль, чтоб где собаки хлеб пекали или рассаду поливали? (Кр.) 7. Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует. (П.) 8. Один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню. (Л.Т.) 9. Всегда я рад душою с ним время провождать. (П.) 10. От взоров вдруг сокрылася она. (П.)

Задание 2. Объясните особенности образование инфинитива и звуковые изменения, произошедшие в нем.

1. Беда, коль пироги начнет печи сапожник. (Кр.) 2. Где мне прибежище обресть, куда любовь свою принесть. (Жук.) 3. Дома стеречи съестное от мышей кота оставил. (Кр.) 4. Грех велик христианское имя нарещи такой поганой твари! (П.) 5. Идет Спесь, видит: на небе радуга; повернул Спесь во другую сторону: не пригоже мне нагибатися! (А.К.Т.)

Задание 3. Определите, к какой древнерусской форме прошедшего времени (аористу, имперфекту, префекту, плюсквамперфекту) восходит выделенное курсивом слово. Какова судьба этой формы в русском языке?

1. Он же убеди нас купно с ним пред очеса предстати твоя, имени же своего не объяви! (А.К.Т.) 2. От немощи человеческия плотским боримые похоти, из монастыря пресвятого Чуда, что на Москве-реце, бежахом! (А.К.Т.) 3. Здрав буди, Иване! – произнес глухой нечеловеческий голос, – се кланяюсь тебе, иже погубилеси мя безвинно! (А.К.Т.) 4. Жить можно бы беспечно при этаком царе; но ах! ничто не вечно – и царь Иван умре! (А.К.Т.) 5. Сев Алексей на царство, тогда роди Петра, пришла для государства тут новая пора. (А.К.Т.) 6. Что аз же многогрешный на бренных сих листах не дописах поспешно и переписах, то спереди и сзади читая во все дни, исправи правды ради, писанья не кляни. (А.К.Т.) 7. Ведь искони того еще не бе, чтобы меня кто в этом виде встретил, и как швейцар проклятый не заметил! (А.К.Т.) 8. Человек пошел было отворить двери, но они были заколочены. (П.) 9. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (П.) 10. Подруга каждая тут тихо толк подругу. (Кр.)

Задание 4. Объясните происхождение выделенных глагольных форм и их дальнейшую судьбу в русском языке.

1. Ты гой еси, царь-государь водяной, морское пресветлое чудо! (А.К.Т.) 2. «Иль то матерьялисты, – невеста вновь спросила, – у коих трубочисты суть выше Рафаила?» (А.К.Т.) 3. Все те, которые, зная меня таким, каков я есмь, не только не презирали, но уважали меня. (Л.Т.) 4. Основной существенный факт европейских событий начала нынешнего столетия есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток и потом с востока на запад. (Л.Т.) 5. Молчите, скаредные учители, вы есте наемники мученичества. (Рад.) 6. Господи! почто сих приемлеши? (Дост.) 7. Буди во всем воля господня! (П.)

Задание 5. Объясните происхождение выделенных глагольных форм и их дальнейшую судьбу в русском литературном языке.

1. Ступайте за леса, бежа жилищ своих (Сумар.)2. Как! Вы хотите поучить немного вашего сына, выломя у него два ребра? (Фонв.) 2. Подошед к Нехлюдову, она хотела не подать руки, потом подала и еще больше покраснела. (Л.Т.) 3. А он сидит, сложивши руки на коленках. (Л.Т.) 4. Набегают тучки на небо, – гонит их метелица распеваючи. (Л.) 5. Быв приятель покойному родителю Ивана Петровича, я почитал долгом предлагать и сыну свои советы. (П.) 6. И покачавши головой, пошли домой. (Кр.) 7. Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. (А.К.Т.) 8. Кто, вопия, всегда дрожит в нервическом припадке, – знай, это я! (А.К.Т.)

Задание 6.Объясните происхождение и особенности употребления глагольных форм в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

1. Улыбаясь, царь повелел тогда вина сладкого заморского нацедить в свой золоченый ковш и поднесть его опричникам. 2. Неприлично же тебе, Кирибеевич, царской радостью гнушатися. 3. Я сяду поеду на лихом коне за Москву-реку покататися. 4. Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! 5. Не боюся смерти лютыя, не боюся я людской молвы, а боюсь твоей немилости. 5. А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. 6. Над стеной кремлевской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор, по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается. 7. Скидает с могучих плеч шубу бархатную, подпершися в бок рукою правою, поправляет другой шапку алую. 8. Повелел он схватить удалова купца и привесть его пред лицо свое. 9. Прикажи меня казнить – и на плаху несть мне головушку повинную. 10. Руки голые потираючи, палач весело похаживает, удалова купца дожидается. 11. Уж вы, братцы мои, други кровные, поцалуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание.

Задание 7.Объясните особенности употребления причастий в текстах художественной литературы XVIIIXIX веков.

1. Лишь дикая сова, таясь под древним сводом той башни, сетует, внимаема луной. (Жук.) 2. Ручей, виющийся по светлому песку, как тихая твоя гармония приятна! (Жук.) 3. Он, подобно льву рыкающему, ходит кругом, ищуще пожрати мя. (А.К.Т.) 4. И, брани сокрушив могущею рукой, Вселенну осени желанной тишиной! (П.) 5. Теперь он еще более казался горд и самодовлеющ. (Л.Т.) 6. Нехлюдов был принимаем в числе этих друзей. (Л.Т.) 7. Гонимы вешними лучами, с ок рестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потопленные луга. (П.)

Задание 8.Прочитайте отрывок их былины А.К. Толстого «Василий Шибанов». Отметьте архаические формы разных частей речи, объясните их происхождение и дальнейшую судьбу в русском литературном языке. С какой целью использует автор грамматические архаизмы?

«Царю, прославляему древле от всех,

Но тонущу в сквернах обильных!

Ответствуй, безумный, каких ради грех

Побил еси добрых и сильных?

Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,

Без счета твердыни врагов сражены?

Не их ли ты мужеством славен?

И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Придет возмездия час,

Писанием нас предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду лиях и лиях,

С тобой пред судьею предстану!»

Так Курбский писал Иоанну.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса заочного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кабардино-черкесский» язык Для студентов, обучающихся по специальности 03 12 00

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Кабардино-черкесский язык» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной дисциплины.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  6. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  8. Учебно-Методический комплекс по дисциплине «История мировых религий» для специальностей «История» 050114 «Международные отношения» 050202

    Учебно-методический комплекс
    УМК по дисциплине «История мировых религий предназначен для студентов специальности «История» и «Международные отношения». Включает в себя учебную программу (Syllabus), учебно-методические материалы по дисциплине: краткий конспект
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..